Современное положение России в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Из рассмотрения экономической политики государства следует, что в макроэкономике могут возникать два противоположных состояния процессов воспроизводства национального продукта, занятости работников и денежного обращения. Первое из них — неустойчивость национального хозяйства, обусловленная стихийным развитием капиталистического товарного производства и рынка. Она порождает своеобразные заболевания макроэкономического организма, связанные с нарушениями нормального хода его развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Процессы глобализации и место России в экономике мира…………..5
1.1.Место России среди других стран мира……………………………………..5
1.2.Россия и мировые процессы глобализации………………………………….7
1.3. Прогнозы развития экономики России……………………………………..11
Глава 2. Кризисные явления в современной российской экономике…………...16
2.1. Основные точки российского экономического кризиса…………………….16
2.2 Вызовы развитию экономики России…………………………………………27
2.3. Возможные сценарии экономической политики России……………………30
Заключение…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Эконом. теория-курсовик.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

1) Снижение внутреннего  спроса. В условиях резкого затруднения доступа к финансированию значительно сокращаются инвестиционные программы большинства компаний.

Для экспортоориентированного бизнеса эта проблема усугубляется ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры. Упавший спрос на продукцию экпортоориентированных компаний также ведет к сокращению промежуточного спроса с их стороны на продукцию других отраслей, что по цепочке влечет сокращение и там. Одновременно уменьшаются объемы потребительского кредитования, что уже ведет к сокращению спроса на недвижимость и автомобили. В дальнейшем тенденция к падению потребительского спроса усугубится в результате сокращения численности и оплаты труда персонала, вызванного, в свою очередь, спадом производства. Это повлечет за собой дальнейшее сокращение производства и численности занятых.

Таким образом, возникает спираль сокращения спроса в экономике, толчком к возникновению которой стал внешний шок.

2) Истощение  финансовых ресурсов государства. Слишком активные меры, направленные одновременно на поддержку валютного курса, рефинансирование долговых обязательств компаний, вливание ресурсов в банковский сектор, поддержку фондового рынка и т.д. неизбежно ведут к резкому сокращению золотовалютных резервов и стабилизационного фонда. Бюджет 2009 года предполагает дефицит, который необходимо будет финансировать. Развитие кризиса по неблагоприятному сценарию приведет к дальнейшему увеличению запросов на получение государственной поддержки и расходованию имеющихся ресурсов. В этом случае государство в определенный момент оказывается перед выбором между резким сокращением расходов, в том числе на социальные нужды, эмиссией значительного объема денежной массы и увеличением объема заимствований.

3) Нарушение  баланса межбюджетных отношений.  В условиях сокращения финансовых ресурсов федерального центра возникает опасность обострения отношений с дотационными регионами. Одновременно ухудшение показателей регионов-доноров ведет к их стремлению увеличить долю финансовых ресурсов, сохраняемых в регионе и не передаваемых в федеральный бюджет. Результатом становится дальнейший рост дефицита федерального бюджета, усиление дифференциации регионов по уровню благосостояния и ослабление влияния федерального центра в регионах.

4) Деинституционализация  и огосударствление экономики. Вполне разумные активные меры государства, направленные на поддержку экономики и смягчение последствий кризиса, неизбежно приводят к значительному увеличению роли государства в экономической жизни. Вероятен рост доли предприятий с государственным участием как по количеству, так и по весу в структуре ВВП. Результатом могут стать монополизация рынков, снижение эффективности использования ресурсов, ограничение возможностей для частной инициативы.

Под угрозой  оказываются многие из ключевых рыночных институтов, создававшихся в России в последние два десятилетия, но не успевших окрепнуть в достаточной степени. Так, фондовый рынок фактически перестал отражать стоимость, создаваемую компаниями, другие институты финансового рынка также в гораздо меньшей степени достигают целей своего функционирования. Возникает риск ослабления даже института денежных отношений.

5) Возникновение социальной нестабильности. В последние годы социальные протесты стали скорее исключением, чем правилом. В настоящий момент появляется опасность резкого осложнения ситуации в обществе. Увеличение безработицы, падение уровня доходов вследствие снижения заработных плат и сохраняющегося высокого уровня инфляции, сложности с выплатами по ранее полученным кредитам ведут к снижению уровня жизни и социальному протесту, выражающемуся в митингах, забастовках и других формах. Усиление нестабильности повлечет активизацию радикальных политических движений, оттягивание дополнительных ресурсов на решение вопросов правопорядка и еще более усугубит ход развития кризиса в России.

