Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:26, курсовая работа
Проблема трудовых ресурсов и трудового потенциала общества является актуальной, так как экономические ресурсы — это компоненты природы, трудового потенциала и средств производства, определяющие возможности выпуска продукции. Поэтому трудовой потенциал общества и трудовые ресурсы общества очень важны для экономического развития. Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть проблемы эффективного использования трудовых ресурсов.
2.2 Подбор квалифицированного персонала…………………………………..16
Глава 3 Сотрудничества бизнеса и системы образования…………………….21
3.1Россия как перспективный рынок для поиска трудовых ресурсов……….21
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………….……..27
Интересные данные получены в связи с ответами на вопрос, участвует ли кадровая служба в кадровой политике предприятия. Оказалось, что кадровая служба участвует в кадровой политике лишь в 60 % случаев. В остальных случаях кадровая политика находится исключительно в руках руководства, а кадровые службы осуществляют преимущественно контрольно-административные функции. Особенно ярко эта тенденция проявляется на индивидуальных предприятиях и в обществах с ограниченной ответственностью.
Таблица
1.Способы подбора персонала в зависимости
от типа собственности предприятия (ответы
руководителей в %).
Способы подбора персонала | Тип собственности предприятия | |||
Государственное | Индивидуальное | ООО | ОАО | |
Государственные центры занятости | 27,4 | 9,4 | 16,9 | 18,5 |
Переподготовка сотрудников своего предприятия | 60,8 | 55,1 | 60,5 | 65,7 |
Прием на работу подготовленных специалистов | 33,7 | 36,0 | 34,4 | 28,8 |
Мнение не сложилось | 5,4 | 9,0 | 5,1 | 8,8 |
Таблица
2.Требования работодателя к наемным
сотрудникам. При ответе респонденты отметили
несколько вариантов.
Качества кандидиата | Доля респондентов, считающих данное качество важным, % |
Опыт работы | 86,1 |
Уровень образования | 80,4 |
Связи | 72,9 |
Рабочие качества | 61,2 |
Рекомендации | 26,5 |
Таблица 3. Число обучающихся в высших учебных заведения
(на начало учебного года)
Год | Общее число студентов (тысяч человек) | Число стулентов на 10000 населения |
1914 | 87 | 10 |
1917 | 149 | 16 |
1985/1986 | 2966 | 206 |
1990/1991 | 2825 | 190 |
2003/2004 | 6456 | 451 |
По
прогнозам специалистов, в ближайшие несколько
лет ожидается рост региональных кадровых
агентств со своей партнерской базой по
всей России, подбирающие сотрудников
в заявленном заказчиком регионе. Сейчас
в России работает всего пять таких сетей,
уже показавших неплохие результаты, и,
по мнению специалистов, за ними перспектива
и будущее всего кадрового бизнеса компаний
и их представительств и филиалов, в том
числе зарубежных, ведущих бизнес в России.
В связи с этим становится очевидным, что
для подобных компаний первоочередной
задачей является грамотный подбор персонала
на местах, от которого, собственно, и будет
зависеть эффективное развитие бизнеса
на региональном уровне.
Глава
3 Сотрудничества
бизнеса и системы образования
3.1 Россия как перспективный рынок для поиска трудовых ресурсов
Хедхантинг, или executive search, - подбор топ-менеджеров, специалистов ключевых и редких как по специальности, так и по уровню профессионализма. Это очень популярная и востребованная сегодня услуга.
Хедхантинг прочно вошел в обиход на Западе, и на русском он легче произносится, как executive search-компании расположены в Москве, некоторые имеют филиалы в Санкт-Петербурге.
Распространено мнение, что технология executive search основана на «воровстве» кадров, a executive search — чуть ли не незаконный бизнес.
Да, большая часть кандидатов, которых находят с помощью executive search, — работающие люди. Они состоят в договорных отношениях с компанией, в которой работают, и не являются ее собственностью. Так что с юридической стороны никакого воровства нет.
Компанию «донора» тоже трудно назвать жертвой. В ней не приняты все меры, чтобы остановить текучку кадров, или она объективно не может обеспечить «переросшим» сотрудникам соответствующие их притязаниям задачи и оплату. Человек никогда не уйдет из компании, если его в ней все устраивает.
Свободное перетекание рабочей силы из одного места в другое является одним из признаков рыночной экономики, конкуренции. Угроза потери хороших сотрудников заставляет работодателя внедрять комплекс мер — материальных, психологических, управленческих, — которые бы сделали его компанию более привлекательной на рынке, и это хорошо для всех.
Посмотрим на проблему с другой, моральной стороны. Никто же не рассматривает объявление о вакансии от работодателя как попытку воровства кадров.
Практика «переманивания» показывает, что примерно от 20 до 40 % высокопрофессиональных кандидатов отказываются рассматривать предложения о переходе на другую работу. Мастерство хедхантера заключается в умении обнаружить привлекательные стороны в компании заказчика и соответствующие мотивы у потенциального кандидата, чтобы соединить обе стороны. А сделать это, когда и заказчик не «прозрачен», и кандидат закрыт, очень непросто.
Чтобы стать объектом «охоты», человек должен много вложить в себя: образование, практический профессионализм, социальную и личностную зрелость.
