Сопоставление особенностей экономического развития Республики Казахстан и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать национальные хозяйства России и Казахстана, сопоставить особенности их экономического развития.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть современное состояние экономики Российской Федерации и Республики Казахстан;
- проанализировать основные экономические показатели данных государств;
- сопоставить особенности экономического развития России и Казахстана в рамках международных интеграционных процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………..5
1.1. Российская экономика: состояние и основные показатели развития…......5
1.2. Характеристика особенностей экономического развития Республики
Казахстан…………………………………………………………………………12
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИК РОССИИ И КАЗАХСТАНА…………………………………………………….28
2.1. Экономики России и Казахстана на современном этапе развития мирового хозяйства………………………………………………………………………28
2.2. Прогнозы экономического развития Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках международных интеграционных процессов………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

КР (хар-ка экономик) Сопоставление особенности экономического развития Казахстана и РФ.docx

— 269.92 Кб (Скачать)

Вызывает обеспокоенность среднесрочная бюджетная политика российского правительства, которая предполагает, что номинальные бюджетные расходы продолжат расти, и в ближайшие годы бюджет будет ежегодно сводиться с дефицитом около 3-4% ВВП. Хотя размер дефицита кажется относительно умеренным в сравнении с другими странами, и на деле он может оказаться несколько ниже, но чрезмерная зависимость российского бюджета от цен на нефть делает подобную стратегию слишком рискованной и неустойчивой.

Российское правительство  планирует финансировать дефицит  бюджета в основном за счет заимствований на внутреннем рынке. Государству необходимо привлечь до 1,4 трлн. руб., хотя, как сказано выше, доходы бюджета могут быть больше, чем ожидается, и в этом случае дефицит сократится, но не сильно. В будущем году покрыть дефицит бюджета будет несложно, поскольку банки накопили достаточно резервов в ЦБ (в том числе в виде облигаций и средств на корреспондентских счетах, в общей сложности на сумму около 2,2 трлн. руб.), и можно допустить, что примерно половина этих денег (поскольку банкам необходимо иметь определенный резерв ликвидности) будет переведена в государственные облигации и таким образом вернется в систему. Это поддержит относительно высокий уровень инфляции и продолжит оказывать давление на рубль.

В Казахстане, напротив, складывается более обнадеживающая ситуация. Помимо таких факторов, как более быстрый рост ВВП и меньший дефицит бюджета в том случае, если цены на нефть действительно будут близки к $75 за баррель (как ожидает российское правительство), следует отметить и то, что правительство Казахстана продолжит накапливать резервы в Национальном фонде (счета которого не включены в бюджет). По состоянию на 1 сентября в фонде было накоплено $30 млрд., и его объем продолжает увеличиваться, в то время как Резервный фонд РФ, теоретически, может быть исчерпан в будущем году (по состоянию на 1 сентября его объем был равен примерно $40 млрд.). Хотя российское правительство хочет оставить неприкосновенным другой фонд (Фонд национального благосостояния, размер которого на 1 сентября 2012 года составлял примерно $87 млрд.), тенденции в двух странах совершенно различные.

Таким образом, в Казахстане ожидается более быстрый рост экономики и более низкая инфляция, чем в России, что позволит правительству страны продолжать накапливать резервы, ослабит долгосрочные макроэкономические риски и, соответственно, положительно скажется на рынке облигаций. Внешние условия для России и Казахстана примерно одинаковы, а значит, решающее значение имеет политика, проводимая правительствами двух стран.

 

 

2.2. Прогнозы экономического  развития Российской Федерации  и Республики Казахстан в рамках  международных интеграционных процессов

 

Социально-экономическое  развитие стран постсоветского пространства находится в значительной взаимной зависимости. В наибольшей мере такая взаимозависимость характерна для четырех крупнейших стран СНГ - России, Беларуси, Казахстана и Украины

Для сопоставления особенностей экономического развития России и Казахстана и прогнозов их экономического развития необходимо обратиться к макроструктурной модели экономического развития стран ЕЭП и Украины на период до 2015 г10. Данная модель представляет собой взаимосвязанную систему макроструктурных моделей России, Беларуси, Казахстана и Украины. Макроструктурная модель каждой из стран включает в себя следующие функциональные блоки:

- макроэкономических показателей;

- валовых выпусков продукции основных отраслей реального сектора экономики;

- производства и использования важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

- внешнеэкономических связей.

Расчеты макроструктурной модели развития экономики стран ЕЭП и Украины на период до 2015 г. позволяют оценить перспективы развития российской, белорусской, казахской и украинской экономик на этот период с учетом их взаимодействия.

Как известно, начиная с 2000 г. экономики России, Беларуси, Казахстана и Украины развивались весьма успешно. Только за первые пять лет наступившего XXI в. ВВП России увеличился на 35%, Украины - на 45, Беларуси - на 43, Казахстана - на 63%. Однако в перспективе до 2015 г. столь высокие темпы роста ни одной из стран ЕЭП и Украине сохранить, по-видимому, не удастся. Прежде всего, это связано с развернувшимся в мире экономическим кризисом. Хотя этот кризис возник как кризис финансовый, однако он неизбежно отразился на развитии реального сектора экономики, в первую очередь из-за сокращения платежеспособного спроса населения, а также значительного сокращения возможностей роста инвестиционного спроса.

Первый вариант прогноза исходит из сохранения преимущественной ориентации внешнеэкономической политики России на рынок стран дальнего зарубежья. Второй вариант является альтернативным по отношению к первому. Он предполагает интенсивное дальнейшее формирование ЕЭП России, Беларуси, Казахстана, возможное присоединение Украины. Это, прежде всего, означает переориентацию внешнеэкономической политики России на развитие более тесных связей со странами СНГ. Проведенные модельные расчеты показали, что в период до 2015 г. в крупнейших странах СНГ не произойдет абсолютного спада экономики, хотя экономическая динамика в той или иной степени замедлится (табл. 2.11).

 

Таблица 2.11

Среднегодовые темпы прироста ВВП стран ЕЭП и Украины, %.

Страна

2001-2005 гг.

2006-2015 гг.

I вариант

II вариант

Россия

6,1

3,2

3,8

Беларусь

7,4

7,0

7,7

Казахстан

10,3

9,0

9,2

Украина

7,7

4,5

5,3


 

Как показали расчеты, в первом (инерционном) сценарном варианте более  ощутимое снижение темпов роста экономики  произойдет в России и Украине, т. е. в странах с более развитым уровнем рыночных отношений. В Беларуси и Казахстане, где степень развития рыночных отношений существенно меньше и соответственно менее значительна роль финансового сектора экономики, замедление экономической динамики будет не так заметно.

Во втором сценарном варианте, предполагающем более активную экономическую интеграцию стран ЕЭП и Украины, достигаются более высокие темпы роста экономики, чем в первом варианте.

Общий эффект активизации  интеграционных процессов по странам  ЕЭП и Украины может быть определен из сопоставления первого и второго вариантов расчета суммарной величины ВВП четырех стран, исчисленного в долларах США. В первом варианте прогноза суммарный ВВП четырех стран в 2015 г. - 2919 млрд. долл., а во втором - 3089 млрд. долл. Следовательно, интеграционный эффект равен 170 млрд. долл., или 5,8% суммарного ВВП по первому варианту. Учитывая, что все параметры модели за исключением показателей внешнеторговых связей по вариантам одинаковы, полученный эффект обусловлен исключительно ориентацией внешнеэкономических связей на страны СНГ (табл. 2.12).

Таблица 2.12

Доля стран СНГ в  экспорте и импорте, %

Страна

2005 г.

2015 г.

I вариант

II вариант

Экспорт

 

 

 

 

 

 

Россия

13,5

10,0

14,3

Беларусь

44,2

42,5

43,7

Казахстан

14,6

11,5

14,1

Импорт

 

 

 

 

 

 

Россия

19,2

21,0

23,3

Беларусь

66,7

80,4

81,5

Казахстан

46,9

47,1

48,6


Действительно, если в 2005 г. доля российского экспорта в страны СНГ составляла 13,5%, то к 2015 г. по первому  варианту она снижается до 10%, а  по второму варианту - повышается до 14,3%. Доля экспорта Казахстана во втором варианте в страны СНГ превышает соответствующий показатель первого варианта на 2,6 %. Во втором варианте по сравнению с первым более высока доля стран СНГ также в показателях импорта. Для России разница этой доли по вариантам составляет 2,3%, Казахстана - 1,5%.

Результаты вариантных расчетов позволили получить прогнозные оценки динамики инвестиций в основной капитал  по каждой из четырех стран. Расчеты  показали, что во всех странах ЕЭП и Украине в период 2006-2015 гг. рост инвестиций в экономику резко замедлится, что является одним из факторов сокращения общих темпов роста экономики стран. Прогнозируемые масштабы замедления роста инвестиций характеризуются следующими данными (табл. 2.13).

Таблица 2.13

Среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал, %

Страна

2001-2005 гг.

2006-2015 гг.

I вариант

II вариант

Россия

9,6

4,1

4,7

Беларусь

12,6

7,0

7,7

Казахстан

21,8

10,5

10,7

Украина

17,7

5,6

5,4


 

В перспективе наиболее высокий темп роста инвестиций ожидается в Казахстане, а наименьший из четырех стран - в России. Стремясь преодолеть тенденцию к замедлению роста инвестиций, Россия в перспективе до 2015 г., по-видимому, будет ориентироваться на дальнейшее повышение доли инвестиций в основной капитал в структуре ВВП.

Прогноз динамики ВВП в  значительной степени предопределяет возможности дальнейшего повышения уровня жизни населения в странах ЕЭП, поскольку материальной основой роста этого уровня является использование ВВП на цели конечного потребления. Ожидаемое снижение темпов роста ВВП в России неизбежно вызовет соответствующее снижение темпов роста ресурсов конечного потребления. Если в период 2001-2005 гг. среднегодовой темп прироста конечного потребления в России составлял 7,5%, то в период 2006-2015 гг., по расчетам, этот темп снизится до 3,5% в среднем за год по первому прогнозному варианту и до 4,1% -по второму варианту. В Казахстане сохранение относительно высоких темпов роста ВВП позволит ускорить рост конечного потребления. В Казахстане среднегодовые темпы прироста конечного потребления возрастут с 6,4% в 2001-2005 гг. до 8,1-8,3% в период 2006-2015 гг.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

1. Углубление экономического взаимодействия между Россией и Казахстаном в рамках интеграционных объединений может стать достаточно сильным фактором противодействия негативным тенденциям, связанным с экономическим кризисом.

2. Активизация интеграционного процесса создания ЕЭП и Украины имеет высокую экономическую эффективность как для всех интегрируемых стран в целом, так и для каждой из этих стран в отдельности. Суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством ВВП, к 2015 г. составит примерно 170 млрд. долл., или 5,8% прогнозируемого уровня суммарного ВВП четырех стран по первому варианту. Если с 2005 по 2015 г. при сохранении существующего уровня интеграционного взаимодействия суммарный ВВП четырех стран возрастет на 51%, то при ускорении интеграционного процесса его объем увеличится в 1,6 раза. При этом каждая из стран будет иметь значительный интеграционный эффект. Россия за счет интеграционного фактора в 2015 г. получит дополнительно 7,4% современного уровня ВВП (разница ВВП за 2015 г. по первому и второму варианту, отнесенная к уровню ВВП в базовом году), а Казахстан - 4,5%.

3. Интеграционный эффект достигается, прежде всего, за счет расширения рынка взаимного товарообмена продукции обрабатывающих отраслей промышленности и продукции сельского хозяйства, которая по своим конкурентным возможностям не может быть реализована на рынке других стран. Это относится в первую очередь к машиностроительной продукции, продукции сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности.

4. Активизация интеграционного процесса требует переориентации российского экспорта топливно-энергетических и сырьевых ресурсов с рынка стран Запада на рынок стран ЕЭП, что будет способствовать дополнительному росту их экономики и, следовательно, расширению емкости рынка для экспорта российской продукции.

5. Существование ЕЭП стран России, Беларуси, Казахстана и ЗСТ с Украиной может стать катализатором интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. Постепенно к нему могут присоединяться и другие заинтересованные страны СНГ и мира, что приведет к созданию на постсоветском пространстве нового крупного центра мировой экономики.

Положительно влияет на перспективы  развития экономик России и Казахстана их дальнейшее взаимное сотрудничество.

Российский капитал в  большей или меньшей степени  присутствует практически во всех секторах экономики Казахстана. Наиболее значимые инвестиции сосредоточены в сырьевых отраслях (нефтяная, газовая, металлургия), что может способствовать перенесению успешного российского опыта на казахстанские предприятия и одновременно позволит расширить базу российских сырьевых компаний. Можно также отметить активность российских машиностроительных компаний по выходу на рынок Казахстана и созданию совместных предприятий в последние годы. Прямые инвестиции как из России в Казахстан, так и из Казахстана в Россию значительно преобладают над портфельными, что можно объяснить недостаточно развитыми институтами финансовых рынков. Схожая структура производства России и Казахстана с учётом географического расположения и транспортной взаимозависимости одновременно способствует наращиванию дальнейшего сотрудничества России и Казахстана.

Информация о работе Сопоставление особенностей экономического развития Республики Казахстан и России