Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:24, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является характеристика, анализ рисков и перспектив совместных предприятий; условия создания и эффективность функционирования совместных предприятия в Республике Беларусь.
Совместное предприятие - это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности.
Основным объектом инвестирования являются
товары широкого потребления и торговля,
на которые до недавнего времени приходилось
до 70% всех вложений. Анализ отраслевой
структуры инвестиций свидетельствует
о постепенном переходе инвесторов от
торгово-закупочной деятельности к промышленному
производству, хотя такие приоритетные
отрасли, как переработка сельхозпродукции,
строительство и научно-технические разработки,
остаются невостребованными.
Кредитование совместных предприятий
В процессе кредитования современные банки используют ряд организационно-экономических приемов предоставления и возврата ссуд. Совокупность этих приемов как частных действий по организации кредитного процесса, его регулирования в соответствии с принципами кредитования, называется механизмом кредитования.
В частности, можно использовать различные методы кредитования, т. е. способы выдачи и погашения кредита в соответствии с принципами кредитования, определяющие характер связи движения кредита с процессом кругооборота фондов и заемщика.
Рассмотрим каждый из методов кредитования:
1. Кредитование по остатку: движение кредита (т.е. выдача и погашение его) осуществляется в соответствии с изменением стоимости кредитуемого объекта. Кредит увязывается с движением остатка кредитуемых ценностей, в качестве которых могли выступать различные товарно-материальные ценности (сырье, основные и вспомогательные материалы, запасные части, товары и т.д.), незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция, отгруженные товары. Рост сверхнормативных запасов вызывал потребность в кредите, а их снижение требовало его погашения в соответствующей части. Изменение остатков являлось результатом кругооборота фондов. По мере увеличения кредитуемых запасов и затрат происходила выдача ссуды, когда начиналось снижение остатков - ссуда погашалась. При этом методе кредитования присутствовали два периода: период выдачи ссуды и период погашения ссуды. В случае кредитования по остатку кредит носил компенсационный характер, т.к. возмещал хозорганам их собственные средства, вложенные в повышенные (сверх норматива) запасы ценностей и затрат. Метод кредитования по остатку потерял свое практическое значение еще в переходный период, т.к. в ходе первого этапа банковской реформы 80-х г.г. был завершен объективный процесс перехода от кредитования многочисленных, разрозненных объектов кредитования к кредитованию укрупненного объекта по единой унифицированной схеме, причем только по обороту.
2. Кредитование по обороту: движение кредита определялось оборотом материальных ценностей, т.е. их поступлением и расходованием, началом и завершением кругооборота фондов. Здесь кредит носит платежный характер, т.к. выдача ссуд производилась непосредственно на производство платежа и, главное, в момент возникновения потребности в заемных средствах. Погашение кредита осуществлялось по завершении полного кругооборота средств заемщика в соответствии с планом реализации (товарооборота). При данном методе кредитования предоставление нового кредита и погашение задолженности по ранее выданному кредиту могли совпадать во времени, т.е. могло происходить смешение, наложение друг на друга периодов кредитования (выдача ссуды, погашение ссуды).
3. Кредитование под совокупный объект: переходный метод кредитования от предоставления ссуд многочисленным и разрозненным объектам кредитования к кредитованию укрупненного объекта по единой унифицированной схеме, причем только по обороту. При этом кредитование по обороту приняло форму кредитования по совокупности запасов и затрат производства (в пределах заранее определенной плановой величины), на которую были переведены практически все отрасли хозяйства (с некоторыми особенностями для каждой).
В настоящее время этот метод кредитования
можно назвать оборотно-сальдовый (оборотно-остаточный),
т.к. в нем присутствуют черты кредитования
по обороту и по остатку (выдача ссуды
- как по оборотному методу кредитования,
т.е. путем оплаты расчетных документов;
погашение ссудной задолженности - как
при методе кредитования по остатку).
В современных условиях в таком порядке
кредитуются государственные промышленные,
транспортные, строительные, сельскохозяйственные,
торговые и снабженческо-сбытовые организации.
Интересно отметить, что оборотно-сальдовый
метод в чистом виде длительно существовать
не может, т.к. он является переходным,
и существуют противоречия между двумя
методами кредитования, и поэтому он в
каждом конкретном случае приобретает
больше черт одного из методов. Надо отметить,
что в отношении новых коммерческих структур,
т.е. субъектов частной формы собственности
при выдаче ссуд коммерческие банки используют
другие методы кредитования, шире опираясь
на зарубежную банковскую практику.
В международной банковской практике существует:
· метод индивидуального выделения кредита (ссуда выдается на удовлетворение определенной целевой потребности в средствах на конкретный срок). Этот метод является основным при кредитовании новых клиентов, не имеющих еще сложившейся кредитной истории в данном банке. Как правило, эта форма финансирования является безусловным контрактом, т.е. с момента заключения кредитного договора на банк накладываются определенные обязательства по срокам.
· метод открытия кредитной линии, т.е.
кредитование осуществляется в пределах
заранее установленного банком для заемщика
лимита кредитования, который используется
им по мере потребности путем оплаты предъявляемых
к нему платежных документов в течение
определенного периода.
Открытая кредитная линия позволяет оплатить
за счет кредита любые расчетно-денежные
документы, предусмотренные в кредитном
соглашении, заключаемом между клиентом
и банком.
3.2.
Пути повышения
эффективности
Учитывая
потенциальные возможности
Республиканские органы управления | Региональные органы управления | Субъекты хозяйствования | |||||
Цель: обеспечение эффективного функционирования СП | |||||||
Уровни национальной экономики | |||||||
Макроуровень | Региональный уровень | Микроуровень | |||||
Задачи | Создание благоприятного инвестиционного климата | Формирование условий для реализации преимуществ СП | |||||
Подзадачи | Совершен-ствование нормативно-правовой базы | Совершенство-вание налогово-кредитной и валютно–финансовой систем | Совершенство-вание
инстуциональ-ных структур |
Обоснование целесообразности создания и возможности эффективного функционирования СП | |||
Средства достиже-ния цели | Развитие
нормативно-правовой базы на основе при-
нципов
международ-ного инвестиционно-го сотрудничества |
Экономичес-кое стимулиро-вание производ-ства | Развитие системы стра- хования, орга- низационной и информацион-ой поддержки иностранных инвесторов | Учет целевой ориента-ции пар-тнеров | Обосн-ование вариан-та
созда-ния СП |
Построе-ние эффек- ктивной системы внутренн-их комму-никаций | |
Инструмен-тарий | Классификация СП, анализ, внутренний мониторинг инвестиционного климата, налоговые ставки и др. | Матрица обосно-вания | Систе-ма ос-новных
и до-полни-тель-ных показа- |
Матрица выбора типа управ-ления |
Рис. 1. Матрица механизма обеспечения эффективного функционирования СП в Республике Беларусь.
Основными
направлениями государственной
политики Республики Беларусь, нацеленной
на развитие совместного
1. Определение приоритетных сфер деятельности, доступ к которым открыт для иностранного капитала.
Приоритетными
могли бы стать те сферы деятельности,
которые осуществляют производство
продукции на основе использования
местных ресурсов, включая трудовые,
определенной профессионально-
Далее в сферу международного совместного предпринимательства должны быть вовлечены уже те отрасли, уровнем развития которых определяется научно-технический потенциал, создающий предпосылки для равного участия Беларуси в международном разделении труда и обеспечивающий стабильность национальной экономики. Это приборостроение, электроника, биотехнологии и т. д.
С учётом национальных
2. Создание в республике благоприятного инвестиционного климата и наличие системы его мониторинга. Как категория, «инвестиционный климат» отражает реально существующую, объективную для каждого момента времени совокупность условий приложения капитала с точки зрения иностранного инвестора. В значительной степени он формируется под влиянием управленческой деятельности государственных органов.
3. Упрощение процедуры регистрации и перерегистрации предприятий.
4. Финансирование, кредитование и стимулирование производства экспортной продукции.
В качестве финансовых методов
стимулирования могли бы
Предоставление льготных кредитов является одним из эффективных способов развития предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь. Оно должно базироваться на проведении конкурсов за право получения льготных инвестиционных ресурсов.
5. Создание целостной системы экономического стимулирования развития СП. В частности, посредством учреждения свободных экономических зон (СЭЗ). В 1996 г. создана СЭЗ “Брест”. Располагаясь в районе, примыкающем к границе с Польшей, “Брест” реализует таким образом преимущества геополитического положения и имеет хорошую перспективу развития. В мае 1998 г. Совет Министров РБ утвердил положение о свободной экономической зоне “Минск” и “Гомель–Ратон”. В частности, представляется эффективным организация таких образований на границе с Литовской республикой и Российской Федерацией.
6. Создание легального свободного рынка твёрдой валюты. Оно предполагает гарантированный доступ к конвертации местной и иностранной валюты по реальному курсу, установленному с учётом спроса и предложения, что обеспечит основы для совершения механизма валютной окупаемости СП.
7. Создание институциональной структуры страхования иностранных инвестиций от политических и коммерческих рисков. Эта система должна включать не только обязательства и гарантии белорусского правительства, но и активизацию сотрудничества с иностранными государственными организациями стран-партнёров путём заключения двусторонних соглашений о взаимной защите капиталовложений. Важнейшим элементом среды, стимулирующей инвестирование в экономику, выступает необходимая инфраструктура, обеспечивающая продвижение инвестиционных ресурсов по установленным направлениям, в частности инвестиционные рынки и соответствующий инструментарий.
8. Разработка и реализация механизма поддержки иностранных инвесторов, осуществляемой в административной и информационной формах. Административная поддержка должна включать проведение конференций, семинаров, касающихся проблем в инвестиционной сфере; подготовку условий для визитов перспективных инвесторов, а также подбор потенциальных партнёров среди белорусских предприятий. Информационная поддержка должна включать сбор и предоставление потенциальным инвесторам регулярной информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и т.д.
Информация о работе Совместные предприятия и их роль в экономике страны