Сотрудничества бизнеса и системы образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Проблема трудовых ресурсов и трудового потенциала общества является актуальной, так как экономические ресурсы — это компоненты природы, трудового потенциала и средств производства, определяющие возможности выпуска продукции. Поэтому трудовой потенциал общества и трудовые ресурсы общества очень важны для экономического развития. Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть проблемы эффективного использования трудовых ресурсов.

Содержание

2.2 Подбор квалифицированного персонала…………………………………..16
Глава 3 Сотрудничества бизнеса и системы образования…………………….21
3.1Россия как перспективный рынок для поиска трудовых ресурсов……….21
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………….……..27

Работа содержит 1 файл

экономика труда.doc

— 157.00 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

2.2 Подбор квалифицированного персонала…………………………………..16

Глава 3 Сотрудничества бизнеса и системы образования…………………….21

3.1Россия как перспективный рынок для поиска трудовых ресурсов……….21

Заключение………………………………………………………………………26

Список литературы……………………………………………………….……..27 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  трудовых ресурсов и трудового потенциала общества является актуальной, так как экономические ресурсы — это компоненты природы, трудового потенциала и средств производства, определяющие возможности выпуска продукции. Поэтому трудовой потенциал общества и трудовые ресурсы общества очень важны для экономического развития. Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть проблемы эффективного использования трудовых ресурсов.

 

      Глава 1. Понятие, структура и показатели трудового потенциала 

     1.1 Понятие трудового  потенциала 

     Обобщающим  показателем процесса становления  и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества. Словом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке.

     Во  всем мире пришли к признанию, что  главной производительной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы и общество в целом располагают возможностями и способностями осуществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность.

     Термин  «потенциал» был введен в научный  оборот 10—15 лет назад. Трактовка  данного термина означает наличие  у кого-либо (отдельно взятого человека, первичного трудового коллектива, общества в целом) скрытых, еще не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности. Определяя данную экономическую категорию, следует иметь в виду, что потенциал (экономический, производственный, трудовой) представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.

     Возможности людей по осуществлению в процессе общественно полезной деятельности широкого комплекса функций (производственных, организационно-управленческих, общественно-политических и др.) определяются качествами человека как:

     • специфического (трудового) ресурса  и основы производства (качествами индивида как части населения);

     • главной производительной силы и субъекта производственных отношений (качествами индивида как работника — носителя способности к труду, создателя материальных и духовных благ);

     • члена общества (качества индивида как социально формируемой личности, члена ассоциации трудящихся, участника управления государственными делами).

     В силу этого совокупная способность  к труду, определяющая меру возможного участия любого человека в общественно  полезной деятельности, может быть охарактеризована не только со стороны психофизиологической пригодности и профессиональной подготовленности к выполнению конкретных трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени гражданской и духовной зрелости личности.

     Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

     • первый уровень, отражающий прошлое, т.е. представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность функционирования и развития;

     • второй уровень, характеризующий настоящее  с точки зрения практического применения и использования наличных способностей;

     • третий уровень, ориентированный на развитие: в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои способности, но и приобретает новые навыки. 

     1.2. Трудовой потенциал  работника 

     Трудовой  потенциал личности формируется  под воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность и др.

     Таким образом, можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека к труду.

     Исходной  структурообразующей единицей трудового  потенциала является трудовой потенциал работника (личности), составляющий основу формирования трудовых потенциалов более высоких структурных уровней.

     Кроме того, следует учитывать два важных обстоятельства. Во-первых, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе. Во-вторых, результат использования индивидуальной рабочей силы — это реальный трудовой вклад работника, он выражается в конкретном продукте, а также в определенном уровне эффективности труда, достигнутом работником.

     Трудовой  потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника возрастают по мере развития и совершенствования знании и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т.п.

     Трудовой  потенциал работника включает:

     • психофизиологический потенциал —  способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;

     • квалификационный потенциал — объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности;

     • личностный потенциал — уровень  гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.

     Трудовой  потенциал работника зависит  от степени взаимного согласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов. 

     1.3. Трудовой потенциал общества 

     Общественный  трудовой потенциал, аккумулирующий и  синтезирующий совокупные способности к общественно полезной деятельности трудоспособного населения, представляет собой конкретную форму материализации человеческого фактора, показатель уровня развития и границы созидательной активности трудящихся масс.

