Совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков в мире. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущий рынку риск. В решении задачи регулирования рынка ценных бумаг интересы его участников и государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем. Интересы государства и участников рынка совпадают, прежде всего, в вопросах, связанных с предупреждением и разрешением конфликтов между участниками, улучшением управления рисками, снижением возможностей для мошенничества и совершения других противоправных действий, с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Система регулирования рынка ценных бумаг……………………...6
1.1 Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг….6
1.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг………………….9
1.3 Система управления рынком ценных бумаг в России…………………..11
Глава 2. Совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг…………………………………………………………………………...22
2.1 Современное состояние рынка ценных бумаг…………………………..22
2.2 Проблемы развития регулирования рынка ценных бумаг в России…..23
2.3 Совершенствование рынка ценных бумаг………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг (1).docx

— 78.10 Кб (Скачать)

     Регулирование участников рынка  может быть:

    1. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
    2. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.

     Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем:

      • эмиссионные;
      • посреднические;
      • инвестиционные;
      • спекулятивные;
      • залоговые;
      • трастовые и т.п.

     Регулирование РЦБ осуществляется органами или  организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

        1. государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
        2. регулирование со стороны профессиональных участников РЦБ, или саморегулирование рынка. Этот процесс в данный момент развивается двояко: с одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников РЦБ. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации.
        3. общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка. [12]
        4. В процесс регулирования рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое обеспечение – это законодательные акты, указы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение – это инструкции, нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также правила, утверждаемые организациями и профессиональными участниками рынка. Информационное обеспечение – это разного рода экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация.

     Совокупность  государственных и негосударственных  методов регулирования составляет, в свою очередь, основу системы управления РЦБ. Регулирование рынка ценных бумаг – это объединение в 1 систему определенных методов и  приемов, позволяющих упорядочить  совершение фондовых операций, подчинить  их определенным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников РЦБ в рамках действующего законодательства. [12]

1.2  Государственное регулирование рынка ценных бумаг

     Объектами государственного регулирования на РЦБ могут быть участники рынка, его инструменты и совершаемые с ними разнообразные операции, в частности:

  1. Ценная бумага с позиции:
    1. Юридического статуса;
    2. размещения (выпуска);
    3. обращения;
    4. использования в качестве основы для производных инструментов;
    5. налогообложения и др.
  2. Участники рынка в отношении их:
    1. отбора для работы на рынке в том или ином качестве;
    2. защиты в качестве инвесторов от мошенничества;
    3. налогообложения и т.п.
  3. Операции с ценными бумагами с позиций:
    1. разрешенных видов рыночных операций;
    2. совмещения разных видов операций с ценными бумагами;
    3. разрешения имущественных споров;
    4. налогообложения и т.п.

     Государственное регулирование РЦБ включает в себя:

  • создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;
  • создание органов регулирования рынка;
  • организация отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка ценных бумаг;
  • контроль за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;
  • разрешение споров между участниками рынка. [12]

     Задачи  государственного регулирования:

  • реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;
  • обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;
  • создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка. [12]

     Формы государственного регулирования рынка (в зависимости от вида инструмента регулирования):

    1. Прямое или административное – это государственное регулирование рынка, основанное на юридических нормах. Оно включает:
      1. нормативно-законодательную деятельность;
      2. регистрационную деятельность (ведение реестров юридических объектов – юридических и физических лиц, ценных бумаг и др.);
      3. разрушительную деятельность (лицензирование, аттестацию);
      4. поддержание правопорядка на рынке;
      5. выставление требований к участникам рынка, например, по обеспечению гласности, информированию и др.
    2. Косвенное, или экономическое – это государственное регулирование рынка, основанное на использовании экономических инструментов самого рынка в качестве рычагов регулирования. Такого рода регулирование включает проведение государством:
      1. определенной денежной политики;
      2. политики налогообложения;
      3. политики формирования государственных доходов и направления использования государственных расходов;
      4. политики управления государственной собственностью, в том числе управление имеющимися у государства пакетами акций приватизированных предприятий и др.

     В отличие от государственного регулирования  рынка в целом, или регулирования  макроэкономических процессов, регулирование  РЦБ по преимуществу является административным, т.е. осуществляется с помощью правовой базы, а не каких-то экономических  рычагов, например, управление количеством  денег в обращении или установление процентных ставок.

     На  практике указанные способы регулирования обычно дополняют друг друга.[12]

1.3 Система управления рынком ценных бумаг в России

     Принципы  регулирования российского РЦБ  во многом зависят от существующих в стране политических и экономических  условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка  ценных бумаг.

     Основные  принципы:

  1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.
  2. Выделение из всех видов ценных бумаг, так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.
  3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.
  4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.
  5. При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом.
  6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективности.
  7. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования РЦБ, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка “с центра поля”, необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.
  8. Оптимальное распределение функций регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами управления.

     Как любая система управления, система  управления РЦБ строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами и включает 2 подсистемы: управляющую  и управляемую, которые обслуживает  организационная, функциональная и  техническая инфраструктура. Первая подсистема выступает в роли субъекта, а вторая – объекта управления.

     Управляющая подсистема включает:

  1. Государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг законодательную, регистрационную, лицензионную и надзорную деятельность.
  2. Законодательную инфраструктуру (нормативно-правовые документы, действующие на РЦБ, 90% которых – законодательные акты).
  3. Этику фондового рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями).
  4. Традиции и обычаи.

     Управляемая и управляющая подсистемы выполняют  соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся:

    • организация движения финансовых ресурсов;
    • обеспечение качества ценных бумаг;
    • информационное обеспечение рынка.

     Субъект управления выполняет такие функции:

    • координация;
    • регулирование;
    • прогнозирование;
    • стимулирование;
    • организация
    • контроль процессов, происходящих на рынке.

     Воздействие субъекта на объект управления, т.е. сам  процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления рынком предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. Решение этой задачи основано на применении современной вычислительной техники и технологии, развитии телекоммуникационных систем, обслуживающих локальные РЦБ. Создание общенациональной телекоммуникационной системы, объединяющей региональные рынки, даст возможность координировать функционирование и развитие рынка ценных бумаг в целом, соблюдать единые правила проведения фондовых операций, регистрации ценных бумаг, торговли ими, составления отчетности, существенно облегчит и ускорит процесс совершения сделок.

     Российский  фондовый рынок имеет смешанную  модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают  Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе  с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников РЦБ (ПАРТАД, НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков). В нашей стране пока отсутствуют общественные организации регулирования РЦБ, но на стихийной основе время от времени они возникают, когда имеют место какие-то кризисные ситуации в обществе, как, например, в период прекращения существования “билетов МММ” в первой половине 1990-х гг.

     В соответствии с Федеральным законом  “О рынке ценных бумаг” государственное  регулирование данного рынка  осуществляется на основе:

  1. установления обязательных требований к деятельности на РЦБ:
    • эмитентов ценных бумаг;
    • профессиональных участников;
    • саморегулируемых организаций
  2. установления стандартов эмиссии ценных бумаг
  3. государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг
  4. государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ценным бумагам
  5. лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
  6. запрещения и пресечения предпринимательской деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии
  7. создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг
  8. установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления [2]

     Государство на российском РЦБ выступает в качестве:

  • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг
  • инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий
  • профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов
  • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов
  • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов

Информация о работе Совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг