Социальная защита в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 04:44, курсовая работа

Описание работы

Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 3
1.1. Причины появления социальной защиты 3
1.2. Понятие социальной защиты в рыночной экономике 4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 7
2.1. Социальная помощь 7
2.2. Социальные льготы 8
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 13
3.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования 13
3.2. Организация экономической деятельности социальных служб 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

Социальная защита в рыночной экономике.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

     К основным задачам Фонда социального  страхования относятся:

     1. обеспечить пособия при рождении ребенка, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет, на погребение, оздоровительные мероприятия детям, гарантированные государством;

     2. участвовать в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, а также мер по совершенствованию социального страхования;

     3. осуществлять меры, которые обеспечивают финансовую устойчивость фонда.

     Медицинское страхование представляет собой  форму социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Целью медицинского страхования является гарантирование гражданам получение медицинской помощи с помощью средств, которые были накоплены, и при возникновении страхового случая финансирование профилактических мероприятий. Организационные, правовые, экономические основы медицинского страхования населения в России определяет ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ». Медицинское страхование происходит в таких формах, как: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим и реализуется в соответствии с программами ОМС. В качестве субъектов при ОМС выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (СМО), медицинское учреждение.

     3.2. Организация экономической  деятельности социальных  служб

 

     Основой организации деятельности социальных служб является федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

     Социальные  службы представляют собой предприятия, учреждения вне зависимости от форм собственности, которые предоставляют социальные услуги, а также это граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения. К социальным службам относятся: центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, стационарные учреждения (дома-интернаты) и другие. Социальные услуги представляют собой действия по оказанию клиенту социальной службы помощи17. Клиент социальной службы является гражданином, который находится в очень трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб. Эта деятельность направлена на клиента. Среди видов такой деятельности необходимо выделить:

  • социальная поддержка;
  • оказание материальной помощи;
  • оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических услуг;
  • проведение социальной адаптации и реабилитации.

     Экономическая деятельность социальных служб включает:

  • кадровая политика;
  • планирование и финансирование;
  • организация и оплата труда работников.

     Планирование  – это составление обязательного  для исполнения документа, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения социальных услуг.

     Финансирование  – определение источников финансовых средств. Социальные службы финансируются за счет средств:

  • бюджетов определенного уровня;
  • оказания платных услуг;
  • от предпринимательской деятельности;
  • Фонда социальной поддержки;
  • федерального бюджета в случае выполнения целевых программ;
  • благотворительных организаций и др.

     Социальные  службы могут финансироваться полностью  бюджетом, благотворительными организациями, за счет предпринимательской деятельности или быть на смешанном финансировании, т.е. финансироваться из нескольких источников. Учреждения социального обслуживания вне зависимости от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а также их обеспечивают земельными участками и имуществом18.

     Кадровая  политика – система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией учреждения.

     Кадры социальной работы – это люди, работающие в системе социальной защиты, выполняющие должностные обязанности и наделенные для этого определенными полномочиями. Сейчас профессиональная подготовка кадров осуществляется в различных формах (очная, заочная), разных уровней (средне специальное, высшее) и специализаций. В системе социальной защиты населения различают социальных работников и специалистов по социальной работе. Право занимать эти должности имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Кроме этого, специалисты должны отвечать требованиям и характеру выполняемой работы, практический опыт (для определенных должностей). Оплата труда работников государственной и муниципальной системы социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система – это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы в зависимости от квалификации, характера и условий труда работников.

Заключение

 

     Итак, мы выявили причины появления социальной защиты, дали понятие социальной защиты в рыночной экономике, рассмотрели основные меры по повышению доходов населения: социальную помощь и социальные льготы, организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования, а также организацию экономической деятельности социальных служб.

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

     В широком смысле социальная защита как  социальный институт представляет собой деятельность государства по воплощению в жизнь главных целей и основных задач социальной политики, а также деятельность государства по реализации законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, которые обеспечивают каждому гражданину соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный уровень жизни.

     В узком же смысле социальная защита представляет собой комплекс определенных целенаправленных мероприятий экономического, правового, организационного характера с целью поддержания населения и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.

     Социальное  обеспечение представляет собой  форму распределения материальных благ с целями удовлетворить жизненно необходимые личные потребности граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счёт специальных внебюджетных фондов, которые создаются на страховой основе, и ассигнований государством.

Список  используемой литературы

 

     Нормативные правовые акты:

  1. Федеральный закон от 17.12. 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 22.07. 2008) // «Собрание законодательства РФ», 24.12. 2001, № 52 (1 ч), ст.4920.
  2. Федеральный закон от 15.12. 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 22.07. 2008) // «Собрание законодательства РФ», 17.12. 2001, № 51, ст.4831.
  3. Федеральный закон от 15.12. 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 14.07. 2008) // «Собрание законодательства РФ», 17.12. 2001, № 51, ст.4832.
  4. Федеральный закон от 17.07. 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 14.07. 2008) // «Собрание законодательства РФ», 19.07. 1999, № 29, ст.3699.
  5. Федеральный закон от 21.12. 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 22.08. 2004) // «Собрание законодательства РФ», 23.12. 1996, № 52, ст.5880.
  6. Федеральный закон от 10.12. 1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 22.08. 2004) // «Собрание законодательства РФ», 11.12. 1995, № 50, ст.4872.
  7. Федеральный закон от 24.11. 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ред. от 14.07. 2008) // «Собрание законодательства РФ», 27.11. 1995, № 48, ст.4563.
  8. Федеральный закон от 19.05. 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 14.07. 2008) // «Собрание законодательства РФ», 22.05. 1995, № 21, ст. 1929.
  9. Федеральный закон от 12.01. 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 22.07. 2008) // «Собрание законодательства РФ», 16.01. 1995, № 3, ст.168.
  10. Закон РФ от 28.06. 1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» ред. от 29.12. 2006) // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 04.07. 1991, № 27, ст.920.
  11. Закон РФ от 15.05. 1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от 14.07. 2008) // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, № 21, ст.699.

     Литература:

  1. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. М., 2007. С.124.
  2. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование. М., 2007. С.224.
  3. Великанова Н.Н. Льготы и компенсации как элементы социальной защиты. М., 2008 С. 192.
  4. Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. М., 2005. С.640.
  5. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // «Социальное и пенсионное право», 2007, № 2.
  6. Кураков Л.П. Экономическая теория. М., 2008. С.1072.
  7. Кучуков Р.А. Экономическая теория. М., 2007. С.520.
  8. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» (правовой аспект) // «Трудовое право», 2008, № 3.
  9. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М., 2006. С.336.
  10. Николаева И. Экономическая теория. М., 2008. С.528.
  11. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. М., 2006.С. 192.
  12. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М., 2009. С.672.
  13. Салихов Б.В. Экономическая теория. М., 2007. С.724.
  14. Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // «Конституционное и муниципальное право», 2006, № 7.
  15. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / Под редакцией В.С. Кукушина. М., 2007. С.336/
  16. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. М., 2007. С.448.
  17. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. М., 2009. С.512.

Информация о работе Социальная защита в рыночной экономике