Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы, направления. Особенности белорусской модели развития.

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целями работы являются:
1. описать существующие на сегодняшний день модели рыночной экономики;
2. выяснить, что такое переходная экономика;
3. определить основные особенности формирования белорусской экономической модели, показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления.

Содержание

Введение…………………………………….……………………………………2
1. Основные модели рыночной экономики: основные черты………………….3
2. Переходная экономика. Основные направления формирования социально-ориентированной экономики………………………………………………….11
3. Особенности белорусской модели экономического развития. Перспективы развития белорусской экономики в 2006-2020гг………………………….....18
Вывод……………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 58.73 Кб (Скачать)

Сегодня шведская модель отличается сильной  социальной политикой направленной на сокращение имущественного неравенства  за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства  находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-90-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это  возможно только в условиях высокой  нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная  социализация», при которой функция  производства ложится на частные  предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения  высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство. Все это в совокупности и позволило  создать своеобразную шведскую модель социально-ориентированной экономики.

Теперь  рассмотрим концепции проведения рыночных реформ. Первая концепция называется градуализм, а вторая – «шоковая терапия».    

Градуализм  – это концепция проведения медленных, последовательных реформ, которая отводит  государству главную роль в формировании рынка. Сторонники данной концепции считают, что можно избежать резкого снижения производства и смягчить негативные социальные последствия рыночных преобразований. В качестве удачного примера постепенных реформ градуалисты ссылаются на опыт Китая.    

Сторонники  градуализма в китайском опыте  постепенных реформ отмечают следующие принципы градуалистской политики: 1) может существовать система параллельных цен, а ценовая реформа может быть неполной и постепенной; 2) приватизация не является необходимой предпосылкой для повышения эффективности производства на госпредприятиях; 3) переход к рыночной экономике может осуществляться без жесткой макроэкономической политики; 4) либерализация внешнеэкономической политики может осуществляться постепенно (через постепенное увеличение зон свободной торговли); 5) важен порядок реформ. Например, в Китае сельская реформа предшествовала городской, ценовой – реформе собственности.     

«Шоковая  терапия» – это концепция, в основе которой лежит одномоментная либерализация цен, быстрое сокращение государственных расходов, устранение бюджетного дефицита и подавление инфляции. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, основоположником которого является Милтон Фридман и его последователи.  Первыми на путь быстрого и полного дерегулирования встали страны Центральной Европы и Балтии (кроме Латвии). Наиболее радикальные и быстрые реформы были проведены в Польше. Была проведена быстрая либерализация цен (в течение января 1990г.), был осуществлен переход к жесткой кредитно-денежной политике и введен контроль за ростом заработной платы, ликвидированы ограничения на предпринимательскую деятельность и внешнюю торговлю. Доля частного сектора за три года (1990-1993) увеличилась в 3 раза и составила 30% ВВП.    

Обобщая опыт первых реформ можно сделать  вывод, что выбор концепции трансформации во многом зависит от уровня социально-экономического развития страны. Страны с более высоким уровнем индустриального развития встречаются с проблемой трансформационного спада.     

Во-первых, проведение реформ означает ослабление координации экономической деятельности государственными органами и, в то же время, запаздывание в развитии координирующей способности рынка.    

Во-вторых, командно-административная экономика это экономика неравновесия. Всегда существовал дефицит одних товаров и накопление складских запасов других товаров. Переход к рыночному механизму установления равновесия приводил к прекращению производства избыточного количества товаров, банкротству отдельных предприятий.     

Трансформационный спад ведет к снижению бюджетных поступлений. В случае реализации градуалистской концепции реформ, правительство пытается решить финансовые проблемы за счет мягкой кредитно-денежной политики, т.е. за счет инфляции. В случае «шоковой терапии» правительство стремиться быстро прекратить работу неэффективных предприятий и включить рыночные механизмы с целью более эффективного использования имеющихся в стране ресурсов, в том числе и за счет радикальной либерализации внешней торговли.           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Переходная  экономика. Основные  направления формирования  социально-ориентированной  экономики.    

Переходная  экономика представляет собой такое  особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других, пост социалистических стран, имеет одно избранное направление — социально ориентированная рыночная экономика. Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем. Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.    

Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики — трансформация в другую систему.     

В-третьих, переходная экономика характеризуется  количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.    

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается  качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный' неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.     

Следует отметить, что понятие "переходная экономика" является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частнокапиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к одноукладной — социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача — заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.    

Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической  политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.     

Целью идущих преобразований в Беларуси и  других странах СНГ, как отмечалось, является социально ориентированная  модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор.

Основная  трудность переходного периода  — это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком  смысле представляют собой правила  экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.    

Характерный признак переходной экономики –  институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о "несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого – глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу.    

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).    

Существенной  чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникший как результат краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства (прежде всего преобладание средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.    

Социализация  экономики стала реальностью  с 20 века. Многие исследователи признают ее настолько важной, что считают не только главной современной тенденцией, но и закономерностью общественного развития.    

Однако, чтобы увидеть истоки социализации, следует заглянуть вглубь истории  – 19 век. Тогда на фоне бурного развития капитализма и все более явственного проявления как его успехов, так и «острых углов» (нарастающего социального неравенства, безработицы, бедности, незащищенности широких слоев населения и т.д.) все острее и громче становится критика капитализма.     

В русле такой критики появилось  и развивалось особое направление  теории, названное «социальная экономика». И хотя оно разделилось на два течения, основные его взгляды можно свести к следующему:

  1. Критическая характеристика капитализма свободной конкуренции с точки зрения его социальных последствий: социальное неравенство, эксплуатация, безработица, угнетение женщин и т.п.;
  2. Критическое отношение к частной собственности: от частичного до полного ее отрицания;
  3. Отказ от идеи непримиримости и антагонизма классов, признания возможности их сотрудничества;
  4. Возможность решения социальных проблем связывалась не с классовой борьбой, а с воздействием на социально-экономические процессы;
  5. Признание необходимости активной политики государства социально-экономической области как особой его миссии.
 

   Основные функции  социально-рыночной экономики можно  представить следующим образом.    

Если  учесть, что общей функцией любой  экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается главной функцией и для социально-рыночной экономики.    

Информация о работе Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы, направления. Особенности белорусской модели развития.