Современная инвестиционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики государства. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде;
- выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятие инвестиционной политики государства и ее значение.
1.2. Формирование инвестиционной политики государства.
1.3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
2.1. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития.
2.2. Создание институционально – правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики.
2.3. Региональные аспекты инвестиционной политики.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ: ОБМЕН ОПЫТОМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая по госрегулированию.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Понятие  инвестиционной политики государства  и ее значение.

1.2. Формирование  инвестиционной политики государства.

1.3. Принципы, границы и нормы участия государства  в инвестиционной деятельности.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2.1. Государственные  инвестиции и поддержка приоритетных  направлений экономического развития.

2.2. Создание  институционально – правовой  и экономической среды, стимулирующей  инвестиции в реальный сектор экономики.

2.3. Региональные  аспекты инвестиционной политики.

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ. РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ: ОБМЕН ОПЫТОМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном  этапе развития российской экономики  многие экономисты ставят вопросы о  продуманной экономической политике государства.

Правильная  экономическая политика государства  является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.

Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о  совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании «будущего» экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.

Одной из немаловажных проблем является наличие у многих крупных компаний и олигархии, в основном занятых экспортом природных ресурсов, крупных денежных средств, не направленных на развитие российской экономики, а уходящих за рубеж, или “бегство капитала”.

Также является проблема привлечения немалых средств населения, а следовательно и восстановления доверия к государству.

Все сказанное  выше подтверждает актуальность темы проведения правильной государственной  инвестиционной политики.

Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики государства. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде;

- выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации;

- проследить  какими особенностями обладает  инвестиционная политика Росси  на современном этапе.

Объектом данной курсовой работы является инвестиционная политика России.

Предметом данной курсовой работы является современная  инвестиционная политика государства.

Основными задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение  частных отечественных и иностранных  инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

В первой главе  было рассмотрено формирование инвестиционной политики государства. В данной главе дано понятие инвестиционной политики государство и ее значение. Так же определена роль государства в инвестиционной деятельности, ее принципы, границы и нормы участия.

Во второй главе  говорится о проблемах и перспективах инвестиционной политики государства. В этой главе были рассмотрены государственные инвестиции, создание институционально – правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики и региональные аспекты инвестиционной политики.

Третья глава  построена на выявлении особенностей инвестиционной политики России на современном этапе. Так же в этой главе было отведено место сотрудничеству России и Германии, а именно обмену опытом инвестиционной политики между данными государствами.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие инвестиционной политики  государства и ее значение.

Одной из форм экономической  политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.

Категория «инвестиции» выступает обобщающим макроэкономическим показателем.

В самом общем виде инвестиции - все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.

Инвестиции - это понятие, охватывающее:

1. Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины  и оборудование, недвижимость и т.д.), близкие к термину «капитальные вложения». Капитальные вложения - затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов (основного капитала).

Понятие "новые" (или "чистые") инвестиции означает, что  увеличивается размер основного  капитала. "Инвестиции в модернизацию" - это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма "чистых" инвестиций и "инвестиций на возмещение" называется "валовыми инвестициями".

2. Финансовые (портфельные)  инвестиции, т.е. вложения в акции,  облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности.

По определению, инвестиции, или капитальные вложения, представляют собой совокупность материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов предприятий всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции могут быть как реальными, так и финансовыми, или портфельными, представляющими собой вложения в различные ценные бумаги. Зачастую финансовые инвестиции могут являться не только одним из источников капитальных вложений, но и объектом биржевой игры на рынках ценных бумаг. Однако, та часть портфельных инвестиций, которая включает в себя вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства по своей природе не отличаются от реальных инвестиций в производство.

Задачами инвестиционной политики традиционно считаются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, и государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при  повышении  эффективности капитальных вложений.1

Государственная инвестиционная политика оказывает огромное влияние на развитие частных и государственных капиталовложений в любой стране, формируя так называемый инвестиционный климат.

           В последние годы правительство  Российской Федерации уделяет  все более возрастающее внимание  проведению эффективной и перспективной инвестиционной политики, однако, к настоящему моменту, сколько-нибудь существенных успехов в этом направлении не достигнуто. Различные аналитики объясняют это, в основном, незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели. Имеет место расхищение средств, выделенных на инвестирование и  перенаправление их  на иные цели.

 Позитивным  фактором инвестиционной политики  РФ, определенно, является развитие законодательной базы, предназначенной для эффективного правового регулирования взаимоотношений сторон, участвующих в инвестиционных процессах.

            Принятые Государственной Думой  законы “О внесении изменений  и дополнений в Закон РСФСР”  и “Об инвестиционной деятельности  в РСФСР” гарантируют права инвесторов на собственность и предполагают предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе, а также отражение в законодательном виде принципа отношений собственности (в нём рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По этому принципу  из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности. Помимо этого, данные законы определяют равенство прав инвесторов.

Инвестиционной  политика на протяжении последних лет  является в России сферой повышенного внимания правительства. Тем не менее, в настоящее время существуют как минимум две проблемы, способные не позволить реализовать те глобальные преимущества, которые может дать правильно проводимая инвестиционная политика. Во-первых, это неготовность получателей инвестиций предприятий к эффективному освоению инвестируемых в них средств, главным образом из-за высокого уровня коррупции и низкого качества менеджмента. Во-вторых, это неготовность инвесторов  осуществлять вложения капиталов по причине большого количества и высокой степени связанных с этим рисков. К их числу, в первую очередь, относятся незащищённость прав собственности и невозврат средств из-за неэффективного  управления предприятиями-акцепторами инвестиций.2

Проводимая  правительством РФ инвестиционная политика предусматривает ряд мер, призванных помочь в преодолении указанных трудностей: создание условий для рыночной оценки  предприятий (что будет способствовать повышению доверия со стороны потенциальных инвесторов); внесение изменений в амортизационную политику, направленных на ее либерализацию; повышение степени свободы предприятий при выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов  амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки); упрощение и укрупнение норм амортизации; последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов; государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций; размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе; усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета; совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций; значительное расширение практики совместного  государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Среди первоочередных мер необходимо назвать также и прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство государства в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.

 

 

1.2. Формирование инвестиционной  политики государства.

Становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе хозяйствования, предполагало замену централизованного распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Это в свою очередь, обуславливало необходимость разработки новой инвестиционной политики, отвечавшей изменившимся экономическим условиям. Инвестиционную политику в условиях развития рыночных отношений в России можно разделить на два этапа:

I этап - инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования. Меры государственной инвестиционной политики в рассматриваемый период были связаны в основном с комплексной программой стимулирования отечественных иностранных инвестиций в экономике России, Бюджетом развития на период 1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы развития российской экономики на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост».

Основные направления  государственной инвестиционной политики, изложенные в этих документах включали:

  • проведение децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлеченных средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики, использования прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;
  • переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и безвозвратной основе;
  • усиление государственного контроля за целевым расходованием средств  федерального бюджета, направленных на инвестиции;
  • сохранение роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов
  • использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся объектов, расширение практики их долевого финансирования;
  • стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций

Информация о работе Современная инвестиционная политика государства