Состояние и пути совершенствования фирменной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в проведении исследования выполнения функций фирменной торговли магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь» и разработка предложений по совершенствованию функционирования магазина.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи:
1) проанализировать тенденции развития фирменной торговли;
2) провести анализ эффективности деятельности магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь»;
3) разработать рекомендации по повышению эффективности функционирования магазина «Сантехник».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и специфика фирменной торговли ..………………………...6
1.1 Возникновение и развитие фирменных магазинов, их роль …..………..6
1.2 Состояние фирменной торговли в РБ ..…………………….……………10
Глава 2. . Анализ развития фирменного магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь»……………………………………..................................15
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь»..........................................................................................15
2.2 Оценка выполнения магазином «Сантехник» функций фирменной торговли………………………………………………………..............................23
2.3 Пути совершенствования функционирования магазина «Сантехник» как организации фирменной торговли…............................................................32
Глава 3. Пути повышения эффективности фирменной торговли………..…...38
Заключение.............................................................................................................41
Список используемых источников......................................................................45

Работа содержит 1 файл

Гтовый с магазином.doc

— 247.00 Кб (Скачать)


Учреждение образования


«Институт предпринимательской  деятельности» 

 

Факультет «Внешнеэкономической деятельности и предпринимательства»

 

Кафедра коммерческой деятельности

 

Курсовая работа

(по дисциплине «Организация и технология торговли»)

 

 

Тема: «Состояние и пути совершенствования фирменной торговли»

 

 

 

 

 

Студент:                                                              

Факультет:                                                                 ВЭД и предпринимательства

Курс:                                                                                                                         II 

Группа:                                                                                                           Д91ТН

 

 

 

Руководитель:                                                                                   К.Э.Н., доцент

                                                                            

 

 

 

Минск 2011

Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и специфика фирменной торговли ..………………………...6

    1.1 Возникновение и развитие фирменных  магазинов, их роль …..………..6

    1.2 Состояние фирменной торговли  в РБ ..…………………….……………10

Глава 2. . Анализ развития фирменного  магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь»……………………………………..................................15

    2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь»..........................................................................................15

    2.2 Оценка выполнения магазином «Сантехник» функций фирменной торговли………………………………………………………..............................23

    2.3 Пути совершенствования функционирования магазина «Сантехник» как организации фирменной торговли…............................................................32

Глава 3. Пути повышения эффективности  фирменной торговли………..…...38

Заключение.............................................................................................................41

Список используемых источников......................................................................45

Приложения…………………………………………..………………………… 46

 

 

 

Введение

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике создал условия для  развития предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка. Одним из наиболее прогрессивных и перспективных направлений развития торговли стало зарождение и развитие сети фирменных магазинов производственных предприятий.

В результате организации  фирменных магазинов отдельные  производственные предприятия пытаются выйти из кризисной ситуации, в которой они находятся в последние годы. Однако не единичны случаи, когда под маркой фирменного магазина в городах открываются предприятия самого разнообразного профиля. В этой связи следует выделить понятие «фирменный магазин» и требования, которым он должен отвечать, так как подделка под фирменный магазин дезориентирует покупателей, дискредитирует саму систему фирменной торговли.

Фирменным магазином считается  торговая организация, учредителем (ями) которой является субъект хозяйствования любой формы собственности и ведомственной принадлежности, выпускающий товары (продукцию). Фирменный магазин организует образцовую торговлю и сервисное обслуживание товаров своей номенклатуры. Он должен иметь фирменное наименование, фирменный знак, фирменную упаковку для продаваемых товаров, фирменную одежду для своих работников, выполненную в едином стиле с рекламным оформлением учредителей или коммерческой организации, структурным подразделением которой магазин является.

Таким образом, прежде всего  организация фирменной торговли отличается принадлежностью к определенной фирме, предприятию-производителю или изготовителю.

В сфере потребительских  товаров товарными знаками должна маркироваться, как правило, упаковка товаров. Кроме того, тара-упаковка художественно оформляется в определенном фирменном стиле, который связывается в подсознании покупателя с тем или иным производителем. И если однажды покупателю придется выбирать из двух и более однотипных товаров, то он выберет товар с наиболее известной и хорошо зарекомендовавшей себя фирменной символикой. Наличие фирменных атрибутов (фирменные стиль, знак, цвет и др.) в немалой степени способствует рекламе фирмы в целом.

Таким образом, организация работы фирменной торговли является актуальной в настоящее  время, так как в связи с переходом к рыночным отношениям фирменная торговля получила существенное развитие.

