Совместные предприятия и их роль в экономике страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является характеристика, анализ рисков и перспектив совместных предприятий; условия создания и эффективность функционирования совместных предприятия в Республике Беларусь.
Совместное предприятие - это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРО.docx

— 97.17 Кб (Скачать)

2.2.  Управление риском в совместной деятельности с иностранным партнером 

           Нельзя с определенной точностью  и заранее предсказать  конъюнктуру рынка,  неизвестно количество реальных  и потенциальных потребителей и их потребности,  трудно предугадать  динамику стоимости ценных бумаг,  недвижимого имущества и т.д.  Поэтому  риск связан с любым видом деятельности на СП.  Риск связан с чисто  человеческими чертами (персональный риск), с особенностями  поведения менеджера в денежных ситуациях (деловой риск) и взаимодействием менеджеров в управленческой команде организации (организационный риск). 

      Персональный  риск зависит от того, что  разные люди по  разному оценивают деятельность  будущих событий.  Они склонны  судить о возможности   таких  событий потом,  насколько часто  с ними сталкивались,  чрезмерно  доверять своим суждениям.

      Деловой риск обусловлен влиянием на  бизнес изменчивости цен,  спроса,  уровня прибыли, действия конкурентов,  экономические  колебания и  не предвиденные политические события,  способные  вызывать правовые изменения.  Такой риск присутствует  на  всех этапах бизнеса.

      Организационный риск обусловлен сложностью взаимодействия  людей в управленческой  команде  и степенью соответствия  их персональных  и деловых характеристик  к  выполняемым обязанностям.

      Выделяют  три основных источника риска:  нехватка времени для принятия решения,  дефицит информации и недостаточная   возможность управления ситуацией.

      Разные  формы деловой активности  порождают  различные формы риска и создают  различные ситуации риска.  Первой формой  является  инновационная  деятельность,  связанная с введением  новых товаров,  метод производства,  рынков и источников сырья,  а  также с реализацией  неизвестных  или не используемых  ранее возможностей.

      Вторая  форма использует несбалансированность рынка.  Диспропорция в производстве,  транспортировке или  продукции  нацелены на извлечение дохода.

      Третья  форма направлена на получение аренды,  источником которой является монопольное  владение сырьем,  технологией или  информацией,  а  также особенности  хозяйственного законодательства,  в результате чего возникает  монопольное  право  на ресурсы или производство и продажу определенного вида продукции.

      Все  эти формы бизнеса  реализуются  в условиях риска получения дохода,  выданного влиянием факторов экономического окружения.  Негативное влияние  социально-экономической среды проявляется в нехватке  квалифицированной  рабочей силы,  колебания цен,  проценты за кредит,  стоимости сырья,  оборудования и т.п.  Отрицательно сказывается нестабильность хозяйственного законодательства.  Влияние технологической среды проявляется в виде недостаточного  уровня производственных  технологий и нехватки  необходимых ресурсов.

      Для бизнеса ориентированного  на несбалансированность рынка негативные факторы  социально-экономической  и политическо-правовой среды   не страшны.  Их влияние помогает ослабить несовершенное  законодательство  и возможность подкупа местных  властей. Негативный фактор  технологической  Среды для этого вида бизнеса  оборачивается положительной стороной.

       

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Финансовые стимулы развития совместных предприятий 

      Первые  итоги  функционирования СП   свидетельствуют  о необходимости  более активного   содействия государства  на этот процесс,  в том числе  налоговыми методами.

      Анализ  СП, в которых участвуют  фирмы  США, свидетельствует о крайне неравномерном  распределении капиталов:  преобладают  мелкие и средние предприятия  и очень немного крупных. 

      Таким образом тенденции,  характеризующие  функционирование СП,  носят довольно противоречивый  характер.  Причин этого несколько,  и одна из них  -  нестабильность  экономической  среды  (разрыв хозяйственных связей,  частые изменения   нормативных актов и т.д.)  в которой действуют СП.

