Социальная защита в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 04:44, курсовая работа

Описание работы

Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 3
1.1. Причины появления социальной защиты 3
1.2. Понятие социальной защиты в рыночной экономике 4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 7
2.1. Социальная помощь 7
2.2. Социальные льготы 8
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 13
3.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования 13
3.2. Организация экономической деятельности социальных служб 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

Социальная защита в рыночной экономике.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

     2.2. Социальные льготы

 

     Льготы  – это предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. Социальные льготы – предоставленные отдельным категориям граждан преимущества в пользовании общественными фондами потребления, частичное освобождение от выполнения установленных законом норм или облегчение условий их выполнения8.

     Льготы  выполняют важные социальные функции:

     1) средство достижения социального равенства в обществе (льготы многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам);

     2) способ поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом (льготы некоторым рабочим и служащим, для инвалидов и участников ВОВ, для семей погибших военнослужащих);

     3) компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества (шахтерам, железнодорожникам, военнослужащим, гражданам, подвергшимся воздействию радиации и др.;

     4) средство стимулирования видов деятельности (для совмещающих работу с обучением и др.).

     Основой для получения социальных льгот  являются Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента, Постановления Правительства, инструкции и другие нормативные акты. От уровня принятия нормативного акта зависит и финансовое обеспечение предоставления льгот.

     Основными федеральными законами, в соответствии с которыми льготные категории граждан имеют на них право, являются:

     1. «О социальной защите инвалидов в РФ»;

     2. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

     3. «О дополнительных гарантиях детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;

     4. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

     5. «О ветеранах» и другие.

     Законодательные акты устанавливают определенные льготы и определяют категории населения, на которые распространяются льготы.

     Приведем  категории граждан, имеющих право  на льготы:

     1) инвалиды;

     2) участники Великой Отечественной войны и других боевых действий, члены их семей;

     3) ветераны труда;

     4) граждане, награжденные государственными наградами;

     5) граждане, подвергшиеся воздействию радиации;

     6) бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

     7) реабилитированные граждане и их родственники;

     8) многодетные семьи;

     9) дети.

     Кроме перечисленных категорий граждан, право на получение льгот имеют  военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, сотрудники органов ФСБ, таможни, налоговой полиции, милиции и другие9.

     Большинство льгот предоставляется по категориальному принципу. Например, возьмем такую категорию как дети. Дети первых двух лет жизни имеют право на получение бесплатных специальных молочных продуктов. Дети до трех лет должны получать бесплатно лекарства по рецептам врача. Дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет бесплатно получают лекарства по рецептам, бесплатно посещают музеи, парки культуры и отдыха. Также они бесплатно обеспечиваются школьной и спортивной формой на весь период обучения (в соответствии с нормами) или им затраты компенсируются. Дети одиноких матерей получают ежемесячное пособие до 16 лет (на учащегося до 18 лет).

     В числе льготников можно увидеть  и такую категорию как социальные работники. Согласно закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», социальные работники, которые работают в муниципальных или же государственных учреждениях социального обслуживания населения, имеют такие права, как:

     • на бесплатный профилактический осмотр, а также обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение;

     • за счет работодателя повышение квалификации;

     • при проживании в сельской местности бесплатное получение жилищно-коммунальных услуг и жилой площади.

     Социальных  работников должны обеспечить специальной  одеждой, обувью или компенсировать затраты на их приобретение; при выполнении обязанностей их должны вне очереди обслуживать; они имеют право на первоочередную установку квартирного телефона, на бесплатный проезд на транспорте общего пользования10.

     Социальные  льготы для различных категорий  населения предоставляются в сфере занятости и трудовых отношений, в сфере социального обеспечения и обслуживания, льготного налогообложения.

     В сфере занятости:

     • при трудоустройстве: первоочередным правом получения рабочего места имеют беженцы, вынужденные переселенцы; бывшие военнослужащие; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь после окончания вузов; матери-одиночки, имеющие ребенка-инвалида и другие категории населения;

     • предоставляются льготные условия труда (например, беременным женщинам);

     • при организации и оплате труда: список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (шахтеры, медицинские работники и др.);

     • льготные отпуска (преподаватели, медицинские работники, летчики, моряки);

     • льготы по месту работы (различные виды страхования, обслуживания,

     обеспечения).

     В сфере социального обеспечения  и обслуживания:

     • пенсионное обеспечение: списки производств, работ, профессий, которые дают право получать пенсию по возрасту на льготных условиях (за выслугу лет) – шахтеры, летчики, военные, педагогические работники и др.;

     • медицинское обслуживание, предоставление бесплатных и частично

     оплачиваемых  лекарственных препаратов – участники  и инвалиды ВОВ, инвалиды, ветераны труда;

     • жилищно-коммунальное обслуживание: жилищная субсидия полагается тем, у кого оплата услуг превышает 22% от общего дохода семьи; предоставление дополнительной жилой площади некоторым категориям населения; 50% оплата жилья, услуг, телефона, радио;

     • система льготных цен (магазины и отделы).

     Льготное  налогообложение: льгота по уплате подоходного  налога, на налог с недвижимости, земельного налога и другие.

     Согласно  российскому законодательству, льготы предоставляются 2/3 населения страны11.

     Система социальных льгот построена на уравнительных  принципах. В условиях осуществления рыночных реформ система оказалась неэффективной, хотя потребность в них, обусловленная ростом уровня бедности, значительно возросла. Действующая система социальных льгот имеет ограниченные возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан.

     Вследствие  этого, планируется провести реформирование системы социальных льгот и тем самым достичь следующих целей:

     • рационального использования бюджетных средств путем их целевого, адресного перераспределения в пользу наиболее нуждающихся;

     • замены некоторых натуральных льгот денежными компенсациями (например, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду на городском транспорте);

     • приведения социальных обязательств государства в соответствие с финансово-экономическими возможностями.

     Итак, предполагается категории льготников разделить на три группы. По отношению к каждой будут применяться различные меры социальной защиты, компенсирующие отмену большинства установленных законодательством льгот12.

     Первая  группа – граждане, которым за особые заслуги перед РФ предполагается сохранить предоставление льгот вне зависимости от среднедушевого дохода получателей. К этой группе относятся: Герои РФ и СССР, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники ВОВ, лица, ставшие инвалидами в результате защиты конституционного строя и правопорядка, лица, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

     При замене натуральных льгот компенсациями необходимо разработать механизм индексации компенсаций с учетом инфляции или роста стоимости соответствующих услуг. Финансирование из средств ФБ.

     Вторая  группа – граждане, которым намечается предоставлять меры социальной защиты в зависимости от их среднедушевого дохода и величины ПМ, установленного в субъекте РФ. К этой группе относятся малообеспеченные граждане, ветераны труда, инвалиды и некоторые другие. Натуральные льготы предполагается сначала заменить компенсациями, а в дальнейшем их социальную защиту осуществлять на основе закона о государственной социальной помощи.

     Финансирование  за счет средств субъектов РФ.

     Третья  группа – лица, пользующиеся льготами по профессиональному признаку. К ним относятся военнослужащие, сотрудники милиции, налоговой полиции, таможенных органов, судьи и многие другие. Финансирование профессиональных льгот должно проводиться за счет средств, выделяемых на содержание соответствующих министерств, ведомств и организаций13.

     Таким образом, предоставление социальных льгот будет опираться на дифференцированный подход. Категории льготников будут разделены на три группы. В основу отнесения к той или иной группе будут применены различные меры социальной защиты: сохранение льгот, замена льгот компенсациями, принцип адресности, повышение заработной платы и денежного довольствия некоторым категориям льготников.

Глава 3. Организационно-экономические  основы социальной защиты в рыночной экономике

     3.1. Организационно-экономические  основы социального  обеспечения и  страхования

 

     Система социальной защиты включает в себя социальные гарантии, социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование.

     Согласно  ст.39 Конституции РФ, каждому гражданину имеет гарантии на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, а также для воспитания детей.

     К основным видам социального обеспечения  относятся:

  • пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и т.д.;
  • пенсии по старости, инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии;
  • содержание и обслуживание детей, а также престарелых, инвалидов в стационарных учреждениях;
  • медико-социальная экспертиза: реабилитация инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь и другие.

     Следовательно, социальное обеспечение представляет собой систему мер по материальному  обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи. Сегодня отмечается тенденция роста численности престарелых и инвалидов, что требует изменения социальной политики в отношении наиболее уязвимых категорий населения14. В связи с переходом к рыночной экономике назрела необходимость введения страховых механизмов (страховых взносов) и понятия социального риска. Социальный риск – это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным причинам. Речь идет об одной из форм социального обеспечения – о социальном страховании. Социальное страхование – это система мер по созданию особых денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов субъектов страхования. В нашей стране социальное страхование является государственным и обязательным. Система социального обеспечения объединяет: пенсионное обеспечение, государственное (обязательное) социальное страхование, обязательное медицинское страхование15.

     Организационно-экономическими основами социального обеспечения  являются взаимосвязанные организационные, экономические, законодательные меры. Разные государственные органы, а также учреждения социальной защиты, ведомства, министерства, службы и негосударственные учреждения выполняют функции по социальному обеспечению. Государственный бюджет и социальное страхование составляют экономическую основу социального обеспечения. Выплаты по социальному страхованию производят из страховых фондов, которые образуются с помощью отчислений работодателей. Государственные вложения осуществляются за счет отчислений из бюджетов различных уровней. Одним из элементов социального обеспечения является обеспечение граждан пенсиями. Составной частью государственного социального обеспечения является Пенсионная система России. Пенсионное обеспечение основывается на следующем законодательстве: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ». Экономическую основу пенсионного обеспечения выполняют государственный бюджет и пенсионный фонд. Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. На сегодняшний день система ПФ состоит из центрального аппарата, региональных отделений, а также пунктов уполномоченных. Главная задача Пенсионного фонда РФ - обеспечить финансовую стабильности пенсионной системы. Последнее представляет собой создание условий для постоянной выплаты пенсий в установленные сроки, а также повышение размеров пенсий, учитывая изменение потребительских цен. Государственное (обязательное) социальное страхование (далее – социальное страхование) является составной частью социального обеспечения16.

Информация о работе Социальная защита в рыночной экономике