Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:12, курсовая работа
Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.
Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Введение………………………………………………………..............................3
1. Возникновение стратегического управления………………………………...5
1.1 Понятие стратегического управления……………………………………….6
1.2 Необходимость стратегического управления……………………………….8
1.3 Процесс-стратегического управления …………………………………..…11
2. Концепция стратегического управления ……………………………………15
2.1 Общие концепции стратегического управления…………………………..18
2.2 Формальный подход к стратегии управления……………………………..20
2.3 Принципы структуры управления………………………………………….21
Заключение……………………………………………………............................25
Список используемой литературы……………………………………………..27
Государственное образовательное учреждение
« Приднестровский
государственный университет
Рыбницкий филиал
кафедра «Социально-экономических дисциплин»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Стратегический менеджмент»
Тема:
«Содержание и структура стратегического управления»
Выполнила:
студентка 4 курса
специальности «Менеджмент организации»
гр.410
Меделян Н.В.
Научный руководитель:
профессор
Рыбница
2011 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………….
1. Возникновение стратегического управления………………………………...5
1.1 Понятие стратегического управления……………………………………….6
1.2 Необходимость стратегического управления……………………………….8
1.3 Процесс-стратегического управления …………………………………..…11
2. Концепция стратегического управления ……………………………………15
2.1 Общие концепции стратегического управления…………………………..18
2.2 Формальный подход к стратегии управления……………………………..20
2.3 Принципы структуры управления………………………………………….21
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Введение
Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.
Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют ком-плексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха необходима целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.
Стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечи-вающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений. Стратегия организации - это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
Стратегическое управление появилось путем эволюционного развития из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. Оно вызывает все больший интерес у фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий. Что же представляет собой стратегическое управление? Чтобы ответить на поставленный вопрос, сначала обратимся к рассмотрению организационного поведения коммерческих и некоммерческих организаций. Это необходимо потому, что имеется тесная связь между стилями организационного пове-дения и видами управления.
1. Возникновение стратегического управления
Термин "стратегическое управление" был введен на стыке 1960-70 гг. ХХ века для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде.
Выделяют четыре фактора-условия, определяющие актуальность стратегического управления:
Исключительно важным стало использование гибкого управления, которое обеспечивало бы адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде. Своевременное реагирование на возникавшие изменения достигалось посредством стратегического управления развитием предприятия.
1.1 Понятие стратегического управления
Нередко говорят, что стратегическое управление компанией - это тот высший уровень работы менеджера, на котором бизнес становится искусст-вом. Действительно, мы знаем из мировой практики, что только сочетание искусства и точного расчета, стремления к переменам и умения поддерживать стабильность может принести успех бизнес стратегии. Вероятно, именно эта многогранность деятельности добившихся настоящего успеха бизнес стратегии, изменчивость самих "законов" стратегического управления и стали причиной столь яркого многообразия исследований и публикаций по этому вопросу. Стратегическое управление - область менеджмента, привлекающее к себе особое внимание специалистов. Только стратегическому формальному планированию (одному из разделов стратегического управления) за последние пятьдесят лет было посвящено более 2000 публикаций. К настоящему времени существует более десяти школ стратегического управления, охватывающих все разнообразие представлений о самой природе стратегического управления - от школ, признающих стратегическое управление процессом линейного аналитического планирования, до школ, полагающих формирование стратегии корпорации озарения гениального лидера. Одни только базовые положения этих школ занимают сотни монографий.
Однако в большинстве случаев эти школы формируются людьми, изу-чающими процессы управления предприятиями, а не управляющими ими. С этим связан тот факт, что очень многое в научном менеджменте оказывается бесполезным для практического использования работающими менеджерами. Так, например, может поразить воображение тот факт, что из упомянутых 2000 публикаций по стратегическому планированию только 30 основаны на реальных фактах о работе крупных корпораций, остальные же представляют собой размышления о том, как должны были бы работать топ-менеджеры, если бы следовали научным принципам.
За полстолетия существования стратегического менеджмента как научной дисциплины новые школы стратегического управления возникали в среднем раз в пять лет, причем нередко " новорожденная" научная школа не просто создавала новые концепции и идеи, но и полностью отвергала концепции школ-предшественниц. Известно немало случаев, когда такая резкая смена одной доктрины другой в научном мире отражалась на столь же резком изменении стиля стратегического управления больших корпораций. Пожалуй, наиболее жаркими были в свое время прения вокруг вопроса о практическом месте линейного планирования в процессе стратегического управления, отразившиеся, например, на коренном изменения четверть века назад политики корпорации General Electric. В ранних школах стратегическое управление и планирование строилось как формальное аналитическое действие, в котором высшие менеджеры принимали участие лишь на начальных фазах, а основная работа приходилась на долю плановиков компании. Таким образом, все стратегическое управление сводилось к предельно формализованной деятельности по составлению огромного количества подробнейших планов - от стратегических до низших операционных. В свое время General Electric обладала самой мощной в мире машиной стратегического планирования, построенной на "четких научных принципах", но появление новых школ стратегического управления (вкупе с реальными недостатками школы планирования) привело к тому, что в начале 1980-х годов руководство этой корпорации приняло решение о постепенном демонтаже этой машины. "Business Week" назвала эти события "кровавой схваткой плановиков и менеджеров". Вице-президент Major Appliances Business Group (одного из подразделений GE) заявил тогда, что " мы вернули себе власть над бизнесом, вырвав его из рук оторванной от жизни бюрократии плановиков". Несомненно, в этом шаге было немало здравого смысла, но результат, пожалуй, оказался не намного лучше того, что имело место до "кровавой битвы": к 1984 году в Major Appliances не осталось ни одного плановика... На самом деле, известные случаи провала бизнес-стратегий, выстроенных в рамках тех или иных научных школ стратегического управления, отнюдь не означают, что базовые положения этих школ неверны. Дело, напротив, в том, что стратегический менеджмент вряд ли может быть полноценно описан в рамках какой-либо одной концепции или парадигмы. Каждое из направлений и стилей стратегического управления содержит рациональное зерно, которое может быть применено на практике. Именно такой подход разрабатывают эксперты учебно-консалтинговой компании PSM Consulting, и, создавая новый тренинг по стратегическому управлению, компания поставила перед задачу собрать эти зерна в одну корзину - вне зависимости от того, "на полях" каких именно школ они взросли. Это, к слову, отражает и основной закон деятельности хорошего бизнес-стратега: видеть возможности вне зависимости от того, лежат ли они на какой-то одной стратегической линии, и использовать их, сочетая, подчас, не сочетаемое. Различие между ними заключается не столько в разных подходах к самому стратегическому управлению, сколько в акцентуации внимания на разных его процессах или на разных его областях. (Так, например, ранние школы - школа стратегического дизайна и школа формального планирования - явно уделяют слишком много внимания процессу стратегического планирования в ущерб процессу формирования стратегии.) Кроме того, мы ввели в тренинг разделы, посвященные тем стратегически важным областям менеджмента, которые зачастую вообще не рассматриваются в рамках академических школ: стратегическое управление человеческими ресурсами, управление стратегическими изменениями и стратегическими рисками и т.д.
1.2 Необходимость стратегического управления
По мнению аналитиков - как отечественных, так и зарубежных, - российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу. Сиюминутные решения, которые принесли некоторым компаниям успех сразу после 1991 года, теперь не работают. Многие созданные в начале 90-х годов фирмы исчезли. Другие, достигнув определенного уровня, перестали расти. Сейчас и руководители новых компаний, и директора многих бывших государственных предприятий подходят к пониманию необходимости разработки долгосрочной стратегии развития. Этому способствует идентификация предприятия как целостной обособленной системы, а также формирование новых целевых установок для самого предприятия и его работников.
Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно также и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.
Принципы новой управленческой парадигмы должны составлять всю систему совершенствования управления организации. В условиях оперативного управления эти принципы позволяют понять характер организационно- управленческих механизмов подчинения производства потреблению, удовлетворению рыночного спроса. Особенно
важны они для понимания концепции стратегического управления, которое получает в последние годы все большее распространение. Они позволяют:
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Резкому возрастанию значения стратегического управления привели ряд причин. Основными из них являются:
Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как на него оказывают влияние:
В тоже время есть некоторые основополагающие моменты, которые по-зволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.
1.3 Процесс-стратегического управления
Стратегический менеджмент представляет собой процесс, включающий следующие основные элементы и этапы:
Стратегический анализ требует четкого понимания со стороны руководства того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая
данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Хорошо проведенная бизнес-диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия дает реальную оценку его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии. Важны и знания о конкурентном окружении, в котором работает фирма. Особенностью стратегического менеджмента является его ориентация в будущее, а следовательно, необходимо определить к чему стремиться, какие цели ставить. Наряду с анализом внутренней среды, организации необхо-дима также диагностика внешнего окружения, чтобы знать возможности и угрозы развития в будущем. Анализ внешней среды осуществляется в семи областях (сферах), каковыми являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социально-культурное поведение. Таким образом, стратегический анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии, которая основывается, как правило, на трех составляющих:
Информация о работе Содержание и структура стратегического управления