      Для успешного развития СП  необходим  баланс интереса нашей  экономики  и интересов  зарубежных инвесторов.  Эту задачу,  возможно, решить,   только разработав комплексную общесоюзную  программу функционирования СП,   а также создав правовые  и  экономические мотивации   развития совместного предпринимательства.  Программа должна реализоваться  главным образом  при помощи финансовых стимулов.  Одним из принципов  функционирования рыночных отношений  является регулирование  государством этих процессов с использованием преимущественно новых рычагов.  Именно налоги  должны создавать  условия,  обеспечивающие  большую  отдачу СП.

      Прежде  всего,  необходимо отметить, что  законы направлены  на соблюдение  экономических  интересов нашей  страны и предусматривают определенные  налоговые льготы для тех СП,    которые в наибольшей мере  отвечают этим интересам.  Например,  впервые  предусматриваются льготы  по налогообложению  прибыли СП,   в которых доля иностранного участника  в уставном капитале  превышает 30%.

      Существует  еще один  весьма сильный  финансовый стимул,  позволяющий повысить инвестиционную активность,  который в советской  экономике  всегда играл незначительную роль.  Это амортизация.  В условиях  централизованном планируемой экономики,  когда объемы капиталовложений  выделялись из бюджета,  а не формировались  на предприятиях, амортизация в большей  мере  выполняла  чисто учетную  функцию и практически никак  не влияла  на уровень  инвестиционной активности.

      В рыночной экономике,  когда финансовые взаимоотношения предприятий  с  государством  носят налоговый  характер,  амортизация является  одним из главных  факторов,  стимулирующих  инвестиционную активность,  так  как  увеличивает  финансовые ресурсы  предприятий.  Поэтому в странах   с рыночной экономикой  нормы  амортизации  определяются государством  одновременно с утверждением налогов.

      Таким образом,  предлагаемые меры   могли бы создать   финансовые стимулы для эффективной работы СП. 
 

3. Совместные предприятия в Республике Беларусь 

3.1. Условия создания  совместных предприятий  в Республике Беларусь

 
        Открытость национальной экономики способствует динамичному развитию внешнеторговых связей, которые, в свою очередь, ведут к экономическому росту РБ.

            - Во первых, внешний рынок служит важным источником передового управленческого опыта, делового человека, новых форм хозяйствования;

           - во вторых общий технико-экономический уровень производства формируется с участием требований международной конкуренции;

            - в третьих увеличивается объем валютных ресурсов страны;

            - в четвертых рационализируется импорт, появляется возможность модернизации и расширения отечественных производств, экономии при замене более эффективной зарубежной продукцией, обогащения ассортимента на белорусском потребительском рынке, более рационального использования природных ресурсов страны;

            - в пятых осуществляется превращение республики не только в международного торговца, но и в международного инвестора.       

         Целевые осуществления капитальных вложений за рубежом в создание производственных мощностей для поставки в республику необходимой продукции, экспорта на мировой рынок.

         Совместное предприятие является наиболее интенсивно развивающейся формой международного экономического сотрудничества. Совместное предприятие отличает наличие как национального, так и иностранного капитала. При совместном производстве возникает необходимость совместных капиталовложений, разделения доходов и убытков, разделения управленческих обязанностей, так как обе стороны берут на себя свою долю хозяйственного риска. Ввиду этого совместное предприятие отражает более глубокие и сложные связи сотрудничающих сторон.

        При сотрудничестве в форме совместных предприятий, как правило, устанавливаются договорные, стабильные, тесные и взаимовыгодные отношения сторон. В экономическом аспекте совместное предприятие выступает как вид использования иностранного капитала. При этом обеспечивается подчинение иностранного инвестора контролю и правовому режиму государства-реципиента.

        Совместные предприятия могут создаваться «на одну сделку», на неопределенный или на заранее фиксированный период времени и объединять двух и более партнеров или даже целую отрасль. Создание совместных предприятий может осуществляться в различных сферах деятельности (производственной, торгово-закупочной, финансовой и т.д.). Однако создание совместных предприятий в производственной сфере имеет ряд преимуществ. Во-первых, это дает возможность учредителям совместного предприятия получать конкретные преимущества на товарном рынке (осуществляется более быстрое внедрение новых технологий, передача патентов, лицензий, «ноу-хау») и максимум льгот (по уплате налогов, таможенных сборов при вывозе продукции); во-вторых страна-реципиент может обеспечить высокую степень контроля над использованием экономических ресурсов, активизировать производственную деятельность в приоритетных отраслях материальной сферы, получить положительный социальный эффект от увеличения числа рабочих мест.

