Современное состояние и направления развития факторингового рынка в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Факторинг – услуга для быстрорастущих компаний, которая позволяет им быть уверенными в своем завтрашнем дне. Целый ряд ныне крупных компаний вырос при помощи использования именно этой услуги, факторинг позволил им превратиться из небольших фирм в крупнейших производителей различной продукции.
Необходимо отметить, что факторинг, широко развитый на западе и делающий только первые шаги в России, является одним из немногих на сегодняшний день российских финансовых продуктов, направленных на действительную поддержку и развитие реального сектора экономики страны. Этот бизнес стоит на стыке интересов финансового и реального секторов экономики. В условиях нехватки оборотных средств факторинг становится жизненно необходимым для российского рынка товаров и услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность факторинга……………………………………6
Понятие и механизм факторинговых операций………………………………6
Виды факторинговых сделок………………………………………………….11
Глава 2. Особенности рынка факторинговых услуг в РФ……………………….15
2.1. Анализ современного рынка факторинговых услуг в РФ…………………..15
2.2. Проблемы и перспективы развития факторинговых услуг в РФ……….......21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Современное состояние и тенденции развития факторингового рынка в РФ.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Факультет мировой экономики  и финансов

Кафедра мировой и  региональной экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФАКТОРИНГОВОГО РЫНКА В РФ

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы МЭ-061

Спирина Анастасия Викторовна

 

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Кудряшова Инна Владимировна

 

 

 

Волгоград 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Экономическая сущность факторинга……………………………………6

    1. Понятие и механизм факторинговых операций………………………………6
    2. Виды факторинговых сделок………………………………………………….11

Глава 2. Особенности рынка факторинговых услуг в РФ……………………….15

2.1. Анализ современного  рынка факторинговых услуг в  РФ…………………..15

2.2. Проблемы и перспективы развития факторинговых услуг в РФ……….......21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность курсового  исследования. Целью факторингового обслуживания является создание для поставщиков товаров и услуг благоприятных условий товарного кредитования покупателей, что помогает решать проблему обеспечения производителя оборотными средствами. Факторинговые операции получают все большее распространение во всем мире, в том числе и в Российской Федерации.

Создана и действует  целая факторинговая индустрия, имеющая черты глобального сектора  мирового финансового рынка и  насчитывающая более 1000 факторинговых  компаний и банков, которая является самым быстрорастущим сектором финансового бизнеса.

Факторинг – услуга для  быстрорастущих компаний, которая позволяет  им быть уверенными в своем завтрашнем дне. Целый ряд ныне крупных компаний вырос при помощи использования  именно этой услуги, факторинг позволил им превратиться из небольших фирм в крупнейших производителей различной продукции.

Необходимо отметить, что факторинг, широко развитый на западе и делающий только первые шаги в  России, является одним из немногих на сегодняшний день российских финансовых продуктов, направленных на действительную поддержку и развитие реального сектора экономики страны. Этот бизнес стоит на стыке интересов финансового и реального секторов экономики. В условиях нехватки оборотных средств факторинг становится жизненно необходимым для российского рынка товаров и услуг.

Проблемы, связанные с  развитием факторинга, приобретают  в последние годы большое значение для российской деловой практики и нуждаются в глубоком изучении.

Вследствие относительной  новизны этого вида экономических  отношений для российского бизнеса и отсутствия нормативной базы, соответствующей быстрорастущим потребностям их развития,  стала очевидной необходимость научного комплексного исследования факторинга.

Сдерживающим фактором развития факторинга в России является  несовершенство самой кредитно-финансовой системы. Прежде всего, это относится к чрезвычайно высоким ставкам рефинансирования, обуславливающим комиссионную ставку за факторинговое обслуживание. Их снижение будет способствовать росту доступности факторинга для большинства нуждающихся в этом финансовом продукте российских компаний.

Целесообразность и  эффективность применения данного  финансового инструмента определяется условиями функционирования хозяйствующих  субъектов. Для предприятия, продающего денежные требования, факторинг является способом ускорения оборота денежных средств путём получения досрочной оплаты за поставленные товары (работы, услуги). Потребность в тщательном анализе эффективности осуществления факторинговой сделки для всех ее участников будет способствовать дальнейшему развитию рынка факторинговых услуг в нашей стране.

Актуальность, новизна, многоаспектность и недостаточная проработанность  ряда вопросов, связанных с осуществлением факторинговых операций, обусловили потребность научного осмысления и всестороннего анализа факторинга. Необходимость исследования проблемы развития факторинга в России и оценки современного состояния рынка факторинговых услуг в РФ предопределили выбор темы, цель, задачи, структуру и содержание курсового исследования.

Степень разработанности проблемы. За рубежом факторинг на протяжении нескольких десятилетий является предметом исследования экономистов. В их числе Бикерс М., Сэлинджер Ф., Чессер Д. и др. В России в разные годы проблемы факторинга исследовались Бекларяном Л.А., Гвоздевым Б.З., Жуковым Е.Ф., Ивасенко А.Г., Курбатовым С.Ю., Лебедевым А.В., Лефелем А.О., Никифоровым А.В., Новоселовой Л.А., Покаместовым И.Е., Приходько А.А., Чижом М.Д. и другими авторами.

Специфика факторинговой  деятельности, относительная «молодость» этого сегмента финансового рынка в качестве предмета интересов российских теоретиков и практиков, недостаточная разработанность проблемы и ее практическая значимость обусловливают необходимость продолжения исследований в области факторинговых услуг.

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является комплексный анализ состояния рынка факторинговых услуг в РФ.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

  • раскрыть экономическую сущность факторинга;
  • показать механизм факторинговых операций;
  • рассмотреть формы и виды факторинговых сделок;
  • исследовать место и роль факторинговых операций в системе кредитных отношений;
  • проанализировать современны рынок факторинговых услуг в РФ;
  • показать проблемы и перспективы развития факторингового рынка в РФ.

Методологической  основой курсового исследования являются исторический, графический, сравнительный методы анализа, а также метод абсолютных и относительных показателей.

Объект исследования – процессы на отечественном рынке факторинговых услуг в современных условиях.

Предмет исследования – экономические отношения между различными субъектами в ходе переуступки долговых обязательств.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (в каждой 2 параграфа), заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая сущность факторинга

1.1. Понятие  и механизм факторинговых операций

Термин «факторинг»  от английского «factor» - посредник, агент.

В настоящее время  существует множество определений  понятия факторинг.

Факторинг – это финансовая комиссионная операция по переуступке дебиторской задолженности факторинговой компании с целью:

  • незамедлительного получения большей части платежа;
  • гарантии полного погашения задолженности;
  • снижения расходов по ведению счетов1.

Факторинг – это комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа2.

Факторинг представляет собой род комиссионно-посреднических услуг, оказываемых специализированной организацией-фактором или коммерческим банком клиенту – юридическому лицу, которое по тем или иным причинам не может или не хочет самостоятельно добиваться возвращения сумм, которые ему должны его дебиторы, и в силу этого готово уступить свои права на такие суммы факторской компании (банку-фактору) и получить за это меньшие деньги немедленно, что означает своеобразное кредитование его оборотного капитала3.

Другими словами, с экономической  точки зрения факторинг – это  торговля долговыми обязательствами (разновидность учётных операций). Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных платёжных требований, возникающих из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов. Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факторинговая компания, должен располагать оборотным фондом факторинга – определённым объёмом денег, находящимся в распоряжении соответствующего подразделения банка.