В Республике Беларусь фирменные магазины имеют концерн  Беллегпром (фирменные магазины «Одежда», «Луч»), Минсельхозпрод (фирменный магазин  «Белые Росы» и др.), Белрыбпромсбыт (магазин «Океан»), Министерство стройматериалов (магазин «Керамика») и др.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить об актуальности выбранной  для исследования темы.

Цель курсовой работы заключается в проведении исследования выполнения функций фирменной торговли магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь» и разработка предложений по совершенствованию функционирования магазина.

Для достижения поставленной цели предусматривается  решить следующие задачи:

1) проанализировать  тенденции развития фирменной торговли;

2) провести анализ  эффективности деятельности магазина  «Сантехник» завода «Сантехдеталь»;

3) разработать  рекомендации по повышению эффективности  функционирования магазина «Сантехник».

Объектом исследования выступает магазин «Сантехник»  завода «Сантехдеталь».

Предмет исследования – развитие фирменной торговли.

Методика исследования основана на использовании контент-анализа  различных источников научной и  специальной литературы, статистической отчетности и документации.

Информационную  базу исследования составили работы отечественных авторов в области развития торговли, материалы периодической печати, а также отчетные материалы магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь». 
  Глава 1. Понятие и специфика фирменной торговли

1.1 Возникновение и  развитие фирменных магазинов, их роль

Переход к рыночным отношениям требует широкой экономической  самостоятельности предприятий, возможностей проведения ими разнообразных производственных, сбытовых и финансовых маневров для  максимального реагирования на изменения общественных и индивидуальных потребностей различных слоев населения. Важное значение в приспособлении промышленности к требованиям рынка принадлежит фирменным магазинам.

27 октября 1998 года приказом  Минторга Республики Беларусь  №138 было утверждено новое Типовое положение о фирменном магазине предприятия (объединения), которое было создано на основе Типового положения 1996 года с учетом недостатков и упущений. В него вошли следующие основные моменты:

  • Фирменным магазином считается розничное торговое предприятие, учредителем (учредителями) которого является субъект (субъекты) хозяйствования, выпускающий товары, и реализующее преимущественно товары учредителя [3].
  • Фирменный магазин, как правило, создается и действует в качестве юридического лица, осуществляет раздельный от иных видов деятельности его учредителей учет финансово-хозяйственных операций, связанных с деятельностью фирменного магазина.
  • Товарная специализация фирменного магазина определяется его учредителем, согласовывается с исполнительным комитетом по месту нахождения магазина и указывается в лицензии на право розничной торговли.
  • Товарные ресурсы выделяются фирменным торговым предприятиям облисполкомами, Минским горисполкомом исходя из складывающихся их общих объемов и с учетом необходимости равномерного снабжения товарами в широком ассортименте всех регионов областей и города Минска, создания населению равных условий для приобретения этих товаров в магазинах по месту жительства. При этом увеличение товарных ресурсов фирменных торговых предприятий осуществляется за счет выпуска учредителями этих предприятий товаров сверх объемов, предусмотренных к поставке в торговую сеть по заказам Министерства торговли, Белкоопсоюза, облисполкомов и Минского горисполкома.
  • Фирменный магазин не имеет права осуществлять оптовую торговлю, за исключением мелкооптовых операций по продаже продукции его учредителей для использования (потребления) на территории Республики Беларусь.
  • Фирменный магазин может быть открыт предприятием-изготовителем как по месту нахождения учредителя, так и в других регионах республики, а также за ее пределами.
  • Режим работы фирменного магазина, основанного на государственной форме собственности, устанавливается исполнительным комитетом, выдающим лицензии на розничную торговлю. Режим работы фирменного магазина, основанного на других формах собственности, устанавливается собственником по согласованию с соответствующим исполнительным комитетом.
  • Фирменный магазин комплектуется специалистами, имеющими соответствующую профессиональную подготовку.

Фирменный магазин – это торговое предприятие, основными функциями и задачами которого являются:

- изучение и формирование  спроса населения на вырабатываемую  продукцию;

- активное воздействие  на проводимую промышленными  предприятиями работу по обновлению  и улучшению ассортимента товаров и улучшению их качества, проведение консультаций и оказание других услуг;

- осуществление мероприятий  по рекламе товаров;

- широкое применение  прогрессивных форм продажи товаров;

- обеспечение высокого  уровня торгового обслуживания [3].

Фирменные магазины являются составной частью розничной торговой сети города и осуществляют свою деятельность в условиях конкуренции с другими  субъектами хозяйствования.

