Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 10:05, курсовая работа
Складывающиеся рыночные отношения в отечественном экономическом пространстве стимулируют возможности отхода от традиционного управления предприятием, обусловливают неизбежность и экономическую целесообразность перехода от управления как такового к менеджменту и маркетингу, требуют создания системы эффективных алгоритмов принятия управленческих решений с учетом изменения рыночной конъюнктуры.
Введение 2
Понятие вертикальной интеграции 3
Предпосылки вертикальной интеграции 3
Особенности российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний 6
Формирование организационной структуры компании 10
Выбор стратегии развития компании 12
Преодоление возможных негативных последствий вертикальной интеграции 19
Повышение эффективности работы вертикально-интегрированных нефтяных компаний 21
Государственное регулирование деятельности вертикально-интегрированных нефтяных компаний и увязка государственных интересов с интересами компании 23
Концепция устойчивого развития нефтяной компании 26
Заключение 33
-
расширение или улучшение
-
реконструкция отдельных
- изменение или расширение географии рынков сбыта сырой нефти и нефтепродуктов;
- защита окружающей среды.
Далее стратегические задачи прорабатываются применительно к конкретному периоду или этапу становления и развития данной ВИНК. Можно выделить три основных этапа развития российских ВИНК.
1.
Стабилизация базовых
2.
Структурная перестройка
3.
Динамичное развитие и
Первый этап для большинства отечественных нефтяных компаний можно считать почти завершенным, поэтому сейчас важно прорабатывать цели двух последующих стадий их развития. Они будут различаться существом решаемых задач, горизонтом планирования, степенью неопределенности ряда факторов. Эти цели должны быть сформулированы так, чтобы их достижение заставляло эффективно работать все подразделения в течение данного периода и в то же время не противоречило стратегическим долгосрочным целям ВИНК. Уже на втором этапе в планы нефтяных компаний надо закладывать основные стартовые условия третьего этапа с тем, чтобы добиться наиболее полного их сопряжения.
Характерно, что на первом этапе образования российских ВИНК превалировали "государственные" задачи их развития как совокупности производственных единиц разных отраслей централизованной плановой экономики бывшего СССР. По мере усиления хозяйственной и политической независимости компаний все большее значение стали приобретать хотя и не противоречащие важнейшим государственным, но их собственные интересы. Естественно, со временем они станут доминирующими.
Важнейшим событием в современной истории отечественной нефтяной промышленности стал переход от государственной формы собственности на входящие в нее предприятия к акционерной. В этой связи подавляющее число мероприятий любой программы долгосрочного развития требует привлечения средств акционеров, а следовательно, и учета их интересов, в том числе и на стадии выработки целей стратегического развития нефтяных компаний.
Нефтяная компания, как и всякая другая коммерческая организация, в первую очередь преследует свои собственные материальные выгоды. В то же время, будучи чрезвычайно крупной корпорацией, хозяйственная деятельность которой не может развиваться исключительно на основе собственных ресурсов, она должна сделать привлекательными свои стратегические цели для притока дополнительных средств как акционерных, так и заемных.
Основная наиболее общая цель компании (ее миссия) всегда формулируется таким образом, чтобы ее достижение заинтересовывало и сегодняшних акционеров, и потенциальных акционеров, и крупных инвесторов. Тем самым нефтяная компания может решить две задачи: избежать оттока средств за счет продажи ее акций по заниженным ценам из-за боязни акционеров лишиться не только дивидендов, но и основного капитала; привлечь дополнительные внешние средства путем расширения круга акционеров либо использования других механизмов (типа аппарата проектного финансирования).
Вообще, за некоторыми исключениями акционерам безразлична сфера приложения их капитала, поскольку они оперируют чисто финансовыми категориями прибыли, ликвидности, дивиденда и т.д. Поэтому в период становления и развития стратегическими целями отечественных ВИНК должны быть: во-первых, получение оптимальной на данный момент прибыли в объеме, позволяющем производить необходимые инвестиции и выплачивать гарантированные дивиденды по акциям; во-вторых, обеспечение стабильного функционирования компании вплоть до заданного горизонта планирования. Однако, такая формулировка безлика, не отражает особенностей, присущих каждой нефтяной компании в отдельности.
Дело в том, что, несмотря на кажущуюся монолитность, масса акционеров неоднородна по своим предпочтениям. Некоторых вполне устраивает умеренный, но стабильный доход. Другие в предвкушении высоких доходов согласны рисковать. Кто-то хочет получить большие дивиденды именно сегодня, хотя бы и ценой будущих потерь, а кто-то готов подождать ради светлого завтра. Более того, если "акционер-обыватель" настроен исключительно на получение дивидендов, каковые и хочет видеть максимальными, то фондовый спекулянт заинтересован в резких колебаниях курса акций, на которых он мог бы выиграть. Поэтому при формулировании целей развития необходимо пояснять, что же лежит в основе индивидуальной стратегии данной ВИНК и каковы ее приоритеты, каким образом в рассматриваемый период компания собирается получить приемлемые для акционеров дивиденды и обеспечить стабильность их вложений.
Еще
одна проблема - выпуск акций разного уровня
внутри компаний. Нередко ВИНК эмитирует
свои акции как материнская компания,
ее дочерние компании - свои, а дочерние
по отношении к ним ("внучки" материнской
компании) - свои. В условиях неразвитости
отечественного фондового рынка и меняющихся
отношений между структурными подразделениями
ВИНК ситуация становится чрезмерно запутанной,
особенно для привыкших к ясности в подобных
вопросах иностранных инвесторов.
