Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы, направления. Особенности белорусской модели развития.

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целями работы являются:
1. описать существующие на сегодняшний день модели рыночной экономики;
2. выяснить, что такое переходная экономика;
3. определить основные особенности формирования белорусской экономической модели, показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления.

Содержание

Введение…………………………………….……………………………………2
1. Основные модели рыночной экономики: основные черты………………….3
2. Переходная экономика. Основные направления формирования социально-ориентированной экономики………………………………………………….11
3. Особенности белорусской модели экономического развития. Перспективы развития белорусской экономики в 2006-2020гг………………………….....18
Вывод……………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 58.73 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………….……………………………………2

  1. Основные модели рыночной экономики: основные черты………………….3
  2. Переходная экономика. Основные направления формирования социально-ориентированной экономики………………………………………………….11
  3. Особенности белорусской модели экономического развития. Перспективы развития белорусской экономики в 2006-2020гг………………………….....18

Вывод……………………………………………………………………………..26

Список  используемой литературы……………………………………………...27      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение        

Тема, которая рассматривается в курсовой работе, на сегодняшний день является весьма актуальной для нашей республики, которая стремится к рыночной экономике так, как двенадцать – тринадцать лет назад стремилась к коммунизму.       

Целями  работы являются:

  1. описать существующие на сегодняшний день модели рыночной экономики;
  2. выяснить, что такое переходная экономика;
  3. определить основные особенности формирования белорусской экономической модели, показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления.
 

       Задачами  социально ориентированной рыночной экономики являются:

  1. достижение полной занятости;
  2. увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации;
  3. увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;
  4. адресность социальной политики.
 

       Актуальность  темы исследования  курсовой работы связана с необходимостью определения целей и условий реализации антикризисной стратегии  формирования новой белорусской рыночной модели экономики.       
 
 
 
 
 

1.Основные  модели рыночной  экономики: основные черты    

В мире существует более 200 стран, каждая из которых обладает своей моделью  экономики. Но уровень экономического развития, темпы развития, уровень жизни в этих странах разные. К наиболее развитой группе стран относится так называемые страны «большой семерки». В них производится подавляющая часть мирового валового продукта. Все эти страны базируются на рыночной модели развития. Но, даже говоря об этих странах, следует отметить, что модели рыночной экономики у них разные.     

Если  общим критерием рыночных систем является рынок с колебанием спроса, предложения и цен, превращенный в двигатель производства, почему одна рыночная система развивается быстрее, а другая медленнее.

    Уже не подвергается сомнению  положение о том, что большое  влияние на уровень экономического  развития оказывают институциональные  факторы (государство, наличие  различных форм собственности,  традиции, менталитет и т.п.). Но самым, пожалуй, важным является такой фактор как роль и место государства в экономической системе.     

Отношение государства и рыночной экономики  определяются, как правило, с помощью рамок задаваемых Конституцией государства. Остающееся экономическое пространство используется политикой (экономической, включая и социальную). Именно этот сегмент и развивает отношения между государством и экономикой, характерные для конкретной экономической системы и обуславливающие ее развитие.    

На  сегодняшний день самой экономически мощной державой является США. Модель экономики характерная для этой страны может быть охарактеризована как либеральная или конституционально-классическая. Это означает, что данная модель создана по классическим лекалам экономического и политического либерализма и законодательно закреплена в Конституции, принятой в 18 веке.     

Анализ  социально-экономического развития США  за последние примерно сто лет позволяют выделить три важнейшие характеристики американской экономики: рост валового национального продукта (ВНП) в целом и на душу населения; динамика структуры рабочей силы и – возросшее вмешательство государства в экономику.     

Среднегодовые темпы его роста были более 3%. До 1930 – примерно 3,5%, после 1949 – 3,6%. По мнению американского профессора Л. Рейнольдса, ВВП на душу населения  начал расти в США по меньшей  мере с 1830 года.    

При этом следует помнить, что такие  темпы развития были характерны для  страны классического капитализма  и рыночной системы, не с точки  зрения становления рыночной системы, а с точки зрения привнесения в экономику эмигрантами из Старого Света и, прежде всего, из Англии парадигмы рынка в чистом виде в поведении и психологии. В частности, отмечая буржуазное  происхождение США, Ф. Энгельс подчеркивал, что они основаны мелкими буржуа и крестьянами, бежавшими от европейского феодализма с целью учредить чисто буржуазное общество.    