По подчиненности фирменные  магазины делятся на три типа [4]:

- фирменные магазины отрасли – в них представлена продукция всех или многих предприятий данного министерства;

- фирменные магазины  промышленного объединения –  они реализуют продукцию только  данного объединения;

- фирменные магазины  отдельных производственных предприятий.

Фирменные магазины должны реализовывать преимущественно продукцию, произведенную учредителем или полученную на такую продукцию. Они являются заключительным звеном товарного обращения. Именно здесь дается реальная оценка изготовленной промышленностью продукции, определяется ее дальнейшая судьба на рынке. Развитие сети фирменных магазинов в условиях рыночной экономики обуславливается рядом причин. Одна из них – стремление производителей товаров обзавестись собственными каналами сбыта продукции для получения непосредственной информации о конъюнктуре рынка.

Опыт показывает, что  успех деятельности на рынке товаров  народного потребления зависит  от познания ключевых проблем развития того или иного рынка (товарного, регионального и т.п.).

В условиях полной самостоятельности предприятий знание конъюнктуры рынка позволяет правильно оценить производственные возможности коллектива, уменьшить степень коммерческого риска, связанного с выходом нового товара на рынок, предпринять необходимые меры для расширения производства или замены продукции на другую, нужную покупателям.

Таким образом, важное назначение фирменных магазинов – изучение спроса на продукцию и оперативное  получение информации о нем. Имея непосредственный контакт с различным  контингентом покупателей и прямые связи с промышленными предприятиями, фирменные магазины могут оперативно реагировать на происходящие изменения конъюнктуры рынка и своевременно ставить в известность об этом производителей товаров [5].

Другой причиной развития фирменных магазинов является необходимость ускорения оборота материальных и денежных ресурсов промышленных предприятий. Зарабатывание денег предприятиями необходимо для дальнейшего их производственного и социального развития, а также оплаты труда работников. Быстрая реализация, а, следовательно, и ускорение оборота средств, вложенных в производство товаров, взаимосвязаны между собой.

Хозрасчет, самофинансирование и самоуправление вынуждает работать с полной отдачей на рынок, что  требует от работников промышленности комплексного изучения рынка, знания потребителя, целенаправленной торговой, ассортиментной, ценовой, рекламной и другой политики.

В современных условиях необходимость функционирования фирменных  магазинов приобретает особую актуальность. Переход к рынку требует глубокого  изучения и учета всех звеньев цепи продвижения товара к потребителю, начиная от зарождения идеи, создания товара и заканчивая его продажей. Для эффективного управления рынком необходима межотраслевая скоординированная деятельность промышленности, торговли, ценообразования, рекламы и т. п. Таким образом, в настоящее время основная роль фирменной торговли заключается в том, что она помогает промышленным предприятиям приспособиться к рыночным условиям хозяйствования и успешно реализовывать свою продукцию на рынке.

 

1.2 Состояние фирменной торговли

В последние годы растёт количество фирменных магазинов. Как  отмечают в Минторге, в 2009 г.  вся  торговая сеть предприятий министерств  и концернов, выпускающих потребительские  товары, состояла из 2,232 тыс. ведомственных  магазинов (7,5% от общего количества магазинов в республике), в том числе 587 фирменных. В том числе в системе Минсельхозпрода Беларуси функционировало 1,39 тыс. магазинов, Минпрома - 174, Минстройархитектуры - 70. Каждый пятый из магазинов имеет статус "фирменный". Общая торговая площадь ведомственных магазинов составляла 70,4 тыс. кв.м.[12]

 Кроме количественного  роста положительно и то, что  все больше появляется предприятий,  которые в полной мере отвечают  статусу «фирменный». Это сеть  магазинов «АБВ» «Беллегпрома», ООО «Марко», ОАО «Милавица», АО «Свiтанак» в Жодино, колхоза «Октябрь» в Гродно, молокозавода в Несвеже и др. В этих магазинах привлекательные интерьеры, высокий уровень обслуживания. Также постоянно изучается спрос покупателей на вырабатываемую учредителями продукцию, готовятся ежемесячные конъюнктурные обзоры и отчеты о реализации по выпускаемым моделям. Работники магазинов участвуют в художественных советах промышленных предприятий, обсуждении планов производства, проводят выставки-продажи и показы перспективных моделей. В магазинах ОАО «Красный Октябрь» и «КИМ» принимаются заказы от населения на производство изделий нестандартных размеров. В магазине №1 «АБВ» в г. Минске постоянно проводятся расширенные распродажи товаров для пенсионеров и студентов со значительной скидкой в цене [10].

Информация о работе Состояние и пути совершенствования фирменной торговли