Современное состояние и направления развития факторингового рынка в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Факторинг – услуга для быстрорастущих компаний, которая позволяет им быть уверенными в своем завтрашнем дне. Целый ряд ныне крупных компаний вырос при помощи использования именно этой услуги, факторинг позволил им превратиться из небольших фирм в крупнейших производителей различной продукции.
Необходимо отметить, что факторинг, широко развитый на западе и делающий только первые шаги в России, является одним из немногих на сегодняшний день российских финансовых продуктов, направленных на действительную поддержку и развитие реального сектора экономики страны. Этот бизнес стоит на стыке интересов финансового и реального секторов экономики. В условиях нехватки оборотных средств факторинг становится жизненно необходимым для российского рынка товаров и услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность факторинга……………………………………6
Понятие и механизм факторинговых операций………………………………6
Виды факторинговых сделок………………………………………………….11
Глава 2. Особенности рынка факторинговых услуг в РФ……………………….15
2.1. Анализ современного рынка факторинговых услуг в РФ…………………..15
2.2. Проблемы и перспективы развития факторинговых услуг в РФ……….......21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Современное состояние и тенденции развития факторингового рынка в РФ.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

• рост интереса к реверсивному факторингу, при котором услуги факторинговой  компании необходимы дебитору, намеревающемуся  получить отсрочку платежа;

• активизация сегмента международного факторинга, на котором  работает все больше игроков. Доля экспортного факторинга в общем объеме международного факторинга в 1 полугодие 2009 года составила 77,9%, остальное приходится на импортный факторинг. По оценкам Эксперт РА доля международного факторинга в общем объеме денежных требований выросла с 1,7% в 2007 году до 2,0% в 2008 году;

• опережающий рост безрегрессного факторинга, доля которого на конец 2008 г. достигла 9,6% от общего объема сделок (в 2007 г.– 6,7%). В тоже время сохраняет  популярность факторинг с регрессом  в силу его менее высокой стоимости при развитии услуг по управлению дебиторской задолженностью даже без защиты от кредитных рисков;

• продолжающийся рост по оказанию упрощенного факторинга –  финансирования портфеля денежных требований без оказания всех прочих факторинговых  услуг («инвойс дискаунтинг»). Данная тенденция объясняется в основном тем, что на этот рынок входят коммерческие банки и некоторые небанковские организации, приступившие к «переупаковке» обычных кредитов на пополнение оборотных средств в дисконтирование инвойсов (денежных требований). Стоит отметить, что на текущий момент доля такого факторинга доминирует на российском рынке и будет сохраняться и, возможно, увеличиваться в ближайшие несколько лет.

Несмотря на увеличение числа факторинговых компаний, российский рынок характеризуется высокой концентрацией: на долю четырех крупнейших игроков в 2007 году приходилось 72,5% уступленных денежных требований. В 2008 году этот показатель снизился и составил 56,3%. Эксперты факторингового рынка отмечают, что в среднесрочной перспективе лидеры сохранят свои позиции, и концентрация останется высокой. Подобная концентрация наблюдается на всех рынках факторинга в Западной Европе17.

Большинство экспертов  сходятся во мнении, что основные игроки на российском рынке уже определены. Доминирующая доля принадлежит крупным банкам («Еврокоммерц», «Просвязьбанк», НФК) и их аффилированным структурам, ориентированным на крупных заемщиков с проверенной бизнес-моделью и низкими рисками, и специализированным факторинговым компаниям, работающим с малыми и средними предприятиями и предлагающим массовый продукт, ориентированный на широкую клиентскую базу.

Высокие темпы роста  привлекают на факторинговый рынок  новых игроков. Однако уровень концентрации также определяется существенными  барьерами для входа в отрасль, в числе которых следует отметить:

• доступные и недорогие  источники фондирования;

• технологии, позволяющие  предложить клиентам высокий уровень  сервиса;

• методологическую базу оценки кредитных рисков;

• развитию региональную сеть и квалифицированный персонал для освоения факторинговых услуг.

Итак, в настоящее время  рынок факторинговых услуг развивается  быстрыми темпами. Об этом свидетельствует, прежде всего, рост количества банков, успешно осуществляющих факторинговую деятельность. Несмотря на высокую стоимость данных услуг, они приобретают все большую популярность, т.к. факторинг является очень удобным инструментом финансирования. Факторинг способен учесть и удовлетворить требования всех его участников. Он является очень рискованным бизнесом, но в то же время и прибыльным, что позволяет  банкам развиваться и совершенствовать факторинговые операции.