Отцы  американской демократии – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Медисон, Дж. Адамс – прагматики с огромным опытом и знанием делового человека, американского характера эмигранта, его психологии. Они желали «достигнуть высокого уровня развития и своды для каждого гражданина с помощью общественных институтов, задуманных ими», совершенно четко осознавая свойства человеческого характера и не имея ни малейшего желанию строить свою систему, используя некоего фантастического, придуманного человека.     

Важнейшая черта современной американской экономики – возросшее вмешательство  в нее государства. Можно выделить четыре главных направления вмешательства.    

Первое  – обеспечение общественных услуг путем найма рабочей силы покупки материалов и оборудования и т. п. в частном секторе: около 80% продукции реализуется через частный сектор и более 20% – это так называемые правительственные закупки продукции, которые производятся для граждан и финансируются из налоговых поступлений. Закупки такой продукции финансируются из бюджетов разных уровней. Они обеспечивают народное образование, полицию, пожарную охрану, различные городские услуги, содержание мостов, дорог и т. д., поддерживание национальной обороны.

Второе  направление – перераспределение  дохода через налоговую систему  и систему трансфертных платежей.

Третье  – вмешательство в частный  рынок либо для обеспечения конкуренции, либо для ограничения ее разрушающих  сил.

Четвертое – макроэкономическое регулирование  денежно-кредитной сферы через  Федеральную Резервную систему.

   Второе  направление вмешательства государства – влияние на распределение и перераспределение личных доходов. Распределительный эффект выражен в трансфертных платежах (пенсии пожилым людям, пособия многодетным и др.). Они идут полностью людям с малой «потребительской корзиной». Доля трансфертных платежей в ВВП увеличивалась от 1% в 1929 году до 6% в 1950 году, составила почти 15% в 1983 году и 16,44% - в 1990 году. Сегодня она составляет более 20%. Следует отметить, что доля этих платежей в США меньше, чем в Западной Европе, но больше, чем в Японии.     

Что касается распределения других доходов (от труда и от собственности), то картина здесь следующая 4/5 всех рыночно определяемых доходов составляют трудовые.    

Рыночная  система США позволила создать  простор для быстрого развития рыночной экономики по классическим образцам Западной Европы, начиная с конца 18 века. Экономическая свобода в рамках права дала возможность быстро формировать и развивать рыночные институты, обеспечить значительный рост ВНП и на этой основе высокий уровень удовлетворения потребностей. Если в Западной Европе этот процесс занял, по меньшей мере, 800 лет, то в США – только 200 лет.    

Политическая  демократия явилась не просто целью, а средством обеспечения свободы, в том числе и экономической, ибо, раскрепостив движущие силы общества, его творческий и производственный потенциал (бизнесменов, ученых, финансистов), она с помощью общественных институтов, гарантировавших достижение прав каждого человека, позволила получить динамично развивающуюся экономику в рамках конституции и права.     

Китайская модель. Китайская, точнее восточноазиатская, модель развития обладает неотразимой  привлекательностью для всех развивающихся  стран, ибо только она обеспечила беспрецедентный, не имеющий аналогов экономической истории рост. Китаю (а раньше и другим странам Восточной  Азии, основанным на китайской культуре – Японии, Корее, Тайваню, странам юго-восточной Азии) удалась в послевоенный период поднять темпы роста до 7-10% и поддерживать их в течении нескольких десятилетий. В итоге Восточная Азия во второй половине 20 века стала единственным крупным регионом, которому удалось сократить разрыва в уровнях экономического развития Запада. В 1993 году Всемирный банк опубликовал исследования «Восточноазиатское чудо: экономический рост и правительственная политика», в котором проанализировал факторы стремительного экономического роста в 1965-1990 гг. восьми восточноазиатских стран – Гонконга, Индонезии, Малайзии, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Японии. Выводы оказались неоднозначными. Все экономисты признали в качестве составляющих политику, направленную на создание стабильной макроэкономической среды (низкая инфляция), стимулирование сбережений и государственных вложений в образование и инфраструктуру, привлечение иностранных инвестиций, поддержку надежной банковской системы. Но важную роль играет также правильное поведение промышленной политики.     

Первое  требование к успешной промышленной политике состоит в том, что она должна быть экспортно-ориентированной промышленной политикой. Таможенная или прочая защита отечественных производителей обязательно должна дополняться поощрением экспорта, тогда это и называется экспортно-ориентированной промышленной политикой. А без поощрения экспорта протекционизм ведет только к импортозамещению.    

Способов  поддержки экспорта много, но главным  инструментом является занижение валютного курса через накопления валютных резервов Центробанком: когда последний закупает валюту в размерах, превышающих предложение участников рынка, т.е. создает избыточный спрос на валюту, курс национальной денежной единицы понижается. Однако простого поощрения экспорта недостаточно.     

Недавние  исследования показывают, что поощрения  сложного наукоемкого экспорта выгодны чисто с экономической точки зрения. И не потому, что ресурсы могут кончиться или подешеветь, а потому, что общественная отдача от развития наукоемких производств больше. Необходима государственная поддержка, чтобы вывести развитие таких отраслей на максимальный уровень.     

Именно  такая политика, нацеливающая национальных предпринимателей не просто на экспорт, а на постоянное усложнение экспорта, и объясняет экономический успех Китая. В этом как раз и состоит второй принцип успешной политики: не всякий экспорт стоит поддерживать, а только тот который дает наибольшую внешнюю выгоду, возникающую тогда, когда общественная отдача от вложений в определенный вид деятельности больше, чем отдача для конкретных фирм непосредственно занимающихся такой деятельностью.     

В 1992 году, еще при жизни Д. Сяопина, Китай провозгласил политику «шичан хуан цзишу», буквально «технология в обмен на рынок», т.е. уступка части национального рынка транснациональным компаниям в обмен на получение от них передовой технологии при создании совместных предприятий. Это китайская политика кажется исключительно успешной: сначала 90-ых гг. начался массированный приток иностранных прямых инвестиций в Китай, накопленный объем этих инвестиций достиг 500 млрд. дол., ежегодный приток в последние годы держится на уровне 50млрд. дол.    

Швеция  в 1860-1960гг. дала самые высокие темпы  роста ВНП на душу населения в  мире: в среднем около 3% в год. В 70-е гг. 20 века она занимала первое место в Западной Европе по объему продукции на душу населения. Такого положения Швеция добилась в результате развития перераспределительной системы. Налоги в 70-90-х гг. имели тенденцию к росту: 1971 -- 40,25% ВВП; 1985 г. – 50,1%; 1989 г.—55,8%. Сегодня – чуть больше 50%.     

Рост  налогов обусловлен, прежде всего тем, что с 50-х гг. социал-демократами был взят курс на создание «функционального социализма». Намечена была не только цель – повышения благосостояние народа, но и средства ее достижения и источники финансирования – налоги, перераспределяемые через политические решения социал-демократического правительства. В условиях относительно благоприятной для шведской конъектуры сложилось своеобразное «разделение труда»: социал-демократическое правительство отлаживало механизм перераспределения, развивало систему социального обеспечения, а предпринимателям оставило производство, экономику.    

В Швеции теоретической основой экономической  деятельности государства являлся и является «неоклассический синтез», прагматически соединяющий кейнсианские и неолиберальные теоретические концепции. Главная идея – необходимость государственного регулирования экономики при сохранении рыночных отношений и сильного предпринимательства. На протяжении десятилетий социал-демократы Швеции проводили прагматический курс «дагенс-политик» - «политики дня». Превосходная конъюнктура позволила правительству социал-демократов добиться повышения жизненного стандарта основной массы населения без особого ущерба для предпринимательства, но это в благоприятные годы. В 70-е гг., когда экономическое положение страны ухудшилось, государственный сектор, государственные расходы легли тяжелым бременем на экономику. Начиная 1970 г. Численность занятых в государственном секторе ежегодно увеличивалась на 2%, что требовало увеличения бюджетных расходов, а, следовательно, и роста налогов, который переставал стимулировать производство.     

Информация о работе Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы, направления. Особенности белорусской модели развития.