Факторинг важен в  первую очередь для мелких и средних  предприятий и организаций, стремящихся  увеличить объёмы своих продаж или  заинтересованных в освоении новых  рынков сбыта своей продукции. Услуги банка-фактора привлекательны и  для предприятий, в общем торговом обороте которых удельный вес экспорта невелик и которым в силу этого невыгодно держать специальный штат работников, занятых обработкой внешнеторговой документации, заниматься вопросами получения выручки от поставленных товаров на экспорт и валютными проблемами. Кроме того, мелкие и средние предприятия и организации часто испытывают большие или маленькие трудности при получении банковских кредитов. Для них использование факторинга может оказаться приемлемым способом решения их проблем.

Факторинг на практике включает в себя следующие укрупнённые виды операций: кредитование сбыта, принятие риска неплатежа, бухгалтерский учёт дебиторов, контроль и инкассацию задолженности, статистику продаж и другое4.

Основные экономические  достоинства факторинга для клиента5:

  • увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
  • превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
  • возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
  • независимость и свобода от соблюдения или несоблюдения дебиторами сроков платежей;
  • возможность расширения оборотов;
  • экономия собственного капитала;
  • улучшение финансового планирования.

Целями факторинга являются своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь от просроченного  платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении бухгалтерского учёта, увеличении оборота и прибыльности.

Таким образом, основу факторинговой (факторской) операции составляет покупка (учёт) у своего клиента-поставщика (продавца) счёта-фактуры, неоплаченного контрагентом поставщика – покупателем (должником). Банк покупает счёт-фактуру на основе договора с поставщиком с условием немедленной оплаты значительной части (до 80%) стоимости поставки и выплаты оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку независимо от того, перечислит деньги покупатель (должник) или нет.

В основе стоимости услуг  банка-фактора лежит его комиссионное вознаграждение, состоящее из двух элементов6:

1) Комиссионной платы  за обслуживание. Комиссия взимается за освобождение клиента от необходимости своими силами вести учёт, страховаться от сомнительных долгов и рассчитывается как определённый процент от суммы счетов-фактур. Размер платы может меняться в зависимости от масштабов деятельности поставщика и надёжности его контрактов, а также от экспертной оценки банком степени риска неплатежа и трудности взимания средств с покупателей;

2) Платы за предоставление  средств в кредит. Её размер  определяется на основе ежедневного  дебетового сальдо на счёте  поставщика за период между получением средств от банка и датой поступления платежа от плательщика. Процент за такой кредит обычно выше процента за стандартные краткосрочные кредиты, что позволяет компенсировать дополнительные затраты и риск банка.

С учётом этого основными элементами дохода банка-фактора являются:

  • процент за кредит;
  • проценты от оборота;
  • факторинговые комиссии за пакет услуг (инкассо, ведение бухгалтерии, напоминания) в процентах от общей стоимости учтённых счетов фактур и в зависимости от торгового оборота клиента, степени риска и объёмы работ, связанных с ведением книг бухгалтерского учёта.

Основная задача факторинговых  отделов – на договорной и платной  основе выполнять для предприятий  ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.

В настоящее время  факторинговый отдел может предоставлять  своим клиентам следующие основные виды услуг:

  • приобретать у предприятий – поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с фактором (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным);
  • осуществлять покупку у предприятий – поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности).

Суть операций по услугам  первой группы заключается в том, что отдел за счет своих средств  гарантирует поставщику, оплату выставляемых им на определенных плательщиком платежных требований – поручений немедленно в день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь, поставщик передает банку-фактору право последующего получения платежей от этих покупателей в пользу банка-фактора на его счет. Досрочная (до получения платежа непосредственно от покупателя) оплата платежных требований – поручений поставщика фактически означает предоставление ему банком-фактором кредита, который ликвидирует риск несвоевременного поступления поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от неплатежеспособности покупателя. В результате, получив незамедлительно денежные средства на свой счет, клиент банка-фактора имеет возможность, в свою очередь, без задержки рассчитаться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчетов и сокращает неплатежи.

Информация о работе Современное состояние и направления развития факторингового рынка в РФ