Современная инвестиционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики государства. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде;
- выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятие инвестиционной политики государства и ее значение.
1.2. Формирование инвестиционной политики государства.
1.3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
2.1. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития.
2.2. Создание институционально – правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики.
2.3. Региональные аспекты инвестиционной политики.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ: ОБМЕН ОПЫТОМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая по госрегулированию.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

России в  настоящее время нужны прямые частные инвестиции, причем не просто капитал, а так называемые умные инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Иностранные инвестиции так же важны для российской экономики. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами.

Создание благоприятного инвестиционного климата должно осуществляться:

  1. Путем усиления роли государства как гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности. Это позволит участникам быть уверенным в том, что в кризисных ситуациях вложенный капитал не будет потерян.
  2. Создание равных конкурентных условий всем инвесторам, независимо от форм собственности, что может способствовать эффективному размещению капитала и устойчивому развитию.
  3. Устранение противоречий в законодательстве.
  4. Упрощение процедур согласования документации, при разработке инвестиционных программ, для ускоренного внедрения инвестиционных проектов.
  5. Создание информационно-аналитических центров, осуществляющих рейтинговую оценку потенциальных инвесторов.
  6. Становление современной инфраструктуры рынка инвестиций, что будет способствовать сбережению средств инвестиционного процесса при межотраслевом переливе капитала.

В настоящее время в Российской Федерации активно реализуется государственная политика, направленная на поддержку инвестиций.

Для улучшения инвестиционного климата в августе 2010 г. в России был учрежден пост инвестиционного омбудсмена. Это сделано для того, чтобы иностранные инвесторы могли напрямую обращаться к омбудсмену со своими нуждами, предложениями и идеями. В настоящее время продолжается последовательная работа по дебюрократизации экономики: упрощаются процедуры запуска инвестиционных проектов, убраны формальные проверки. В России планируется создать единую национальную систему аккредитации, которая упростит допуск новых товаров на рынки. Так же правительство завершает работу над пакетом законопроектов, направленных на создание налоговых стимулов для инвестиций в высокие технологи, в качестве социальных услуг.

Для сектора  информационных технологий, резидентов технико-внедренческих зон и компаний, создаваемых при высших учебных заведениях, введены пониженные ставки страховых взносов.

Для снижения региональной и муниципальной бюрократии прорабатывается  вопрос о целесообразности составления  специального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Качество работы с инвесторами будет одним из базовых критериев оценки эффективности деятельности региональных администраций, критерием состоятельности и кадровых перспектив самих руководителей, губернаторов.

Планируется, что  регионы и муниципалитеты в ближайшем будущем будут публиковать информацию о перечне перспективных территорий, что позволит быстрее и с меньшими издержками выбирать площадку для реализации инвестиционных проектов.

Так же планируется  упростить процедуру доступа  предпринимателей к инфраструктуре естественных монополий.

Активное воздействие  государства на процессы инвестирования являются необходимым условием обеспечения  благоприятного инвестиционного климата  и оживления инвестиционной деятельности, что позволяет обеспечить стабильное развитие социально-экономической системы в целом и интересах всего общества.

По словам В.В. Путина, Правительство России стремится  создать действительно открытую и привилегированную инвестиционную экономику – с максимально  либеральными нормами регулирования, с адекватными налогами, высоким качеством работы государственного аппарата.

Наиболее четко  инвестиционная деятельность реализуется  в бюджетной системе Германии. Он основан на двух основных принципах: жестком разграничении в бюджетах всех уровней текущих и инвестиционных расходов и регулировании бюджетного дефицита в увязке с объемом инвестиций. Второй принцип направлен в первую очередь на повышение инвестиционной ориентации федерального бюджета. Однако он оказывает воздействие и на региональную инвестиционную привлекательность, определяя возможность субсидирования бюджетов Земель и Общин на инвестиционные цели.

К настоящему времени  различные экономические методы активизации инвестиционной деятельности применяются и региональными  властями большинства субъектов РФ. Хотя результаты стимулирования инвестиций на уровне региональных администраций выражаются в основном лишь в локальных «всплесках» инвестиционной активности, тем не менее, субъекты, проводящие активную политику в этом направлении, в различных инвестиционных рейтингах оцениваются как имеющие благоприятный инвестиционный климат.

Нельзя не сослаться  на богатый опыт Германии в практике стимулирования инвестиций на местном  уровне. Региональные программы стимулирования инвестиций обычно предусматривает комплекс мер бюджетного и финансового стимулирования (налоговые льготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных, гарантии по займам и т.д.), а так же мер, направленных на улучшение экономических условий принимающей стороны (содействие профессиональному обучению, совершенствование транспортной инфраструктуры, предоставление земли в бесплатное пользование или долгосрочная аренда, обеспечение информацией).

Таким образом, важнейшим инструментом системы  управления инвестиционной деятельностью  в регионе должна стать осмысленная региональная инвестиционная политика.6

Инвестиционные  проблемы на современном этапе продолжают оставаться актуальными. Правда, в последнее  время, а именно с 2005 по 2010 год наметились некоторые улучшения инвестиционного  климата, как в Германии, так и в России. Решению проблем улучшающих инвестиционную политику в рассматриваемых государствах посвящен целый комплекс программ, разработанных правительствами стран.

