Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 22:11, курсовая работа
Основная цель работы заключается в изучении теории макроэкономического равновесия, исследовании механизма установления макроэкономического равновесия в открытой экономической системе.
Задачи, представленные в работе для решения:
- Рассматривается понятие макроэкономического равновесия, идеальное, общее и реальное равновесие;
- Изучается классическая теория макроэкономического равновесия;
- Раскрывается макроэкономическое равновесие в кейнсианской теории;
- Анализируются основные направления реформирования национальной экономики Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………… 4
Глава 1 Содержание и динамизм макроэкономического равновесия. Идеальное, реальное и общее макроэкономическое
равновесие. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия.
1.1 Идеальное, реальное и общее макроэкономическое равновесие……6
1.2 Классическая модель макроэкономического равновесия……………9
1.3 Кейнсианская модель макроэкономического равновесия………….15
Глава 2 Динамика экономического равновесия в Республике Беларусь и основные направления реформирования
национальной экономики ………………………………………………. 24
Заключение ……………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………….38
Приложение….…………………………………………………………….40
Стратегия адаптации Беларуси к мировому кризису предполагала сохранение имеющегося уровня и характера промышленного производства. Как и в 90-х годах, страна не может отказаться от экспорториентированной промышленности. Преодолеть социальные последствия закрытия крупных предприятий, являющихся градообразующими для большинства белорусских городов, – невозможно. Основной целью государства, которая определяет внешнюю политику А.Лукашенко, является сохранение таких предприятий. [20, с. 193]
Кризис нанес сильный удар по Беларуси, особенно через механизм торговли, и произошло большое снижение экспортных объемов и цен.
В ответ на кризис Беларусь использовала все рычаги политики. Налогово-бюджетная политика была последовательной и решительной, дефицит в 2009 году составил менее 1 процента ВВП. Сдерживание кредита, особенно кредитования в рамках государственных программ, было более сложным, и в то же время ответные меры денежно-кредитной политики стали более целенаправленными в ходе реализации программы. Недавние меры политики служат примером успеха властей в проведении курсовой и кредитной политики. [21]
Так главной задачей денежно-кредитной политики в 2009 году являлось обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности в условиях негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса.
В целях восстановления ценовой конкурентоспособности отечественных товаров на фоне значительного ухудшения внешнеэкономической ситуации 2 января 2009 года была произведена разовая корректировка обменного курса белорусского рубля. При этом обменный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 20,5 процента, к евро – на 20,3 процента, к российскому рублю – на 17,3 процента.
Кроме того, в соответствии с Основными направлениями Национальный банк осуществил переход к осуществлению привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, включающей доллар США, евро и российский рубль, в рамках 5-процентного горизонтального коридора.
Таким образом, динамика реального курса белорусского рубля носила благоприятный для развития внешней торговли характер. Так, снижение реального эффективного курса белорусского рубля в декабре 2009г. по отношению к декабрю 2008г. уменьшился на 19,4 процента, в том числе к российскому рублю – 16,6 процента.
В целом за 2009 год индекс реального эффективного курса к уровню 2008 года уменьшился на 2,12 процента, в том числе к российскому рублю – на 1,14 процента. [22]
Таким образом, смещение центра диапазона обменного курса в конце 2009 года и дальнейшее ослабление национальной валюты в 2010 году демонстрируют, что власти готовы и способны использовать гибкость обменного курса для поддержки корректировки сальдо счета текущих операций и защиты резервов и внешней позиции. [21]
Использование инструментов денежно-кредитной политики было подчинено достижению определенных на 2009 год целей и осуществлялось посредством оказания необходимой ресурсной поддержки банкам и регулирования Национальным банком ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям на денежном рынке.
Воздействие Национального банка на динамику процентных ставок рынка и ликвидность банковской системы осуществлялось посредством проведения операций трех типов: постоянно доступных, двусторонних и операций на открытом рынке.
Была продолжена практика предоставления беззалоговых кредитов (под обеспечения неустойки).
Кроме того, ввиду недостатка обеспечения, пригодного для стандартных операций, с октября 2009г. Национальный банк начал рефинансировать банки под залог бездокументарных закладных.
Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банков в 2009 году составил 2,58 трлн. рублей.
