Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:40, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в проведении исследования выполнения функций фирменной торговли магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь» и разработка предложений по совершенствованию функционирования магазина.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи:
1) проанализировать тенденции развития фирменной торговли;
2) провести анализ эффективности деятельности магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь»;
3) разработать рекомендации по повышению эффективности функционирования магазина «Сантехник».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и специфика фирменной торговли ..………………………...6
1.1 Возникновение и развитие фирменных магазинов, их роль …..………..6
1.2 Состояние фирменной торговли в РБ ..…………………….……………10
Глава 2. . Анализ развития фирменного магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь»……………………………………..................................15
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь»..........................................................................................15
2.2 Оценка выполнения магазином «Сантехник» функций фирменной торговли………………………………………………………..............................23
2.3 Пути совершенствования функционирования магазина «Сантехник» как организации фирменной торговли…............................................................32
Глава 3. Пути повышения эффективности фирменной торговли………..…...38
Заключение.............................................................................................................41
Список используемых источников......................................................................45
Торговая площадь магазина «Сантехник» не изменилась (70 м2), товарооборот на 1 м2 торговой площади вырос на 3,23 млн. руб. или на 64,2% в действующих ценах и снизился на 2,178 млн. руб. или на 43,3% в сопоставимых ценах.
Магазин «Сантехник» успешно выполнил план по укомплектованию численности работников, что положительно сказалось на развитии товарооборота. Среднесписочная численность работников магазина «Сантехник» по сравнению с 2008 г. не изменилась (4 чел.). Штатное расписание приведено в приложении Б. Поскольку темп изменения товарооборота выше темпа изменения численности работников, товарооборот на одного работника вырос на 56,525 млн. руб. в действующих ценах или на 64,2% и на 38,125 млн. руб. или на 43,3% в сопоставимых ценах.
Для стимулирования товарооборота фирменного магазина «Сантехник» проводят такие мероприятия как:
- расширение и обновление ассортимента товаров;
- полная и ритмичная обеспеченность товарами;
- обеспеченность оборудованием
и эффективное его
- повышение культуры обслуживания;
- обеспеченность
Для развития розничного
товарооборота характерно постоянное
увеличение его объемов. Одним из
резервов роста товарооборота является
эффективность использования
На рост товарооборота
большое влияние оказывает
Росту товарооборота способствует и совершенствование коммерческой деятельности. Большое внимание на предприятии уделяется налаживанию прямых контактов с производителями товаров. Поскольку предприятие работает напрямую с поставщиками, то оно должно использовать все системы ценовых скидок в процессе «уторговывания» партий закупаемых товаров, в первую очередь, скидок на количество или сумму закупаемых товаров и скидок постоянным партнерам, а также закупка партий товаров на сезонных и предпраздничных распродажах по существенно сниженным ценам.
На предприятии постоянно проводится снижение цен на товары сезонного характера, вследствие чего увеличивается товарооборачиваемость товаров, что несколько снижается уровень валового дохода, но одновременно за счет скорейшей реализации высвобождаются денежные средства, которые направляются на закупку новых товаров.
Следующий метод стимулирования роста товарооборота предприятия – участие в выездных школьных, праздничных ярмарках-продажах, принятие заказов на имеющийся ассортимент по телефону. Эти мероприятия расширяют возможности предприятия по реализации товаров, пользующихся спросом, при относительно небольших затратах на их осуществление.
Анализируя результаты хозяйственной деятельности магазина «Сантехник», следует отметить, что, несмотря на выполнение плановых показателей розничного товарооборота, необходимо постоянно проводить следующие мероприятия:
1) наладить бесперебойное
поступление товаров, имеющих
высокий уровень товарного
2) скоординировать работу магазина в части расширения ассортимента товаров в соответствии с товарной специализацией, а именно, сформировать ассортимент товара, обеспечивающий конкурентное преимущество магазина:
а) увеличить удельный вес в общем товарообороте (до 10 – 15%) товаров сторонних предприятий-изготовителей путем привлечения к реализации таких товаров, как унитазы, умывальники, мойки, смесители, запорная арматура, изделия завода отопительного оборудования, включая радиаторы и др. (в соответствии с Типовым положением о фирменном магазине – Приказ Минторга Республики Беларусь №138 от 27.10.1998 г. – в фирменном магазине допускается привлечение к реализации сопутствующих товаров). Повышенный спрос на рынке и высокая товарооборачиваемость этих товаров позволит за счет наценки 30% увеличить процент валового дохода и, как следствие, погашать издержки обращения и получать требуемую прибыль, тем самым не увеличивая цены на изделия собственного производства.
На период работы фирменного магазина в 2011 г. целесообразно не поднимать цены за счет увеличения торговой надбавки на товары собственного производства, так как это приведет к падению спроса и конкурентоспособности товаров и, в следствии этого, снижению уровня товарооборота.
б) принять меры к обновлению ассортимента выпускаемой продукции за счет выпуска новых изделий, учитывая производственные возможности;
3) при производстве
товаров народного потребления
начальнику ОТК обратить
4) планировать ежемесячное
производство ТНП по цехам
завода учитывая заявки
5) осуществлять мероприятия
по рекламе товаров
а) ежемесячного размещения недорогой и в тоже время эффективной рекламы в СМИ;
б) рассылки прайс-листов по организациям;
в) изготовление проспектов, каталогов, буклетов и т. д.
6) отделу маркетинга завода оказывать содействие в товароснабжении магазина, в том числе и обеспечении транспортом для своевременной доставки изготовленных заказов со склада завода в магазин;
7) работникам магазина в свою очередь:
а) обеспечить высокий уровень торгового обслуживания покупателей;
б) квалифицированно информировать покупателей о видах и характеристиках товаров;
в) анализировать ход
продажи товаров, письменно осуществлять
учет предложений и пожеланий
покупателей, ежеквартально разрабатывать
обзорную информацию с предложениями
по совершенствованию
2.2 Оценка выполнения магазином «Сантехник» функций фирменной торговли
Для оценки выполнения магазином «Сантехник» функций фирменной торговли были проведены исследования в следующих направлениях:
1) изучение спроса;
2) анализ уровня торгового
3) оценка товаров, поступающих в магазин, по качественному и количественному признакам.
4) анализ процесса подготовки товаров к продаже;
5) анализ культуры обслуживания покупателей;
6) оценка форм продажи товаров.
В магазине «Сантехник» используются следующие виды работ по изучению спроса:
- проведение выставок-продаж;
- опрос покупателей;
- дни учета неудовлетворенного спроса;
- учет отзывов покупателей.
Причем в основном эти мероприятия распространены приблизительно равномерно.
Работа по изучению спроса в магазине «Сантехник» слабо реализуется на практике, что снижает эффект деятельности фирменного магазина и приводит к превращению фирменной сети в традиционную торговую сеть. Причины снижения качества работ по изучению спроса в магазине «Сантехник» приведены в приложении 3.
Таким образом, магазину «Сантехник» необходимо улучшать работу по изучению спроса, так как это позволит заводу «Сантехдеталь» выпускать именно те товары, которые нужны покупателям, что в итоге будет выгодно и магазину.
В магазине «Сантехник» используется форма продажи через прилавок, что, скорее всего, объясняется небольшими размерами помещения магазина (торговая площадь составляет 70 м2), а также неприспособленностью его для организации самообслуживания. Это позволяет в качестве рекомендации предложить магазину перейти если не на полную, то хотя бы на частичную форму самообслуживания. Действующая планировка торгового зала магазина «Сантехник» приведена в приложении 4. При действующей планировке торгового зала магазина «Сантехник» на обслуживание одного покупателя в среднем необходимо 10 минут (без учета времени на ожидание в очереди).
Уровень торгового обслуживания населения в фирменных магазинах в значительной степени определяется состоянием оказываемых покупателям услуг.
Под торговой услугой понимается дополнительная деятельность торгового предприятия, направленная на оказание помощи покупателям в совершении покупки товаров, их доставке и использовании. Важность услуг в фирменной торговле определяется тем, что они являются одной из форм удовлетворения потребностей покупателя.
Как известно, различают услуги материального характера и чистые. На предоставление первых затрачивается труд. Под второй формой услуг понимают ту часть затрат, которая не принимает предметной формы и не входит в стоимость какого-либо товара. Услуги в торговле, как правило, относятся к услугам второй формы.
В фирменном магазине
«Сантехник» покупателям
1) услуги, являющиеся
частью самого процесса
2) услуги, оказываемые покупателям после продажи, то есть связанные с использованием товара, его упаковкой, доставкой на дом. В магазине «Сантехник» производится упаковка товаров, доставка их на дом (в пределах г. Минска), а также консультации по эксплуатации.
3) услуги культурно-бытового характера, создающие различные удобства во время пребывания покупателей в магазине. Данный вид услуг в магазине «Сантехник» не реализовывается.
Приемка товаров является важной составной частью торгово-технологического процесса. Она обеспечивает контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и предотвращает проникновение в торговую сеть недоброкачественных товаров.
Все товары, поступающие в магазин, принимают по количеству и качеству. Приемка товаров проводится в соответствии с «Положением о приемке товаров по количеству и качеству», утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 1996 года. Это положение регулирует отношения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по приобретению товара, созданию условий для его сохранности, своевременной и правильной приемки по количеству и качеству.
Указанное положение применяется во всех случаях за исключением тех, когда стандартами, техническими условиями и договорами установлен иной порядок приемки.
Товары в магазине
«Сантехник» принимает заведующ
Основными элементами процесса приемки товаров являются:
1) ознакомление с
2) проверка соответствия наименования товаров и маркировки данным сопроводительных документов;
3) проверка количества мест, состояние тары и упаковки;
4) проверка соответствия
цен, указанных в
5) вскрытие тары;
6) проверка количества единиц товара;
7) одновременная проверка качества товаров;
8) документальное оформление результатов приемки.
Приемка товара по количеству
заключается в сопоставлении
массы, числа мест, единиц поступивших
товаров с данными
Количественная приемка проводится:
1) в магазине – при доставке товаров транспортом поставщика;
2) на складе поставщика
– при вывозе транспортом
Проверку количества товаров ведут в единицах измерения, указанных в сопроводительных документах.
Если в процессе приемки выявляется недостача, то приемка товаров приостанавливается. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар. В нем указывается количество недостающих товаров, их стоимость. Оформляется акт в соответствии с установленной формой.
Информация о работе Состояние и пути совершенствования фирменной торговли