Инвестиционная  политика государства как составная  составляющая финансовой политики представляет собой совокупность мер организационного и экономического воздействия на федеральном, региональном и муниципальном уровне, направленных на создание оптимальных условий для вложения инвестиций и получение реального эффекта по улучшению параметров социально-экономического развития государства. Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

В последние  годы наметилась некоторая структурная  переориентация инвестирования в России. В качестве объектов вложения все  в большей мере выступает активная часть основных фондов - машины, оборудование. Однако, здесь возникает следующая проблема: наметившийся разрыв между финансовой и вещественной составляющими инвестиций не позволяет решать задачу увеличения инвестиций в реальный сектор экономики. В частности, наиболее быстрыми темпами растут финансовые вложения предприятий и организаций. Фактически финансовый поток устремлен не вы производство, а за его пределы, происходит не приток капиталовложений, а отток. В условиях дефицита накоплений в экономике такое положение сопряжено с резким ослаблением финансового обеспечения сферы материального производства, что не позволяет обеспечить масштабную технологическую модернизацию производственных мощностей и препятствует достижению устойчивого экономического роста.

В движении иностранных  инвестиций в Российской Федерации только в последние годы наметилась тенденция их роста. При этом иностранные инвесторы предпочтение отдают нефтегазовой отрасли, а также другим сырьевым отраслям национальной экономики, поэтому и инвестиционная политика государства сосредотачивается именно на вопросе вложения иностранных инвестиций в сырьевые отрасли национальной экономики. В Германии же инвестиции сосредоточены не только в сырьевой отрасли национальной экономики, но и в наукоемком производстве, который также приносит стране колоссальные доходы, хотя не совсем такие высокие как крупнейшие отрасли промышленности, однако Германия уже делает попытку и при этом успешную по отходу от сырьевой зависимости, в отличие от России, где данные шаги пока даже не предпринимаются.

Важной особенностью инвестиционной политики Германии и России является её цель. Прежде всего, на цель инвестиционной политики государств влияет не только сырьевая база, но и географическое положение. Германия выгодно расположена в плане притока инвестиций, это различные государства Европы, которые вкладывают свои средства в развитие экономики Германии. Поэтому в Германии инвестиционная политика ориентирована на успешное привлечение инвестиций и их применение в новых отраслях экономики страны, которые в стране активно развиваются. В принципе Россия также привлекает иностранные инвестиции в новые отрасли своей экономики, в частности, в разработку нанотехнологий. Однако политика Российской Федерации в данном плавне менее успешна, чем германская, так как в Германии существуют специальные комитеты по каждому направлению инвестиций, что в России пока отсутствует, поэтому осуществление инвестиционной политики на региональном уровне в России является крайне проблематичным и требует срочного решения.

В России пока не активно используется и такой источник инвестиций, как банковский кредитный капитал, «свободные» финансовые средства предприятий, сбережения населения, только в настоящий момент начинаются попытки введения такого методы привлечения инвестиций. В Германии, государственное регулирование посредством нормативно-законодательных актов, экономических и организационных мер обеспечивает совершенствование своей инвестиционной политики по вопросу банковского кредитного капитала. В Германии достаточно много крупных транснациональных корпораций, деятельность которых основана на технологическом разделении труда, вышедшим за пределы фирм, отраслей и национальных экономик. Различные формы партнерства государства и частного бизнеса позволяют Германии централизовать капитал, повысить конкурентные преимущества масштабного производства.

В целом можно  сказать следующее, Германия ориентируется  не сколько на привлечение инвестиций иностранных государств, сколько  сама инвестирует, примером тому служит активная внешняя торговля и инвестиционная деятельность Германии в России. Россия же ориентируется на привлечение иностранных инвестиций, открытие своих предприятий страна ведет в других государствах, но очень слабо.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвестиционная политика играет важную роль в процессе социально-экономического и политического развития России. Приток инвестиций в экономику страны создает благоприятные условия для развития промышленности, наукоемких отраслей хозяйства. Эффективность инвестиционной деятельности прямо влияет на стабильность политической системы и играет ключевую роль в процессе экономической модернизации России.

Успешно функционирующая  инвестиционная деятельность страны - необходимое условие для устойчивого  и стабильного экономического роста.

В общем плане государство  может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.

Наряду с совершенствованием формирования федеральных целевых  программ в сфере науки и технологий предстоит продолжить развитие системы  мер экономического и иного стимулирования инвесторов, прежде всего предприятий материальной сферы и кредитных учреждений, поощряя их увеличивать объем инвестиций в научные исследования и инновационный процесс.

Реализация правильной инвестиционной политики - сложная задача, и решение многих задач во многом будет зависеть от принимаемых мер по снижению инфляции; налоговой политики; реструктуризации банковской системы; законодательной базы инвестиционной деятельности; бюджетной политики; распространения лизинговых инвестиций. В связи с этим при разработке инвестиционной политики важнейшими задачами должны стать: создание условий для активизации инвестиционной деятельности; углубление институциональных и структурных преобразований, главной задачей которых должна быть финансовая стабилизация и включение в инвестиционную сферу всех возможных источников, а для этого необходима законодательная база, обеспечивающая инвесторам определенные права и гарантии. Итак, сегодня инвестиции и инвестиционная политика являются ключом к выводу нашей экономики из сложившейся ситуации.

Информация о работе Современная инвестиционная политика государства