 

2.2. Проблемы  и перспективы развития факторинговых  услуг в РФ

Анализ экономической  ситуации в нашей стране показывает, что спрос на факторинговые услуги в России продолжает превышать предложение. Это легко объясняется проблемой дефицита оборотных средств у поставщиков товаров и услуг. В то же время полный отказ от товарного кредитования своих контрагентов может привести (и уже приводит) к окончательному подрыву их ликвидности и, тем самым, к заметному сужению круга своих потенциальных покупателей, а значит, и к снижению объема продаж.

Наиболее существенной проблемой остается неготовность подавляющего большинства отечественных кредитных  институтов к развитию факторингового обслуживания. Основная проблема здесь чисто методологическая: факторинг в России относят то к кредитным, то к дисконтным, то к иным банковским операциям. Между тем факторинг не только не является частью банковского дела, но в его отношении некорректно вообще говорить об “операциях”, поскольку он представляет собой постоянное обслуживание, но лишь изредка разовые сделки. Все это требует специальных процедур принятия решений и управления рисками.

Вторая проблема –  это неготовность подавляющей части  банков страны к среднесрочным инвестициям  в новую для них отрасль  деятельности.

Среди серьезных правовых проблем, на слабом урегулировании отношений  факторинга, и сколько не самого договора факторинга, а больше отношений связанных с ним, в частности лицензирования факторинговой деятельности.

Выходом из этого положения  стало бы принятие федерального закона о факторинге, нормами которого бы более детально урегулированы отношения  по финансированию под уступку денежного требования. Кроме того, очевидно, что необходимо принятие нормативного акта, которым был бы регламентирован порядок лицензирования факторинговой деятельности.

В то же время говорить о низком уровне факторингового обслуживания не приходится, немногие существующие фактор-компании обеспечивают достаточно развитый сервис в соответствии с общемировыми стандартами, а в ряде случаев превосходят его.

Что же касается игроков  факторингового рынка, то их многообразие объясняется тем, что вопрос о субъекте факторинга не урегулирован до конца законодательно. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 825 гл. 43 устанавливает, что «в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида». Лицензирование различных видов деятельности осуществляется на основании Федерального Закона РФ № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности», который не содержит требования о лицензировании деятельности по предоставлению финансирования под уступку денежных требований. А в статье 18 указанного закона говорится о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей Закону о лицензировании, и подлежат приведению в соответствие с Законом о лицензировании18.

Таким образом, ГК РФ, введенный  в действие соответствующим федеральным законом, не должен противоречить Закону о лицензировании и подлежит приведению в соответствие с последним.

Кроме того, ст. 10 Федерального Закона РФ № 15-ФЗ от 26.01.1996 г. «О введении в действие части второй ГК РФ», говорит  о том, что до установления условий лицензирования деятельности финансовых агентов (статья 825 ГК РФ) сохраняется существующий порядок осуществления их деятельности. Однако «существующий порядок осуществления деятельности финансовых агентов» не был определен российским законодательством и после введения в действие второй части ГК РФ.

Таким образом, хотя на основании  ГК РФ и Закона о лицензировании на данный момент фактически нет необходимости  в каком-либо лицензировании факторинговой  деятельности, Факторы предпочитают не вступать в конфликт с решениями судебной власти. В связи с этим все Факторы, предоставляющие финансирование располагают банковской лицензией.

В то же время нерешенность этого вопроса связана, во многом и с тем, что среди участников рынка отсутствует однозначная позиция относительно юридической формы факторингового бизнеса. При этом рассматриваются два варианта: факторинговый бизнес должен вестись в составе банка или, по крайней мере, должен быть оформлен как банковский бизнес (при помощи банковской лицензии), или же факторинговые компании могут действовать самостоятельно, на основе специальных лицензий. Соответственно, в первом случае надзор за их деятельностью должен осуществлять ЦБ РФ, во втором случае — Минфин России.

В пользу того, что факторинговый бизнес должен развиваться в рамках банков говорят, прежде всего, соображения по управлению ликвидностью. Для факторов особенно актуален риск ликвидности, поскольку оборачиваемость финансирования в факторинге довольно сложна для прогнозирования. Вследствие этого, самостоятельные факторинговые компании вынуждены постоянно поддерживать значительную долю высоколиквидных, а, следовательно, низкодоходных активов. В конечном итоге это увеличивает себестоимость факторинговой услуги. В банке, для которого факторинг — не основной бизнес, риски ликвидности фактора практически незаметны и легко покрываются ликвидными активами банка.

