Состояние и пути совершенствования фирменной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в проведении исследования выполнения функций фирменной торговли магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь» и разработка предложений по совершенствованию функционирования магазина.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи:
1) проанализировать тенденции развития фирменной торговли;
2) провести анализ эффективности деятельности магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь»;
3) разработать рекомендации по повышению эффективности функционирования магазина «Сантехник».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и специфика фирменной торговли ..………………………...6
1.1 Возникновение и развитие фирменных магазинов, их роль …..………..6
1.2 Состояние фирменной торговли в РБ ..…………………….……………10
Глава 2. . Анализ развития фирменного магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь»……………………………………..................................15
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь»..........................................................................................15
2.2 Оценка выполнения магазином «Сантехник» функций фирменной торговли………………………………………………………..............................23
2.3 Пути совершенствования функционирования магазина «Сантехник» как организации фирменной торговли…............................................................32
Глава 3. Пути повышения эффективности фирменной торговли………..…...38
Заключение.............................................................................................................41
Список используемых источников......................................................................45

Работа содержит 1 файл

Гтовый с магазином.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Значительных успехов  в работе достигли фирменные магазины «Белвест», «Милавица», «Марко», которые  открыты в Смоленске. Сегодня  в странах СНГ (в основном в  РФ) и дальнего зарубежья белорусскими промышленными предприятиями открыто более 800 дилерских представительств и сервисных пунктов, в том числе предприятий Минсльхозпрода, Минпрома, что способствует увеличению внешнеторгового оборота республики. Вообще же, фирменная торговля благодаря более быстрой оборачиваемости оборотных средств, ускорению расчетов с поставщиками сырья укрепляет финансовое положение предприятий.

Таким образом, в последние  годы фирменная торговля приобретает  все больший размах. Тем не менее, в развитии фирменной торговли существуют и недостатки.

Как известно, главные задачи фирменного магазина – реализация в основном продукции учредителей, внедрение прогрессивных форм торговли, изучение покупательского спроса, формирование предложений по совершенствованию ассортимента и качества выпускаемых товаров. Такой магазин должен быть подлинным маркетинговым центром своего предприятия, образцом торговли. К сожалению, очень большое число фирменных магазинов этим и другим требованиям, изложенным в Типовом положении о фирменном магазине предприятия (объединения) пока не удовлетворяют [3].

Иногда фирменные магазины открывают в совершенно не предназначенных  для этого местах. Как отмечают в Минторге, в настоящее время  значительное количество фирменных  магазинов размещено в небольших  помещениях, в них не применяются  новые прогрессивные технологии продажи и современное оборудование. Так, самообслуживание применяется только в 7% магазинов Минсельхозпрода (15% торговой площади), в 14% магазинов Минпрома, 11% - Минстройархитектуры.

По оценкам министерства, в фирменных магазинах не изучается должным образом покупательский спрос для подготовки производителями предложений по совершенствованию ассортимента, повышению качества и конкурентоспособности выпускаемых товаров.

  Во многих магазинах  отсутствуют бесплатные упаковочные  материалы, и покупателям предлагается приобрести их по розничным ценам.

Как было отмечено в ходе заседания коллегии, анализ работы фирменной сети свидетельствует  о том, что в настоящее время  производители не заинтересованы открывать  фирменные магазины.

"Объясняется это изменением ситуации на потребительском рынке, - констатировали в министерстве. - Покупатель требует в продовольственном магазине присутствия универсального ассортимента товаров, а в непродовольственном - товаров определенного назначения, представленного всеми производителями республики".

 В данной ситуации  Минторг считает возможным пересмотреть  требование о наличии установленного  удельного веса товаров учредителя (75% для непродовольственных и  50% для продовольственных), а также  других критериев определения статуса "фирменный магазин".

 По мнению министерства, "контроль за работой фирменной  сети со стороны учредителей  находится на недостаточном уровне".

Одновременно Министерство торговли рассматривает иные варианты развития фирменной сети производителя путем открытия специализированных магазинов, где будет представлена вся отраслевая гамма товаров. Формирование производителями собственной торговой сети (в том числе за рубежом) способствует продвижению товаров на рынок, маркетинговым исследованиям, увеличению роста розничного товарооборота. Так, по данным Министерства статистики и анализа, в январе-октябре 2007 г. розничный товарооборот торговой сети по системе Минсельхозпрода составил 116,4% к аналогичному периоду 2006 г., Минпрома – 110,2%, концернов «Белгоспищепром» – 142,7%, «Беллегпром» – 119,1%, «Беллесбумпром» – 123,6%, «Белнефтехим» – 120,0% [10].

Следует отметить, что  розничный товарооборот концерна "Беллегпром" в первом квартале текущего года увеличился на 25% и составил 85,3 млрд. рублей, сообщает пресс-служба концерна.

"Концерн планирует  увеличить присутствие на внутреннем  рынке за счет увеличения поставок  в сеть магазинов Минторга  и Белкоопсоюза, а также открытия  новых фирменных магазинов предприятий  концерна", — цитирует пресс-служба заместителя председателя концерна Людмилу Тяглову. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года поставки на внутренний рынок уже увеличились в среднем от 2% до 18%. В частности, поставки таких групп товаров, как чулочно-носочные изделия, увеличились на 2,3%, швейные изделия — на 1,4%, кожгалантерейные изделия — на 18,8%.

 Пресс-служба отметила, что все поставки на внутренний  рынок Беларуси осуществляются  в рамках ежегодного соглашения  об организации поставок потребительских  товаров между концерном "Беллегпром", Минторгом и Белкоопсоюзом.

"Что касается фирменных  и ведомственных магазинов предприятий  концерна, в настоящее время насчитывается  (включая торговые сети СП ЗАО  "Милавица", СООО "Марко", ЗАО  "ТД "Луч-М") более 420 магазинов.  Доля продажи собственных товаров предприятий концерна в товарообороте фирменной торговли составляет 98—99%," — отметила Тяглова. За первый квартал 2011 года в фирменную торговлю концерна поставлено чулочно-носочных изделий 1 млн. 434,4 тыс. пар, или 28,7% от объема поставки на внутренний рынок, трикотажных изделий соответственно 881,3 тыс. шт., или 18,4%, швейных изделий соответственно 203,6 тыс. шт., или 15,6%, кожгалантерейных изделий на сумму 2 млрд. 694,0 млн. руб., или 27,3%, обуви соответственно 461,1 тыс. пар, или 30%.

 По мнению Тягловой, "развитие фирменной торговли  позволяет ряду предприятий отрасли  через объекты фирменной торговли  реализовывать значительные объемы  продукции". В частности, в первом  квартале 2011 года поставка на  объекты ведомственной и фирменной торговли ОАО "Славянка" составила 60,2% от общего объема поставки на внутренний рынок, ОАО "Элема" — 56,5%, ОАО "Коминтерн" — 46,7%, ОАО "Свiтанак" (Жодино) — 22,1%, ОАО "Брестский чулочный комбинат" — 24,9%, СООО "Белвест" — 55,4%, ЗАО СП "Белкельме" — 35,5%, СООО "Марко" — 50,1%, ОАО "Галантэя" — 27,3%.

Таким образом, несмотря на недостатки, фирменная торговля занимает значительную долю в товарообороте  республики, причем сохраняется тенденция  к увеличению.[11]

 

2. Анализ развития фирменного  магащзина  магазина «Сантехник» завода «Сантехдеталь»»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика магазина «Сантехник»  завода «Сантехдеталь»

Открытое акционерное  общество «Белсантехмонтаж-2» создано  приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 25 марта 1997 г. №57 путем преобразования государственного предприятия «Специализированный трест «Белсантехмонтаж-2» в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством.

Часть реализации продукции  завода «Сантехдеталь» производится через  фирменный магазин «Сантехник», который был открыт 1 июня 1998 г. Открытие было вызвано повышенным спросом  со стороны населения на продукцию  завода «Сантехдеталь».

Магазин расположен по ул. Железнодорожная, 118 в отдельно стоящем здании на втором этаже.

Целью создания магазина является осуществление торговой деятельности, направленной на получение прибыли, а также удовлетворение социальных и экономических интересов учредителей  и работников общества. Исходя из этих целей, магазин осуществляет оптово-розничную торговлю промышленными товарами.

Ассортиментный перечень товаров, реализуемых в фирменном  магазине «Сантехник» весьма широк: печь для дачи, бак запаса воды, коляска  для перевоза ручной клади, шкаф для хранения газовых баллонов, забор для дачи, решетка декоративная, ведра со шкафом для инвентаря по уходу за могилой, уголок оконный, шпингалет, зонт вытяжки, лоток водосточный, рамка декоративная, отводы, бочонки, гибкий шланг, конвектора, сифоны, шашлычница, подставка для цветов, лейка, воронка, противооткат, каркас для укрытия автомобиля, ножницы слесарные, трубогиб, труборез, пневмоприжим, гидропресс ручной, сантехническая арматура, запорная арматура, стеллаж гаражный, фланцы штампованные, фильтры, грязевики, кронштейны радиаторные и другие металлоконструкции. Среди прочих товаров – сантехоборудование, строительные товары, хозяйственные товары, бытовые химические товары, отделочные материалы, инструменты, вентиляционное оборудование.

