Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
– проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
– рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
– провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
– определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
– показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Роль пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров……………………………………………………………………….5
Пенсионная реформа и демографическая ситуация……………………..5
Основные цели и задачи пенсионной реформы…………………………7
Глава 2. Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации..11
2.1. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы…………........11
2.2. Целевые ориентиры развития пенсионной системы…………………...12
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

пенсионная реформа.docx

— 42.35 Кб (Скачать)

    В настоящее время в рамках системы  обязательного пенсионного страхования  работодатель за каждого работающего  гражданина уплачивает взносы в Пенсионный фонд России. Эти взносы являются составной  частью единого социального налога (ЕСН). Максимальная ставка ЕСН на сегодняшний  день составляет 26% от фонда оплаты труда (ФОТ), из которых 20% направляется в качестве взносов в ПФР (оставшаяся часть делится так: 331% – в Фонд обязательного медицинского страхования, 2,9% – в Фонд социального страхования). Эти взносы для лиц 1967 г. рождения и моложе состоят их трех частей: базовой (6%), страховой (8%), накопительной (6%). Уплаченные взносы отражаются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

    Подобно уплаченным взносам и будущая  пенсия застрахованных лиц, соответственно, будет также состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть пенсии является фиксированной, она устанавливается государством, одинаковы для всех пенсионеров  и не зависит от стажа и зарплаты (на 01.03.2009 г. она составляет 1950 рублей). Страховая часть пенсии зависит от суммы уплаченных страховых взносов каждого конкретного человека, отражаемых в его индивидуальном счете. Она учитывается на личном счете и индексируется на уровень инфляции. Накопительная часть пенсии зависит от накопленной суммы застрахованного лица, учтенной в специальной части его индивидуального лицевого счета и ожидаемого периода выплаты пенсии.

    1 марта базовая часть трудовой  пенсии россиян была увеличена  на 8,7%. 1 апреля на 17,5% и 1 августа на 7,5% выросла страховая части трудовой пенсии, в результате чего средний размер трудовой пенсии составил 5536 рублей.

    Следующее повышение пенсии намечено на 1 декабря  – базовая часть трудовой пенсии будет проиндексирована на 31,4%. Таким образом, всего за 2009 год пенсии будут проиндексированы 4 раза. В результате к концу года средний размер трудовой пенсии составит 6280 рублей; средний размер социальной пенсии достигнет величины прожиточного минимума пенсионера и составит 4294 рубля.

    Таблица 2 – Сведения о численности пенсионеров и средних размерах их пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2009 года

    Категории пенсионеров     Численность пенсионеров, тыс. человек на 1.08.2009     Средний размер пенсии на 1.08.2009
    Всего пенсионеров     38776     5410
    Получатели  трудовых пенсий     35879     5564
    из  них:            
    по  старости     30528     5856
    по  инвалидности     3834     4101
    по  случаю потери кормильца     1517     3382
    Пенсии  по государственному пенсионному обеспечению     2897     3501
    из  них:            
    пенсии  военнослужащих и их семей     63     4541
    Социальные  пенсии     2519     3255
    Справочно:            
    Инвалиды  вследствие военной травмы, получающие две пенсии     140     12999
    Участники ВОВ, получающие две пенсии     323     12969
    Вдовы военнослужащих, погибших в ВОВ, получающие две пенсии     33     9707
    Родители  погибших военнослужащих, получающие две пенсии     42     9202

    Глава 2. Совершенствование пенсионной системы  Российской Федерации

               2.1 Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы

    Принятие  правильного решения о дополнительных мерах пот совершенствованию  пенсионной системы опирается на всесторонний анализ показателей долгосрочного  планирования развития пенсионной системы  РФ.

    Необходимость разработки долгосрочной стратегии  развития пенсионной системы была обусловлена  неудовлетворительными характеристиками современной пенсионной системы  в части финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств собственными источниками и соответственно быстрым увеличением разбалансированности бюджета ПФР, возрастанием его зависимости  от госбюджетных трансфертов, отставанием  уровня жизни пенсионеров, сформировавших свои пенсионные права в основном или полностью в условиях действия советского пенсионного законодательства, а также торможением реализации основных страховых принципов, заложенных пенсионной реформой 2002 г.

