Сопоставление особенностей экономического развития Республики Казахстан и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать национальные хозяйства России и Казахстана, сопоставить особенности их экономического развития.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть современное состояние экономики Российской Федерации и Республики Казахстан;
- проанализировать основные экономические показатели данных государств;
- сопоставить особенности экономического развития России и Казахстана в рамках международных интеграционных процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………..5
1.1. Российская экономика: состояние и основные показатели развития…......5
1.2. Характеристика особенностей экономического развития Республики
Казахстан…………………………………………………………………………12
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИК РОССИИ И КАЗАХСТАНА…………………………………………………….28
2.1. Экономики России и Казахстана на современном этапе развития мирового хозяйства………………………………………………………………………28
2.2. Прогнозы экономического развития Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках международных интеграционных процессов………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

КР (хар-ка экономик) Сопоставление особенности экономического развития Казахстана и РФ.docx

— 269.92 Кб (Скачать)

У критической  черты Казахстан приступил к формированию национальной экономики в условиях резкого разрыва хозяйственных связей некогда единого народно-хозяйственного комплекса. Суть настойчивого стремления Казахстана в сохранении сложившегося экономического взаимодействия с другими республиками, особенно с Россией, была основана на том, что именно эта республика была наиболее интегрированной в союзной экономике. Потеря емкого рынка для казахстанской экономики означало лишение не только рынков сбыта, но и автоматически вело к коллапсу всего производства.

Процесс осознания  адекватной интеграции в быстро глобализирующемся мире идет медленно, сложно, местами болезненно. Но этот путь неизбежен. И Казахстан ранее всех в силу своего экономического положения осознал и настойчиво боролся за интеграцию. Такова была экономическая прелюдия независимости. Сразу же надо было решать целый комплекс экономических, социальных и политических задач.

Наиболее  трудной задачей стало формирование рыночных отношений. Практически был осуществлен переход на новую социально-экономическую формацию. Нужно было не только объявить экономическую свободу, но и создать практические условия для ее реализации, становления свободного предпринимателя, бизнесмена, частного собственника. Важным шагом перехода на качественно новые отношения стали приватизация и разгосударствление государственной собственности. В результате 4 этапов приватизации (малой, массовой, индивидуальной) за 1991–2000 гг. новым частным собственникам через коммерческие, инвестиционные, открытые конкурсы за купоны, рубли и тенге продано 34,5 тыс. объектов государственной собственности на общую сумму 215,4 млрд. тенге. Сам процесс приватизации, вызвавшей много яростных споров и острых дискуссий, привел к появлению в стране невиданного ранее класса частных собственников и свободных предпринимателей.

Так, число  наиболее массовой сферы предпринимательства  – малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей, фермеров, работников МСП) – значительно  выросло с 19,0 тыс. малых предприятий  в 1993 г. до 67,0 тыс. в 2000 г. и 675,2 тыс. действующих  субъектов МСП в 2011 г. В этой сфере  занятость выросла со 132,4 тыс. чел. в 1997 г. до 2,5 млн. Из них на 1 сентября 2011 г. 699,2 тыс. чел. работали в средних предприятиях, 661,7 тыс. в малых, 697,1 тыс. в индивидуальных предприятиях, 429,5 тыс. в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

И если в 1996 г. 39,5% всей собственности страны находилось в руках у государства и 57,1% в негосударственной, то в 2010 г. доля государства снизилась до 10,8%, а 72% находилось в частной собственности, 17% – иностранной собственности. Уже в 1997 г. 79% объема промышленной продукции выпускалось в частных предприятиях, государственных – 6,6%. В 2009 г. 77% продукции выпускалось в частных предприятиях, 22,1% – в иностранных, 0,9% – в государственных. На 1 сентября 2011 г. из 296,1 тыс. юридических лиц 253,6 тыс. (85,6%) являлись частными, 27,2 тыс. государственными, 15,3 тыс. иностранными и 9,5 тыс. совместных. Частная собственность в стране стала доминирующим субъектом экономических отношений. 
Существенно изменилась экономическая роль государства. Его задачами стали создание нормальных условий для предпринимательства, регулирование экономических и финансовых отношений между государством и бизнесом, забота о финансовой устойчивости и обеспечение социального развития страны. За годы независимости финансовая база государства укрепилась. Для построения правильных взаимоотношений предпринимательства и государства была сформирована фискальная система, создана законодательная, нормативно-правовая основа экономических отношений. Главные социально-экономические принципы были закреплены в Конституции страны. Приняты Гражданский, Трудовой, Налоговый, Таможенный кодексы. Гарантировалось право собственности, предоставлены экономические права и свободы, в особенности право на свободное предпринимательство. За эти годы были созданы условия для реализации этих прав и свобод, обеспечены правовая защита, укрепилась материальная основа и расширились масштабы государственной поддержки бизнеса, предпринимательства. Неоднократно снижались ставки налогообложения.

В свою очередь  предпринимательство страны обеспечило работой более 6,2 млн. чел., из них 2,7 млн. самозанятые. Выросли доходы населения. Среднемесячная зарплата увеличилась с 6 тыс. тенге в 1998 г. до 24 тыс. в 2000 г. и до 93 тыс. в 2011 г. В результате более чем в 5 раз сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Доля населения Казахстана с доходами ниже прожиточного минимума3, %.

 

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума), %

34,6

38,3

39,0

34,5

31,8

46,7

44,5

37,5

33,9

31,6

18,2

12,7

12,1

8,2

6,5

Город

-

32,7

38,5

32,9

30,0

36,0

33,0

24,7

23,4

20,2

13,6

6,9

8,1

4,1

3,7

Село

-

46,0

47,7

37,1

34,2

59,4

58,4

53,2

47,1

45,6

24,4

18,1

15,9

12,1

10,1


 

Налоговые и  иные поступления в бюджет выросли  за 20 лет с 7,1 млрд. тенге в 1993 г. до 3 505,3 млрд. в 2009 г. Всего за первое 10-летие  в период с 1992 по 2000 г. в бюджет поступило 2,1 трлн. тенге, а за период 2006–2009 гг. общая сумма поступлений в  бюджет составила 12,8 трлн. тенге, в том числе налоговых поступлений на 9,6 трлн. И если в 1993 г. налоги составили 48,8% всех поступлений в бюджет страны, то уже к 2000 г. этот показатель вырос до 87,5%. Перелом наступил в 2008 г., хотя процесс начался в 2007 г. Ослаб налоговый пресс в 2009 г., и уровень налоговых поступлений сократился и составил 64% всех поступлений в бюджет. При этом корпоративный подоходный налог сократился в 2009 г. на 277,2 млрд. тенге, НДС – на 125 млрд., соцналог – на 18,4 млрд. тенге. Это снижение компенсировалось резким увеличением поступлений от трансфертов – 1,1 трлн. тенге, или 32% бюджетных поступлений. Это свидетельствует об улучшении налогового администрирования иностранных компаний и всех других экспортеров сырьевой продукции, главным образом нефти и газа, руд и металлов.

Таким образом создана и успешно функционирует надежная финансовая система страны. Эта система находится в развитии, модернизуется. Курс на ослабление налогового бремени дает свои плоды. Развитие предпринимательства и бизнеса способствует укреплению и расширению финансовой базы страны, позволяющей решать все более масштабные задачи социального развития, строить все больше школ, детсадов и больниц, реализовывать крупные инфраструктурные задачи, строить магистральные железные и автомобильные дороги, возвращать бизнесу в виде льгот и преференций. Взаимодействие бизнеса и власти, предпринимательства и государства гармонизируется, в ходе постоянного диалога между ними снимаются острые проблемы, находятся адекватные точки соприкосновения.

Основными факторами  роста национальной экономики Казахстана стали: быстрое восстановление и прогрессирующее развитие базовых отраслей – нефтегазового сектора, горнодобывающей и металлургической промышленности, транспорта и связи, сельского хозяйства. На эти сферы в 2009-10 г. приходилось 86% валового выпуска продукции страны, в том числе доля горнодобывающей отрасли составила 48,4%.

Значительным  рычагом подъема ведущих сфер экономики стало привлечение масштабных иностранных инвестиций, как прямых, так и портфельных. Эти инвестиции в условиях острого дефицита финансовых ресурсов, особенно в начальный период независимости, позволили не только восстановить базовые отрасли, но и модернизировать производство, обеспечить выход продукции на мировой рынок, превратить эти сферы в основной источник национального богатства страны, решать ключевые проблемы социального и экономического развития страны.

Главная причина  привлечения иностранных инвестиций заключалась в том, что как  такового крупного национального капитала в стране не было в начальный период. Приватизация не привела к появлению  капитала соответствующего уровня. Дело в том, что основные производительные силы Казахстана представляли отрасли тяжелой промышленности – капитало-энергоемкие производства, требующие значительного основного и оборотного капитала. Такова была сложившаяся утяжеленная структура национальной экономики. Существовавшие на тот момент производственные, финансовые отношения по своему потенциалу не соответствовали масштабам реальных производительных сил. И чтобы запустить крупные производства, вдохнуть в них жизнь, нужен был адекватный крупный капитал. В условиях крайнего дефицита финансовых ресурсов и полного отказа, а вернее сказать, отсутствия бывшего централизованного долгосрочного выделения капитальных вложений, нужно было во что бы то ни стало привлечь соответствующие инвестиции.

Следует особо  подчеркнуть, что на мировом рынке  инвестиций конкуренция не ослабевает. За привлечение инвестиций ведут интенсивную и упорную борьбу практически все страны, включая США, ЕС, Китай, Индию и другие страны.

По данным ЮНКТАД, в 2010 г. приток прямых иностранных  инвестиций (ПИИ) в мире достиг 1 244 млрд. долл. Крупнейшими получателями ПИИ стали США, Китай, Гонконг, Бельгия, Бразилия, Германия, Великобритания. В 2010 г. половину из 20 ведущих стран по поступлению ПИИ составили развивающиеся государства (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Объем прямых иностранных инвестиций (млрд. долл.)

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Мир

818

681

557,8

742,1

945,8

1 411

1 833

1 449

1 185

1 244

США

159

63

53,1

135,8

104,8

236,7

232,8

324,6

153

228

Китай

47

52,7

53,5

60,6

72,4

72,7

83,5

108,3

95

106

Гонконг

24

10

14

33

35,9

41,2

60

59,6

52

69

Бельгия

-

15

33,3

43,6

33,9

71,9

40

110

24

62

Бразилия

22

17

10

16

15,5

18,8

35

45,1

26

48

Германия

21

36

29,2

-9,2

35,9

42,9

50,9

24,4

38

46

В/британия

53

28

16,8

55,9

193,7

139,5

224

91,5

71

46

Россия

2

3

7,9

15,4

12,8

28,7

52,5

75,5

36

41

Сингапур

15

16

11

21

20,1

 

20

10,9

15

39

Франция

50

49

42,5

32,6

81,06

81,1

158

62,3

34

34

Австралия

4

14

8

5

     

46,7

26

32

Сауд. Аравия

         

18

24,3

38,2

32

28

Ирландия

10

24

22,8

-10,6

-31,1

12,8

30

 

26

26

Индия

3

3

4

6

6,6

5,3

15,7

40,4

36

25

Испания

28

36

26

25

25

20

53

73,3

9

25

Канада

27

21

7,6

-0,4

28,9

69,01

108

55,3

21

23

Люксембург

 

117

3,9

5,8

7,2

29,3

 

9,3

30

20

Мексика

27

15

10

16

 

18,9

   

15

19

Казахстан*

4,6

4,1

4,6

8,3

6,4

10,6

18,5

19,8

18,9

17,3

Чили

4

2

3

6

 

9,9

   

13

15


Казахстану за 20 лет удалось выработать и реализовать результативную инвестиционную политику. Был определен стратегический инвестиционный курс, проводилась ясная инвестиционная политика, создан благоприятный климат, законодательно гарантированы долгосрочные инвестиции, обеспечена стабильность сохранения и исполнения заключенных соглашений. В результате за годы независимости достигнуты рекордные значения, объем иностранных инвестиций в экономику страны превысил 131,9 млрд. долл. Более 71% приходится на последние 5 лет. Объем ПИИ в Казахстан в 2010 г. составил 17,3 млрд. (рис. 1.6)

Рис. 1.6 Динамика прямых иностранных инвестиций в Республике Казахстан (млн. долл)

 

Наивысшие объемы ПИИ в Казахстан приходятся на 2008 г., когда они достигли 19,8 млрд. долл. По данным за 2009 г., Казахстан вышел  на 16-е место в мире. По этому показателю Казахстан вошел в число лидеров новых развивающихся стран и в 2010 г. занял 19-е место в мире, пятое в Азии, второе в СНГ после России и длительное время лидирует в Центральной Азии. 
В настоящее время вносятся в инвестиционную политику коррективы исходя из меняющихся условий. Выбор иностранных инвесторов осуществляется с учетом возросших возможностей страны, требований, которые теперь страна может позволить себе. Страна стремится расширить инвестиционную географию, исходя из стратегических целей, разумного баланса интересов. Так, в последнее время активизируется исламское направление. Ожидается, что объем инвестиций из арабских стран в ближайшее время достигнет 10 млрд. долл.

Однако несомненно одно: иностранные инвестиции сыграли и продолжают играть важную роль в подъеме национальной экономики. Сейчас стране предстоит обеспечить разумное сочетание национального и иностранного капитала по сферам применения и добиться их максимального эффективного использования для интенсивной диверсификации экономики.

Один из основных интегральных показателей развития страны – рост внутреннего валового продукта (ВВП).

ВВП есть суммарный  вклад достижений непосредственно  трудового населения страны за год или другой измеряемый период. Что было добавлено в экономический потенциал страны в результате трудовой деятельности, каким вновь созданным богатством располагает страна – на эти вопросы отвечает показатель ВВП. Рассчитываемый по единому принципу, одной методике, он универсален и позволяет сравнивать по этому показателю все страны мира. Как правило, он рассчитывается по номинальной стоимости и покупательной способности (ППС). Учитывающий национальные, исторические, экономические особенности показатель ППС более адекватен для реальной оценки уровня жизни населения той или иной страны. В развитых странах номинальная стоимость ВВП и ВВП, рассчитанный по ППС, приближены, во многом совпадают. Различия обнаруживаются в развивающихся, бедных странах.

Информация о работе Сопоставление особенностей экономического развития Республики Казахстан и России