6) Необходимость  изменения подходов к управлению и принятию решений в условиях кризиса. Изменившиеся условия функционирования экономики требуют принципиально новых подходов к управлению экономикой, принятию решений и управленческим компетенциям. Использование подходов (с точки зрения целевых задач, темпов принятия решений, прогнозирования результатов и т.д.), успешно работавших в ситуации роста, может быть неэффективным в условиях кризиса. Парадигма, ориентированная на ускорение развития, в том числе экстенсивного, в условиях бурно растущих рынков и значительного объема ресурсов, неприменима для падающих рынков и жесткого рационирования ресурсных возможностей. Эта проблема характерна как для государственного уровня, так и для уровня бизнеса.

Насколько эти  вызовы будут влиять на развитие ситуации, в значительной степени будет определяться моделью и конкретными мерами государственной экономической политики, направленными на минимизацию последствий кризиса.

 

 

 

2.3. Возможные сценарии экономической политики России

 

 

Государственная политика, направленная на ослабление негативного воздействия кризисных явлений, может следовать одному из следующих базовых сценариев (естественно, что на практике возможно сочетание мер, относящихся к разным сценариям).

1. Дирижистский сценарий «Прямое ручное управление»

Базовый тезис:

• Прямое государственное «ручное» управление экономическими процессами позволит минимизировать потери для наиболее приоритетных предприятий и секторов экономики.

Примеры действий:

• формирование правительством ограниченного перечня значимых предприятий на основе размера их выручки и численности занятых;

• предоставление кредитов со стороны государственных банков предприятиям, выбранным правительством;

• внешнеторговые протекционистские меры для защиты отдельных отраслей.

Ожидаемые результаты:

• Позитивные:

– сокращение длительности острой фазы кризиса;

– ограничение  негативных социальных последствий.

• Негативные (риски):

– сохранение докризисной  низкоэффективной структуры экономики, отсутствие позитивных изменений в конкурентоспособности;

– значительное перераспределение активов в пользу государства от частных собственников, что снижает эффективность управления этими активами;

– длительный период вялотекущего выхода из кризиса, усиливающий отставание от развитых стран.

2. Либеральный  сценарий «Естественный отбор»

Базовый тезис:

• Рыночные силы без внешнего вмешательства обеспечат отбор наиболее эффективных экономических агентов и скорейшее восстановление экономики

Примеры действий:

• снятие административных ограничений для развития малого и среднего бизнеса;

• снижение уровня налогообложения;

• отказ от государственной поддержки отдельных предприятий.

Ожидаемые результаты:

• Позитивные:

– выживают наиболее жизнеспособные, эффективные и быстро адаптирующиеся компании, что приводит к общему повышению эффективности экономики;

– снижаются  затраты на осуществление государственного воздействия на экономику (в том числе, в части затрат, связанных с коррупцией).

• Негативные (риски):

– массовые банкротства предприятий, в том числе градообразующих, что приводит к резким негативным социальным последствиям;

– прекращение  существования некоторых отраслей российской промышленности, что может подрывать экономическую безопасность государства;

– быстрый и  сильный спад в промышленности с дальнейшим постепенным восстановлением, длительность которого может быть значительной, хотя, вероятно, и меньше, чем в первом сценарии.

3. Либерально-дирижистский  сценарий «Поддержка и развитие возможностей»

Базовый тезис:

• Связанная  система мер, направленная на минимизацию последствий кризиса, включая государственную поддержку инвестиционного спроса в ключевых отраслях и конечного потребления, создание системы стимулов для формирования экономики с заданными характеристиками (конкурентоспособность, диверсифицированность, инновационность) позволит пройти кризис наименее болезненно и выйти из него с более эффективной экономикой.

Примеры действий:

• госкредиты (госгарантии  по кредитам, субсидирование процентных ставок) на инвестиционные цели в ключевых отраслях;

• налоговые  льготы при реализации проектов повышения эффективности;

• обеспечение  занятости через государственные программы инфраструктурного (в т.ч. дорожного) и жилищно-коммунального строительства;

• госзакупки в  ключевых отраслях (в т.ч., возможно, формирование госрезервов некоторых видов товаров).

