Современное состояние развития предпринимательства в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность индивидуального предпринимательства, предпринимательской среды, экономические, социальные и правовые условия, обеспечивающие экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, выявить преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства, определить тенденции развития предпринимательства в Республике Казахстан. В заключительной части исследования отражаются рекомендации по совершенствованию предпринимательской деятельности в РК. Таким образом, выбранная тема решает актуальные проблемы развития предпринимательства в современных условиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Предпринимательство: сущность, субъекты, важнейшие черты.……..……......5
2 Экономические, социальные и правовые условия предпринимательской
деятельности……………………………………………………………………….8
3 Индивидуальная трудовая деятельность в Республике Казахстан ….……......10
3.1 Индивидуальное предпринимательство: понятие, формы, порядок
регистрации ……………………………………………………………………..10
3.2 Права и обязанности субъектов частного предпринимательства.………….15
3.3 Преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства ……17
4 Государственная поддержка развития предпринимательства в РК ………….20
5 Современное состояние развития предпринимательства в РК ……………….25
Заключение ……………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Организация индивидуального предпринимальства в Республике Казахстан.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Поддержка малого бизнеса является краеугольным камнем государственной политики. Это закреплено в таких основополагающих документах, как «Стратегия Казахстана – 2030», «Стратегический план 2010» и «Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года». Вопросам дальнейшего укрепления предпринимательской среды уделено исключительное внимание в Послании Президента народу Казахстана.

Проведенный SWOT - анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года:

- отсутствие четко выраженных практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров;

- противоречивость законодательных и нормативных актов;

- проблемы доступа к финансовым источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового механизма);

- отсутствие эффективного механизма кооперации с крупными предприятиями, условий для развития франчайзинга;

- отсутствие у начинающих предпринимателей знаний и навыков работы в рыночных условиях, их правовая неосведомленность;

- бюрократизм, коррупция, вымогательство;

- слабость и фрагментарность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- жесткая налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах администрирования;

- повышенная чувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям;

- низкий уровень специализации малого предпринимательства, недостаточный уровень необходимого информационного обеспечения.

Принятые в последнее время  усилия со стороны государства по созданию нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства не решили проблем по созданию благоприятного климата для этого сектора экономики. В действующем законодательстве имеется расхождения в критериях определения субъектов малого бизнеса, что создало проблемы в получении реальных статистических данных, не говоря о стимулировании развития этого сектора экономики.

В налоговом законодательстве значительно  усилилось налоговое администрирование, без учета специфики субъектов малого бизнеса, что привело к значительному увеличению выплаты штрафов.

В стране действуют 11 тысяч актов  Правительства, около 3 тысяч приказов, зарегистрированных Министерством  юстиции, свыше 25 тысяч нормативных  актов, принятых на местном уровне. Немалая часть подзаконных актов противоречат действующим законам, да и в самих законах встречаются несоответствия, что создает большие трудности в повседневной работе. Периодически проводимые акции «Чиновник и предприниматель», хотя и способствовали выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корне решить эту проблему.

До сих пор нет развитой инфраструктуры поддержки малого бизнеса, что сказывается на темпах развития этого сектора экономики в стране.

Объединения предпринимателей оставляют  желать лучшего, чаще всего они предпочитают лоббировать интересы небольшой группы компаний. Это является решающим фактором того, что малый бизнес остается, в подавляющем большинстве торгово-посредническим.

Продолжают оставаться нерешенными  проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Высококвалифицированные консалтинговые услуги по вопросам регистрации, разработке бизнес-планов, оценке бизнес-идеи, анализу рынка, поиску партнеров, доступу к новым технологиям остаются по-прежнему недоступными для большого числа потенциальных предпринимателей.

Существенным ограничителем становления  производственной деятельности частных  предприятий выступает недоступность  финансовых средств. Невозможность использования ссудного капитала определяется, во-первых, тем, что кредит слабо обеспечен: собственной весомой недвижимости в первые годы функционирования большинство созданных предпринимательских структур не имеют, а уставный капитал, как правило, формируется ими в размере, не превышающем установленный государством минимальный уровень. К тому же велик риск его не возврата: сроки кредита исчисляются месяцами, а отдача, если речь идет о производстве, значительно отдалена во времени, к тому же скорость оборота капитала в этой сфере слабо корреспондируется с помесячной выплатой процентов, а реальная доходность продукции в силу инфляции и ограниченной платежеспособности покупателей зачастую не покрывает величину даже учетной ставки.

Таблица 1 – Статистические данные по количеству субъектов малого

предпринимательства на 2006-2007 гг.

№ п/п

Показатели

на 01.04. 06г.

на 01.04. 07г.

%

1

Количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов малого предпринимательства, единиц, в т.ч.:

758658

838359

110,5

2

- юридические

161902

177402

109,6

3

- физические

596756

660957

110,8

4

Количество  действующих хозяйствующих субъектов малого предпринимательства, единиц, в т.ч.:

567262

635218

115,2

5

- юридические

119769

113347

94,6

6

- физические

447493

521871

116,6

7

Численность занятых  субъектов малого бизнеса, человек

1520141

1645253

108,2

8

- юридические

553451

555914

100,4

9

- физические

966690

1089339

112,7

10

Объем выпуска продукции, млрд. тенге

1 234

1 532 

124.2

11

Кредиты, выданные субъектам  малого предпринимательства банками  второго уровня,  млрд. тенге

Доля в общем кредитовании,%

 

709 

 

 

17

 

1 152 

 

 

17

 

162,4


 

Анализ показывает, что, несмотря на незначительное увеличение объемов кредитования малого бизнеса, которые по состоянию на 1 марта 2005 г. составили 298,0 млрд. тенге, их доля в общем, объеме кредитов банков второго уровня не только не растет, но и снижается. Если в 2004 году доля финансирования субъектов малого бизнеса составляла 21,3%, то на 01.03.05 г. – 19,2%, на 1.04.06 г. – 17%. В части снижения ставок кредитования для субъектов малого бизнеса каких-либо положительных сдвигов не произошло.

Малозаметна государственная поддержка, являющаяся постоянно запаздывающей, т.е. не синхронизируемой с масштабами и качественными сдвигами в деятельности частного сектора, к тому же смещенная в части предоставления реальной финансовой помощи на региональный уровень, на котором бюджетных средств, стабильно не хватает на осуществление уже имеющихся ключевых хозяйственных и управленческих функций.

По данным Агентства по статистике Республики Казахстан на 1 апреля 2007 года было зарегистрировано 177 402 предприятий малого бизнеса (юридических лиц), из них действующие составили 113 347 или 63,9%. На 1 января 2005 года доля действующих предприятий составляла 71,2%. (зарегистрировано 145 087, действующих 103 291). При росте количества зарегистрированных предприятий за 2005-2007 годы на 32 315 или 22,3%, количество действующих субъектов увеличилось на 10 056 или 9,7%.

Рост по численности занятых  в малом бизнесе ежегодно замедлялся: если в 2002 году было создано 88 тысяч новых рабочих мест, то в 2003 году 27,8 тысяч рабочих мест, а в 2004 году 74,6 тысяч, при этом на 01.02.2005 г. количество занятых на предприятиях малого бизнеса сократилось на 62,8 тысяч. Только на 1.04.07 г. количество занятых на предприятиях малого бизнеса выросло на 125 тыс. человек.

Если рассматривать отраслевую структуру малого предпринимательства, то с начала 90-х годов она практически не менялась. Основная часть предпринимателей занимается торгово-посредническими услугами, промышленные предприятия занимают не более 13%.

Доля малого бизнеса в ВВП за последние годы остается на уровне 16-17%.

Увеличению масштабов и размеров чистого дохода частных производственных предприятий препятствуют высокие  транзакционные издержки, уровень которых  определяется факторами, не зависящими от самих предприятий. В их числе: трудности сбора рыночной информации о ценах спроса и предложения, протекционистские меры местных властей, защищающих интересы производителей на своих территориях, медленное осуществление банковских операций, противоречивость правовой базы, регламентирующей порядок проведения тех или иных хозяйственных операций и др.

Анализ предыдущих программ поддержки и развития предпринимательства (1999-2000 гг., 2001-2002 гг., 2004-2006 гг.) показал, что их реализация не обеспечила ожидаемое развитие субъектов малого бизнеса и поставленные показатели по количеству субъектов малого бизнеса, созданию новых рабочих мест и увеличению доли предпринимательства в ВВП не были достигнуты даже на половину.

