Сотрудничества бизнеса и системы образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Проблема трудовых ресурсов и трудового потенциала общества является актуальной, так как экономические ресурсы — это компоненты природы, трудового потенциала и средств производства, определяющие возможности выпуска продукции. Поэтому трудовой потенциал общества и трудовые ресурсы общества очень важны для экономического развития. Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть проблемы эффективного использования трудовых ресурсов.

Содержание

2.2 Подбор квалифицированного персонала…………………………………..16
Глава 3 Сотрудничества бизнеса и системы образования…………………….21
3.1Россия как перспективный рынок для поиска трудовых ресурсов……….21
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………….……..27

Работа содержит 1 файл

экономика труда.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

     Интересные  данные получены в связи с ответами на вопрос, участвует ли кадровая служба в кадровой политике предприятия. Оказалось, что кадровая служба участвует в кадровой политике лишь в 60 % случаев. В остальных случаях кадровая политика находится исключительно в руках руководства, а кадровые службы осуществляют преимущественно контрольно-административные функции. Особенно ярко эта тенденция проявляется на индивидуальных предприятиях и в обществах с ограниченной ответственностью.

     Таблица 1.Способы подбора персонала в зависимости от типа собственности предприятия (ответы руководителей в %).  

Способы подбора персонала      Тип собственности предприятия
Государственное Индивидуальное ООО ОАО
Государственные центры занятости      27,4      9,4 16,9 18,5
Переподготовка  сотрудников своего предприятия      60,8      55,1 60,5 65,7
Прием на работу подготовленных специалистов      33,7      36,0 34,4 28,8
Мнение  не сложилось      5,4      9,0 5,1 8,8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.Требования работодателя к наемным сотрудникам. При ответе респонденты отметили несколько вариантов. 
 

Качества  кандидиата Доля респондентов, считающих данное качество важным, %
Опыт  работы      86,1
Уровень образования      80,4
Связи      72,9
Рабочие качества      61,2
Рекомендации      26,5
 

     Таблица 3. Число обучающихся в высших учебных заведения

      (на начало учебного года) 
 

Год Общее число  студентов (тысяч человек) Число стулентов  на 10000 населения
1914      87      10
1917      149      16
1985/1986      2966      206
1990/1991      2825      190
2003/2004      6456      451
 

     По  прогнозам специалистов, в ближайшие несколько лет ожидается рост региональных кадровых агентств со своей партнерской базой по всей России, подбирающие сотрудников в заявленном заказчиком регионе. Сейчас в России работает всего пять таких сетей, уже показавших неплохие результаты, и, по мнению специалистов, за ними перспектива и будущее всего кадрового бизнеса компаний и их представительств и филиалов, в том числе зарубежных, ведущих бизнес в России. В связи с этим становится очевидным, что для подобных компаний первоочередной задачей является грамотный подбор персонала на местах, от которого, собственно, и будет зависеть эффективное развитие бизнеса на региональном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3 Сотрудничества бизнеса и системы образования 

     3.1 Россия как перспективный рынок для поиска трудовых ресурсов

     Хедхантинг, или executive search, - подбор топ-менеджеров, специалистов ключевых и редких как по специальности, так и по уровню профессионализма. Это очень популярная и востребованная сегодня услуга.

     Хедхантинг  прочно вошел в обиход на Западе, и на русском он легче произносится, как executive search-компании расположены в Москве, некоторые имеют филиалы в Санкт-Петербурге.

     Распространено  мнение, что технология executive search основана на «воровстве» кадров, a executive search — чуть ли не незаконный бизнес.

     Да, большая часть кандидатов, которых  находят с помощью executive search, —  работающие люди. Они состоят в  договорных отношениях с компанией, в которой работают, и не являются ее собственностью. Так что с юридической стороны никакого воровства нет.

     Компанию  «донора» тоже трудно назвать жертвой. В ней не приняты все меры, чтобы остановить текучку кадров, или она объективно не может обеспечить «переросшим» сотрудникам соответствующие их притязаниям задачи и оплату. Человек никогда не уйдет из компании, если его в ней все устраивает.

     Свободное перетекание рабочей силы из одного места в другое является одним из признаков рыночной экономики, конкуренции. Угроза потери хороших сотрудников заставляет работодателя внедрять комплекс мер — материальных, психологических, управленческих, — которые бы сделали его компанию более привлекательной на рынке, и это хорошо для всех.

     Посмотрим на проблему с другой, моральной  стороны. Никто же не рассматривает  объявление о вакансии от работодателя как попытку воровства кадров.

     Практика  «переманивания» показывает, что  примерно от 20 до 40 % высокопрофессиональных кандидатов отказываются рассматривать предложения о переходе на другую работу. Мастерство хедхантера заключается в умении обнаружить привлекательные стороны в компании заказчика и соответствующие мотивы у потенциального кандидата, чтобы соединить обе стороны. А сделать это, когда и заказчик не «прозрачен», и кандидат закрыт, очень непросто.

     Чтобы стать объектом «охоты», человек должен много вложить в себя: образование, практический профессионализм, социальную и личностную зрелость.

