Социальное развитие Казахстана на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:11, реферат

Описание работы

Актуальность темы велика как никогда раньше, ведь именно проведение государством грамотной социальной политики отражается на благополучии и благосостоянии народа – единственного источника власти в современном демократическом государстве. Я считаю, что социальная политика является одним из важнейших катализаторов экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РК 5
1.1 Понятие социальной политики 5
1.2 Специфика социальной политики государства 6
2. ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 11
2.1 Законодательство в политике обеспечения занятости населения 11
2.2 Государство в образовательной системе 14
2.3 Открытая общественная политика как инструмент социальной политики в интересах детей 17
3. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Сущность и цели социальной политики РК.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

    Катализатором активности населения могут выступить  институты гражданского общества, но лишь в том случае, когда они  развиты и возможна консолидация внутри самого гражданского сектора.

    В ином случае - при слабости этих институтов - они не воспринимаются властью  как реальные субъекты социальной политики, становится невозможным эффективное  социальное партнерство и межсекторное взаимодействие.

    Эффективным инструментом, на наш взгляд, в этой ситуации может стать формирование и развитие открытой общественной политики в интересах детей.

    Открытая  общественная (публичная) политика представляет собой технологию и одновременно результат общественного участия  в процессе принятия жизненно важных для общества решений, в данном случае решений, направленных на улучшение положения детей, разработку единой системы защиты прав детей, оказания помощи и поддержки детскому населению, реализацию базовых требований, определенных Конвенцией ООН о правах ребенка.

    Цель  открытой общественной политики в интересах  детей состоит в изменении  системы государственного и муниципального управления, а именно, превращение  ее из закрытых для общества структур в открытую систему управленческих моделей и решений в интересах детского сообщества, а также превращение государственного и муниципального управления власти силы во власть авторитета, основанного на общественном доверии.

    Реализация  цели требует:

    1. Формирования экспертного сообщества, готового обсуждать стратегические проблемы детства в контексте развития страны и региона, вырабатывать собственные гуманитарные проекты и влиять на принятие решений на всех уровнях власти. Появление экспертного сообщества и его деятельность позволит расширить пространство принятия решений в интересах детей, вынуждая вступать в политику все новых субъектов, интересы которых затрагиваются при принятии тех или иных решений. При этом экспертное сообщество позиционирует себя не как оппонент власти, а как связующий элемент между знанием, обществом и властью, привлекая к обсуждению и выработке решений широкий круг экспертов и граждан.

    Инструментами деятельности и развития экспертного  сообщества в достижении целей открытой общественной политики в интересах  детей могут являться:

    ·  междисциплинарное обсуждение важных детских проблем и механизмов, работающих на их решение; формулирование ключевых разрывов в существующей политике в отношении детства; инициация широкого экспертного и общественного обсуждения этих проблем;

    ·  подготовка аналитических докладов по наиболее существенным для детства проблемам, участие в разработке проектов программ социального развития, выработка индикаторов и критериев оценки их эффективности;

    ·  правовое просвещение и информирование населения, гражданское образование и стимулирование широкого общественного участия в принятии решений по наиболее актуальным вопросам детства;

    ·  повышение квалификации специалистов, работающих в интересах детей, в области современных механизмов и практик, направленных на реализацию прав детей в соответствии с существующими международными и отечественными правовыми актами и стандартами.

    2. Особым элементом осуществления  эффективной общественно-государственной  политики в интересах детей  является само детское сообщество. Механизмом вовлечения детей в реализацию эффективной политики в интересах детей может выступать правовое просвещение и гражданское образование детей, которое в данном случае становится механизмом, работающим на появление в социальной политике еще одного субъекта – детского сообщества.

    Правовое  просвещение и гражданское образование  работает на повышение уровня правового  сознания всего населения, защиту самих  детей и в этом смысле является ресурсом развития устойчивой демократии. Развитие правового сознания детей  и подростков - залог демократических отношений в будущем. Кроме того, знание прав детьми можно рассматривать как один из способов противодействия социальным рискам (на улице, в школе, милиции, в обществе и т.д.).

    Таким образом, механизм открытой публичной  политики работает на появление многих субъектов, обеспечивающих решение детских проблем, берущих ответственность за будущее Казахстана.9 
 
 
 
 
 

3. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

    Численность населения Казахстана на 2000 год составила около 15 миллионов человек, из них более 50% -городское население и более 40% - сельских жителей.

     В общей численности населения  женщины составляли более 50%, дети и подростки - более 30%, более 50% - население трудоспособного возраста и более 12% -пенсионеры.