Во-вторых, факторинг  в настоящее время является очень  привлекательным инструментом для  большинства банков, поскольку он предполагает использование краткосрочных кредитных ресурсов, которых у российских банков в избытке19.

Главной проблемой осуществления  факторинговой деятельности в банке  является отличная от кредитного подразделения  банка система принятия решений. В частности, работа с факторинговыми рисками требует специфического подхода, прежде всего скоринговых систем оценки. В большинстве банков такой системы нет, используется система оценки, близкая к кредитной. Другая проблема факторинга внутри банка – внутренняя конкуренция с кредитным подразделением. То есть факторинговые компании – прямые конкуренты банков. И поэтому внутри банка факторинг не может развиваться.

В перспективе и в  России объективные условия складываются в пользу того, чтобы факторинг  развивался в рамках специализированных компаний. Дело в том, что сейчас факторинг является приоритетным инструментом лишь для небольших банков, которым для конкуренции с крупными нужно развивать какие-то новые направления. И именно эти малые банки в контексте общей тенденции укрупнения банковской системы вытесняются с рынка. Сам тот факт, что факторинговая деятельность должна лицензироваться (банковской или собственной лицензией) и находиться под надзором определенного регулятора не вызывает сомнений у сторонников как «банковского», так и «самостоятельного» факторинга.

В целом факторинг  в России может рассматриваться  как очень перспективное в  виду своей высокой доходности направление  финансовых операций.

Конечно, отличия российского  факторинга от западного разительны – в том числе меньшее количество проводимых операций, недоработка законодательства и т.п. Тем не менее, не приходится говорить о подавляющем отставании, а темпы роста объемов факторинговых операций позволяют предположить будущие показатели на уровне общемировых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги, можно  сказать, что факторинг является сравнительно новой для нашей  страны системой улучшения ликвидности  и снижения финансового риска  при организации платежей. Факторинг – весьма эффективная форма кредитования оборотных средств поставщиков, так как по своей сути он включает инкассирование дебиторской задолженности поставщика, гарантию от кредитных рисков, от появления сомнительных долгов.

Мировая практика в области  проведения факторинга выработала множества  вариантов факторинговых соглашений, использование которых зависит от специфики факторинговых компаний и их клиентов.

В России факторинг не достиг того уровня, который имеется  в ряде стран с развитой рыночной экономикой, но  уже в настоящее время российский рынок стремительно растет. В последние два года объем факторинговых сделок ежегодно утраивался. Объем бизнеса факторинговых компаний и банков составляет порядка $5,5-5.7 млрд.

Развитие факторинга в нашей стране столкнулось с  множеством проблем, например, отсутствие ясного законодательства в отношении субъекта факторинга. Факторинговые компании и банки могут развиваться еще быстрее. Главное противоречие связано с лицензированием факторинговой деятельности.

Успех распространения  этой формы торгово-финансовой деятельности будет зависеть не только от общей экономической ситуации в стране, но и от интенсивности исследовательского поиска в области методологии банковского дела, от того, насколько активно будут происходить популяризация и усвоение необходимых знаний.

Ключевым преимуществом факторинга является то, что он доступен широкому кругу малых и средних компаний.

Наиболее популярен  факторинг у торговых компаний, которые используют его в основном из-за постоянно возникающего кассового разрыва и для привлечения новых клиентов-покупателей. Также к факторингу испытывают интерес предприятия с очень жесткой дисциплиной расчетов со своими поставщиками (как правило, иностранными или крупными российскими компаниями). Для них факторинг позволяет выстроить абсолютно четкую и прогнозируемую систему платежей.

Идеальная среда для  использования факторинга – торговля потребительскими товарами, причем воспользоваться этими услугами могут как непосредственные производители, так и оптовые компании.

Таким образом, можно  выделить основные факторы роста рынка факторинга:

  • благоприятная экономическая ситуация;
  • ненасыщенный спрос, прежде всего в регионах;
  • ненасыщенный спрос на нефинансовые (сервисные) составляющие факторинга;
  • неудовлетворенный спрос на международный факторинг.

Информация о работе Современное состояние и направления развития факторингового рынка в РФ