Главная роль в регулировании текущей ликвидности банков сохранилась за аукционными операциями на открытом рынке. Их удельный вес (по остатку задолженности) в общем объеме операций поддержки ликвидности в 2009 году составил 55,3 процента. [22]
Регулирование денежного предложения и текущей ликвидности банков осуществлялось с использованием механизма обязательного резервирования. Для поддержания текущей ликвидности банков, а также создания более благоприятных условий для привлечения рублевых средств населения как важного источника кредитования экономики в 2009 году снижен норматив резервных требований для банков и небанковских кредитно- финансовых организаций:
от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях – с 1,5 до 0 процентов;
от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях – с 7 до 6 процентов;
от привлеченных средств в иностранной валюте – с 7 до 6 процентов.
В целях расширения возможностей банков по регулированию своей ликвидности с 17 ноября 2009г. Был снижен норматив фиксированной части резервных требований с 60 до 40 процентов.
Решение Совета Министров о подчинении своих планов по отдельным государственным программам кредитования программной цели по ограничению совокупного кредитования в рамках этих программ имеет критически важное значение для макроэкономической стабильности. Решение о дополнительном сокращении кредитования в рамках этих программ дает также возможность постепенного снижения рыночных процентных ставок, что будет содействовать развитию частного сектора.
Беларусь предприняла решительные действия в ответ на последний внешний шок и ухудшение условий импорта нефти. Правительство повысило внутренние цены на нефтепродукты и сокращает производство на государственных нефтеперерабатывающих заводах, с тем чтобы избежать значительного увеличения субсидий. Оно также повысило регулируемые цены и выявило меры в области доходов для нейтрализации воздействия на бюджетные счета. Налогово-бюджетные меры, снижение обменного курса и сокращение кредитования в рамках государственных программ – все это должно помочь снижению внутреннего спроса и ограничить воздействие нефтяного шока на платежный баланс.
Тем не менее, кризис и нефтяной шок подчеркивают сохраняющуюся уязвимость экономики Беларуси. Дефицит по счету текущих операций упорно остается на высоком уровне, а его снижение будет замедлено повышением цен на нефть. Использование внешнего финансирования в значительных масштабах для финансирования дефицита привело к большому увеличению коэффициентов государственного и внешнего долга, оставляя ограниченное пространство для дальнейшего увеличения. В рамках программы резервы увеличиваются, но все еще остаются на низком уровне для страны с привязкой обменного курса и большой зависимости от внешней торговли. На оставшуюся часть 2010 года и последующий период Беларуси потребуется поддерживать жесткую макроэкономическую политику для уменьшения дефицита по счету текущих операций до более устойчивого уровня и обеспечения дополнительного внешнего финансирования, с тем чтобы снизить эти факторы уязвимости. Кроме того, накануне президентских выборов, намеченных на начало 2011 года, требования об ослаблении политики могут усилиться. Будет важно противостоять такому давлению.
Для возвращения Беларуси на траекторию высокого и устойчивого роста будет необходимо провести структурную реформу. Вывод работников МВФ о том, что повышение производительности должно заменить повышение капиталоемкости в качестве основного источника роста, сделанный во время проведения консультаций в соответствии со Статьей IV 2009 года, в целом был принят властями. В некоторых сферах, особенно в области реформы финансового сектора, они уже приняли важные шаги в направлении либерализации. Однако задержки с мерами приватизации вызывают беспокойство. Список реформ на следующие три года является длинным: приватизация, замена экономических целевых показателей для всей экономики и конкретных предприятий индикативными целевыми показателями, ориентированными на рентабельность, либерализацию зарплат и цен, реформу рынка труда, дальнейшую реформу финансового сектора и сокращения размера государственного бюджета путем налоговой реформы и рационализации расходов . Готовность властей проводить значительные реформы в этих областях будет необходимым условием повышения темпов роста и мобилизации внешнего финансирования за счет официальной поддержки и прямых иностранных инвестиций.
Власти РБ приветствовали помощь со стороны Международного Валютного Фонда как в выявлении необходимых мер политики, так и в мобилизации поддержки этих мер.
Как известно, между нашей страной и МВФ в январе 2009 г. сроком на 15 месяцев была заключена программы стэнд-бай, предусматривающая выделение стабилизационного кредита Беларуси в объеме около 3,46 млрд. долларов США. [26]
С 12 по 25 мая 2010 г. в Республике Беларусь работала миссия Международного валютного фонда по подведению итогов реализации данной программы.
В ходе работы миссии обсуждены вопросы социально-экономического развития страны, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, подведены итоги программы и проведена оценка эффективности ее реализации.
Эксперты Фонда позитивно оценили выполнение Республикой Беларусь основных параметров и условий программы, отметили ее положительное влияние на снижение воздействия негативных внешних факторов на нашу страну. При этом было подчеркнуто, что в Беларуси сохранены условия для быстрого возврата к высоким устойчивым темпам экономического роста.
Эксперты МВФ обсудили с белорусскими властями перспективные направления дальнейшего сотрудничества, а также конкретные области оказания технической поддержки со стороны Фонда по актуальным направлениям экономической политики Республики Беларусь.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что Республика Беларусь добилась важных успехов в управлении экономикой в рамках текущей программы, и продемонстрировала свою способность осуществлять согласованные меры. Однако остаются значительные макроэкономические трудности, программа структурных реформ является очень сложной, сохраняются большие потребности в финансировании. Власти намерены решить ряд данных вопросов с целью установления в стране макроэкономической стабильности. Государственная политика в 2010 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.
Макроэкономическое равновесие – это такое состояние экономики, при котором на всех рынках (благ, денег, ценных бумаг и труда) достигается равновесие. Это состояние экономической системы с точки зрения соблюдения интересов всех субъектов экономических отношений, необходимое условие обеспечения непрерывного процесса воспроизводства в общественном масштабе.
Различают краткосрочное и долгосрочное, идеальное и реальное, а также частичное, общее и полное экономическое равновесие.
В методологии обоснования установления равновесия распространены два подхода – классический и кейнсианский. Первый подход (классический) был основан классической школой и развит неоклассиками. Второй связан с именем Дж.Кейнса и изложен в его работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованный в 1936г. Кейнсианскую концепцию конкретизировали и развили неокейнсианцы и представители других направлений в экономической науке.
Формирование условий общего экономического равновесия в классической модели происходит по принципу саморегулирования, без вмешательства государства, что обеспечивается тремя встроенными стабилизаторами: гибкими ценами, гибкой номинальной ставкой зарплаты и гибкой ставкой процента. При этом денежный и реальный сектор независимы друг от друга.
Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы. Кейнсианская модель позволяет показать выход из рецессии. Такой мерой должно стать активное вмешательство государства в экономику. Кейнс и его последователи предлагали использовать для стабилизации экономики фискальную политику, и в первую очередь, такой ее инструмент как изменение величины государственных расходов, поскольку это позволяет непосредственно, а, следовательно, в максимальной степени воздействовать на совокупный спрос и с мультипликативным эффектом на совокупный выпуск и доход.
Белорусская модель социально-экономического развития - это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде.
Следует отметить, что до сентября 2008г. экономическая ситуация Республики Беларусь характеризовалась макроэкономической стабильностью ми экономическим ростом. Однако с осени 2008 года Республика Беларусь оказалась в самом начале глубокого финансового и структурного кризиса.
Беларусь добилась значительно прогресса в преодолении последствий экономического кризиса. Стабилизировался объем производства, инфляция снижается и резервы увеличились. Беларусь также приняла решительные меры в ответ на последний шок, вызванный ценами импорта нефти. Однако при этом дефицит по счету текущих операций увеличился в 2009 году, и уровни государственного и внешнего долга значительно повысились, подчеркивая сохраняющеюся внешнюю уязвимость.
Совокупность благоприятных факторов и условий в Республике Беларусь способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Но для перехода к такому развитию необходим длительный период, который включает несколько этапов социально-экономического развития.
В 2009 году Республика Беларусь оказалась в самом начале глубокого финансового и структурного кризиса. Осуществить переход к устойчивому развитию может лишь эффективное государство в тесном взаимодействии с частным бизнесом и развитым гражданским обществом, которые способны формировать современные рычаги воздействия на экономику, политику, социально-культурную сферу и осуществлять глубокие системные преобразования.
1. Борисов Е.Ф.- Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2005. – 375с.
2. Гальперин В. М. Макроэкономика. - СПб.: Экон. Школа, 2005. - 512с.
3. Самуэльсон П. Экономика. – М.: Инфра-М, 2005. – 395с.
4. Электронная версия журналов: «Экономика Беларуси», «Директор», «Экономический вестник» (Эковест)
5. П.С. Лемещенко, И.А. Лаврухина, Н.А. Мельникова, И.А. Руденков и др., под ред. П.С. Лемещенко, С.В. Лукина. Экономика. Университетский курс: Учебное пособие. - Мн.: Книжный Дом, 2007. – 704 с.
6. Большая экономическая энциклопедия. Москва, «Эксмо», 2007 – 815с.
7. Мамедов О. Современная экономика. – М.: Норма, 2006. – 532с.
8. Вечканов Г.С, Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное, 2009 год, 560 стр.
9. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. М.: ИНФРА-М, 2001.
10. Сажина М.А. Основы экономической теории М.: Экономика, 2005. – 368с.
11. Информационные сайты белорусских изданий: www.nestor.minsk.by, www.belta.by, www.afn.by, www.director.by, www.belarustoday.info (25.10. 2010 в 20.30; 01. 11. 2010 в 19.05)
12. 11-я редакция: Рабочая группа по НПББ-2009, Координационный совет по развитию и продвижению НПББ-2009, Редакционный совет НПББ-2009. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА БИЗНЕСА БЕЛАРУСИ-2009.
13. УКАЗ Президента Республики Беларусь от 12.06.2006 N 384 "Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы" / Консультант плюс
14. www.belstat.by (05.11.2010 в 19.30; 14.11.2010 в 15.00)
15. Основные направления социально – экономического развития РБ на период до 2010г.// Белорусский экономический журнал №2, Мн.2000.
16. Шимов, Богданович, Крюков. Беларусь: ретроспектива и перспектива. // Белорусский экономический журнал №1, Мн. 2000.
17. Макроэкономика: Учебное пособие / Т. С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитрива и др.; Под ред. Л. П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002.–244с.
18. Мамедов О. Современная экономика. - М.: Норма, 2006. - 532с.
19. Лемешевский И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практик: учебное пособие для студентов вузв. обуч. по экон. спец. / И.М.Лемешевский. – 3-е изд., доп. И перераб. –Минск: ФУАинформ, 2009.- 701с.
20. Указ Президента Республики Беларусь от 12.06.2006 N 384 "Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы" / Консультант плюс
21. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического разв
22. Национальная экономика Беларуси: учебник/ В.Н.Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751с.
23. Отчет Национального банка за 2008-2005 год [Электронный ресурс]
24. Экономическая теория: курс лекций. В3ч. Ч.3: Макроэкономика/ Э.А.Лутохина [и др.]; под ред. / Э.А.Лутохина.– Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2006. – 327с.
25. Макроэкономика: учебное пособие для студентов вузов по экон.спец. / [ В.А.Воробьев и др. ] под ред. В.А.Воробьева. – Минск: БГЭУ,2009. – 269с.
26. Обзор в рамках договоренности о кредите «стэнд-бай». Часть IV. / Международный Валютный Фонд. – США, 2010.
Таблица 1.
Описание моделей макроэкономического равновесия
Авторы | Условия обеспечения Равновесия | Общая характеристика модели |
Ф. Кенэ (1694-1774) | Основной класс – землевладельцы. Цены постоянные. Роль государства и заграницы не учитывается. | Равновесие достигается путем установления обменных процессов между классами, в результате которых происходит распределение чистого продукта |
Ж. Б. Сэй (1767-1832) | Экономическая система «направляется предложением» и весь доход расходуется на потребление | Макроэкономическое предложение создает и балансирует собственный спрос, который основывается на положении, что каждый продавец в то же время является и покупателем товара |
К. Маркс (1818-1883) | Обеспечение равновесия между элементами стоимости общественного продукта и между двумя подразделениями общественного производства | При простом воспроизводстве: I(m+v)=IIc, тогда I(c+v+m)=Ic+IIc ; I(c+v+m)=IIc+Ic; При расширенном воспроизводстве I(m+v) > IIc, тогда I(c+v+m) > Ic+Ic; II(c+v+m) < IIc+Ic |
Л. Вальрас (1834-1910) | Модель основывается на системе линейных уравнений. Основную роль играют равновесные цены, обеспечивающие равенство спроса и предложения по каждому товару. | Общее предложение конечных продуктов должно быть равно общему спросу на них как сумма доходов, приносимых всеми факторами производства их собственникам. предложение спрос |
Дж. Кейнс (1883-1946) | Модель краткосрочного экономического равновесия денежного рынка – необходимое условие: равенство инвестиций сбережениям (S=I) | , где M s –предложение денег; M d - спрос на деньги; M 0 –располагаемая денежная масса; P – уровень цен; L- облигации; r – норма процента; Y – реальный доход |
В. Леонтьев (1905-1999) | Модель межотраслевого баланса (МОБ) «Затраты – выпуск» | Шахматное построение Моба, обеспечивающее отраслевое, межотраслевое и общее равновесие |
18
Информация о работе Содержание и динамизм макроэкономического равновесия