Социальная защита в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 04:44, курсовая работа

Описание работы

Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 3
1.1. Причины появления социальной защиты 3
1.2. Понятие социальной защиты в рыночной экономике 4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 7
2.1. Социальная помощь 7
2.2. Социальные льготы 8
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 13
3.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования 13
3.2. Организация экономической деятельности социальных служб 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

Социальная защита в рыночной экономике.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение

 

     Актуальность  темы работы.

     Экономическая деятельность проявляется в экономической  функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.

     Субъектами  реализации экономической функции  являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования.

     Как экономическая категория социальная защита является системой распределительных отношений. В процессе указанных отношений образуются, а затем используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан за счет определенной части национального дохода. Поэтому в данном понимании социальное обеспечение состоит из определенного обеспечения всех членов общества вне зависимости от источников образования фондов и организации обеспечения.

     Цели  и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении социальной защиты в рыночной экономике.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

  • выявить причины появления социальной защиты;
  • дать понятие социальной защиты в рыночной экономике;
  • рассмотреть основные меры по повышению доходов населения: социальную помощь и социальные льготы;
  • рассмотреть организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования;
  • рассмотреть организацию экономической деятельности социальных служб.

     Объект  исследования – социальная защита в рыночной экономике.

     Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением социальной защиты в рыночной экономике.

 

Основная  часть

Глава 1. Понятие социальной защиты в рыночной экономике

     1.1. Причины появления социальной защиты

 

     Появление категории «социальная защита населения» (СЗН) в нашей экономической теории и практике хозяйствования и отсутствие этой категории в недавнем прошлом объясняется следующими основными причинами:

  • переходом экономики России к рынку без четкой и всесторонне обоснованной программы рыночных преобразований, приведшим к резкому спаду уровня жизни многомиллионных масс граждан России (примерно 35-40% населения страны) 1. Обнищанию способствовали: либерализация цен, инфляция, рост безработицы, отсутствие четко организованной системы индексации денежных доходов и сбережений населения и т.д.;
  • отсутствием скоординированных планов и программ решения задач перехода к рынку в рамках СНГ;
  • отсутствием адекватной рыночным условиям хозяйствования законодательной базы, регулирующей различные стороны жизнедеятельности российского общества и государства;
  • искусственно форсированным введением в экономику качественно нового типа распределительных отношений, что, с одной стороны, не позволило использовать положительный отечественный опыт прошлого, а с другой - не привело к появлению адекватных рыночным преобразованиям форм и методов управления доходами и потреблением населения;
  • коммерциализацией (платностью) процессов получения социальных благ и услуг, ранее предоставлявшихся бесплатно практически каждому гражданину страны (бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и др.).

     Граждане  нашей страны привыкли получать основные социальные блага и услуги бесплатно по мере возникновения потребности в них. Об этом всегда заботилось государство. Поэтому при переходе к качественно иному характеру и содержанию производственных, в том числе и распределительных отношений нужна соответствующая реорганизация социальной политики и ломка сложившихся в прошлом стереотипов деятельности подразделений социальной сферы2. Необходим качественно новый механизм государственного регулирования этих отношений, учитывающий возмездный, т.е. проводимый на платной основе, порядок получения социальных благ и услуг населением.

     1.2. Понятие социальной защиты в рыночной экономике

 

     СЗН как категория национальной экономики  социально ориентированного рыночного типа предполагает единство и взаимосвязь экономического, социального, правового (законодательного), политического, а также организационного аспектов3.

     СЗН это обязанность не только государства. Это функция предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений граждан, например, профсоюзов, обществ потребителей, вкладчиков, ветеранов войны и труда и т.д. Это и функция органов, действующих от лица государства, таких, как Государственный фонд занятости РФ, Пенсионный фонд России, Фонд обязательного медицинского обслуживания. Фонд социального страхования и т.д. Кроме того, это функция самих граждан страны, призванных реализовать свои конституционные права и обязанности, выбирая место жительства, место работы или обучения по специальности и т.д.

     Сложность национальной системы СЗН заключается  в том, что приходится сводить в единое целое все уровни выполнения защитных функций:

     - межстрановый (межгосударственный);

     - федеральный (РФ);

     - региональный (субъекты Федерации);

     - межрегиональный (федеральные округа);

     - отраслевой;

     - межотраслевой;

     - конкретных организационно-правовых  структур хозяйствования;

     - общественных организаций и объединений граждан;

     - личностный.

     Национальная  система СЗН включает подсистемы социальной защиты:

     - работающих в производственной  и непроизводственной сферах  экономики;

     - безработных;

     - молодежи;

     - пенсионеров и инвалидов;

     - военнослужащих всех родов войск;

     - малообеспеченных и малоимущих  членов общества и т.д.

