Современная инфляция и антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государства.

Основные задачи курсовой работы:

- рассмотреть сущность, причины и методы измерения инфляции;

- выявить виды инфляции и механизм их действия;

- проанализировать причины инфляции в 90-х гг. и в современной экономике;

- определить цели и меры регулирования антиинфляционной политики государства;

- проанализировать антиинфляционную политику в России;

- наметить способ эфективной антиинфляционной политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Глава 1.Экономическое содержание и виды инфляции………………………...3

Глава 2.Анализ инфляционного процесса в России…………………………...13

Глава 3.Методы антиинфляционного регулирования…………………………23

Заключение……………………………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

моя работа курсовая.итоговый вариант..docx

— 125.03 Кб (Скачать)

     Сегодня антиинфляционная политика смещена  в плоскость ее ограничения путем  усиления государственного контроля за ростом цен, денежно-кредитного регулирования и ограничительной бюджетной политики.

     В правительственной программе развития экономики до 2020 г., учитывая не совсем удачный опыт последнего десятилетия, ставится задача снижения инфляции до уровня, существующего в настоящее  время в развитых странах. 

3.Методы  антиинфляционного  регулирования. 

     Антиинфляционная  политика государства представляет собой комплекс мер, направленный на борьбу с повышением цен, обесцениванием денег, а также уменьшением качества товаров и услуг.

     Как свидетельствует мировой опыт,  лекарство от инфляции не может

ограничиваться  мерами воздействия лишь на ее монетарные факторы путем

ограничения денежной эмиссии и предложения  денег. Монетаристские

рекомендации  борьбы с инфляцией не учитывают  ее многофакторность и

подрывают основы национальной экономики России.

     Уникальный  характер российской инфляции требует  использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным  реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования  рыночных механизмов с государственным  регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса. С 1992 г. проблемы высокой инфляции и меры борьбы с  ней выдвинулись в финансово-экономической  политике России на первое место. Очевидно, что резкий рост цен был вызван именно процессом их либерализации, так как к началу реформ российская экономика носила в основном монопольный  характер.

     Основными направлениями российской антиинфляционной политики в этих условиях являются регулирование инструментами денежно-кредитной  политики объемов денежной массы. Однако, как показывает опыт, преодоление высокой инфляции в России с помощью только одних монетарных методов носит крайне неустойчивый характер, что объясняется двумя факторами. Во-первых, в стране в огромном объеме появились платежи, в том числе и длительные задержки выплаты зарплаты и пенсий. Но если в этих условиях для ликвидации неплатежей провести значительную эмиссию, то рост может вернуться на уровень гиперинфляции. Во-вторых, повышение государственных расходов при недостаточном уровне доходов вынуждает правительство прибегать к погашению дефицита через заимствования на внутреннем рынке, что также приводит в итоге к увеличению денежной массы.

     Оба фактора означают возможность возрождения  новых инфляционных скачков цен. Таким образом, высокая инфляция является негативной составляющей всего  процесса перехода от прежней плановой экономики к рыночной. Необходимо отметить, что результативность мер борьбы с инфляцией неразрывно связана с выбором целей и путей их достижения. Здесь можно выделить два противоположных подхода к решению этой проблемы. Первый связан с последовательным проведением в жизнь монетаристской программы финансовой стабилизации по рекомендациям Международного валютного фонда, суть которого заключается в минимизации дефицита госбюджета и проведении жесткой кредитно-денежной политики при сохранении плавающего курса обмена рубля в рамках называемой внутренней его конвертируемости.

Второй  способ принципиально отличен от первого. Он обосновывает необходимость  использования определенных, достаточно жестких мер, построенных на основе кейнсианской модели. Кстати, именно второй способ подразумевает активное воздействие государства, включая временное замораживание или прямое сдерживание роста цен и зарплаты, с целью предотвращения высокой инфляции. Одновременно создается необходимая рыночная инфраструктура, проводятся налоговое стимулирование производства и поддержка жизненно важных отраслей и производств.

Анализ  обоих вариантов показывает, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход, в котором должны присутствовать как меры по увеличению денежного предложения (если наблюдается рост ВНП), так и меры ограничительного характера.

     Главным условием при выборе мер должно быть понимание глубинных причин сложившейся кризисной ситуации, и в зависимости от нее необходимо принимать те или иные решения. Необходимо нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики, которая сейчас по существу служит параллельной валютой. Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта: переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год. Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики, играет Центральный банк РФ, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции.

Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие  ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами. Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, используемой на восстановление хозяйственных связей, подъем производства, восстановление банковской системы, для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков, как это применяется в мировой практике (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов в ЦБ РФ). Большое значение для борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации. Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.

     Целью антиинфляционной политики в России должно стать не подавление инфляции любой ценой,  а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция увеличивает  платежеспособный спрос и  тем самым стимулирует экономический рост.

     Рассмотрим  ряд мер,  имеющих комплексный  характер и являющихся необходимыми мерами стабилизации инфляции в российском обществе.

1. Общеэкономические  меры.

      Первоочередной антиинфляционной  мерой является преодоление кризиса

инвестиций  путем оживления инвестиционного  процесса,  концентрации средств  на приоритетных направлениях.

      Снижение инвестиций в основной  капитал в 1997 - 1998 гг., незначительный  рост  - в 1999 г. свидетельствуют  о неудовлетворенном инвестиционном  спросе,  недоступности финансовых  и кредитных ресурсов для производственного  сектора,  низкой платежеспособностью  предприятий.

      Мировой опыт проектного финансирования  свидетельствует о возможности

максимального привлечения капиталов частного сектора благодаря реальным

гарантиям и страхованию инвестиционного  риска. “ Правительственная

комплексная программа стимулирования отечественных  и иностранных инвестиций в экономику  России” предусматривала рост доли государственных инвестиций с 1, 5% до 5% ВВП. Однако жесткий контроль за ее выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес,  который на Западе создает 50 - 55% ВВП,  а в России всего лишь 10%. Для стимулирования экономического роста необходимы как государственные,  так и частные инвестиции.

      Важную роль в регулировании  инвестиций призваны сыграть принятые в

конце 1998 г. нормативно-законодательные акты,  в частности по лизинговым

операциям.

      Необходимы так же решительные  меры по возвращению “беглых”  капиталов из-за рубежа.

      Необходимо всеми способами наращивать  рост ВВП. Без подъема

национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой,

денежной,  банковской систем.

      Основой этой программы должна  быть научно обоснованная модель

управления  переходной экономикой,  которая  стимулировала бы ее

стабилизацию,  затем подъем производства товаров  и услуг,  которые служат

обеспечением  рубля.

2. Сдерживание финансовых  факторов инфляции.

      Ключевое место в антиинфляционной  стратегии занимает оздоровление

бюджетов  всех уровней и преодоление специфических  форм проявления

бюджетного  кризиса в России:

  • неисполнение бюджета,  финансирование в произвольном объеме;
  • секвестирование расходов в зависимости от реального поступления доходов, распространенное на незащищенные статьи бюджета (наука,  образование, здравоохранение) ради иных “пожарных” мер (в середине 1997 г., например, для погашения задолженности по пенсиям и зарплатам);
  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • слабый контроль за исполнением госбюджета.

      Рыночная экономика требует строгой  регламентации бюджетного процесса.

Поэтому бюджетный кодекс необходим для  законодательного регулирования

бюджетных отношений.

      Не менее важны методы покрытия  очередного транша кредита России,

предоставляемого Международным валютным фондом. Чрезмерное использование государственных заимствований для финансирования бюджетного дефицита всегда становится инфляционным фактором при отсутствии реальных источников погашения долгов. Поэтому необходимо не только устанавливать лимит государственного долга,  но и осуществлять контроль за его соблюдением и эффективным использованием заимствований.

      Не инфляционным источником сокращения  бюджетного дефицита должны стать  экономический рост,  увеличение  налогооблагаемой базы.

      Для сдерживания инфляции так  же необходима научно обоснованная  налоговая политика,  которая  не должна парализовать бизнес  и толкать его в

“теневую” экономику. Налоговая политика в  России должна ориентироваться не только на фискальные цели,  но и на регулирование  развития экономики.

      Кроме того,  специфическим для России направлением антиинфляционной

политики  является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего экономическому развитию. В этой связи актуальными  задачами являются:

  • восстановление платежно-расчетной системы государства;
  • нормализация денежных расчетов;
  • ликвидация задолженностей между предприятиями и перед госбюджетом.

3. Регулирование денежных  факторов инфляции.

      В России резкое ограничение  денежной эмиссии по рецептам  монетаристов

привело к сужению официальной денежной массы.

      Антиинфляционная политика в  этой области призвана отрегулировать

эмиссионные потоки и скорость их обращения. Не менее важно совершенствование  структуры денежной массы.

      Низкая насыщенность ВВП рублевой  массой стимулировала появление

множества неофициальных эмиссионных центров,  выпускающих денежные

Информация о работе Современная инфляция и антиинфляционная политика государства