Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:20, курсовая работа
Факторинг – услуга для быстрорастущих компаний, которая позволяет им быть уверенными в своем завтрашнем дне. Целый ряд ныне крупных компаний вырос при помощи использования именно этой услуги, факторинг позволил им превратиться из небольших фирм в крупнейших производителей различной продукции.
Необходимо отметить, что факторинг, широко развитый на западе и делающий только первые шаги в России, является одним из немногих на сегодняшний день российских финансовых продуктов, направленных на действительную поддержку и развитие реального сектора экономики страны. Этот бизнес стоит на стыке интересов финансового и реального секторов экономики. В условиях нехватки оборотных средств факторинг становится жизненно необходимым для российского рынка товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность факторинга……………………………………6
Понятие и механизм факторинговых операций………………………………6
Виды факторинговых сделок………………………………………………….11
Глава 2. Особенности рынка факторинговых услуг в РФ……………………….15
2.1. Анализ современного рынка факторинговых услуг в РФ…………………..15
2.2. Проблемы и перспективы развития факторинговых услуг в РФ……….......21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..28
• рост интереса к реверсивному факторингу, при котором услуги факторинговой компании необходимы дебитору, намеревающемуся получить отсрочку платежа;
• активизация сегмента международного факторинга, на котором работает все больше игроков. Доля экспортного факторинга в общем объеме международного факторинга в 1 полугодие 2009 года составила 77,9%, остальное приходится на импортный факторинг. По оценкам Эксперт РА доля международного факторинга в общем объеме денежных требований выросла с 1,7% в 2007 году до 2,0% в 2008 году;
• опережающий рост безрегрессного
факторинга, доля которого на конец 2008
г. достигла 9,6% от общего объема сделок
(в 2007 г.– 6,7%). В тоже время сохраняет
популярность факторинг с регрессом
в силу его менее высокой стоимости пр
• продолжающийся рост по оказанию упрощенного факторинга – финансирования портфеля денежных требований без оказания всех прочих факторинговых услуг («инвойс дискаунтинг»). Данная тенденция объясняется в основном тем, что на этот рынок входят коммерческие банки и некоторые небанковские организации, приступившие к «переупаковке» обычных кредитов на пополнение оборотных средств в дисконтирование инвойсов (денежных требований). Стоит отметить, что на текущий момент доля такого факторинга доминирует на российском рынке и будет сохраняться и, возможно, увеличиваться в ближайшие несколько лет.
Несмотря на увеличение числа факторинговых компаний, российский рынок характеризуется высокой концентрацией: на долю четырех крупнейших игроков в 2007 году приходилось 72,5% уступленных денежных требований. В 2008 году этот показатель снизился и составил 56,3%. Эксперты факторингового рынка отмечают, что в среднесрочной перспективе лидеры сохранят свои позиции, и концентрация останется высокой. Подобная концентрация наблюдается на всех рынках факторинга в Западной Европе17.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что основные игроки на российском рынке уже определены. Доминирующая доля принадлежит крупным банкам («Еврокоммерц», «Просвязьбанк», НФК) и их аффилированным структурам, ориентированным на крупных заемщиков с проверенной бизнес-моделью и низкими рисками, и специализированным факторинговым компаниям, работающим с малыми и средними предприятиями и предлагающим массовый продукт, ориентированный на широкую клиентскую базу.
Высокие темпы роста привлекают на факторинговый рынок новых игроков. Однако уровень концентрации также определяется существенными барьерами для входа в отрасль, в числе которых следует отметить:
• доступные и недорогие источники фондирования;
• технологии, позволяющие предложить клиентам высокий уровень сервиса;
• методологическую базу оценки кредитных рисков;
• развитию региональную сеть и квалифицированный персонал для освоения факторинговых услуг.
Итак, в настоящее время
рынок факторинговых услуг
2.2. Проблемы
и перспективы развития
Анализ экономической ситуации в нашей стране показывает, что спрос на факторинговые услуги в России продолжает превышать предложение. Это легко объясняется проблемой дефицита оборотных средств у поставщиков товаров и услуг. В то же время полный отказ от товарного кредитования своих контрагентов может привести (и уже приводит) к окончательному подрыву их ликвидности и, тем самым, к заметному сужению круга своих потенциальных покупателей, а значит, и к снижению объема продаж.
Наиболее существенной
проблемой остается неготовность подавляющего
большинства отечественных
Вторая проблема – это неготовность подавляющей части банков страны к среднесрочным инвестициям в новую для них отрасль деятельности.
Среди серьезных правовых проблем, на слабом урегулировании отношений факторинга, и сколько не самого договора факторинга, а больше отношений связанных с ним, в частности лицензирования факторинговой деятельности.
Выходом из этого положения стало бы принятие федерального закона о факторинге, нормами которого бы более детально урегулированы отношения по финансированию под уступку денежного требования. Кроме того, очевидно, что необходимо принятие нормативного акта, которым был бы регламентирован порядок лицензирования факторинговой деятельности.
В то же время говорить о низком уровне факторингового обслуживания не приходится, немногие существующие фактор-компании обеспечивают достаточно развитый сервис в соответствии с общемировыми стандартами, а в ряде случаев превосходят его.
Что же касается игроков факторингового рынка, то их многообразие объясняется тем, что вопрос о субъекте факторинга не урегулирован до конца законодательно. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 825 гл. 43 устанавливает, что «в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида». Лицензирование различных видов деятельности осуществляется на основании Федерального Закона РФ № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности», который не содержит требования о лицензировании деятельности по предоставлению финансирования под уступку денежных требований. А в статье 18 указанного закона говорится о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей Закону о лицензировании, и подлежат приведению в соответствие с Законом о лицензировании18.
Таким образом, ГК РФ, введенный в действие соответствующим федеральным законом, не должен противоречить Закону о лицензировании и подлежит приведению в соответствие с последним.
Кроме того, ст. 10 Федерального Закона РФ № 15-ФЗ от 26.01.1996 г. «О введении в действие части второй ГК РФ», говорит о том, что до установления условий лицензирования деятельности финансовых агентов (статья 825 ГК РФ) сохраняется существующий порядок осуществления их деятельности. Однако «существующий порядок осуществления деятельности финансовых агентов» не был определен российским законодательством и после введения в действие второй части ГК РФ.
Таким образом, хотя на основании ГК РФ и Закона о лицензировании на данный момент фактически нет необходимости в каком-либо лицензировании факторинговой деятельности, Факторы предпочитают не вступать в конфликт с решениями судебной власти. В связи с этим все Факторы, предоставляющие финансирование располагают банковской лицензией.
В то же время нерешенность этого вопроса связана, во многом и с тем, что среди участников рынка отсутствует однозначная позиция относительно юридической формы факторингового бизнеса. При этом рассматриваются два варианта: факторинговый бизнес должен вестись в составе банка или, по крайней мере, должен быть оформлен как банковский бизнес (при помощи банковской лицензии), или же факторинговые компании могут действовать самостоятельно, на основе специальных лицензий. Соответственно, в первом случае надзор за их деятельностью должен осуществлять ЦБ РФ, во втором случае — Минфин России.
В пользу того, что факторинговый бизнес должен развиваться в рамках банков говорят, прежде всего, соображения по управлению ликвидностью. Для факторов особенно актуален риск ликвидности, поскольку оборачиваемость финансирования в факторинге довольно сложна для прогнозирования. Вследствие этого, самостоятельные факторинговые компании вынуждены постоянно поддерживать значительную долю высоколиквидных, а, следовательно, низкодоходных активов. В конечном итоге это увеличивает себестоимость факторинговой услуги. В банке, для которого факторинг — не основной бизнес, риски ликвидности фактора практически незаметны и легко покрываются ликвидными активами банка.
Во-вторых, факторинг в настоящее время является очень привлекательным инструментом для большинства банков, поскольку он предполагает использование краткосрочных кредитных ресурсов, которых у российских банков в избытке19.
Главной проблемой осуществления факторинговой деятельности в банке является отличная от кредитного подразделения банка система принятия решений. В частности, работа с факторинговыми рисками требует специфического подхода, прежде всего скоринговых систем оценки. В большинстве банков такой системы нет, используется система оценки, близкая к кредитной. Другая проблема факторинга внутри банка – внутренняя конкуренция с кредитным подразделением. То есть факторинговые компании – прямые конкуренты банков. И поэтому внутри банка факторинг не может развиваться.
В перспективе и в
России объективные условия
В целом факторинг в России может рассматриваться как очень перспективное в виду своей высокой доходности направление финансовых операций.
Конечно, отличия российского факторинга от западного разительны – в том числе меньшее количество проводимых операций, недоработка законодательства и т.п. Тем не менее, не приходится говорить о подавляющем отставании, а темпы роста объемов факторинговых операций позволяют предположить будущие показатели на уровне общемировых.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что факторинг является сравнительно новой для нашей страны системой улучшения ликвидности и снижения финансового риска при организации платежей. Факторинг – весьма эффективная форма кредитования оборотных средств поставщиков, так как по своей сути он включает инкассирование дебиторской задолженности поставщика, гарантию от кредитных рисков, от появления сомнительных долгов.
Мировая практика в области проведения факторинга выработала множества вариантов факторинговых соглашений, использование которых зависит от специфики факторинговых компаний и их клиентов.
В России факторинг не достиг того уровня, который имеется в ряде стран с развитой рыночной экономикой, но уже в настоящее время российский рынок стремительно растет. В последние два года объем факторинговых сделок ежегодно утраивался. Объем бизнеса факторинговых компаний и банков составляет порядка $5,5-5.7 млрд.
Развитие факторинга в нашей стране столкнулось с множеством проблем, например, отсутствие ясного законодательства в отношении субъекта факторинга. Факторинговые компании и банки могут развиваться еще быстрее. Главное противоречие связано с лицензированием факторинговой деятельности.
Успех распространения этой формы торгово-финансовой деятельности будет зависеть не только от общей экономической ситуации в стране, но и от интенсивности исследовательского поиска в области методологии банковского дела, от того, насколько активно будут происходить популяризация и усвоение необходимых знаний.
Ключевым преимуществом факторинга является то, что он доступен широкому кругу малых и средних компаний.
Наиболее популярен факторинг у торговых компаний, которые используют его в основном из-за постоянно возникающего кассового разрыва и для привлечения новых клиентов-покупателей. Также к факторингу испытывают интерес предприятия с очень жесткой дисциплиной расчетов со своими поставщиками (как правило, иностранными или крупными российскими компаниями). Для них факторинг позволяет выстроить абсолютно четкую и прогнозируемую систему платежей.
Идеальная среда для использования факторинга – торговля потребительскими товарами, причем воспользоваться этими услугами могут как непосредственные производители, так и оптовые компании.
Таким образом, можно выделить основные факторы роста рынка факторинга:
Информация о работе Современное состояние и направления развития факторингового рынка в РФ