Ежеквартальный рейтинг малого бизнеса, проводимой Агентством РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, позволила выявить определенную дифференциацию в уровнях развития малого предпринимательства по регионам Казахстана. К категории регионов с относительно высоким уровнем развития малого бизнеса можно отнести города Алматы и Астана, Костанайскую область. К категории регионов со средним уровнем развития малого предпринимательства входят Южно-Казахстанская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Северо-Казахстанская, Атырауская, Жамбылская, Кзыл-Ординская и Мангистауская области. Регионом с относительно низким уровнем развития этого сектора экономики можно считать Павлодарскую, Актюбинскую, Западно-Казахстанскую и Акмолинскую области. Мониторинг развития малого бизнеса по регионам второй группы (со средним уровнем) показал, что ведущие позиции по развитию предпринимательской деятельности в отраслях промышленности занимают Атырауская и Алматинская области.

 Очевидно, что вклад малого предпринимательства в экономику республики возрастает. Однако подъем происходит волнообразно, периоды роста сменяются спадом, затем вновь некоторое оживление, имеются существенные неиспользованные резервы. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что проблемы стоящие перед малым бизнесом и препятствующие его развитию в стране носят устойчивый характер и все, принимаемые до настоящего времени попытки решить их не увенчались успехом. Требуется углубление экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе международного опыта и опыта предыдущих лет.

Проведенный анализ состояния  и тенденций в развитии бизнеса  в Казахстане свидетельствует, что  предпринимательство – важнейшее направление развития экономики, и в настоящий момент его вклад в экономику республики становится всё более весомым. Однако, несмотря на то, что в целом, по республике, количество занятых в сфере повышается, а удельный вес к экономически активному населению остаётся ещё низким по сравнению с государствами с развитыми рыночными отношениями.

Одним из основных направлений государственной  поддержки предпринимательства  является реализация его механизма  через созданные инфраструктуры малого предпринимательства (фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы и т.д.). Анализ инфраструктуры показал, что отсутствуют страховые компании; лизинговые, аудиторские и консалтинговые фирмы. Предприниматели, в основном, ориентированы на мощную рыночную инфраструктуру таких городов, как Алматы, Астана и др.

 Одной из ключевых  форм совершенствования механизма  государственной поддержки предпринимательства  является внедрение в экономику  новых форм организации производства  и услуг, способных эффективно заменить прежние и которые должны стать основой для формирования среднего класса.

Поддержку субъектов предпринимательства, особенно в производственной сфере, лучше обеспечивать за счёт механизма  государственного заказа. Данный механизм может значительно расширить спектр стимулирующего воздействия государства.

Среди мер государственной поддержки  предпринимательства ключевое значение имеет помощь и содействие государства  в закреплении малого предпринимательства  за определенным рынком. Реализацию данного предложения можно обеспечить путем регулярной публикации перечня приоритетных видов производств, в развитии которых государство заинтересовано, и перечня регионов, которые оно хотело бы развивать.

Действенной мерой государственной  поддержки в одном направлении было бы предоставление преференций при размещении госзаказа на производство определенных видов товаров, работ и услуг из опубликованного списка.

Задачами программы  поддержки предпринимательства  в республике являются:

-определение приоритетных направлений развития бизнеса в отраслевом и региональном разрезе. Речь идет о создании частных и коллективных структур рыночной экономики в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции, производства товаров народного потребления, развития инновационной деятельности;

- формирование всех компонентов рыночной инфраструктуры в Казахстане как суверенном государстве (товарных, фондовых бирж, холдинговых, маклерских, брокерских, лизинговых, страховых, аудиторских компаний);

- создание и активная деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по поддержке новых экономических структур. Образование республиканских и местных фондов поддержки предпринимательства.

Все перечисленные меры по совершенствованию  государственной поддержки предпринимательства позволят в конечном итоге расширить сферы его деятельности и увеличить объёмы, а также окажут позитивное влияние на каждое конкретное предприятие.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых ля саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Информация о работе Современное состояние развития предпринимательства в РК