Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:11, реферат
Актуальность темы велика как никогда раньше, ведь именно проведение государством грамотной социальной политики отражается на благополучии и благосостоянии народа – единственного источника власти в современном демократическом государстве. Я считаю, что социальная политика является одним из важнейших катализаторов экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РК 5
1.1 Понятие социальной политики 5
1.2 Специфика социальной политики государства 6
2. ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 11
2.1 Законодательство в политике обеспечения занятости населения 11
2.2 Государство в образовательной системе 14
2.3 Открытая общественная политика как инструмент социальной политики в интересах детей 17
3. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Важнейшим
фактором, обеспечивающим переход к
социально-ориентированной
Даруя в 1993 г. населению конституцию, политическая верхушка считала, что завершает этап разрушения, окончательно закрепляет за собой политическое господство в стране. Однако ситуация в области трудовых ресурсов в первую очередь развеивает эту иллюзию. Качественная особенность сложившейся ситуации в данной сфере определяется чрезвычайно просто и крайне трагично: население страны вымирает. За годы реформ общий ущерб экономике страны за счет разрушения ее трудового потенциала (уменьшение занятости, деквалификация, снижение уровня здоровья и образования), по всей видимости, уже превысил потери от фашистской агрессии и справедливо характеризуется как геноцид. Все просчеты в социальной политике политическая верхушка стремится прикрыть лишь массированной пропагандой открывающихся радужных перспектив в будущем.
Вымирание населения страны сокращает трудовые ресурсы. Понятие “трудовые ресурсы” означает потенциальную способность населения создавать богатство во всех типах хозяйств. Согласно статистической практике к трудовым ресурсам относятся лица трудоспособного возраста и работающие нетрудоспособного возраста. На общем мировом фоне трудовой потенциал Республики Казахстан есть основание считать высокообразованным. Однако за реформационный период произошли необратимые негативные качественные и количественные его изменения.
Рынок трудовых ресурсов характеризуется количественными оценками экономически активного населения и уровня безработицы. Экономически активное население - это численность лиц, признаваемых законодательством страны способными работать и не обеспечиваемых пенсиями (от 16 до 55 лет для женщин и от 16 до 60 лет для мужчин). К экономически активному населению относятся и работодатели и работополучатели, как занятые, так и безработные.4
Согласно казахстанскому законодательству, регистрируемыми безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы, способные и готовые трудиться и которым служба занятости не сделала предложений подходящей работы. Таким образом, безработные это, по сути дела, вынужденно незанятые люди, по отношению к которым государство не смогло выполнить своих обязанностей, оно не предоставило им работу.
Отношение
к безработице как в РК, так
и в мире в последние годы заметно
меняется. До недавнего времени она
обычно рассматривалась как рычаг
повышения эффективности
В настоящее время существует явное несоответствие между огромным спадом производства и весьма умеренными масштабами высвобождения рабочей силы, что в текущем моменте позволяет в определенной степени смягчить социальную напряженность в обществе, но в то же время способствует консервации скрытой безработицы и создает предпосылки для нарастания социальной напряженности в будущем.5
Для регулирования уровня и продолжительности безработицы государство использует экономические инструменты как прямого, так и косвенного действий. В числе последних наиболее часто используются инструменты краткосрочного денежного регулирования. Примером здесь служат государственные капитальные вложения, дотации, субсидии, учетная процентная ставка, купля государственных ценных бумаг на денежном рынке и т. п. Все они оказывают понижающее влияние на процент за кредиты и вследствие этого создают стимулы для расширения производства и занятости.
Практика свидетельствует, что применять названные инструменты необходимо очень осторожно, так как их действие весьма противоречиво. В частности, использование всех перечисленных инструментов регулирования рынка труда наряду с положительным влиянием на занятость может повлечь за собой и отрицательный эффект в виде неуправляемой инфляции, и в конечном счете экономика может оказаться в порочном круге стагфляции. Поэтому основное требование при применении любых инструментов регулирования рынка рабочей силы - не допускать неуправляемую инфляцию. Если используемые инструменты повышают занятость и одновременно нейтральны к инфляции или вызывают минимальные инфляционные последствия, то их применение целесообразно.
