Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:20, курсовая работа
Факторинг – услуга для быстрорастущих компаний, которая позволяет им быть уверенными в своем завтрашнем дне. Целый ряд ныне крупных компаний вырос при помощи использования именно этой услуги, факторинг позволил им превратиться из небольших фирм в крупнейших производителей различной продукции.
Необходимо отметить, что факторинг, широко развитый на западе и делающий только первые шаги в России, является одним из немногих на сегодняшний день российских финансовых продуктов, направленных на действительную поддержку и развитие реального сектора экономики страны. Этот бизнес стоит на стыке интересов финансового и реального секторов экономики. В условиях нехватки оборотных средств факторинг становится жизненно необходимым для российского рынка товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность факторинга……………………………………6
Понятие и механизм факторинговых операций………………………………6
Виды факторинговых сделок………………………………………………….11
Глава 2. Особенности рынка факторинговых услуг в РФ……………………….15
2.1. Анализ современного рынка факторинговых услуг в РФ…………………..15
2.2. Проблемы и перспективы развития факторинговых услуг в РФ……….......21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..28
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Факультет мировой экономики и финансов
Кафедра мировой и региональной экономики
Курсовая работа
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФАКТОРИНГОВОГО РЫНКА В РФ
Выполнила:
студентка группы МЭ-061
Спирина Анастасия Викторовна
Научный руководитель:
к.э.н., доцент
Кудряшова Инна Владимировна
Волгоград 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Экономическая сущность факторинга……………………………………6
Глава 2. Особенности рынка факторинговых услуг в РФ……………………….15
2.1. Анализ современного рынка факторинговых услуг в РФ…………………..15
2.2. Проблемы и перспективы развития факторинговых услуг в РФ……….......21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..28
Введение
Актуальность курсового исследования. Целью факторингового обслуживания является создание для поставщиков товаров и услуг благоприятных условий товарного кредитования покупателей, что помогает решать проблему обеспечения производителя оборотными средствами. Факторинговые операции получают все большее распространение во всем мире, в том числе и в Российской Федерации.
Создана и действует
целая факторинговая индустрия,
имеющая черты глобального
Факторинг – услуга для быстрорастущих компаний, которая позволяет им быть уверенными в своем завтрашнем дне. Целый ряд ныне крупных компаний вырос при помощи использования именно этой услуги, факторинг позволил им превратиться из небольших фирм в крупнейших производителей различной продукции.
Необходимо отметить, что факторинг, широко развитый на западе и делающий только первые шаги в России, является одним из немногих на сегодняшний день российских финансовых продуктов, направленных на действительную поддержку и развитие реального сектора экономики страны. Этот бизнес стоит на стыке интересов финансового и реального секторов экономики. В условиях нехватки оборотных средств факторинг становится жизненно необходимым для российского рынка товаров и услуг.
Проблемы, связанные с развитием факторинга, приобретают в последние годы большое значение для российской деловой практики и нуждаются в глубоком изучении.
Вследствие относительной новизны этого вида экономических отношений для российского бизнеса и отсутствия нормативной базы, соответствующей быстрорастущим потребностям их развития, стала очевидной необходимость научного комплексного исследования факторинга.
Сдерживающим фактором развития факторинга в России является несовершенство самой кредитно-финансовой системы. Прежде всего, это относится к чрезвычайно высоким ставкам рефинансирования, обуславливающим комиссионную ставку за факторинговое обслуживание. Их снижение будет способствовать росту доступности факторинга для большинства нуждающихся в этом финансовом продукте российских компаний.
Целесообразность и
эффективность применения данного
финансового инструмента
Актуальность, новизна, многоаспектность
и недостаточная
Степень разработанности проблемы. За рубежом факторинг на протяжении нескольких десятилетий является предметом исследования экономистов. В их числе Бикерс М., Сэлинджер Ф., Чессер Д. и др. В России в разные годы проблемы факторинга исследовались Бекларяном Л.А., Гвоздевым Б.З., Жуковым Е.Ф., Ивасенко А.Г., Курбатовым С.Ю., Лебедевым А.В., Лефелем А.О., Никифоровым А.В., Новоселовой Л.А., Покаместовым И.Е., Приходько А.А., Чижом М.Д. и другими авторами.