Магазин также принимает заказы на изготовление легких металлоконструкций, ограждений, решеток на окна, теплиц, а также водосточной и канализационной заготовки по индивидуальным размерам.

Для работников завода имеются  льготы при покупке товаров в  магазине (товар отпускается с наценкой – 1%). Для остальных покупателей имеется возможность приобрести заводской товар с торговой наценкой от 5 до 25% согласно приказа по заводу №143 от 19.12.2008 г.

Сертификат качества ISO-9001-2001. Одним из основных элементов  управления торговой организацией является ее организационная структура. Эта структура характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений. Внутренним выражением структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

 Организационная структура  магазина «Сантехник» приведена вприложении 1.

В магазине работают 4 человека: заведующий, два продавца и бухгалтер. Рабочих по транспортировке и разгрузки товаров предоставляет завод. Всю полноту власти берет на себя заведующий магазина «Сантехник». Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает бухгалтер.

На складе осуществляется приемка, распаковка и хранение товара, а также отгрузка товара в секции или получателям по безналичному расчету.

В магазине «Сантехник», как в организации фирменной  торговли большое внимание уделяется  качеству реализуемой продукции. Для  этого создан участок предпродажной подготовки, на котором, прежде чем поступить в торговый зал, детально изучаются все качественные параметры. Учет и контроль за движением товарно-материальных ценностей и финансовых ресурсов в магазине «Сантехник» выполняет бухгалтер.

Общая площадь магазина составляет 103,7 кв. м., из них торговая 70 кв. м. Магазин работает на расчетном счету завода.

В фирменном магазине «Сантехник» сделан современный  ремонт, используется современное торгово-технологическое  оборудование.

В магазине используется форма продажи через прилавок, что, скорее всего, объясняется небольшими размерами помещения магазина, а также неприспособленностью его для организации самообслуживания.

Фирменный магазин «Сантехник»  выполняет следующие функции:

1) формирует торговый  ассортимент, поставляя товары, как от завода, так и от сторонних поставщиков;

2) обеспечивает рекламу  товаров;

3) осуществляет необходимые  операции с товаром;

4) продает товары конечным  потребителям;

5) оказывает необходимые  услуги (консультации специалистов, доставка товара).

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, выступают товарооборот, доход от реализации, другие доходы, прибыль. Прибыль занимает одно из центральных  мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Торгово-хозяйственную деятельность магазина «Сантехник» проанализируем используя данные отчета о прибылях и убытках (приложение А). Основные финансовые показатели хозяйственной деятельности магазина «Сантехник» представлены в приложении 2.

Товарооборот за вычетом  налогов магазина «Сантехник» за 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на 226,1 млн. руб. или на 64,2% в действующих  ценах и на 152,5 млн. руб. или на 43,3% в сопоставимых ценах. Себестоимость  реализованных товаров, продукции, работ, услуг также выросла на 97,2 млн. руб. Доход от реализации увеличился за 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 88,5 млн. руб. или 71,5%. Уровень дохода от реализации вырос на 1,57% к обороту. В динамике на сумму дохода от реализации положительно повлияли увеличение объема товарооборота и уровня реализованных торговых надбавок (в % к обороту). Расходы на реализацию увеличились на 77,2 млн. руб. или на 77,5%. Темп прироста товарооборота составил 64,2%, а сумма расходов на реализацию продукции возросла на 77,5%, что и обусловило увеличение их уровня на 2,28% к обороту. Темп роста расходов на реализацию продукции составил 8,06% (2,28 / 28,3 × 100). Такая ситуация свидетельствует об ухудшении эффективности использования текущих затрат. В результате роста уровня расходов на реализацию продукции сумма относительного перерасхода составила 13,18 млн. руб. (+2,28 × 578,1 / 100).

Прибыль от реализации товаров  за 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась  на 11,7 млн. руб. или на 48,5%. Уровень прибыли от реализации продукции к товарообороту снизился на 0,66%. Прибыли от операционных доходов и расходов организация не имела, а убыток от внереализационных доходов и расходов вырос на 3,7 млн. руб. По сравнению с 2008 г. общая сумма прибыли магазина «Сантехник» за 2009 г. выросла на 8 млн. руб. или на 35,6%. Чистая прибыль магазина «Сантехник» увеличилась на 6,6 млн. руб. или на 49,6%.

На основе проведенного анализа финансово-экономических  показателей магазина «Сантехник»  за 2008-2009 гг., можно сделать вывод, что результативность работы предприятия повысилась, о чем свидетельствуют увеличение прибыли от реализации, общей суммы прибыли и чистой прибыли предприятия.

Информация о работе Состояние и пути совершенствования фирменной торговли