Современное состояние и направления развития факторингового рынка в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Факторинг – услуга для быстрорастущих компаний, которая позволяет им быть уверенными в своем завтрашнем дне. Целый ряд ныне крупных компаний вырос при помощи использования именно этой услуги, факторинг позволил им превратиться из небольших фирм в крупнейших производителей различной продукции.
Необходимо отметить, что факторинг, широко развитый на западе и делающий только первые шаги в России, является одним из немногих на сегодняшний день российских финансовых продуктов, направленных на действительную поддержку и развитие реального сектора экономики страны. Этот бизнес стоит на стыке интересов финансового и реального секторов экономики. В условиях нехватки оборотных средств факторинг становится жизненно необходимым для российского рынка товаров и услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность факторинга……………………………………6
Понятие и механизм факторинговых операций………………………………6
Виды факторинговых сделок………………………………………………….11
Глава 2. Особенности рынка факторинговых услуг в РФ……………………….15
2.1. Анализ современного рынка факторинговых услуг в РФ…………………..15
2.2. Проблемы и перспективы развития факторинговых услуг в РФ……….......21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Современное состояние и тенденции развития факторингового рынка в РФ.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Процесс организации  факторингового обслуживания в каждом конкретном случае имеет свои специфические  особенности, зависящие от множества  факторов, которые и определяют вид  факторинга. Однако если рассматривать  типовой механизм факторинговой операции, то его можно свести к следующему.

В осуществлении факторинговой  сделки участвуют три стороны:

• фактор – посредник, в качестве которого может выступать  коммерческий банк или специализированная факторинговая компания;

• поставщик;

• покупатель.

 

         Рис. 1. Схема факторингового обслуживания7

1.  Договор купли  – продажи; 

2.  Поставка товара;

3.  Договор о факторинге;

4.  Факторинговые платежи; 

5.  Оплата за поставленный  товар; 

6.  Комиссионное вознаграждение.

Поставщик получает  определенную сумму (меньше всей стоимости товара) непосредственно от обслуживающей  ее факторинговой фирмы в момент отгрузки товара   покупателю,    до   оплаты   ее   покупателем   и   лишь   часть   суммы выплачивается   в   течение   определенного   оговоренного   в   договоре   срока.

Неполная  оплата  счетов  в  момент  их  приобретения служит  для факторинговой фирмы    гарантией    от    возможных    убытков    в    связи    с    какими-либо обстоятельствами.

Также банк-фактор в рамках осуществления факторинговых операций кроме предоставления  кредита  своим  клиентам  осуществляет  полное  факторинговое обслуживание – бухгалтерское,    информационное,    сбытовое,    страховое, юридическое, – которое   включает   обработку   счетов   клиента,   контроль   за соблюдением  сроков  платежей,  финансовые  консультации,  защиту  интересов клиента  при неплатежеспособности его должников,  что является отличительной особенностью данного вида операции8.

Финансовые   отношения   в   рамках   факторинга  закрепляются   договором факторинга,    в    котором   определяется    конкретный   вид   финансирования, отражающий интересы сторон в рамках действующего законодательства.

 

1.2.Виды факторинговых  сделок

В основе факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых требований факторинговой компании (в том числе банку-фактору), что является общим элементом для всех видов факторинга, описанных ниже. Факторинговые операции банков классифицируются по некоторым признакам9:

1) По территориальному  признаку:

  • внутренние – форма факторинговой услуги, при которой поставщик и его клиент, то есть стороны по договору купли-продажи, а также банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в одной и той же стране;
  • международные – форма факторинговой услуги, при которой поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортёр заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определённого круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране).