Специфика факторинговой деятельности, относительная «молодость» этого сегмента финансового рынка в качестве предмета интересов российских теоретиков и практиков, недостаточная разработанность проблемы и ее практическая значимость обусловливают необходимость продолжения исследований в области факторинговых услуг.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Методологической основой курсового исследования являются исторический, графический, сравнительный методы анализа, а также метод абсолютных и относительных показателей.
Объект исследования – процессы на отечественном рынке факторинговых услуг в современных условиях.
Предмет исследования – экономические отношения между различными субъектами в ходе переуступки долговых обязательств.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (в каждой 2 параграфа), заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Экономическая сущность факторинга
1.1. Понятие и механизм факторинговых операций
Термин «факторинг» от английского «factor» - посредник, агент.
В настоящее время существует множество определений понятия факторинг.
Факторинг – это финансовая комиссионная операция по переуступке дебиторской задолженности факторинговой компании с целью:
Факторинг – это комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа2.
Факторинг представляет
собой род комиссионно-
Другими словами, с экономической точки зрения факторинг – это торговля долговыми обязательствами (разновидность учётных операций). Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных платёжных требований, возникающих из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов. Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факторинговая компания, должен располагать оборотным фондом факторинга – определённым объёмом денег, находящимся в распоряжении соответствующего подразделения банка.
Факторинг важен в первую очередь для мелких и средних предприятий и организаций, стремящихся увеличить объёмы своих продаж или заинтересованных в освоении новых рынков сбыта своей продукции. Услуги банка-фактора привлекательны и для предприятий, в общем торговом обороте которых удельный вес экспорта невелик и которым в силу этого невыгодно держать специальный штат работников, занятых обработкой внешнеторговой документации, заниматься вопросами получения выручки от поставленных товаров на экспорт и валютными проблемами. Кроме того, мелкие и средние предприятия и организации часто испытывают большие или маленькие трудности при получении банковских кредитов. Для них использование факторинга может оказаться приемлемым способом решения их проблем.
Факторинг на практике включает в себя следующие укрупнённые виды операций: кредитование сбыта, принятие риска неплатежа, бухгалтерский учёт дебиторов, контроль и инкассацию задолженности, статистику продаж и другое4.
Основные экономические достоинства факторинга для клиента5:
Целями факторинга являются своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь от просроченного платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении бухгалтерского учёта, увеличении оборота и прибыльности.
Таким образом, основу факторинговой (факторской) операции составляет покупка (учёт) у своего клиента-поставщика (продавца) счёта-фактуры, неоплаченного контрагентом поставщика – покупателем (должником). Банк покупает счёт-фактуру на основе договора с поставщиком с условием немедленной оплаты значительной части (до 80%) стоимости поставки и выплаты оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку независимо от того, перечислит деньги покупатель (должник) или нет.
В основе стоимости услуг
банка-фактора лежит его
1) Комиссионной платы за обслуживание. Комиссия взимается за освобождение клиента от необходимости своими силами вести учёт, страховаться от сомнительных долгов и рассчитывается как определённый процент от суммы счетов-фактур. Размер платы может меняться в зависимости от масштабов деятельности поставщика и надёжности его контрактов, а также от экспертной оценки банком степени риска неплатежа и трудности взимания средств с покупателей;
2) Платы за предоставление
средств в кредит. Её размер
определяется на основе
С учётом этого основными элементами дохода банка-фактора являются:
Основная задача факторинговых
отделов – на договорной и платной
основе выполнять для предприятий
ряд кредитно-расчетных
В настоящее время
факторинговый отдел может
Суть операций по услугам первой группы заключается в том, что отдел за счет своих средств гарантирует поставщику, оплату выставляемых им на определенных плательщиком платежных требований – поручений немедленно в день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь, поставщик передает банку-фактору право последующего получения платежей от этих покупателей в пользу банка-фактора на его счет. Досрочная (до получения платежа непосредственно от покупателя) оплата платежных требований – поручений поставщика фактически означает предоставление ему банком-фактором кредита, который ликвидирует риск несвоевременного поступления поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от неплатежеспособности покупателя. В результате, получив незамедлительно денежные средства на свой счет, клиент банка-фактора имеет возможность, в свою очередь, без задержки рассчитаться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчетов и сокращает неплатежи.
Информация о работе Современное состояние и направления развития факторингового рынка в РФ