Совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков в мире. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущий рынку риск. В решении задачи регулирования рынка ценных бумаг интересы его участников и государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем. Интересы государства и участников рынка совпадают, прежде всего, в вопросах, связанных с предупреждением и разрешением конфликтов между участниками, улучшением управления рисками, снижением возможностей для мошенничества и совершения других противоправных действий, с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Система регулирования рынка ценных бумаг……………………...6
1.1 Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг….6
1.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг………………….9
1.3 Система управления рынком ценных бумаг в России…………………..11
Глава 2. Совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг…………………………………………………………………………...22
2.1 Современное состояние рынка ценных бумаг…………………………..22
2.2 Проблемы развития регулирования рынка ценных бумаг в России…..23
2.3 Совершенствование рынка ценных бумаг………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг (1).docx

— 78.10 Кб (Скачать)

     Государственное регулирование главным образом  осуществляется на основе нормативно-правовых актов. В настоящее время их действует  более 1000, но этого явно недостаточно, если сравнить российскую нормативно-правовую базу с многотомными собраниями законодательных  актов по ценным бумагам в странах  с развитым фондовым рынком.

     В связи с постоянными изменениями  на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В них имеется немало противоречий, двойных толкований и “белых пятен”. Например, слабо урегулированы трастовые операции, операции, связанные с залогом ценных бумаг и ссудой ценными бумагами, отсутствует адекватное правовое толкование новых типов институциональных инвесторов, акций на предъявителя, безбумажного выпуска ценных бумаг, прав и обязанностей самоуправляемых ассоциаций участников РЦБ. По некоторым оценкам существующая нормативно-правовая база реально сдерживает развитие фондового рынка, непосредственно влияя на уменьшение объема инвестиций в ценные бумаги. Примерно половина нормативно-правовых актов связана с государственными ценными бумагами и приватизацией. В целом законодательство, регулирующее обращение ценных бумаг, имеет большие проблемы, не охватывает важные области фондового рынка.

     Федеративное  устройство России предполагает двухуровневое  регулирование рынка ценных бумаг: на федеральном и региональном уровнях. Если федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных РЦБ пока еще формируется. Это связано с тем, что в целом региональные рынки характеризуются недостаточным развитием инфраструктуры и сети коммуникаций. Хотя примеры городов Москвы и Санкт-Петербурга, Нижегородской и Свердловской областей свидетельствуют о больших перспективах их развития.

     На  региональном уровне в целом преобладает  государственное регулирование, широко используются командно-административные методы управления. Методы экономического и социально-психологического управления региональными рынками ценных бумаг  применяются недостаточно эффективно. Это связано, прежде всего, с отсутствием  необходимо числа профессиональных менеджеров. Важными аспектами экономического регулирования являются наполнение рынка ценными бумагами с различными инвестиционными качествами, предложение привлекательных инвестиционных программ. Социально-психологические методы регулирования РЦБ связаны с формированием определенного общественного мнения, целенаправленной работой по мотивации поведения инвесторов.

     Действующая нормативно-правовая база в регионах часто противоречит федеральной. Она не в полной мере защищает интересы инвесторов, не дает четких разъяснений по регулированию операций на вторичном рынке и применению санкций к нарушителям. В этих условиях повышается значение конкретных мер, направленных на упорядочение регулирования региональных рынков ценных бумаг.

     Можно определить основные условия, при которых российский РЦБ будет способен развиваться быстрее:

  1. Функционирование рынка ценных бумаг будет поставлено под контроль государства, формирующего его законодательную базу и следящего за ее соблюдением.
  2. Приватизация государственной собственности будет проводиться постепенно с учетом инвестиционных возможностей российского рынка капитала; при этом не будет допускаться разрушение производительных сил.
  3. Будет выполнена широкая программа подготовки опытных профессионалов РЦБ.
  4. Не будет иметь места механическое использование зарубежного опыта развития рынка ценных бумаг без учета российской специфики. [16]
 
 
 
 

2.3 Совершенствование рынка ценных бумаг

     Совершенствование рынка ценных бумаг является одной  из важнейших задач, которая стоит  перед правительством Российской Федерации  и Федеральной службой  по финансовым рынкам. По мнению многих специалистов, совершенствование рынка ценных бумаг должно дать серьезный толчок для ускорения экономического развития нашей страны.

     Несмотря  на то, что рынок ценных бумаг  существует в Российской Федерации  около 20 лет, до сих пор многие законодательные  акты не позволяют четко определить порядок проведения многих сделок, а также особенности налогообложения  при покупке или продаже определенных видов ценных бумаг. Для совершенствования рынка ценных бумаг в Российской Федерации была разработана стратегия развития финансового рынка, благодаря которой рынок ценных бумаг в нашей стране станет более цивилизованным и доступным как для мелких, так и для крупных инвесторов.

     Основными положениями, которые описаны в  программе развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, являются: формирование благоприятной налоговой  среды для инвесторов, защита интересов  частных и корпоративных инвесторов, развитие и  совершенствование управления на рынке ценных бумаг, развитие различных видов коллективных инвестиций, а также совершенствование системы государственного регулирования финансового рынка.

     Кроме того, одной из основных задач по совершенствованию рынка ценных бумаг является создание положительного имиджа в глазах иностранных инвесторов, многие из которых опасаются вкладывать свои денежные средства в экономику  нашей страны. 

     Развитие  информационных технологий также оказывает  значительное влияние на совершенствование  рынка ценных бумаг, в настоящее  время ведущие российские разработчики занимаются создание программного обеспечения, которое позволит упростить и обезопасить сделки на рынке ценных бумаг. 

     Программа совершенствования рынка ценных бумаг в Российской Федерации рассчитана на долговременный период, по мнению многих специалистов, Россия в ближайшее время сможет войти в число ведущих финансовых центров мира, где будут совершаться различные виды сделок, как с российскими, так и с зарубежными ценными бумагами. По данным статистики, последствия финансового кризиса в нашей стране успешно преодолены, в ближайшее время намечается рост количества и объема разнообразных сделок на рынке ценных бумаг.[16] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В результате проведенной работы я  сделала следующие выводы.

       Рынок ценных бумаг - это совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Кроме того он обладает своеобразными функциями. Участниками рынка могут быть: государство, эмитенты, инвесторы, фондовые посредники, регистраторы, депозитарии, расчетно-клиринговые организации и инвестиционные фонды. Существует двойное регулирование рынка: государственное и со стороны профессиональных участников. Важную роль на рынке ценных бумаг играют банки, выступающие активным участником этого рынка, как в роли эмитента, так и в роли инвестора.

       Для успешного совершенствования рынка необходимо: во-первых, повысить доверие к рынку ценных бумаг, во-вторых, необходимо усовершенствовать законодательно-правовую базу, в-третьих, необходима такая политика, которая бы позволила в короткие сроки завершить процесс приватизации, поскольку из опыта развитых стран видно, что акции АО играют  большую роль на рынке ценных бумаг. В нашей же стране ведущая роль принадлежит государственным ценным бумагам. Есть еще один существенный момент - российский рынок ценных бумаг ощущает серьезную нехватку капиталовложений и есть проблема с привлечением иностранного капитала, и как уже было отмечено причиной  этого является политико-экономическое состояние страны. И, несмотря на все усилия Правительства и Министерства финансов, и банков российский рынок еще далек от мировых стандартов, потому что вся группа негативных факторов (а проблем развития  рынка ценных бумаг и участия на них банков довольно-таки много) еще оказывает значительное влияние на его развитие.

     В работе я постаралась охарактеризовать сферу деятельности ценных бумаг  в структуре финансового рынка, выделить особенности, проблемы развития, и перспектива действующей системы.

     К началу 2008 года указанные тенденции  приобрели особую остроту. Это наглядно проявляется на фоне ухудшения конъюнктуры  мирового финансового рынка, обострения кризисных процессов, актуализации вопросов стратегического развития мировых финансовых центров, их экспансии  в страны с развивающимися экономиками. Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому фондовому рынку требуют скорейшего завершения работ по реализации Стратегии, закрепления достигнутых в ходе реализации Стратегии результатов, критического переосмысления отдельных ее положений и формулирования среднесрочных на 2008-2012 годы и долгосрочных до 2020 года мер по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

     В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а  также достигнутый уровень его  развития позволяют сделать вывод  о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

     Согласно  разворачивающимся в мире тенденциям число стран, где могут сохраниться  и продолжать функционировать полноценные  рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже  в ближайшее десятилетие сохраняющиеся  немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму  мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков  конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.

     Опорными  элементами конкурентоспособности  финансового рынка являются: капитализированная  консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.   

     В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности финансового  рынка ФСФР России предлагает двенадцать приоритетных задач, решение которых  нацелено на долгосрочное развитие российского  финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:

     - консолидация и повышение капитализации  российской финансовой инфраструктуры;

     - формирование благоприятного налогового  климата для участников рынка  ценных бумаг;

     - снижение административных барьеров  и упрощение процедур государственной  регистрации выпусков ценных  бумаг;

     - создание широких возможностей  для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов;  

     - расширение спектра производных  финансовых инструментов и развитие  срочного рынка;

     - внедрение механизмов, обеспечивающих  широкое участие розничных инвесторов  на финансовом рынке и защиту  их инвестиций;

     - развитие коллективных инвестиций;

     - обеспечение эффективной системы  раскрытия информации на рынке  ценных бумаг;

     - развитие и совершенствование  корпоративного управления;   

     - предупреждение и пресечение  недобросовестной деятельности  на финансовом рынке;

     - совершенствование регулирования  на финансовом рынке;

     - формирование и продвижение положительного  имиджа российского финансового  рынка.

     Указанные задачи могут быть решены в ходе реализации комплекса среднесрочных  на период 2008-2012 годы и долгосрочных на период до 2020 года мер, перечень которых  содержится в предлагаемом докладе. Доклад подготовлен в соответствии с планом заседаний Правительства  Российской Федерации на первое полугодие 2008 года и содержит предложения по реализации приоритетных направлений  развития финансового рынка, предусмотренных проектом Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг