Социально-трудовые отношения и их регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

В условиях коренных изменений в системе общественных отношений наиболее существенные преобразования происходят в социально-трудовой сфере, вызывая закономерное в таких случаях противостояние основных субъектов этих отношений. Именно поэтому ни одна из сфер экономической жизни нашего государства не подвергается такой жесткой критике, как социально-трудовые отношения. Этому способствовал ряд факторов, среди которых можно выделить господствовавшие долгие годы традиции государственного патернализма в этой сфере, упрощенная система оценки состояния социально-трудовой сферы и т. д.

Содержание

Введение 3
Социально-трудовые отношения как система 4
Понятие социально-трудовых отношений 4
Уровни и предмет социально-трудовых отношений 5
Типы социально-трудовых отношений 5
Формирование и развитие социально-трудовых отношений в обществе 8
Социальное партнёрство 12
Понятие социального партнерства 12
Субъекты социального партнерства 12
Коллективный договор как форма регулирования социально-трудовых отношений 16
Государственное регулирование социально-трудовых отношений 26
Международная организация труда и её влияние на развитие
социально-трудовых отношений 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Байкальский Государственный Университет Экономики и Права.docx

— 62.89 Кб (Скачать)

  Федеральное  агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики  и права

       Факультет управления человеческими  ресурсами

     Кафедра экономики труда и управления персоналом 
 
 

     Курсовая  работа

     по  дисциплине Экономика и социология труда 

     на  тему «Социально-трудовые отношения  и их регулирование». 
 
 
 
 

                                                                              Исполнитель: Богданова Е.Э.

                                                        Группа: ЗУП - 09                                                                                

                                  Руководитель:  Носырева И.Г.

                                                                        Доцент, канд. эконом. наук 
     
     
     
     
     
     
     

Иркутск, 2011 

     Содержание

    Введение                                                                                                              3

     Социально-трудовые отношения как система                                                   4

    1. Понятие социально-трудовых отношений                                                   4
    2. Уровни и предмет социально-трудовых отношений                                   5
    3. Типы социально-трудовых отношений                                                        5

    Формирование  и развитие социально-трудовых отношений  в обществе       8

    Социальное  партнёрство                                                                                  12

    1. Понятие социального партнерства                                                              12
    2. Субъекты социального партнерства                                                           12

    Коллективный  договор как форма регулирования  социально-трудовых отношений                                                                                                         16

     Государственное регулирование социально-трудовых отношений                26

    Международная организация труда и её влияние  на развитие 

         социально-трудовых отношений                                                                         29   

    Заключение                                                                                                            32

    Список  использованной литературы                                                                     34 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                   
 

ВВЕДЕНИЕ.

     Труд  является основой существования  человека, определяет его место в  обществе, служит одной из важнейших  форм самовыражения и самоактуализации, поэтому он должен быть организован  таким образом, чтобы адекватно  отражать эти особенности человека, обеспечивать соответствующее соразмерное  вознаграждение.

     Особенности труда как объекта исследования и изучения состоят в том, что, во-первых, труд – это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично организована, во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия), в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов.

     В условиях коренных изменений в системе  общественных отношений наиболее существенные преобразования происходят в социально-трудовой сфере, вызывая закономерное в таких  случаях противостояние основных субъектов  этих отношений. Именно поэтому ни одна из сфер экономической жизни нашего государства не подвергается такой  жесткой критике, как социально-трудовые отношения. Этому способствовал  ряд факторов, среди которых можно  выделить господствовавшие долгие годы традиции государственного патернализма в этой сфере, упрощенная система  оценки состояния социально-трудовой сферы и т. д.

     В этих условиях не вызывает сомнения необходимость  формирования новой системы социально-трудовых отношений, что должно найти отражение  в современном понимании особенностей труда как объекта исследования и изучения, а также в трактовке  предмета и метода современной экономики  труда и социально-трудовых отношений  как науки.

     Природа социально-трудовых отношений такова, что при их изучении и анализе  мы вынуждены считаться с их постоянным видоизменением, причем их перестройка  усиливает это свойство. 

Социально-трудовые отношения как  система.

      1. Понятие социально-трудовых отношений.

     Термин  социально-трудовые отношения вошел  в научный оборот и стал широко использоваться относительно недавно.

     Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей отдельных людей и социальных групп в процессе трудовой деятельности.

      Анализ  социально-трудовых отношений проводится по следующим основным направлениям: субъекты, предметы, типы.

     Субъектами  социально-трудовых отношений являются:

      – индивидуум – наемный работник;

      – работодатель – предприятие (фирма), предприниматель;

      – государство. 

     Наёмный работник – это человек, заключивший трудовой договор с представителями предприятия, общественной организации или государства.

     Работодатель  – человек, нанимающий для выполнения работы одного или

нескольких  работников. Работодатель может выступать  собственником средств производства или их представителем.

     Профессиональный  союз создаётся для защиты экономических и социальных интересов наёмных работников или лиц свободных профессий в определённой сфере деятельности. Важнейшими направлениями деятельности профсоюзов являются обеспечение занятости, условия и оплата труда.

     Государство как субъект социально-трудовых отношений выступает в следующих ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах. 

      2. Уровни и предмет социально-трудовых отношений.

      Выделяют  три уровня социально-трудовых отношений:

      индивидуальный, когда взаимодействуют работник и работодатель в различных сочетаниях;

      групповой, когда взаимодействуют объединения наемных работников и объединения работодателей;

      смешанный, когда взаимодействуют работники и государство, а также работодатели и государство.

      Предметом социально-трудовых отношении выступают различные стороны трудовой жизни человека: трудовое самоопределение, профессиональная ориентация, наем–увольнение, профессиональное развитие, социально-психологическое развитие, профессиональная подготовка и перс-подготовка, оценка труда и его вознаграждение и др. Все их многообразие обычно сводится к трем группам:

      1)социально-трудовые  отношения занятости;

      2)социально-трудовые  отношения, связанные с организацией  и эффективностью труда;

      3)социально-трудовые  отношения, возникающие в связи  с вознаграждением за труд.

      3. Типы социально-трудовых отношений

     Типы  социально-трудовых отношений характеризуют  психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. По организационной форме выделяют следующие типы социально-трудовых отношений: патернализм, партнёрство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация и конфликт.

     Патернализм характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятий. Она осуществляется под видом «отеческой заботы» государства о нуждах населения или администрации предприятия о своих сотрудниках. Примером государственного патернализма может служить бывший СССР. На уровне предприятия патернализм характерен для Японии и некоторых других азиатских стран.

     Партнёрство наиболее характерно для Германии. Экономика Германии основана на системе детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наёмные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнёры в решении социально-экономических задач. Отношения партнёрства обеспечивают достижение синергетического эффекта от согласованной деятельности людей и социальных групп.

     Конкуренция между людьми и коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта. В частности, опыт показывает, что эффективно организованная конкуренция между трудовыми коллективами может приносить позитивные плоды.

     Солидарность  предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов групп людей. Это может быть солидарность профсоюзов при отстаивании интересов наёмного персонала.

     Субсидиарность  означает стремление человека к личной ответственности за

достижение  своих целей и своих действий при решении социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму. Если человек для достижения своих целей вступает в профессиональный или другой союз, то субсидиарность может реализовываться в форме солидарности.

     Дискриминация – основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений. При дискриминации нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда. Дискриминация может быть по полу, возрасту, расе, национальности и другим признакам. Проявления дискриминации возможны при выборе профессии и поступлении в учебные заведения, продвижении по службе, оплате труда, увольнении. Равенство возможностей в социально-трудовых отношениях обеспечивается, прежде всего, системой законодательства, культурой рыночных отношений, этическими

нормами и правилами.

     Конфликт  является крайней формой выражения противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными формами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения. Противоречия в социально-трудовых отношениях объективно неизбежны и при определённых условиях необходимы для развития социально- экономических систем. В этом смысле они могут быть полезны, так как в наиболее явной форме выражают интересы конфликтующих сторон. Естественно, что затяжные конфликты приводят к значительным потерям для предприятия, сотрудников и экономики страны в

целом. Этим определяется необходимость разработки методов рационального управления конфликтными ситуациями.

     По  характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей социально-трудовые отношения бывают двух типов:

     1) конструктивными, способствующими успешной деятельности предприятия и общества;

      2) деструктивными, мешающими успешной деятельности предприятия.

     Конструктивными могут быть отношения либо сотрудничества, взаимной помощи; либо конкуренции, организованной таким образом, чтобы достигались позитивные результаты. Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия основывается на авторитете руководителей, системе пожизненного найма, высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере коллектива.

Информация о работе Социально-трудовые отношения и их регулирование