     Вузы (бизнес-школы) дают знания, но не дают умений. А умения — это главная  ценность специалиста. Хотя иногда объектом «охоты» становятся люди именно со знаниями: кандидаты и доктора наук, эксперты в какой-либо области. Иногда — потому, что в процессе роста ученые, эксперты пишут статьи, выступают на конференциях и т. д. — ведут публичную деятельность. Их можно заметить и пригласить на работу самостоятельно, без привлечения хедхантеров. Но и профессиональным посредникам есть, что тут делать. Есть иностранные executive search-компании, у которых в базе данных содержатся все российские кандидаты и доктора наук по химии и биологии. Подбор этих специалистов заказывают фармацевтические, биотехнологические, химические компании.

     Другое  дело профессионалы-практики: руководители производства, главные технологи, ведущие  конструкторы, IT-директора, финансовые директора и главбухи... и, конечно, менеджеры всех уровней.

     Обычно  этапы становления профессионализма специалиста таковы:

     От  момента окончания  вуза до полугода — новичок, который только адаптируется в профессии и бизнесе.

     От  полугода до полутора лет — молодой специалист. Набирается опыта. Очень хорошо, если работает под руководством или наблюдением профессионального наставника.

     1,5—3  года — специалист. Основные годы профессионализации, когда человек вбирает тонкости профессии и может начать показывать хорошие результаты.

     3—5  лет — зрелый специалист. Хорошо ориентируется на своем участке. Может быть выдвинут в руководители. Это уровень, на котором специалист может заинтересовать хедхантера.

     Больше 5—7 лет — «звезда». При хороших способностях и постоянной работе над своим профессионализмом специалист может дорасти до уровня «звезды», т. е. показывать результаты значительно выше среднего. Тогда он становится объектом «охоты».

     Технология  рекрутинга хорошо работает при поиске специалистов с зарплатами в интервале 400—800 долларов (регионы — $300— 600). При подборе в интервале $800—1200 появляется напряжение. При зарплате специалиста более $1500 полноценно закрыть позицию технологией рекрутинга крайне сложно. Желающих на такую зарплату может быть много, но вот их соответствие поставленной задаче...

     Может показаться, что в регионах найти  специалиста на зарплату выше $1000 вообще легко, потому, что таких зарплат там мало. На самом деле не так. Поток резюме на вакансию с высокой зарплатой в регионе создать легко, только специалистов нужного уровня там еще меньше, чем в Москве, — расти не под кем, нет соответствующих предприятий и позиций. Чаще всего приходится находить кандидата из другого региона.

     Затраты на подбор такого специалиста силами менеджеров по персоналу и упущенная выгода будут у работодателя существенно выше, чем при обращении в хантинговую компанию. Если специалист будет найден самостоятельно и принят на работу, скорее всего в течение 2—6 месяцев наступит разочарование.

     Одна  из фирм, торгующая строительными  инструментами и имеющая представительства в 23 регионах, например, меняет четырех из пяти найденных самостоятельно руководителей региональных представительств в течение полугода.

     Работающее  определение: хороший сотрудник  тот, кто справляется со своими обязанностями на данном рабочем месте. Такой подход позволяет не делать ставку на формальные критерии - пол, возраст, образование, диплом, в каких компаниях работал и т. д. Он позволяет подбирать ключевых специалистов «под задачу» по всей должностной шкале — от низших до высших,

     Но  все, же можно выделить две группы кандидатов, которые относятся к «лучшим», на которых идет «охота» хедхантеров.

     1-я  группа. Специалисты:

     — добивались в своей деятельности высоких, желательных для заказчика результатов, мотивированы на работу (трудоголики);

     — достигали результатов, близких  к желаемым, мотивированы на работу, на затрату усилий в собственном обучении.

     2-я  группа. Менеджеры:

     — имеют опыт организации с нуля прибыльного подразделения, компании. Их называют стартапер (startup), менеджер проекта;

     — есть опыт, умения, готовность к захвату  сегмента, доли рынка.

     Такие менеджеры — гордость, "золотой  запас» российского бизнеса. Они  нужны и а малых и в крупных  компаниях. Но есть подводные камни  при поиске и таких менеджеров.

     Как правило, это российские топ-менеджеры, совершившие в недавнем прошлом «большой прорыв» — построили часть или полностью бизнес. Но конкуренты не стоят на месте, и надо продолжать борьбу. А некоторые из них хотели бы иметь еще более высокооплачиваемую работу — как показатель заслуг, но с меньшими ежедневными усилиями или меньшей ответственностью.

     Другая  группа — российские менеджеры иностранных компаний, которые привыкли к операционному управлению с достаточным финансированием. Когда их переманивают на более высокие посты в российские компании — на должности гендиректора или руководителя целого направления со всеми «прелестями» отечественных компаний: недостаток финансов, родственники владельцев, нечеткое оперативное управление, владелец, не отошедший от позиции «главного менеджера», — они не справляются из-за отсутствия опыта или слабой личной мотивации.

     В каждой компании существует ключевое подразделение, и, может быть, не одно. От него зависит успех компании на рынке. Это может быть конструкторский отдел и производство в производственной фирме, маркетинговое подразделение, клиентский отдел, всегда — отдел продаж. От профессионализма их менеджеров зависит итоговый результат.

     Поэтому можно говорить о ключевых специалистах и менеджерах как объектах «охоты» хедхантеров. Термин «ключевой», может быть, и не совсем точный, но любой руководитель знает у себя в компании ключевые позиции. Позиции, от которых зависит само существование компании.

Информация о работе Сотрудничества бизнеса и системы образования