Вузы (бизнес-школы) дают знания, но не дают умений. А умения — это главная ценность специалиста. Хотя иногда объектом «охоты» становятся люди именно со знаниями: кандидаты и доктора наук, эксперты в какой-либо области. Иногда — потому, что в процессе роста ученые, эксперты пишут статьи, выступают на конференциях и т. д. — ведут публичную деятельность. Их можно заметить и пригласить на работу самостоятельно, без привлечения хедхантеров. Но и профессиональным посредникам есть, что тут делать. Есть иностранные executive search-компании, у которых в базе данных содержатся все российские кандидаты и доктора наук по химии и биологии. Подбор этих специалистов заказывают фармацевтические, биотехнологические, химические компании.
Другое дело профессионалы-практики: руководители производства, главные технологи, ведущие конструкторы, IT-директора, финансовые директора и главбухи... и, конечно, менеджеры всех уровней.
Обычно
этапы становления
От момента окончания вуза до полугода — новичок, который только адаптируется в профессии и бизнесе.
От полугода до полутора лет — молодой специалист. Набирается опыта. Очень хорошо, если работает под руководством или наблюдением профессионального наставника.
1,5—3 года — специалист. Основные годы профессионализации, когда человек вбирает тонкости профессии и может начать показывать хорошие результаты.
3—5 лет — зрелый специалист. Хорошо ориентируется на своем участке. Может быть выдвинут в руководители. Это уровень, на котором специалист может заинтересовать хедхантера.
Больше 5—7 лет — «звезда». При хороших способностях и постоянной работе над своим профессионализмом специалист может дорасти до уровня «звезды», т. е. показывать результаты значительно выше среднего. Тогда он становится объектом «охоты».
Технология рекрутинга хорошо работает при поиске специалистов с зарплатами в интервале 400—800 долларов (регионы — $300— 600). При подборе в интервале $800—1200 появляется напряжение. При зарплате специалиста более $1500 полноценно закрыть позицию технологией рекрутинга крайне сложно. Желающих на такую зарплату может быть много, но вот их соответствие поставленной задаче...
Может показаться, что в регионах найти специалиста на зарплату выше $1000 вообще легко, потому, что таких зарплат там мало. На самом деле не так. Поток резюме на вакансию с высокой зарплатой в регионе создать легко, только специалистов нужного уровня там еще меньше, чем в Москве, — расти не под кем, нет соответствующих предприятий и позиций. Чаще всего приходится находить кандидата из другого региона.
Затраты на подбор такого специалиста силами менеджеров по персоналу и упущенная выгода будут у работодателя существенно выше, чем при обращении в хантинговую компанию. Если специалист будет найден самостоятельно и принят на работу, скорее всего в течение 2—6 месяцев наступит разочарование.
Одна из фирм, торгующая строительными инструментами и имеющая представительства в 23 регионах, например, меняет четырех из пяти найденных самостоятельно руководителей региональных представительств в течение полугода.
Работающее определение: хороший сотрудник тот, кто справляется со своими обязанностями на данном рабочем месте. Такой подход позволяет не делать ставку на формальные критерии - пол, возраст, образование, диплом, в каких компаниях работал и т. д. Он позволяет подбирать ключевых специалистов «под задачу» по всей должностной шкале — от низших до высших,
Но все, же можно выделить две группы кандидатов, которые относятся к «лучшим», на которых идет «охота» хедхантеров.
1-я группа. Специалисты:
— добивались в своей деятельности высоких, желательных для заказчика результатов, мотивированы на работу (трудоголики);
— достигали результатов, близких к желаемым, мотивированы на работу, на затрату усилий в собственном обучении.
2-я группа. Менеджеры:
— имеют опыт организации с нуля прибыльного подразделения, компании. Их называют стартапер (startup), менеджер проекта;
— есть опыт, умения, готовность к захвату сегмента, доли рынка.
Такие менеджеры — гордость, "золотой запас» российского бизнеса. Они нужны и а малых и в крупных компаниях. Но есть подводные камни при поиске и таких менеджеров.
Как правило, это российские топ-менеджеры, совершившие в недавнем прошлом «большой прорыв» — построили часть или полностью бизнес. Но конкуренты не стоят на месте, и надо продолжать борьбу. А некоторые из них хотели бы иметь еще более высокооплачиваемую работу — как показатель заслуг, но с меньшими ежедневными усилиями или меньшей ответственностью.
Другая группа — российские менеджеры иностранных компаний, которые привыкли к операционному управлению с достаточным финансированием. Когда их переманивают на более высокие посты в российские компании — на должности гендиректора или руководителя целого направления со всеми «прелестями» отечественных компаний: недостаток финансов, родственники владельцев, нечеткое оперативное управление, владелец, не отошедший от позиции «главного менеджера», — они не справляются из-за отсутствия опыта или слабой личной мотивации.
В каждой компании существует ключевое подразделение, и, может быть, не одно. От него зависит успех компании на рынке. Это может быть конструкторский отдел и производство в производственной фирме, маркетинговое подразделение, клиентский отдел, всегда — отдел продаж. От профессионализма их менеджеров зависит итоговый результат.
Поэтому можно говорить о ключевых специалистах и менеджерах как объектах «охоты» хедхантеров. Термин «ключевой», может быть, и не совсем точный, но любой руководитель знает у себя в компании ключевые позиции. Позиции, от которых зависит само существование компании.
Информация о работе Сотрудничества бизнеса и системы образования