На
уровень безработицы
Во-вторых, социальную помощь необходимо дифференцировать по различным группам населения. К примеру, вряд ли следует выплачивать пособие по безработице людям, оказавшимся в полосе непродолжительной фрикционной безработицы, т.е. лишившимся места работы в определенной мере по своей воле. И в то же время государству необходимо обязательно позаботиться о людях, ставших вынужденно безработными, лишившимся рабочего места не по своей воле. В социальной поддержке нуждаются многодетные матери, женщины, имеющие малолетних детей, лица предпенсионного возраста и т.д. Гражданам, испытывающим затруднения при устройстве на работу (молодежи, лицам, возвращающимся из мест лишения свободы, ищущим работу после длительного перерыва), необходимо, прежде всего, квалифицированное посредничество служб занятости, специальные программы профессионального обучения, а иногда и квотирование рабочих мест.6
Только государства с высоким уровнем развития образования и науки могут сегодня создать условия решения экономических и социальных проблем. Есть много доводов в пользу того, чтобы правительства, стремящиеся к экономическому росту и социальному развитию, обратили особое внимание на развитие человеческих ресурсов. Даже проблема национальной безопасности тесно связана с новой ролью интеллекта, образования и науки.
Образование относится к правам человека и должно получать приоритет при распределении национальных ресурсов. Образование оказывает влияние на продуктивность экономики. Исследования Всемирного банка в развивающихся странах показывают влияние полученного образования на повышение доходов индивида: после начальной школы на 25-30%, после средней - на 15-20 %. Страны с более высоким уровнем образования оставляют последующим поколениям больший запас знаний и, соответственно, имеют тенденцию к ускоренному росту.
С 50-х годов практически во всех странах мира наблюдался рост социального спроса на образование, началась информатизация всех ступеней образования, эффективность образовательных систем отражалась в динамике экономических показателей, (ежегодный прирост ВВП составлял 6-7%) основными причинами роста спроса на образование были:
На фоне образовательного бума разговоры о “мировом кризисе образования”, начавшиеся среди мировой научной общественности, выглядели по меньшей мере мрачными прогнозами. Тем не менее прогнозам суждено было оправдаться. Системы образования менялись быстрее, чем обычно, но медленнее других систем. В результате возник разрыв между образованием и условиями жизни общества. Причинами его стали тяга масс к образованию при недостатке средств на его развитие, инертность системы образования и инертность самого общества - образование и квалифицированные кадры не использовались в интересах национального развития. 7
Преподавание
можно рассматривать как
С точки зрения рыночной экономики, образование - вид товара, предлагаемый государством или частным предпринимателем. Образование можно рассматривать как квазиобщественное благо; общество считает правительство ответственным за его организацию и финансирование. Правительство выполняет развивающие и уравнивающие функции. Оно должно отвечать за развитие структур и предоставление благ и уравнивать доступ к социальным благам, одним из которых является образование. Развивающая функция заключается в финансировании определенных уровней и типов образования.
Отсутствие
необходимого финансирования приводит
к декларативности
В
мире существует великое множество
систем и типов образования, но при
этом вариантов их взаимоотношений с государством
обычно два: или государство жестко регламентирует
деятельность учреждений образования,
находящихся в полной финансовой зависимости
(ряд европейских стран), или предоставляет
им определенную свободу, независимость
в привлечении и расходовании средств
(США). Похоже, в Казахстане формируется
третий тип взаимоотношений, при котором
жесткая регламентация деятельности не
сопровождается ответственностью государства
по своим обязательствам.
В реальной действительности в самой сложной ситуации оказались социальные группы, не включенные в сферу экономических отношений, а именно: инвалиды, старики и дети. Однако, являясь достаточно важной электоральной группой, представители старшего поколения находятся в наиболее выгодной ситуации по сравнению с детьми, которые не так давно в нашей стране именовались «привилегированным классом». Подобный декларативный «жанр» и сейчас нередко сохраняется при решении проблем детей в Казахстане и ее регионах.
Принятие Конвенции о правах ребенка и международных стандартов защиты прав детей, деятельность, осуществляемая государственными и негосударственными структурами в интересах детства, привели к некоторому улучшению положения детей в целом, однако качество жизни детского сообщества существенно не изменилось.
В
рамках государственной стратегии,
направленной на выживание, защиту, развитие
и обеспечение активного
Ясно, что государство не в состоянии самостоятельно, без помощи граждан, разобрать те многочисленные завалы, которые накоплены в сфере детства. Выход из этой ситуации напрашивается только один – активизация гражданского самосознания в отношении детей и детства в нашей стране.
Информация о работе Социальное развитие Казахстана на современном этапе