     В количественном отношении общественный трудовой потенциал характеризует возможности общества по привлечению к общественному, труду населения разного пола и возраста. В качественном отношении трудовой потенциал общества — это его реальные возможности по реализации через участие в общественно полезном труде всего многообразия личных способностей и качеств: знаний, умений и навыков, приобретаемых людьми в процессе воспитания, подготовки к труду, непосредственно трудовой деятельности, переобучения и повышения квалификации.

     Он  является производным от уровня развития производительных сил и состояния  здоровья населения, от содержания общего и специального образования, профессиональной подготовки, нравственного воспитания, отражающих цели, конечную направленность и социально-экономические условия формирования личности.

     Потенциал общества зависит от качественных характеристик  совокупной рабочей силы, определяющих уровень развития способностей к труду (профессионального мастерства, интеллекта, творческой активности, мобильности) и специфику важнейших социально формирующих черт членов общества (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, инициативности, организаторских способностей и др.).

     При определении величины потенциала и  его использования важно правильно выбрать показатель измерения. В качестве основного показателя объема применяется численность, а показателя использования — человекогод. Исследования показывают, что разница в оценке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человеко-часов и среднесписочной численности работников находится в пределах 15%. Следовательно, показатель среднесписочной численности работников, являющийся переменной величиной, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики его можно применять только с поправочными коэффициентами. А поскольку такие коэффициенты разработать очень трудно, необходимо найти новый объемный показатель.

     Исследования, проведенные отечественными экономистами, в том числе работниками кафедры экономики труда ВЗФЭИ, убедительно показали, что в качестве основного объемного показателя трудового потенциала может выступать только человеко-час. Он обладает стабильностью, и допустим к применению во всех экономических расчетах на любом уровне.

     Величина  совокупного потенциального фонда  рабочего времени производственного коллектива представляет собой разность между календарным фондом (Фк) и суммарными резервообразующими неявками и перерывами (Тн.п.), т.е. объемную величину времени выполнения производственного задания данным коллективом работников. К нерезервообразующим относятся регламентированные затраты, которые по своей правовой и экономической сущности являются необходимыми и не могут служить резервом увеличения времени непосредственной работы (выходные и праздничные дни, основные и дополнительные отпуска и другие законодательно установленные неявки и перерывы). В этом фонде отражается весь объем потенциальных возможностей работающих за любой (плановый, отчетный) период.

     Применительно к предприятию величина трудового  потенциала определяется по формуле:

     Фпкн. п.   или   Фп=ЧДТсм ,

     где Фп — совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия, ч; Ч— численность работающих, чел.; Д — количество дней работы в периоде; Тсмпродолжительность рабочего дня, смены, ч.

     В общем виде величину трудового потенциала общества (региона) можно выразить формулой:

      ,

     где Фп общ — потенциальный фонд рабочего времени общества, ч; — численность населения по группам, способного участвовать в общественном производстве (i= 1, 2, ...m); m число групп населения; Трзаконодательно установленная величина времени работы по группам в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Исчисляется как произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.

     Так как трудовой потенциал включает всех граждан, способных участвовать в общественном производстве в силу своих физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков при нормальном уровне интенсификации труда, в расчет должны быть включены все группы работников с учетом их характерных особенностей. Поскольку структура этих групп неоднородна по возможностям участия в общественном производстве, для правильного определения величины трудового потенциала общества необходимо каждую отдельную группу лиц привести к базовой величине. В этом случае трудовой потенциал общества, рассчитанный по работникам, проработавшим полный календарный год (Побщ), можно определить по формуле:

     Побщ = Фп. общ/tрасч.,

     где tрасч – расчетное время работы одного трудящегося в течение года, ч.

     Продолжительность календарного периода участия группы лиц с различным уровнем потенциальных возможностей не всегда является однозначным критерием для определения величины потенциала общества. Поэтому обязательно должны быть учтены все особенности при группировке трудящихся по основному признаку, каким в данном случае является способность и возможность участия в общественном труде. 

     1.4. Компоненты деятельности человека 

     В любом виде деятельности человека можно  выделить две компоненты. Первая характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции, традиции, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества. Такой труд будем называть регламентированным, или a-трудом. Вторая характеризует труд, направленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов производства. Типичным примером деятельности, в которой преобладает a-труд, является выполнение производственной операции сборщиком на конвейере с регламентированным ритмом. Существенно, что в данном случае речь идет не о способностях работника, а об объективных возможностях их реализации. Регламентированным может быть не только малоквалифицированный физический труд, но и, в частности, деятельность чиновника, если она сводится только к слепому выполнению инструкций. Таким образом, a-труд может быть как физическим, так и умственным.

Информация о работе Сотрудничества бизнеса и системы образования