Ожидаемые результаты:

• Позитивные:

– поддержание  уровня производства и занятости в период кризиса для снижения социальных последствий и избыточных затрат на последующее восстановление производства, а также поддержания промежуточного и

конечного спроса;

– выход из кризиса  с более конкурентоспособной экономикой за счет модернизации производственной базы в ключевых отраслях и инфраструктуры.

• Проблемы и  риски:

– наиболее высокие  требования к компетенции государственных антикризисных управляющих;

– риск коррупционности принимаемых решений в случае необеспечения достаточной прозрачности этого процесса.

Предполагается, что элементы социальной поддержки наиболее экономически уязвимых групп населения присутствуют во всех описанных сценариях и отдельно не рассматриваются.

До настоящего момента основные меры, принятые и реализуемые правительством, преимущественно были характерны для сценария «прямого ручного управления».

Среди них составление  перечня предприятий, имеющих социально-экономическое значение (причем критерии такого значения не являются публичными), решения о поддержке отдельных авиакомпаний и системообразующих розничных сетей, селективные меры таможенно-тарифной защиты и т.д.

Большинство из предпринимаемых шагов вполне разумны, но используемая практика «ручного управления» содержит в себе целый ряд рисков. В частности, есть опасность поддержания неэффективных компаний, существовавших ранее только за счет быстро растущего спроса и не жизнеспособных в других условиях. В этой ситуации ограниченные финансовые ресурсы государства расходуются достаточно высокими темпами, при этом результат их использования может не соответствовать ожиданиям. В случае затягивания кризиса (уже сейчас мало, кто ожидает, что восстановление экономики начнется в 2011 году) выбранные предприятия могут требовать все больше средств на поддержание своей деятельности вместо того, чтобы, получив поддержку на короткий период, адаптироваться к новым условиям. Это оттягивает начало восстановления экономики и может увеличить отставание от ведущих развитых стран с более адаптивной экономической системой.

Отдельным риском является отсутствие достаточной системности и исключительно ситуативный подход к принимаемым мерам, что опять же чревато неэффективным расходованием ресурсов. Резкий рост роли государства в экономике и атрофия рыночных институтов из-за привыкания экономических агентов к поддержке государства также грозят снижением эффективности в условиях отсутствия достаточных стимулов.

 

 

 

Заключение

 

 

Для обеспечения  все более полного удовлетворения потребностей людей каждой стране приходится добиваться устойчивого увеличения своих производственных возможностей. Этот процесс называется экономическим ростом. Наиболее точным измерителем экономического роста является изменение величины валового национального продукта в расчете на душу населения страны, т. е. средний продукт на одного жителя. Если общая производительность хозяйства страны растет медленнее, чем численность ее населения, средний продукт будет падать, и в худшем варианте это приведет к нищете и голоду, а затем и к вымиранию части нации.

Ускорение экономического роста может быть достигнуто прежде всего за счет увеличения масштабов использования ресурсов производства. Это называется экстенсивным ростом. Особенно большие возможности для ускорения роста открывает использование таких факторов, как повышение капиталовооруженности труда; совершенствование технологии производства на основе достижений науки и техники; улучшение экономических механизмов, способствующих распределению ограниченных ресурсов; повышение уровня образованности работников и т. п.

Эти факторы  обеспечивают интенсивный рост, значение которого со временем все повышается. Именно благодаря интенсивному росту можно избежать угрозы голода, порождаемой ростом численности населения и убывающей предельной производительностью факторов производства.

В странах, которые  не относятся к числу мировых  лидеров по уровню производительности экономики, измеренному величиной ВНП на душу населения, для обеспечения экономического роста приходится решать ряд специфических задач. Для этих стран правильнее говорить не об экономическом росте, а об экономическом развитии.

В это понятие, кроме собственно увеличения возможности устойчиво производить больше благ, входит также решение задач индустриализации, урбанизации, обеспечения всеобщего образования и воспитания собственных интеллектуальных кадров, строительства экономической инфраструктуры, а также развития рыночных механизмов и создания хороших условий для деятельности отечественных предпринимателей. Некоторые из этих задач необходимо решить и России, чтобы обеспечить себе стабильный экономический рост и не попасть в «порочный круг», когда  бедность населения не позволяет собрать средства на развитие экономики, а слаборазвитая экономика не в силах повысить доходы населения страны.

Информация о работе Современное положение России в мировой экономике