    Согласно  прогнозным расчетам, развиваясь в  условиях действующего законодательства, ФПР будет постоянно нуждаться  в средствах федерального бюджета  на законодательно предусмотренных  условиях субсидиарной ответственности. Доля средств федерального бюджета  на покрытие дефицита бюджеты ПФР  к 2025 г. вырастет до 1,2% ВВП.

    Однако  абсолютный размер трудовой пенсии будет  индексироваться замедляющимися темпами  и уже к 2030 г. ее среднегодовой рост сравняется с темпами инфляции, после чего снижение продолжиться. В то же время относительный размер трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера будет возрастать и достигнет своего минимума – свыше 1,5 раз – в начале 2020-х гг., а затем вновь снижается до 125%, т.е. до уровня запланированного на 2009 г.

    Еще менее утешительные прогнозы ожидают  младшие поколения граждан, которые  формируют пенсионные права в  условиях сохранения действующего налогового законодательства: влияние демографического кризиса и негативный макроэкономический прогноз не позволяет государственному страховщику сохранить в течение всего пенсионного цикла накопленные пенсионные права. В результате средневзвешенное соотношение размера трудовой пенсии и текущего заработка неуклонно снижается и к 2020 г. будет ниже 20%

            2.2. Целевые ориентиры развития  пенсионной системы

    В бюджетном послании о бюджетной  политике в 2008–2010 гг. выделена ключевая задача стабилизации пенсионной системы как главного рискового фактора развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе. Данная задача была конкретизирована в следующем бюджетном послании в части необходимости формирования устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу, создания условий для получения достойной пенсии как вышедшим на пенсию, та и тем, кому это предстоит. Эти меры должны предусматривать в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, более эффективное управление пенсионными накоплениями.

    Сложность поставленных задач адекватна сложности  и глубине накопленных за годы перестройки экономических проблем  пенсионной системы в нашей стране, которые дополнительно осложняются  воздействием общемировых тенденций  и факторов: углубившийся демографический  и финансовый кризисы.

    Чтобы реализовать эффективные инструменты  государственного регулирования пенсионной системы, необходимо опираться на факторы, которые определяют ее развитие:

    – макроэкономические (темпы роста и структура ВВП, доля в нем фонда оплаты труда, индексы роста потребительских цен, количественные характеристики состояния рынка труд и др.);

    – демографические (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, возрастно-половая структура населения);

    – социально-трудовые (ситуация на рынке труда, период трудовой активности и структура трудового стажа, уровень оплаты труда (доходы) лиц, уплачивающих взносы, величина прожиточного минимума трудоспособного и нетрудоспособного населения);

    – собственно пенсионные (нормативные требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы и пенсионные программы), исторически сложившаяся организационная структура самой пенсионной системы).

    Перечисленные факторы накладывают ограничения  на формирование экономических механизмов регулирования развитием пенсионной системы и должны быть учтены при  формировании долгосрочных целевых  ориентиров ее развития. Исходя из страховых  принципов системы обязательного  пенсионного страхования они  должны формулироваться следующим  образом:

    – полная текущая финансовая обеспеченность накопленных государственных пенсионных обязательств и долгосрочная устойчивость бюджета ПФР;

    – создание экономических и социально-трудовых условий для обеспечения адекватного уровня замещения утраченного застрахованным в ПФР лицом дохода / заработка (коэффициент замещения);

    – государственная гарантия обеспечения всем получателям трудовых (страховых) пенсий минимального прожиточного уровня.