        Создание совместных предприятий в РБ способствует достижению следующих целей:

            · развитие экспортной базы и сокращение нерационального импорта;

            · привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов;

            · приобретение передового управленческого опыта;

            · развитие производства с использованием наиболее прогрессивной техники и технологии.

        Предприниматели зарубежных стран, создавая совместные предприятия на территории РБ преследуют такие цели, как сокращение объемов капитальных затрат и риска при создании новых мощностей, приобретение производственной базы или источников сырья, приобретение новых капиталов реализации товаров или услуг, повышение эффективности существующего маркетинга, получение возможности избежать циклической или сезонной нестабильности (спада производства); проникновение на новые рынки сбыта. 
         Создание СП представляет возможность иностранному предпринимателю легче утвердиться на местном рынке, установить контакты с местными органами власти, поставщиками, лучше узнать рынок рабочей силы, приобрести управленческий опыт и опыт по ведению кадровой политики. При этом по подсчетам западных экономистов 72% всех опрошенных зарубежных фирм решающим фактором при создании совместных предприятий считают местный опыт партнера. При создании совместного предприятия возникает общий для его партнеров интерес, который выражается в общем виде как возможность получения большей выгоды. Но при этом, каждый из партнеров имеет свои «элементы выгоды» или свои цели. Так, иностранный инвестор с учетом многих факторов (экономических, политических, правовых) оценивает условие своих инвестиций и хозяйственный риск в данной стране, изучает вопросы о повышении прибыли (например, в силу наличия дешевых сырьевых и трудовых ресурсов) и о расширении рынка сбыта.

        Если представить модель типичного производственного предприятия с участием белорусского и иностранного партнера, то это будет предприятие основанное на зарубежной технологии, размещенные на производственных площадях белорусского участника; использующие в своем производственном процессе белорусские топливно-энергетические и сырьевые ресурсы; зарубежные оборудования и комплектующие изделия, из которых персонал белорусской стороны собирает готовую продукцию для сбыты в большей части на зарубежных рынках.

        Совместным предприятием на территории Республики Беларусь является хозяйствующий субъект Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и юридических лиц Республики Беларусь.

        Иностранным предприятием выступает созданное в качестве юридического лица предприятие или организация, в котором иностранные инвестиции составляют 100 %. Такое предприятие может быть создано на базе денежного или неденежного вклада, полностью ввезенного из другого государства, либо на базе имущества, приобретенного у собственников в республике за конвертируемую валюту либо местную валюту, если она получена в виде прибыли от иностранных инвестиций, разрешенной коммерческой деятельности или конвертации в банках Республики Беларусь. 
Предприятия с иностранными инвестициями являются юридическими лицами Республики Беларусь. Они создаются на основе учредительного договора между участниками в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и любых иных организационно-правовых формах.

        Предприятие с иностранными инвестициями может создавать за счет собственных средств дочерние предприятия с правами юридического лица, а также филиалы и представительства. При этом, согласно закону, филиалы и представительства не могут иметь статус юридического лица на территории Республики Беларусь.

         Минимальный вклад иностранного инвестора в уставный фонд создаваемого предприятия на территории Республики Беларусь определяется в размере 20.000 долларов США и может быть осуществлен как в денежной, так и неденежной форме. Если доля иностранного инвестора в уставном фонде составляет 30 и более процентов, и вся выручка образуется за счет реализации продукции и услуг собственного производства, то предприятие освобождается от платы налога на прибыль в течение 3 лет с момента объявления прибыли. 
         Около 80 % объема инвестиций на развитие экономики и социальной сферы финансируется в республике за счет собственных средств предприятий и организаций, внебюджетных фондов, средств населения и иностранных кредитов. Доля предприятий и организаций негосударственного сектора составила в среднем 30 %.

Информация о работе Совместные предприятия и их роль в экономике страны