При создании и совершенствовании стратегий отечественных энергетических компаний, финансово-промышленных групп с участием нефтегазового бизнеса, его диверсификации должны быть учтены современные тенденции. К наиболее значимым могут быть отнесены следующие вопросы.
• Какой должна быть отечественная нефтегазовая бизнес-среда? Как и за счет чего будут конкурировать в долгосрочной перспективе отечественные энергетические компании на внутренних и внешних энергетических рынках?
• Какие конкурентные стратегии будут реализовываться компаниями и на что они будут направлены?
• Каким должен быть механизм создания, завоевания, удержания и усиления конкурентных преимуществ отечественными энергокомпаниями в рамках реализации собственных стратегии?
• Какова роль материнских компаний и как оценивать эффективность их работы? В чем заключаются преимущества штаб-квартир и центральных офисов?
•
Какие организационные
Реформы нефтегазового сектора России приведут к значительным изменениям на предприятиях всего спектра нефтегазового комплекса - от гигантов до небольших компаний, что требует постоянного научного поиска и обоснованных методологических подходов к разработке стратегий развития нефтегазовых компаний, их эффективном управлении в условиях конкурентной среды.
Многочисленные издания приводят информацию о деятельности десятков тысяч зарубежных нефтяных и газовых компаний: по разработке и добыче; бурению; нефтепереработке; сервису; транспортировке; экологии; контролю за коррозией; информации и программному обеспечению; треидеры; поставщики оборудования и реагентов; оказывающие консалтинговые услуги и др. Эти компании образуют нефтегазовую бизнес-среду.
Все компании бизнес-среды решают собственные задачи, которые отличаются как по масштабу, так и по окончательным результатам, но их объединяет одно: они действуют в жесткой конкурентной среде, соперничают друг с другом, реализуя собственные стратегии (каждый на своем уровне). Сегодня ведущие компании проводят глобальную политику: продажи по всему миру; покупка материалов и сырья по всему миру; размещение производства в различных странах; конкуренция через иностранные инвестиции; размещение R&D (НИОКР) в различных странах; союзы с другими компаниями (причем если компании нескольких стран заключают союз, то, как правило, компании, имеющие конкурентные преимущества, становятся лидерами в этих союзах) и т.д.
На рисунке приведен концептуальный подход по формированию и анализу экономической информации о тенденциях развития энергетических компаний в мире.
К ключевым стратегическим направлениям развития российского ТЭКа относится создание нефтегазовой бизнес-среды, участники которой - различные по размерам и специализации нефтегазовые компании. Эта бизнес-среда должна способствовать стабилизации и динамичному развитию российского ТЭКа, что подразумевает наиболее полное и эффективное использование всех его ресурсов и потенциала.
Пути
совершенствования российских энергетических
компаний тесно связаны с необходимостью
смены парадигмы конкуренции и конкурентоспособности
- от сравнительных преимуществ (обусловлены
факторами, находящимися в изобилии - сырьевые
ресурсы, рабочая сила, инфраструктура,
капитал и т.д.) к конкурентным (создание
условий постоянного обновления, применение
новых методов управления, инновации,
информационные технологии и т.д.).
Современные
условия хозяйствования, нарастание
конкуренции среди
Управление
на уровне хозяйствующих единиц при
этом сталкивается с необходимостью
учитывать экономические, социально-политические,
научно-технические и другие изменения,
происходящие в окружающей среде, принимать
во внимание вероятность таких изменений
и риск, связанный с этим. Не менее важным
становится анализ внутренних возможностей
хозяйственной единицы с точки зрения
их соответствия внешним требованиям
и стратегическим задачам.
Ниже приведен вариант процедуры формирования стратегии компании, опробованный в ОАО «ЛУКойл»:
1. Предварительный этап, на котором происходит формирование базы исходной информации в результате проведенных мероприятий: по оценке рынка, деловой активности, устойчивости оборота, и интенсивности спроса; анализа привлекательности рынка и выбора сегмента рынка.
2. Формирование предпосылок. На этом этапе составляется прогноз экономических параметров на основе сложившихся внутренних тенденций и различных вариантов прогноза поведения внешней среды.
3. Постановка проблемы. Определяется уровень притязаний компании путем расчета количественных значений экономических показателей. Прогноз возможных результатов деятельности сравнивается с уровнем притязаний, что позволяет выявить разницу между желаемым и существующим уровнями показателей.
4.
Выработка долгосрочной
Процесс
выработки стратегии не завершается
какими-либо немедленными действиями.
Стратегия позволяет
В связи с динамизмом изменений экономических условий не только в нашей стране, но и в мире, систематизированная и открытая стратегия оказывается наиболее эффективной. Это, в частности, подтверждает анализ информации о слияниях и поглощениях американских фирм. Установлено, что предварительная разработка стратегии поглощения обеспечивает значительно более высокие финансовые показатели, чем действия исходя из конкретной ситуации.
В компании «ЛУКойл» разработана долгосрочная стратегия развития компании, которая включает в себя приоритетное развитие нефтяного сектора с существенным ростом запасов нефти. При этом «нефтяной портфель» конструируется увеличением доли высокопродуктивных запасов и повышением доли добычи нефти на новых месторождениях с более низкими производственными и транспортными издержками. Одновременно планируется широкое внедрение современных методов интенсификации нефтедобычи.
Информация о работе Совершенствование структуры управления нефтяной промышленностью