Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:11, реферат
Актуальность темы велика как никогда раньше, ведь именно проведение государством грамотной социальной политики отражается на благополучии и благосостоянии народа – единственного источника власти в современном демократическом государстве. Я считаю, что социальная политика является одним из важнейших катализаторов экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РК 5
1.1 Понятие социальной политики 5
1.2 Специфика социальной политики государства 6
2. ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 11
2.1 Законодательство в политике обеспечения занятости населения 11
2.2 Государство в образовательной системе 14
2.3 Открытая общественная политика как инструмент социальной политики в интересах детей 17
3. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Катализатором активности населения могут выступить институты гражданского общества, но лишь в том случае, когда они развиты и возможна консолидация внутри самого гражданского сектора.
В ином случае - при слабости этих институтов - они не воспринимаются властью как реальные субъекты социальной политики, становится невозможным эффективное социальное партнерство и межсекторное взаимодействие.
Эффективным инструментом, на наш взгляд, в этой ситуации может стать формирование и развитие открытой общественной политики в интересах детей.
Открытая
общественная (публичная) политика представляет
собой технологию и одновременно
результат общественного
Цель открытой общественной политики в интересах детей состоит в изменении системы государственного и муниципального управления, а именно, превращение ее из закрытых для общества структур в открытую систему управленческих моделей и решений в интересах детского сообщества, а также превращение государственного и муниципального управления власти силы во власть авторитета, основанного на общественном доверии.
Реализация цели требует:
1.
Формирования экспертного
Инструментами деятельности и развития экспертного сообщества в достижении целей открытой общественной политики в интересах детей могут являться:
· междисциплинарное обсуждение важных детских проблем и механизмов, работающих на их решение; формулирование ключевых разрывов в существующей политике в отношении детства; инициация широкого экспертного и общественного обсуждения этих проблем;
· подготовка аналитических докладов по наиболее существенным для детства проблемам, участие в разработке проектов программ социального развития, выработка индикаторов и критериев оценки их эффективности;
· правовое просвещение и информирование населения, гражданское образование и стимулирование широкого общественного участия в принятии решений по наиболее актуальным вопросам детства;
· повышение квалификации специалистов, работающих в интересах детей, в области современных механизмов и практик, направленных на реализацию прав детей в соответствии с существующими международными и отечественными правовыми актами и стандартами.
2.
Особым элементом
Правовое
просвещение и гражданское
Таким
образом, механизм открытой публичной
политики работает на появление многих
субъектов, обеспечивающих решение детских
проблем, берущих ответственность за будущее
Казахстана.9
Численность населения Казахстана на 2000 год составила около 15 миллионов человек, из них более 50% -городское население и более 40% - сельских жителей.
В общей численности населения женщины составляли более 50%, дети и подростки - более 30%, более 50% - население трудоспособного возраста и более 12% -пенсионеры.
Удельный вес национальностей в общей численности населения составлял (в %):
Национальность | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1999 |
Казахи | 44,3 | 49,4 | 50,6 | 52,0 | 53,4 |
Русские | 35,8 | 32,9 | 32,1 | 31,4 | 30 |
Немцы | 3,6 | 2,3 | 2,0 | 1,6 | 2,4 |
Украинцы | 5,1 | 4,6 | 4,5 | 4,4 | 3,7 |
Узбеки | 2,2 | 2.3 | - | - | 2,5 |
Татары | 2,0 | 1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,7 |
белорусы | 1,1 | 1,0 | - | - | 0,7 |
Азербайджанцы | 0,6 | 0,6 | - | - | 0,5 |
Стратегические цели в начале 1992 года в сфере социального развития были сформулированы следующим образом:
- создание общества, в котором было бы на деле обеспечено благосостояние всех;
- обеспечение каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой другой сфере деятельности с тем, чтобы более способный, трудолюбивый и предприимчивый достигал в обществе более высокого социального статуса;
-
развитие этнической
-
повышение трудовых доходов,
Реализуя на практике стратегию социального развития, в 1994 году Президент сформулировал факторы как позитивного, так и негативного характера, влияющие на проведение социальной политики.
К первым относятся: более высокий уровень индустриализации по сравнению с другими странами, проводящими радикальные реформы; сравнительно высокий уровень образования населения; развитая система социальной поддержки населения со стороны государства в виде обязательного среднего образования, бесплатной медицины, доступности базовых культурных услуг; наличие массовых социальных групп интеллигенции и управленцев, составляющих потенциальную базу будущего среднего слоя.
К отрицательным факторам Президент отнес: сохраняющаяся психология иждивенчества; резкая региональная неравномерность распределения населения и ресурсов социального развития; отсталость производственного аппарата.
Тогда же исполнительной властью были сформулированы основные направления социальной политики:
-осуществление
государственной политики
• формирование социального слоя предпринимателей как ключевого фактора реализации экономических и социальных преобразований;
•создание условий для реальной социальной мобильности населения за счет расширения массивов занятости и экономических ниш в негосударственных структурах;
•развитие многообразных систем страхования как дополнительных каналов социальной защиты;
• подтягивание уровня социального развития отсталых регионов за счет льготного режима хозяйствования.
Подходы к социальной политике существенно изменились. Суть изменений свелась к резкому сокращению государственного финансирования социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная помощь безработным, инвалидам, многодетным, жилищное строительство и т.д.). Образованы пенсионный фонд, фонды социального, медицинского страхования, занятости. Средства фондов образуются за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, независимо от форм собственности и видов деятельности, обязательных страховых взносов работающих граждан.
Заметным
феноменом общественной жизни страны
стала Ассамблея народов
В результате миграционного оттока численность населения население республики с 1991 года сократилось почти на 2 млн. человек.
С 1991 по 2001 год средняя продолжительность жизни в стране снизилась на 4 года - с 68 до 64 В 3 раза упал за десять лет естественный прирост населения, в 1,5 раза - рождаемость. Общая смертность населения увеличилась на треть (в 1991 году - 7,7 человека на каждую тысячу, в 2001-м - более 10).
Более 40% населения страны (в сельских районах -почти половина) имели доходы ниже уровня прожиточного минимума (3484 тенге в 2001 году).
По
официальным данным, на начало 2001 года
уровень общей безработицы
Тяжелая ситуация сложилась в здравоохранении. В 1999 году госбюджет покрывал нужды учреждений здравоохранения только на треть, практически прекратилось строительство объектов здравоохранения за счет госбюджета, обострилась проблема обеспечения лекарствами и медицинским оборудованием. Как следствие, смертность за десять лет возросла почти на 20%. Происходит неуклонное снижение уровня образования населения. С 1991 года в шесть раз сократилось число дошкольных учреждений (это означает, что лишь 11 детей из 100 имеют доступ к дошкольному образованию). Государственные расходы на образование неуклонно сокращались и составляли в процентах от ВВП в 1991 году -6,5%, в 1998 году - 3,9%. Как следствие, доля учащихся сократилась с 67% в 1991 году до 64% в 1998 году.
Если, по отчету ООН, по индексу человеческого развития (индекс измеряется на основании трех компонентов: продолжительной и здоровой жизни, приобретении знаний и реального ВВП на душу населения), Казахстан занимал в 1991 году 61 место в мире среди 175 стран, то в 1995 - 64, в 1996 - 72, в 1997 году - 93 место, в 1999 году - 76 .10
Информация о работе Социальное развитие Казахстана на современном этапе