    По  прогнозным оценкам, разбалансированность бюджета ПФР достигает своего максимума около 1,2% ВВП в начале 2020-х гг. При этом, если в 2010 г. несбалансированность составит около 18% общего объема средств, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, то к 2025 г. этот показатель возрастет почти в 5 раз и превысит 85%. Источником покрытия несбалансированности по действующему законодательству являются средства федерального бюджета, что позволяет говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а лишь о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства. В то же время с точки зрения госбюджетных отношений, следует отметить, что темпы роста расходных обязательств федерального бюджета на покрытие дефицита пенсионной системы вплоть до середины 2020-х гг. будут опережать темпы роста заработной платы в стране, а в последующем – темпы роста цен. Причин для этой негативной тенденции много, и они обусловлены всеми выделенными выше факторами, однако наиболее существенный вклад в нарастание несбалансированности ПФР вносит фактор снижения доли налогово-страховых отчислений на пенсионные цели, определенными действующим налоговым законодательством.

    В долгосрочной перспективе при страховании  параметров начисления страховых взносов  объем средств, поступающих в  систему обязательного пенсионного  страхования, так называемый эффективный  тариф страховых взносов, из-за роста  размера заработной платы будет  сокращаться с 11,45% в 2010 г. до 0,59% в 2050 г., т.е. почти в 20 раз. Еще больше сократится эффективный тариф взносов на страховую составляющую трудовой пенсии – с 8,8% в 2010 г. до 0,3% в 2050 г., т.е. более чем в 25 раз.

    Разница в динамике показателей обусловлена  относительным увеличением к 2027 г. части страховых взносов, отчисляемых на накопительную часть трудовой пенсии в пользу лиц 1967 г. рождения, доля которых достигнет 100% застрахованных лиц трудоспособного возраста к этой дате.

    Финансирование  базовой части трудовой пенсии из средств федерального бюджета при  условии поддержания в долгосрочной перспективе среднего размера социальной пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера (ПМП), достигаемого к 2010 г., и соответствующего повышения размеров базовых частей трудовых пенсий по росту ПМП сократится с 8,7% фонда оплаты труда в 2010 г. до 2,1% в 2050 г., т.е. в 4,1 раза.

    Государственные обязательства по выплате страховой  части трудовой пенсии будут увеличиваться, опережая рост доходов ПФР, исходя из взносов на страховую часть трудовых пенсий и темпов роста зарплаты. Однако суммы текущих поступлений  в бюджет ПФР по актуарным расчетам будут сокращаться по причине  резкого сокращения числа занятых  трудовой деятельностью. Возникающую  разницу придется покрывать за счет средств федерального бюджета в возрастающем размере с 1,5% фонда заработной платы в 2010 г. до 4,1% к 2022 г.

    В результате этой тенденции к 2050 г. финансирование пенсионной системы почти полностью отходит от страховых принципов, так как 86% доходов будут составлять не страховые поступления, а средства федерального бюджета. При одновременном сокращении объема средств на ее финансирование, включая накопительную составляющую, сократиться с 6,1% ВВП (в том числе на выплату пенсий – 3,5% ВВП) в 2010 г. до 1,5–1,6% в 2050 г., что недопустимо низко для мировой практики пенсионного страхования.

    Другая  тенденция связана с индексацией  пенсионных прав, которые ограничены индексом роста доходов ПФР в  расчете на каждого пенсионера. С  самого начала реформы она отстает  от темпов роста среднемесячной заработной платы в стране. Так, только за период 2002–2007 гг. накопленное отставание превысило 1,5 раза.

    Однако  начиная с 2012 г. основным фактором, оказывающим влияние на снижение темпа роста доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера, становится не увеличение относительной численности пенсионеров (в 1,72 раза за период с 2010 по 2050 г.) и не увеличение относительного объема страховых взносов, отвлекаемых на формирование пенсионных накоплений в пользу лиц 1967 г. рождения и моложе (вдвое за период 2010–2025 гг.), а более чем 25-кратное снижение эффективного тарифа страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в условиях роста заработной платы и сохранения регрессионной шкалы базы.

                                                                               Заключение

    Пенсионное  обеспечение является базовой и  одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает  интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25–30% населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает в настоящий момент свыше 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Информация о работе Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации