Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:20, курсовая работа
Факторинг – услуга для быстрорастущих компаний, которая позволяет им быть уверенными в своем завтрашнем дне. Целый ряд ныне крупных компаний вырос при помощи использования именно этой услуги, факторинг позволил им превратиться из небольших фирм в крупнейших производителей различной продукции.
Необходимо отметить, что факторинг, широко развитый на западе и делающий только первые шаги в России, является одним из немногих на сегодняшний день российских финансовых продуктов, направленных на действительную поддержку и развитие реального сектора экономики страны. Этот бизнес стоит на стыке интересов финансового и реального секторов экономики. В условиях нехватки оборотных средств факторинг становится жизненно необходимым для российского рынка товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность факторинга……………………………………6
Понятие и механизм факторинговых операций………………………………6
Виды факторинговых сделок………………………………………………….11
Глава 2. Особенности рынка факторинговых услуг в РФ……………………….15
2.1. Анализ современного рынка факторинговых услуг в РФ…………………..15
2.2. Проблемы и перспективы развития факторинговых услуг в РФ……….......21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..28
Процесс организации факторингового обслуживания в каждом конкретном случае имеет свои специфические особенности, зависящие от множества факторов, которые и определяют вид факторинга. Однако если рассматривать типовой механизм факторинговой операции, то его можно свести к следующему.
В осуществлении факторинговой сделки участвуют три стороны:
• фактор – посредник, в качестве которого может выступать коммерческий банк или специализированная факторинговая компания;
• поставщик;
• покупатель.
1. Договор купли – продажи;
2. Поставка товара;
3. Договор о факторинге;
4. Факторинговые платежи;
5. Оплата за поставленный товар;
6. Комиссионное вознаграждение.
Поставщик получает определенную сумму (меньше всей стоимости товара) непосредственно от обслуживающей ее факторинговой фирмы в момент отгрузки товара покупателю, до оплаты ее покупателем и лишь часть суммы выплачивается в течение определенного оговоренного в договоре срока.
Неполная оплата счетов в момент их приобретения служит для факторинговой фирмы гарантией от возможных убытков в связи с какими-либо обстоятельствами.
Также банк-фактор в рамках
осуществления факторинговых
Финансовые отношения в рамках факторинга закрепляются договором факторинга, в котором определяется конкретный вид финансирования, отражающий интересы сторон в рамках действующего законодательства.
1.2.Виды факторинговых сделок
В основе факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых требований факторинговой компании (в том числе банку-фактору), что является общим элементом для всех видов факторинга, описанных ниже. Факторинговые операции банков классифицируются по некоторым признакам9:
1) По территориальному признаку:
2) По видам операций:
3) По моменту финансирования:
4) По праву регресса:
Таким образом, факторинг, хоть и является четко определённой операцией, подразделяется на ряд видов, что способствует его специализации и применению в той или иной области.
Глава 2. Обзор рынка факторинговых услуг в РФ
2.1. Анализ современного рынка факторинговых услуг в РФ
Факторинг в России насчитывает уже более двадцати лет. Первые попытки осуществления факторинговых операций имели место еще в 1988 году. Ряд банков, например, «Промстройбанк» и «Жилсоцбанк», предлагали факторинговые услуги, которые состояли в заключении договора одновременно с поставщиком и покупателем, предполагающего всего лишь переуступку просроченной дебиторской задолженности факторинговому отделу. Подобные факторинговые операции носили разовый характер.
В 1992 году, после выхода федерального закона «О банках и банковской деятельности», факторинг получил официальный статус банковской сделки. Но до самого конца 90-х годов факторинг в России, по сути, находился в «зародышевом» состоянии. Потенциальные потребители факторинговых услуг видели в них, прежде всего, возможность получить «легкое» финансирование без залогового обеспечения, а банки – излишнюю трудоемкость и капиталоемкость внедрения.
Развитие отечественного факторинга связано с созданием и функционированием Национальной Факторинговой Компании (НФК). На сегодняшний день НФК – лидер факторинговой отрасли. Становление Компании началось в 1999 году, когда в составе АБ «ИБГ НИКойл» было выделено Управление факторинга, которое в дальнейшем было преобразовано в Бизнес Направление Факторингового Обслуживания (БНФО). В 2003 году на базе БНФО был создан самостоятельно функционирующий специализирующийся на факторинговых операциях банк. Таким образом, НФК стала первой в России компанией с банковской лицензией, профессионально занимающейся исключительно факторингом, как это принято в международной практике. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» НФК занимает 3-е место по итогам 2007-го года среди российских факторов по объему уступленных денежных требований и по размеру предоставленного за год финансирования10. По объему операций безрегрессного факторинга НФК является лидером на рынке. Кроме того, «Эксперт РА» присвоило рейтинг надежности и качества услуг НФК на уровне A++, что является наивысшим уровнем надежности и качества услуг.
Лидерами на российском рынке факторинга (помимо НФК) на данный момент являются МФК «ТРАСТ» (занимающая первое место по размеру филиальной сети), «КБ «Русский Банк Развития», «Промсвязьбанк», компания «Еврокоммерц» (лидер 2007-го года по количеству заключенных договоров), компании «Северная Казна» и «Петрокоммерц» и т.д.
Российский рынок
Рис. 2. Динамика развития рынка факторинга в 2003-2008 гг.12
Рис. 3. Соотношение объема факторинговых сделок к ВВП по странам в 2008 году13
К факторам, свидетельствующим
• В настоящее время РФ уступает другим европейским страна по доле объемов уступленных прав денежных требований в ВВП, что позволяет ожидать сохранения высоких темпов роста российского факторингового рынка в среднесрочной перспективе;
• Концентрация факторинговых сделок в Москве, где в 2007 году было сосредоточено 57,7% рынка в стоимостном выражении (в 1 полугодии 2008 г. – 51,58%) и более 2/3 игроков рынка. Спрос в регионах не насыщен и их доля в портфелях факторинговых компаний будет расти;
• Низкая доля факторинга без регресса. По оценкам Эксперт РА, в 2007 году безрегрессный факторинг составлял 9,6% переуступленных прав требований. Вместе с тем, факторинг без регресса по сравнению с рынком в целом растет опережающими темпами как по объему сделок, так и по числу клиентов на обслуживании;
• Продолжающийся рост осведомленности потенциальных клиентов о факторинге и его преимуществах, в том числе за счет системных усилий игроков рынка, направленных на популяризацию факторинговых услуг;
• Возрастающий спрос на факторинговые услуги со стороны предприятий малого и среднего бизнеса;
• Ненасыщенный рост на сервисные составляющие факторинга;
• Растущий интерес к факторингу со стороны финансовых институтов, как российских, так и иностранных.
В настоящее время в отраслевой структуре факторинговых компаний преобладают предприятия оптовой торговли и обрабатывающие производства (соответственно 70,8% и 22,9% в 2008 году и 68,7% и 26,4% в первом полугодии 2009 года)15.
Рис. 4. Отраслевая структура факторинговых компаний по объему уступленных требований в 2008 году16.
Доминирующими среди них являются компании, ориентированные на торговлю товарами народного потребления. Структура мало изменилась по сравнению с 2007 годом, когда на предприятия оптовой торговли приходилось 68,8%, на обрабатывающие производства – 25,3%. Оптовая торговля остается наиболее перспективным сегментом факторингового рынка, главным образом, за счет практики расчетов с отсрочкой платежа, а также за счет динамичного роста и динамичной конкуренции.
К основным тенденциям современного этапа на российском рынке факторинга следует отнести:
• высокие темпы роста рынка и активная популяризация факторинговых услуг;
• увеличение объемов услуг для малого и среднего бизнеса. Небольшие предприятия зачастую не могут воспользоваться услугами факторинговых компаний ввиду отсутствия кредитной истории и/или в связи с недостаточным уровнем организации управления внутренними бизнес-процессами. Вместе с тем, по мере развития механизмов оценки кредитного риска в РФ, сегмент малых и средних предприятий, по-видимому, будет демонстрировать уверенный рост. По данным Эксперт РА, в 1 полугодие 2009 года доля оборота, относящаяся к крупному бизнесу, снизилась до 40,9%, а доля предприятий малого и среднего бизнеса увеличилась до 51,9% (в 2008 году эти доли составили соответственно 44,2% и 55,8%);
Информация о работе Современное состояние и направления развития факторингового рынка в РФ