2) По видам операций:

  • открытые – форма факторинговой услуги, при которой должник уведомлен о том, что поставщик переуступает счета фактуры факторинговой компании. Уведомление  осуществляется путём надписи на счёте-фактуре о том, что правопреемником по возникающему долгу является определённый банк и платить следует в его пользу.
  • взаимные (двухфакторные) – форма факторинговой услуги, при которой во время обслуживания банк передаёт определённый объём работ факторинговой компании, действующей на стороне импортёра. В свою очередь банк будет действовать в своей стране по поручению иностранной факторинговой компании. Экспортёру достаточно заключить соглашение только с банком, в котором он обслуживается. Этот вид факторинга характеризуется большим количеством издержек по сравнению с прямым факторингом, особенно если экспортёр выставляет значительное число счетов на небольшие суммы.
  • полного обслуживания – форма факторинговой услуги, при которой с постоянно обслуживаемым клиентом может быть заключён договор полного факторингового обслуживания, предлагающий полную защиту его интересов, гарантированный приток средств, управление кредитом, учёт реализации, кредитование в форме предварительной оплаты долгов (за минусом издержек).

3) По моменту финансирования:

  • в форме предварительно оплаты – форма факторинговой услуги, при которой предварительная оплата 100% суммы факторинговой сделки допускается в исключительных случаях во избежание осложнения при возникновении споров и ошибок в расчётах и оплата может быть произведена полностью или частично. В данном случае банк покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счёте на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т. п. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.
  • к определённой дате – форма факторинговой услуги, при которой оплата к определённой дате предполагает, что банк незамедлительно платит поставщику сумму или часть суммы акцептованных плательщиком платёжных требований за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Остальную часть суммы (за вычетом комиссионного вознаграждения) банк уплачивает после поступления средств от плательщика. Плательщик должен перечислить в пользу банка сумму долга и пеню за просрочку платежа.

4) По праву регресса:

  • с правом регресса – форма факторинговой услуги с правом обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, т.е. кредитными рисками. При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им факторинговой компании. Последняя может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную, достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска. Однако гарантированный для поставщика и своевременный приток денежных средств может обеспечиваться только при заключении соглашения без права регресса. Необходимо, правда, отметить, что, если долговое требование признано недействительным (например, если поставщик отгрузил клиенту не заказанный им товар и переуступил выставленный за него счет компании), факторинговая компания в любом случае имеет право регресса к поставщику.
  • без права регресса – форма факторинговой услуги без права регресса, когда банк берёт на себя риск неплатежей плательщиками, состав которых он предварительно одобрил. Однако если долговое требование признано недействительным, то банк имеет право регресса к поставщику. Повышенный риск банк компенсирует увеличением тарифа за факторинговые операции.

Таким образом, факторинг, хоть и является четко определённой операцией, подразделяется на ряд видов, что способствует его специализации  и применению в той или иной области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Обзор  рынка факторинговых услуг в РФ

2.1. Анализ современного  рынка факторинговых услуг в  РФ

Факторинг в России насчитывает  уже более двадцати лет. Первые попытки осуществления факторинговых операций имели место еще в 1988 году. Ряд банков, например, «Промстройбанк» и «Жилсоцбанк», предлагали факторинговые услуги, которые состояли в заключении договора одновременно с поставщиком и покупателем, предполагающего всего лишь переуступку просроченной дебиторской задолженности факторинговому отделу. Подобные факторинговые операции носили разовый характер.

В 1992 году, после выхода федерального закона «О банках и банковской деятельности», факторинг получил  официальный статус банковской сделки. Но до самого конца 90-х годов факторинг  в России, по сути, находился в «зародышевом» состоянии. Потенциальные потребители факторинговых услуг видели в них, прежде всего, возможность получить «легкое» финансирование без залогового обеспечения, а банки – излишнюю трудоемкость и капиталоемкость внедрения.

Развитие отечественного факторинга связано с созданием и функционированием Национальной Факторинговой Компании (НФК). На сегодняшний день НФК – лидер факторинговой отрасли. Становление Компании началось в 1999 году, когда в составе АБ «ИБГ НИКойл» было выделено Управление факторинга, которое в дальнейшем было преобразовано в Бизнес Направление Факторингового Обслуживания (БНФО). В 2003 году на базе БНФО был создан самостоятельно функционирующий специализирующийся на факторинговых операциях банк. Таким образом, НФК стала первой в России компанией с банковской лицензией, профессионально занимающейся исключительно факторингом, как это принято в международной практике. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» НФК занимает 3-е место по итогам 2007-го года среди российских факторов по объему уступленных денежных требований и по размеру предоставленного за год финансирования10. По объему операций безрегрессного факторинга НФК является лидером на рынке. Кроме того, «Эксперт РА» присвоило рейтинг надежности и качества услуг НФК на уровне A++, что является наивысшим уровнем надежности и качества услуг.

Лидерами на российском рынке факторинга (помимо НФК) на данный момент являются МФК «ТРАСТ» (занимающая первое место  по размеру филиальной сети), «КБ  «Русский Банк Развития», «Промсвязьбанк», компания «Еврокоммерц» (лидер 2007-го года по количеству заключенных договоров), компании «Северная Казна» и «Петрокоммерц» и т.д.

Российский рынок факторинговых  услуг стремительно развивается и к 2007 году обслуженный объем денежных требований достиг 8,6 млрд. евро и составил 1,1% ВВП. В 2008 году обслуженный объем денежных требований составил 15,9 млрд. евро, продемонстрировав 85% рост год к году11.

Рис. 2. Динамика развития рынка факторинга в 2003-2008 гг.12

Рис. 3. Соотношение объема факторинговых сделок к ВВП по странам в 2008 году13

 

К факторам, свидетельствующим о высоком потенциале российского рынка факторинговых услуг, также можно отнести14

• В настоящее время РФ уступает другим европейским страна по доле объемов уступленных прав денежных требований в ВВП, что позволяет  ожидать сохранения высоких темпов роста российского факторингового рынка в среднесрочной перспективе;

• Концентрация факторинговых  сделок в Москве, где в 2007 году было сосредоточено 57,7% рынка в стоимостном выражении (в 1 полугодии 2008 г. – 51,58%) и более 2/3 игроков рынка. Спрос в регионах не насыщен и их доля в портфелях факторинговых компаний будет расти;

• Низкая доля факторинга без регресса. По оценкам Эксперт  РА, в 2007 году безрегрессный факторинг составлял 9,6% переуступленных прав требований. Вместе с тем, факторинг без регресса по сравнению с рынком в целом растет опережающими темпами как по объему сделок, так и по числу клиентов на обслуживании;

• Продолжающийся рост осведомленности потенциальных клиентов о факторинге и его преимуществах,  в том числе за счет системных усилий игроков рынка, направленных на популяризацию факторинговых услуг;

• Возрастающий спрос  на факторинговые услуги со стороны  предприятий малого и среднего бизнеса;

• Ненасыщенный рост на сервисные составляющие факторинга;

• Растущий интерес к  факторингу со стороны финансовых институтов, как российских, так и иностранных.

В настоящее время в отраслевой структуре факторинговых компаний преобладают предприятия оптовой торговли и обрабатывающие производства (соответственно 70,8% и 22,9% в 2008 году и 68,7% и 26,4% в первом полугодии 2009 года)15.

Рис. 4. Отраслевая структура  факторинговых компаний по объему уступленных  требований в 2008 году16.

 

Доминирующими среди них являются компании, ориентированные на торговлю товарами народного потребления. Структура мало изменилась по сравнению с 2007 годом, когда на предприятия оптовой торговли приходилось 68,8%, на обрабатывающие производства – 25,3%. Оптовая торговля остается наиболее перспективным сегментом факторингового рынка, главным образом, за счет практики расчетов с отсрочкой платежа, а также за счет динамичного роста и динамичной конкуренции.

К основным тенденциям современного этапа на российском рынке факторинга следует отнести:

• высокие темпы роста  рынка и активная популяризация  факторинговых услуг;

• увеличение объемов услуг для малого и среднего бизнеса. Небольшие предприятия зачастую не могут воспользоваться услугами факторинговых компаний ввиду отсутствия кредитной истории и/или в связи с недостаточным уровнем организации управления внутренними бизнес-процессами. Вместе с тем, по мере развития механизмов оценки кредитного риска в РФ, сегмент малых и средних предприятий, по-видимому, будет демонстрировать уверенный рост. По данным Эксперт РА, в 1 полугодие 2009 года доля оборота, относящаяся к крупному бизнесу, снизилась до 40,9%, а доля предприятий малого и среднего бизнеса увеличилась до 51,9% (в 2008 году эти доли составили соответственно 44,2% и 55,8%);

Информация о работе Современное состояние и направления развития факторингового рынка в РФ