     Удельный вес национальностей в общей численности населения составлял (в %):

Национальность 1994 1995 1996 1997 1999
Казахи 44,3 49,4 50,6 52,0 53,4
Русские 35,8 32,9 32,1 31,4 30
Немцы 3,6 2,3 2,0 1,6 2,4
Украинцы 5,1 4,6 4,5 4,4 3,7
Узбеки 2,2 2.3 - - 2,5
Татары 2,0 1,9 1,8 1,7 1,7
белорусы 1,1 1,0 - - 0,7
Азербайджанцы 0,6 0,6 - - 0,5
 

    Стратегические  цели в начале 1992 года в сфере  социального развития были сформулированы следующим образом:

    - создание общества, в котором  было бы на деле обеспечено  благосостояние всех;

    - обеспечение каждому желающему  предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой другой сфере деятельности с тем, чтобы более способный, трудолюбивый и предприимчивый достигал в обществе более высокого социального статуса;

    - развитие этнической самобытности  и сохранение национально-культурного  многообразия Казахстана, укрепление на этой основе его престижа в мире как региона со стабильным общественно-политическим климатом;

    - повышение трудовых доходов, пенсий  и пособий по мере роста и стабилизации экономики, ее интеграции в мирохозяйственные связи, но не допуская незаконного обогащения.

    Реализуя  на практике стратегию социального  развития, в 1994 году Президент сформулировал факторы как позитивного, так и негативного характера, влияющие на проведение социальной политики.

     К первым относятся: более высокий  уровень индустриализации по сравнению с другими странами, проводящими радикальные реформы; сравнительно высокий уровень образования населения; развитая система социальной поддержки населения со стороны государства в виде обязательного среднего образования, бесплатной медицины, доступности базовых культурных услуг; наличие массовых социальных групп интеллигенции и управленцев, составляющих потенциальную базу будущего среднего слоя.

     К отрицательным факторам Президент  отнес: сохраняющаяся психология иждивенчества; резкая региональная неравномерность распределения населения и ресурсов социального развития; отсталость производственного аппарата.

     Тогда же исполнительной властью были сформулированы основные направления социальной политики:

    -осуществление  государственной политики социальной защиты пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, детей и молодежи, других малообеспеченных граждан;

    • формирование социального слоя предпринимателей как ключевого фактора реализации экономических и социальных преобразований;

    •создание условий для реальной социальной мобильности населения за счет расширения массивов занятости и экономических ниш в негосударственных структурах;

    •развитие многообразных систем страхования  как дополнительных каналов социальной защиты;

    • подтягивание уровня социального развития отсталых регионов за счет льготного режима хозяйствования.

     Подходы к социальной политике существенно  изменились. Суть изменений свелась к резкому сокращению государственного финансирования социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная помощь безработным, инвалидам, многодетным, жилищное строительство и т.д.). Образованы пенсионный фонд, фонды социального, медицинского страхования, занятости. Средства фондов образуются за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, независимо от форм собственности и видов деятельности, обязательных страховых взносов работающих граждан.

    Заметным  феноменом общественной жизни страны стала Ассамблея народов Казахстана, созданная по решению Форума народов Казахстана в декабре 1992 года. Ей был придан статус консультативного - совещательного органа при главе государства. Задачей Ассамблеи была определена консолидация граждан Казахстана всех национальностей на пути модернизации политической, экономической и социальной сфер жизни республики. По ее инициативе с 1995 года в вузах страны учились представители малых народов, поступившие по квоте Ассамблеи, под эгидой Ассамблеи было отмечено 1100-летие славянской письменности и 150-летие Абая. Социальные последствия переходного периода или результаты социальной политики за десять лет независимости следующие.

     В результате миграционного оттока численность населения население республики с 1991 года сократилось почти на 2 млн. человек.

     С 1991 по 2001 год средняя продолжительность  жизни в стране снизилась на 4 года - с 68 до 64 В 3 раза упал за десять лет  естественный прирост населения, в 1,5 раза - рождаемость. Общая смертность населения увеличилась на треть (в 1991 году - 7,7 человека на каждую тысячу, в 2001-м - более 10).

    Более 40% населения страны (в сельских районах -почти половина) имели доходы ниже уровня прожиточного минимума (3484 тенге в 2001 году).

     По  официальным данным, на начало 2001 года уровень общей безработицы составил 12,7% трудоспособного населения (более 900 тыс. человек). Независимые экономисты называют цифру - 4 миллиона "скрытых безработных", или 40% трудоспособного населения.

     Тяжелая ситуация сложилась в здравоохранении. В 1999 году госбюджет покрывал нужды  учреждений здравоохранения только на треть, практически прекратилось строительство объектов здравоохранения за счет госбюджета, обострилась проблема обеспечения лекарствами и медицинским оборудованием. Как следствие, смертность за десять лет возросла почти на 20%. Происходит неуклонное снижение уровня образования населения. С 1991 года в шесть раз сократилось число дошкольных учреждений (это означает, что лишь 11 детей из 100 имеют доступ к дошкольному образованию). Государственные расходы на образование неуклонно сокращались и составляли в процентах от ВВП в 1991 году -6,5%, в 1998 году - 3,9%. Как следствие, доля учащихся сократилась с 67% в 1991 году до 64% в 1998 году.

    Если, по отчету ООН, по индексу человеческого  развития (индекс измеряется на основании  трех компонентов: продолжительной и здоровой жизни, приобретении знаний и реального ВВП на душу населения), Казахстан занимал в 1991 году 61 место в мире среди 175 стран, то в 1995 - 64, в 1996 - 72, в 1997 году - 93 место, в 1999 году - 76 .10

Информация о работе Социальное развитие Казахстана на современном этапе