     Эти подсистемы имеют свои цели, задачи, формы и методы, свою организационную специфику и источники финансирования.

     Для повышения эффективности функционирования общенациональной системы СЗН РФ и составляющих ее подсистем необходимо:

     - шире использовать программно-целевой метод решения социальных задач и проблем, возникающих в процессе радикальных рыночных преобразований в экономике;

     - законодательно закрепить приоритетные направления СЗН с учетом региональной и отраслевой специфики, применительно к отдельным социальным слоям и социально-демографическим группам населения;

     - обеспечить сопоставимость структур и форм СЗН по всем уровням управления и реализации активной социальной политики посредством разграничения задач, функций, ответственности и приоритетов4.

     По  мнению специалистов, в социальных программах по поддержанию уровня жизни и потребления населения РФ целесообразно выделить следующие основные блоки.

     1. Меры по обеспечению государственных гарантий всем социально-демографическим группам и слоям населения (минимальные социальные нормы и нормативы заработной платы, пенсий, стипендий, социальных пособий и выплат и т.д.).

     2. Меры по социальной поддержке трудоспособного населения, включая создание условий для самостоятельного решения проблем повышения уровня жизни семей.

     3. Меры по адресной СЗ нетрудоспособных членов общества.

     4. Меры по социальной защите граждан, попавших в сложные социальные ситуации, и маргинальных групп населения.

     5. Ресурсное, информационное и организационное обслуживание и обеспечение программ социального развития, социальной поддержки и социальной защиты граждан страны5.

     При этом важнейшими составляющими системы  обеспечения общественно необходимого бюджета материального достатка (социального минимума доходов) должны стать:

     - обязательный систематический пересмотр минимальной заработной платы, пенсий, пособий и других минимальных доходов населения страны;

     - систематическая корректировка фиксируемых показателей минимальных доходов в соответствии с ростом стоимости жизни;

     - введение социальных пособий на проживание нетрудоспособных иждивенцев на местном уровне, например, пособия на «бедность»;

     - сочетание денежных доплат малообеспеченным гражданам страны с другими формами социальной поддержки, в том числе натуральными и льготными выдачами (бесплатные продовольственные талоны, гарантированные наборы продовольственных товаров для ребенка, дотации на поддержание социально низких цен на предметы первой необходимости).

Глава 2. Основные меры по повышению доходов населения

     2.1. Социальная помощь

 

     Социальная  помощь – это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных  трудностей. Социальная помощь бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и др.

     В федеральном законе «О государственной  социальной помощи» устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи таким категориям населения, как малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Фактически речь идет об оказании строго адресной социальной помощи. Помощь эта может быть предоставлена в виде социального пособия, субсидии, компенсации или жизненно необходимых товаров6.

     Основные  понятия:

     1) под социальным пособием Закон подразумевает предоставление гражданам конкретной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов на безвозмездной основе;

     2) субсидия представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг, имеющую целевое назначение;

     3) компенсация представляет собой возмещение гражданам произведенных ими расходов, которые установлены в законодательстве.

     Таким образом, социальная помощь может выражаться как в виде денежной выплаты (пособия, субсидии, компенсации), так и в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другое). Установленные виды социальной помощи являются дополнительными гарантиями.

     Это означает, что данный Закон не отменяет действующие законодательные акты, предоставляющие социальные льготы, гарантии и другие виды выплат. Источниками оказания государственной помощи могут быть средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Среди получателей помощи можно выделить малоимущие семьи, а также малоимущие одиноко проживающие граждане, у которых по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе.

     Социальную  помощь могут оказывать единовременно либо же на период не меньше трёх месяцев. Размер этой помощи зависит от суммы доходов ее получателей: определяется в пределах разницы между суммой величин ПМ и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Для того чтобы получить социальную помощь, нужно обратиться с письменным заявлением в органы социальной защиты населения по месту жительства от себя лично (для одиноко проживающих) или от имени своей семьи. В заявлении необходимо указать сведения о составе семьи, доходах и имуществе, которое принадлежит им на праве собственности. Письменное уведомление о назначении или отказе должно быть направлено заявителю в течение 10 дней после его обращения. В случае проведения дополнительной проверки сведений ответ должен быть дан не позднее 30 дней после подачи заявления7. Следовательно, механизм обеспечения адресной государственной социальной помощью полностью будет зависеть от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, занятости населения. У регионов появилась возможность сконцентрировать средства на защите наиболее социально уязвимых групп населения, материальной поддержке экономически не самостоятельных домохозяйств. Таким образом, социальная помощь предоставляется на основе принципа адресности за счет средств субъектов РФ.

Информация о работе Социальная защита в рыночной экономике