Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать национальные хозяйства России и Казахстана, сопоставить особенности их экономического развития.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть современное состояние экономики Российской Федерации и Республики Казахстан;
- проанализировать основные экономические показатели данных государств;
- сопоставить особенности экономического развития России и Казахстана в рамках международных интеграционных процессов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………..5
1.1. Российская экономика: состояние и основные показатели развития…......5
1.2. Характеристика особенностей экономического развития Республики
Казахстан…………………………………………………………………………12
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИК РОССИИ И КАЗАХСТАНА…………………………………………………….28
2.1. Экономики России и Казахстана на современном этапе развития мирового хозяйства………………………………………………………………………28
2.2. Прогнозы экономического развития Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках международных интеграционных процессов………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..44
У критической черты Казахстан приступил к формированию национальной экономики в условиях резкого разрыва хозяйственных связей некогда единого народно-хозяйственного комплекса. Суть настойчивого стремления Казахстана в сохранении сложившегося экономического взаимодействия с другими республиками, особенно с Россией, была основана на том, что именно эта республика была наиболее интегрированной в союзной экономике. Потеря емкого рынка для казахстанской экономики означало лишение не только рынков сбыта, но и автоматически вело к коллапсу всего производства.
Процесс осознания адекватной интеграции в быстро глобализирующемся мире идет медленно, сложно, местами болезненно. Но этот путь неизбежен. И Казахстан ранее всех в силу своего экономического положения осознал и настойчиво боролся за интеграцию. Такова была экономическая прелюдия независимости. Сразу же надо было решать целый комплекс экономических, социальных и политических задач.
Наиболее
трудной задачей стало
Так, число наиболее массовой сферы предпринимательства – малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей, фермеров, работников МСП) – значительно выросло с 19,0 тыс. малых предприятий в 1993 г. до 67,0 тыс. в 2000 г. и 675,2 тыс. действующих субъектов МСП в 2011 г. В этой сфере занятость выросла со 132,4 тыс. чел. в 1997 г. до 2,5 млн. Из них на 1 сентября 2011 г. 699,2 тыс. чел. работали в средних предприятиях, 661,7 тыс. в малых, 697,1 тыс. в индивидуальных предприятиях, 429,5 тыс. в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
И если в 1996 г.
39,5% всей собственности страны находилось
в руках у государства и 57,1%
в негосударственной, то в 2010 г. доля
государства снизилась до 10,8%, а 72% находилось
в частной собственности, 17% – иностранной
собственности. Уже в 1997 г. 79% объема промышленной
продукции выпускалось в частных предприятиях,
государственных – 6,6%. В 2009 г. 77% продукции
выпускалось в частных предприятиях, 22,1%
– в иностранных, 0,9% – в государственных.
На 1 сентября 2011 г. из 296,1 тыс. юридических
лиц 253,6 тыс. (85,6%) являлись частными, 27,2
тыс. государственными, 15,3 тыс. иностранными
и 9,5 тыс. совместных. Частная собственность
в стране стала доминирующим субъектом
экономических отношений.
Существенно
изменилась экономическая роль государства.
Его задачами стали создание нормальных
условий для предпринимательства, регулирование
экономических и финансовых отношений
между государством и бизнесом, забота
о финансовой устойчивости и обеспечение
социального развития страны. За годы
независимости финансовая база государства
укрепилась. Для построения правильных
взаимоотношений предпринимательства
и государства была сформирована фискальная
система, создана законодательная, нормативно-правовая
основа экономических отношений. Главные
социально-экономические принципы были
закреплены в Конституции страны. Приняты
Гражданский, Трудовой, Налоговый, Таможенный
кодексы. Гарантировалось право собственности,
предоставлены экономические права и
свободы, в особенности право на свободное
предпринимательство. За эти годы были
созданы условия для реализации этих прав
и свобод, обеспечены правовая защита,
укрепилась материальная основа и расширились
масштабы государственной поддержки бизнеса,
предпринимательства. Неоднократно снижались
ставки налогообложения.
В свою очередь предпринимательство страны обеспечило работой более 6,2 млн. чел., из них 2,7 млн. самозанятые. Выросли доходы населения. Среднемесячная зарплата увеличилась с 6 тыс. тенге в 1998 г. до 24 тыс. в 2000 г. и до 93 тыс. в 2011 г. В результате более чем в 5 раз сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Доля населения Казахстана с доходами ниже прожиточного минимума3, %.
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума), % |
34,6 |
38,3 |
39,0 |
34,5 |
31,8 |
46,7 |
44,5 |
37,5 |
33,9 |
31,6 |
18,2 |
12,7 |
12,1 |
8,2 |
6,5 |
Город |
- |
32,7 |
38,5 |
32,9 |
30,0 |
36,0 |
33,0 |
24,7 |
23,4 |
20,2 |
13,6 |
6,9 |
8,1 |
4,1 |
3,7 |
Село |
- |
46,0 |
47,7 |
37,1 |
34,2 |
59,4 |
58,4 |
53,2 |
47,1 |
45,6 |
24,4 |
18,1 |
15,9 |
12,1 |
10,1 |
Налоговые и иные поступления в бюджет выросли за 20 лет с 7,1 млрд. тенге в 1993 г. до 3 505,3 млрд. в 2009 г. Всего за первое 10-летие в период с 1992 по 2000 г. в бюджет поступило 2,1 трлн. тенге, а за период 2006–2009 гг. общая сумма поступлений в бюджет составила 12,8 трлн. тенге, в том числе налоговых поступлений на 9,6 трлн. И если в 1993 г. налоги составили 48,8% всех поступлений в бюджет страны, то уже к 2000 г. этот показатель вырос до 87,5%. Перелом наступил в 2008 г., хотя процесс начался в 2007 г. Ослаб налоговый пресс в 2009 г., и уровень налоговых поступлений сократился и составил 64% всех поступлений в бюджет. При этом корпоративный подоходный налог сократился в 2009 г. на 277,2 млрд. тенге, НДС – на 125 млрд., соцналог – на 18,4 млрд. тенге. Это снижение компенсировалось резким увеличением поступлений от трансфертов – 1,1 трлн. тенге, или 32% бюджетных поступлений. Это свидетельствует об улучшении налогового администрирования иностранных компаний и всех других экспортеров сырьевой продукции, главным образом нефти и газа, руд и металлов.
Таким образом создана и успешно функционирует надежная финансовая система страны. Эта система находится в развитии, модернизуется. Курс на ослабление налогового бремени дает свои плоды. Развитие предпринимательства и бизнеса способствует укреплению и расширению финансовой базы страны, позволяющей решать все более масштабные задачи социального развития, строить все больше школ, детсадов и больниц, реализовывать крупные инфраструктурные задачи, строить магистральные железные и автомобильные дороги, возвращать бизнесу в виде льгот и преференций. Взаимодействие бизнеса и власти, предпринимательства и государства гармонизируется, в ходе постоянного диалога между ними снимаются острые проблемы, находятся адекватные точки соприкосновения.
Основными факторами роста национальной экономики Казахстана стали: быстрое восстановление и прогрессирующее развитие базовых отраслей – нефтегазового сектора, горнодобывающей и металлургической промышленности, транспорта и связи, сельского хозяйства. На эти сферы в 2009-10 г. приходилось 86% валового выпуска продукции страны, в том числе доля горнодобывающей отрасли составила 48,4%.
Значительным рычагом подъема ведущих сфер экономики стало привлечение масштабных иностранных инвестиций, как прямых, так и портфельных. Эти инвестиции в условиях острого дефицита финансовых ресурсов, особенно в начальный период независимости, позволили не только восстановить базовые отрасли, но и модернизировать производство, обеспечить выход продукции на мировой рынок, превратить эти сферы в основной источник национального богатства страны, решать ключевые проблемы социального и экономического развития страны.
Главная причина
привлечения иностранных
Следует особо подчеркнуть, что на мировом рынке инвестиций конкуренция не ослабевает. За привлечение инвестиций ведут интенсивную и упорную борьбу практически все страны, включая США, ЕС, Китай, Индию и другие страны.
По данным ЮНКТАД, в 2010 г. приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире достиг 1 244 млрд. долл. Крупнейшими получателями ПИИ стали США, Китай, Гонконг, Бельгия, Бразилия, Германия, Великобритания. В 2010 г. половину из 20 ведущих стран по поступлению ПИИ составили развивающиеся государства (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Объем прямых иностранных инвестиций (млрд. долл.)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Мир |
818 |
681 |
557,8 |
742,1 |
945,8 |
1 411 |
1 833 |
1 449 |
1 185 |
1 244 |
США |
159 |
63 |
53,1 |
135,8 |
104,8 |
236,7 |
232,8 |
324,6 |
153 |
228 |
Китай |
47 |
52,7 |
53,5 |
60,6 |
72,4 |
72,7 |
83,5 |
108,3 |
95 |
106 |
Гонконг |
24 |
10 |
14 |
33 |
35,9 |
41,2 |
60 |
59,6 |
52 |
69 |
Бельгия |
- |
15 |
33,3 |
43,6 |
33,9 |
71,9 |
40 |
110 |
24 |
62 |
Бразилия |
22 |
17 |
10 |
16 |
15,5 |
18,8 |
35 |
45,1 |
26 |
48 |
Германия |
21 |
36 |
29,2 |
-9,2 |
35,9 |
42,9 |
50,9 |
24,4 |
38 |
46 |
В/британия |
53 |
28 |
16,8 |
55,9 |
193,7 |
139,5 |
224 |
91,5 |
71 |
46 |
Россия |
2 |
3 |
7,9 |
15,4 |
12,8 |
28,7 |
52,5 |
75,5 |
36 |
41 |
Сингапур |
15 |
16 |
11 |
21 |
20,1 |
20 |
10,9 |
15 |
39 | |
Франция |
50 |
49 |
42,5 |
32,6 |
81,06 |
81,1 |
158 |
62,3 |
34 |
34 |
Австралия |
4 |
14 |
8 |
5 |
46,7 |
26 |
32 | |||
Сауд. Аравия |
18 |
24,3 |
38,2 |
32 |
28 | |||||
Ирландия |
10 |
24 |
22,8 |
-10,6 |
-31,1 |
12,8 |
30 |
26 |
26 | |
Индия |
3 |
3 |
4 |
6 |
6,6 |
5,3 |
15,7 |
40,4 |
36 |
25 |
Испания |
28 |
36 |
26 |
25 |
25 |
20 |
53 |
73,3 |
9 |
25 |
Канада |
27 |
21 |
7,6 |
-0,4 |
28,9 |
69,01 |
108 |
55,3 |
21 |
23 |
Люксембург |
117 |
3,9 |
5,8 |
7,2 |
29,3 |
9,3 |
30 |
20 | ||
Мексика |
27 |
15 |
10 |
16 |
18,9 |
15 |
19 | |||
Казахстан* |
4,6 |
4,1 |
4,6 |
8,3 |
6,4 |
10,6 |
18,5 |
19,8 |
18,9 |
17,3 |
Чили |
4 |
2 |
3 |
6 |
9,9 |
13 |
15 |
Казахстану за 20 лет удалось выработать и реализовать результативную инвестиционную политику. Был определен стратегический инвестиционный курс, проводилась ясная инвестиционная политика, создан благоприятный климат, законодательно гарантированы долгосрочные инвестиции, обеспечена стабильность сохранения и исполнения заключенных соглашений. В результате за годы независимости достигнуты рекордные значения, объем иностранных инвестиций в экономику страны превысил 131,9 млрд. долл. Более 71% приходится на последние 5 лет. Объем ПИИ в Казахстан в 2010 г. составил 17,3 млрд. (рис. 1.6)
Рис. 1.6 Динамика прямых иностранных инвестиций в Республике Казахстан (млн. долл)
Наивысшие объемы
ПИИ в Казахстан приходятся на
2008 г., когда они достигли 19,8 млрд.
долл. По данным за 2009 г., Казахстан вышел
на 16-е место в мире. По этому показателю
Казахстан вошел в число лидеров новых
развивающихся стран и в 2010 г. занял 19-е
место в мире, пятое в Азии, второе в СНГ
после России и длительное время лидирует
в Центральной Азии.
В настоящее
время вносятся в инвестиционную политику
коррективы исходя из меняющихся условий.
Выбор иностранных инвесторов осуществляется
с учетом возросших возможностей страны,
требований, которые теперь страна может
позволить себе. Страна стремится расширить
инвестиционную географию, исходя из стратегических
целей, разумного баланса интересов. Так,
в последнее время активизируется исламское
направление. Ожидается, что объем инвестиций
из арабских стран в ближайшее время достигнет
10 млрд. долл.
Однако несомненно одно: иностранные инвестиции сыграли и продолжают играть важную роль в подъеме национальной экономики. Сейчас стране предстоит обеспечить разумное сочетание национального и иностранного капитала по сферам применения и добиться их максимального эффективного использования для интенсивной диверсификации экономики.
Один из основных интегральных показателей развития страны – рост внутреннего валового продукта (ВВП).
ВВП есть суммарный вклад достижений непосредственно трудового населения страны за год или другой измеряемый период. Что было добавлено в экономический потенциал страны в результате трудовой деятельности, каким вновь созданным богатством располагает страна – на эти вопросы отвечает показатель ВВП. Рассчитываемый по единому принципу, одной методике, он универсален и позволяет сравнивать по этому показателю все страны мира. Как правило, он рассчитывается по номинальной стоимости и покупательной способности (ППС). Учитывающий национальные, исторические, экономические особенности показатель ППС более адекватен для реальной оценки уровня жизни населения той или иной страны. В развитых странах номинальная стоимость ВВП и ВВП, рассчитанный по ППС, приближены, во многом совпадают. Различия обнаруживаются в развивающихся, бедных странах.
Информация о работе Сопоставление особенностей экономического развития Республики Казахстан и России