Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации
Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой. Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи: – проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России; – рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат; – провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения. – определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области; – показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Роль пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров……………………………………………………………………….5 Пенсионная реформа и демографическая ситуация……………………..5 Основные цели и задачи пенсионной реформы…………………………7 Глава 2. Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации..11 2.1. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы…………........11 2.2. Целевые ориентиры развития пенсионной системы…………………...12 Заключение…………………………………………………………………….....16 Список литературы……………
Глава 1. Роль пенсионного
фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров……………………………………………………………………….5
Пенсионная
реформа и демографическая ситуация……………………..5
Основные
цели и задачи пенсионной реформы…………………………7
Глава 2. Совершенствование
пенсионной системы Российской Федерации..11
2.1. Долгосрочная стратегия
развития пенсионной системы…………........11
2.2. Целевые
ориентиры развития пенсионной системы…………………...12
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список литературы………………………………………………………………18
Введение
Далеко
не секрет, что все люди пекутся
о своей старости и пытаются каким-то
образом себя обеспечить, чтобы не
остаться без средств к существованию
в нетрудоспособном возрасте. Также
многие люди хотят себя подстраховать
на тот случай, если производственная
травма или несчастный случай вдруг
лишат человека трудоспособности или
даже жизни (если профессия связана
с постоянным риском для жизни; например
оперативный работник, кадровый военный).
На протяжении многих лет единственным
гарантированным источником дохода
после ухода на заслуженный отдых
по достижении пенсионного возраста,
либо вследствие потери трудоспособности
были государственные пенсионные выплаты.
Таким образом, все средства аккумулировались
на государственных счетах и затем
перераспределялись. В настоящий
момент на финансовом рынке появляются
новые участники – пенсионные фонды,
которые далеко не обязательно являются
государственными учреждениями. Их цель
– накопление капитала посредством пенсионных
отчислений тех людей, которые заинтересованы
в своем благосостоянии после активной
занятости. Сейчас, во время попытки восстановления
российской экономики, пенсия не может
обеспечить хотя бы минимальные потребности
человека, к тому же существует проблема
невыплаты пенсий. Действующая в данный
момент пенсионная система не создает
стимула для больших заработков, так как
это не находит ни какого отражения при
исчислении будущей пенсии. Все это свидетельствует
о глубоком кризисе сложившейся системы
государственного пенсионного обеспечения
и необходимости ее коренного реформирования.
Пенсионный
фонд своими средствами обеспечивает
выплату ежемесячных пособий, пенсий
людям которые в силу определенных
обстоятельств не могут обеспечить
свое проживание, в том числе пенсионеров.
Так, средства расходуются на выплаты
государственных пенсий, пенсий инвалидам,
венным, компенсации пенсионерам, пособий
для детей в возрасте от 1,5 до 6
лет и на многие другие социальные
цели. Таким образом определяется его
важное социальное значение.
Пенсионный
фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых
взносов, необходимых для финансирования
выплат государственных пенсий, полнее
используя в этих целях данные
ему права, так как начиная
с 1995 года доходов Пенсионного фонда
от страховых взносов не хватает
для обеспечения его расходов
и для выплаты пенсий требуются
дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые
пенсионные пособия все меньше отвечают
своему социально-экономическому значению
– обеспечивать достойный уровень жизни
людям не имеющим трудовых доходов. Таким
образом, можно сделать вывод, что выполнение
социальных целей государства является
основной задачей Пенсионного фонда РФ,
и что такая задача только ему под силу,
так как бюджет Российской Федерации не
справляется даже с собственными задачами
и переложение такой задачи на его плечи
оказалось бы непосильной ношей для него.
Целью
работы является определение направлений
совершенствования деятельности Пенсионного
фонда Российской Федерации в
соответствии с проводимой пенсионной
реформой.
Для
реализации поставленной цели, по мнению
автора, необходимо решить следующие
задачи:
– проследить
развитие государственного пенсионного
обеспечения в России;
– рассмотреть
работу Пенсионного фонда по финансированию
пенсионных выплат;
– провести
анализ показателей пенсионного обеспечения
населения.
– определить
задачи, возложенные на Пенсионный фонд
государством в этой области;
– показать
возможные пути реформирования пенсионной
системы Российской Федерации.
Глава
1. Роль пенсионного фонда РФ в
социальном обеспечении пенсионеров
1.1. Пенсионная реформа и демографическая
ситуация
Экономической
основой современного социального
обеспечения нетрудоспособных граждан
в РФ служит система государственного
социального страхования. Она включает
страхование по старости, инвалидности,
потере кормильца, временной нетрудоспособности,
беременности и родам и медицинскому
обслуживанию. Доминирующее положение
по объему средств и получателей
в системе государственного социального
страхование занимает пенсионное обеспечение.
Пенсионная реформа является одним
из самых сложных видов структурных
реформ, поскольку она затрагивает
финансовые интересы всех слоев населения,
и как следствие нарушает существующий
политический и экономический баланс
в обществе, оказывает воздействие
на функционирование рынков труда и
капитала, перераспределяет доход внутри
поколений и между поколениями
работников.
Идеологи
пенсионной реформы исходили из того,
что ее следует проводить лишь
в том случае, если результаты можно
будет почувствовать в ближайшее
время, в первую очередь в виде
повышения сегодняшних пенсий. Почему
пенсионную реформу нужно было начинать
именно не позднее января 2002 г.? Ведь
в последние годы финансовое положение
Пенсионного фонда было достаточно стабильным
Реформаторы
обосновали это целым рядом причин
– демографических, политических, экономических.
Начнем с проблем демографических – с
темпов роста населения и соотношения
работающих и пенсионеров. Действовавшая
до 2002 г. пенсионная модель основывалась
на том, что взносы, собираемые с ныне работающих,
перераспределялись среди нынешних пенсионеров.
При установленном в России тарифе пенсионных
сборов (28%) для обеспечения установленного
законом размера при минимальном выработанном
стаже (20 лет у женщин и 25 – мужчин) в размере
55% от среднемесячного заработка для обеспечения
выплат одному пенсионеру требуется взносы
двух работающих.
По
статистическим данным, население страны
стареет: становится все больше пенсионеров
и все меньше работающих.
Таблица
1 – Динамика отношения занятого трудоспособного
населения и пенсионеров в РФ в 1995–2007
гг.
Показатели
1995
2003
2004
2005
2006
2007
Численность
занятых в экономике, млн. чел.
70,9
67152
67134
68603
69157
70814
Численность
пенсионеров, млн. чел.
37083
38164
38184
38313
38325
38467
Количество
занятых на одного пенсионера, чел.
1,8
1,71
1,74
1,75
1,75
1,77
К
концу 2000 г. В РФ численность пенсионеров
составляла 38,55 млн. человек, или 26,5% численности
постоянного населения страны, сейчас
в России около 37 млн. пенсионеров, составляющих
четвертую часть населения. Приведенные
статистические данные свидетельствуют
о том, что численность занятых в экономике
за период с 1992 г. Уменьшилась на 13,6% (9,6
млн. человек), а численность пенсионеров
при этом возросла на 9,4%. В результате
этого нагрузка пенсионной системы на
экономическую систему занятого населения
возросла на треть – с 46 пенсионеров на
100 человек занятых в народном хозяйстве
в начале переходного периода до 62 пенсионеров
к началу XXI в.
Уже
сегодня на одного пенсионера приходится
меньше двух работающих – полтора (или
три работающих на двух пенсионеров). К
тому же не все трудоспособные россияне
работают по найму и, следовательно, не
все платят взносы в пенсионную систему.
Из 63 млн. работающих только 49,8 млн. являются
наемными работниками и платят около 400
млрд. рублей страховых взносов в год.
Остальные 13 млрд. человек относятся к
самозанятому населению и взносов платят
всего около 4 млрд. рублей. В итоге за вычетом
их на одного пенсионера фактически приходится
1,28 работающего. Чего естественно, крайне
недостаточно для обеспечения необходимого
объема поступлений. Из-за неблагоприятного
изменения соотношения работающих и пенсионеров
уровень пенсий в России так низок, а пенсионный
тариф так высок по сравнению с другими
странами.
Проблема
пенсионного возраста в условиях
перехода к рыночной экономике находится
под воздействием двух противоречивых
факторов.
С
одной стороны, увеличение безработицы
требует снижения пенсионного возраста
как предпосылки освобождения рабочих
мест старшими возрастными группами
работников в пользу молодых, с другой
– старение населения и увеличение «нагрузки»
на поколение работающих в связи с преобладанием
доли пенсионеров предполагает повышение
пенсионного возраста.
Начать
пенсионную реформу не позднее января
2002 г. Требовало во многом политический
календарь. В конце 2001 г. Еще была возможность
выработать какой-то компромисс по поводу
реформирования пенсионной системы. С
2002 г. Многие политические силы начали
готовить думскую избирательную компанию
2003 г. И поскольку значительная часть из
них строила свое обещание с избирателями
на пенсионной тематике, тогда договориться
с ними было бы трудно. В итоге, если бы
начали в 2002 г., минимум три года было бы
потеряно.
1.2 Основные цели и задачи пенсионной
реформы
Пенсионная
реформа направлена на изменение
существовавшей распределительный
система начислений пенсий путем
дополнения ее накопительной частью
и персонифицированным учетом страховых
обязательств государств перед своими
гражданами.
Основной
целью реформы является достижение
долгосрочной финансовой сбалансированности
пенсионной системы, повышение уровня
пенсионного обеспечения граждан и
формирование стабильного источника дополнительных
доходов в социальную сферу.
Основной
задачей пенсионной реформы является
создание пенсионной системы, которая
обеспечивала бы своевременную выплату
заработных пенсий нынешним пенсионерам
и гарантировала бы обеспеченную
старость молодому поколению граждан.
А
для этого необходимо повысить доходы
пенсионной системы, из которых производятся
и будут в дальнейшем производится
пенсионные выплаты. Для повышения
этих доходов, которые складываются
из отчислений, производимых страхователями
(работодателями) за каждое застрахованное
лицо (работника), необходимо, в свою
очередь, решить следующие задачи:
1.
вывести скрытые части зарплат
из тени и увеличить за счет
этого поступления средств для
выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.
С учетом размеров скрытой
части зарплаты здесь возможен
рост в 2–2,5 раза. И это дает основание
прогнозировать такой же рост пенсий,
естественно, при условии предсказываемого
получения доходов.
2.
создать стимулы для работающих
к полной уплате взносов со
всего объема своих доходов.
А для этого стал необходимостью
отказ от старой системы учета
пенсионный прав (по стажу работы
и по размеру заработка за
два последних года), поскольку
он не полностью учитывает
вклад каждого человека в доходы
пенсионной системы.
3.
обеспечить прозрачность пенсионной
системы. Обязательства государства
перед гражданином по пенсионным
выплатам должны выражаться не
в процентах и годах, а в
рублях. И каждый год работник
должен получать отчет о состоянии
заработанных им пенсионных прав
– в каком объеме перечислены взносы за
него его работодателем, каков общий объем
пенсионного капитала, начисленного ему
за все годы работы, в каких объемах он
индексировался и т.д.
Таким
образом, суть реформы заключается
в коренном изменении взаимоотношений
между работником и работодателем:
в повышении ответственности работников
за обеспечение своей старости, а работодателя
– за уплату страховых взносов за каждого
работника.