Совершенствование системы контроля на предприятии производственного профиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Рассматривая контрольную деятельность в управлении предприятия, А.Файоль разделял ее на шесть основных групп:
• с точки зрения административной - необходимо выяснить, существует ли программа работы и соответствует ли она моменту;
• с точки зрения коммерческой - все материалы, поступающие и выходящие, должны быть точно учтены по количеству, качеству, цене;
• с точки зрения технической - нужно проследить ход операций, их результаты, состояние машин и оборудования;
• с точки зрения финансов - необходимо проконтролировать кассу, имущество, материалы, расходный капитал и пр.;
• с точки зрения охраны - надо проверить средства, употребляемые для охраны имущества (от пожаров, краж и т.д.);
• с точки зрения учета - необходимо выяснить, как быстро поступают отчеты, дают ли они точное представление о положении предприятия, как ведется статистика.
Таким образом, по А.Файолю контроль соотносится со всеми основными функциями управления и реально сам становится особой функцией.
В настоящее время под термином “контроль” подразумевают:
• органическую функцию управления;
• набор средств регулирования поведения личности или организации в целом;
• функцию системы, выполняющую задачу обратной связи и обеспечивающую наблюдение за состоянием системы.
Целью данной работы является попытка оценить систему контроля на предприятии и выявление возможных путей повышения ее эффективности. Объект исследования – предприятие ООО «ФСУ-3».
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены общие понятия контроля на предприятии, виды и процессы.
Во второй и третий главе дан анализ структуры и контроля производственного предприятия.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Исследование системы и процесса контроля на предприятии 5
1.1 Понятие функций управления и роль контроля в управлении 5
1.2 Процесс и виды контроля 9
1.3 Условия успешного организационного развития предприятия и контроля
17
Глава 2. Анализ системы контроля на предприятии ООО «ФСУ-3» 20
2.1 Общая характеристика предприятия 20
2.2 Описание и анализ системы контроля на предприятии 22
2.3 Анализ системы контроля предприятия 24
Глава 3. Проектирование системы контроля на предприятии 25
3.1 Система целей предприятия и концепция управления по целям 25
3.2 Проектирование системы контроля на предприятии 25
3.3 Оценка эффективности мероприятий
27
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

a22b434590328eb0776fee1ea81f3883.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

       Курсовая  работа по ЭП

       Тема: Совершенствование системы контроля на предприятии производственного  профиля 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание

Введение 3
Глава 1. Исследование системы  и процесса контроля на предприятии 5
1.1 Понятие функций управления и роль контроля в управлении 5
1.2 Процесс  и виды контроля 9
1.3 Условия  успешного организационного развития  предприятия и контроля 17
Глава 2. Анализ системы  контроля на предприятии ООО «ФСУ-3» 20
2.1 Общая  характеристика предприятия 20
2.2 Описание  и анализ системы контроля на предприятии 22
2.3 Анализ  системы контроля предприятия 24
Глава 3. Проектирование системы  контроля на предприятии 25
3.1 Система  целей предприятия и концепция  управления по целям 25
3.2 Проектирование  системы контроля на предприятии 25
3.3 Оценка  эффективности мероприятий 27
Заключение 30
Список  использованной литературы 31
Приложение 32

       Введение

       В течение длительного времени  понятие контроля связывалось, прежде всего, с проверкой правильности составления документов, записей в массовых журналах и т.д. Контроль как явление ассоциировался с деятельностью главным образом бухгалтеров, кассиров, финансовых работников.

       В словарях и энциклопедиях контроль определяется как проверка чего-либо; проверка правильности тех или иных действий в области производства и управления; наблюдение с целью проверки; учреждение или тот, кто занимается проверкой отчетности, деятельности какого-либо другого учреждения или ответственного лица.

       Как видно из вышесказанного, исторически первоначальным является объяснение контроля как проверки правдивости и достоверности документов. Следующим этапом стало представление о контроле как проверке соответствия действий поставленным целям, задачам, действующим законам. Третий этап включил в контроль и анализ отклонений, раскрытие их причин.

       Классики  науки управления (Ф.У.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Г.Черч) подчеркивали, что  без контроля невозможно управлять  любым процессом. Так, А.Файоль отмечал, что в любом мероприятии цель контроля состоит в проверке того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами. Цель контроля - выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить  и не допускать их повторения. По его мнению, следует контролировать все: предметы, людей, действия.

       Рассматривая  контрольную деятельность в управлении предприятия, А.Файоль разделял ее на шесть  основных групп:

  • с точки зрения административной - необходимо выяснить, существует ли программа работы и соответствует ли она моменту;
  • с точки зрения коммерческой - все материалы, поступающие и выходящие, должны быть точно учтены по количеству, качеству, цене;
  • с точки зрения технической -  нужно проследить ход операций, их результаты, состояние машин и оборудования;
  • с точки зрения финансов - необходимо проконтролировать кассу, имущество, материалы, расходный капитал и пр.;
  • с точки зрения охраны - надо проверить средства, употребляемые для охраны имущества (от пожаров, краж и т.д.);
  • с точки зрения учета - необходимо выяснить, как быстро поступают отчеты, дают ли они точное представление о положении предприятия, как ведется статистика.

             Таким образом, по А.Файолю контроль соотносится со всеми основными функциями управления и реально сам становится особой функцией.

       В настоящее время под термином “контроль” подразумевают:

  • органическую функцию управления;
  • набор средств регулирования поведения личности или организации в целом;
  • функцию системы, выполняющую задачу обратной связи и обеспечивающую наблюдение за состоянием системы.

       Целью данной работы является попытка оценить  систему контроля на предприятии  и выявление возможных путей  повышения ее эффективности. Объект исследования – предприятие ООО  «ФСУ-3».

       Работа  состоит из трех глав. В первой главе  рассмотрены общие понятия контроля на предприятии, виды и процессы.

       Во  второй и третий главе дан анализ структуры и контроля производственного  предприятия. 
 
 

Глава 1. Исследование системы и

процесса  контроля на предприятии

1.1 Понятие функций  управления и роль  контроля в управлении

       Функции управления - это  конкретный вид управленческой деятельности, который  осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая  организация работ. 

       Как видно, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

       Каждая  функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного  процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

       Анри  Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

       Но  очень часто говорят лишь о  четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль.

       Концепция российского менеджмента как  процесса  выполнения взаимосвязанных  функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд  теорий управления, в частности, школу  научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дельнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.

       Сущностная  характеристика  менеджмента - это  функция или вид деятельности по руководству людьми. Эту особенность  любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнения работы с помощью других лиц. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку “воздействия” на  людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.

       Наиболее  полное содержание менеджмента как  процесса отражают основные функции, выступающие  общим условием управления социальными  и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки  и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т.е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.

       Сущностная  особенность менеджмента обуславливает  наличие менеджера - субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми.

       В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные  с выполнением данных функций  и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента.

       Для менеджеров знание взаимосвязи и  взаимодействия групп функций менеджмента  создает условия принятия правильных решений в области формирования  и функционирования систем менеджмента.

       Отметим главные особенности функций  менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми  в   производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.

       Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

       Переходный  этап развития рыночной экономики России характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным  регулятором, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.

       Под адаптивностью понимается способность  сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

       Следует отметить и процессы адаптации к  ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений.

       Функции управления имеют специфический  характер, особое содержание и могут  осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так  и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Совершенствование системы контроля на предприятии производственного профиля