Социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Содержание

Введение ............................................................................................................ стр.1
Глава 1. Обоснование понятия социальная защита и ее необходимость. ....стр.2
1.1 Социальная политика и социальная справедливость ..............................стр.2
1.2 Необходимость социальной защиты .........................................................стр.6
Глава 2. Социальная защита разных слоёв населения на примере Нижегородской области. ..............................................................................................................стр.9
2.1 Прожиточный минимум ............................................................................стр.9
2.2 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоев населения. ...................стр.14
2.3 Пенсионное обеспечение ..........................................................................стр.15
2.4 Социальная защиты семей с детьми ........................................................стр.19
Заключение ......................................................................................................стр.31
Список используемой литературы ................................................................стр.32
Приложение ……………………………………………………………...стр. 34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА.docx

— 110.04 Кб (Скачать)

При формировании объема транспортных услуг учитываются: большее количество поездок трудоспособного  населения по сравнению с детьми и пенсионерами, женщин с хозяйственными и культурными целями по сравнению  с мужчинами, жителей крупных  населенных пунктов, в том числе  в связи с использованием нескольких видов транспорта, льготы по оплате транспортных услуг, установленные  для пенсионеров и детей. Другие виды услуг (услуги связи и услуги по ремонту одежды и обуви, посещение  парикмахерских, бань, прачечных, кинотеатров  и т.д.) включаются в минимальный  набор услуг в процентах к  общей величине расходов на услуги исходя из данных статистических обследований. Услуги, оказываемые организациями  здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, в минимальный  набор услуг не включаются. В соответствии с законодательством Российской Федерации минимальные объемы этих услуг предоставляются населению  бесплатно организациями, финансируемыми за счет бюджетов различных уровней  и государственных социальных внебюджетных фондов.

Услуги (см. табл.7 в приложении). 
 
 

                                        2.2 Пенсионное обеспечение 

Пенсионеры –  самая многочисленная категория  граждан нуждающихся в социальной защите в нашей стране. Зачастую имея пенсию в качестве единственного  источника дохода, пенсионеры располагают  гораздо меньшими возможностями  по сравнению с другими категориями  населения вписаться в новые  экономические отношения, перестроить  свою жизнь, исходя из реальной экономической  ситуации. С начала года увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило 1539 рублей, или 23,2%. К группе пенсионеров относятся  лица разных возрастов, в том числе  и совсем молодые. Это инвалиды, нетрудоспособные иждивенцы, получающие пенсию по потере кормильца. Однако основную массу пенсионеров составляют пенсионеры по старости (83% а 2010 году и 85% в 2011 году).16

Основной источник доходов для пенсионеров –  составляют денежные выплаты в виде пенсий, которые определяют уровень  их благосостояния. Распределение пенсионеров  по величине получаемых пенсий свидетельствует  о том, что кривая  распределений сместилась вправо: в 2011 году произошел значительный рост числа пенсионеров с пенсией в размере 709 рублей. В 2010 году около 32% пенсионеров получили пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера, в 2011 году их стало значительно меньше – около 24%, что говорит явном улучшении положения а сфере пенсионного обеспечения. С 01.02.2011 году размер базовой части трудовой пенсии увеличен на 8,8%.,с 1 апреля 2011 года социальные пенсии выросли на 10,27%. С учетом проведенных мер средний размер пенсий в 2011 году составил – 8498 рублей, увеличение за год на 8%, что обеспечило рост покупательной способности пенсий и превысило прожиточный минимум пенсионера. Из указанного выше следует, что государство продолжает проявлять заботу о пенсионерах. В течении следующего года пенсии будут повышаться три раза.

 Размер пенсий  (см. табл. 8 в приложении).           
 
 
 

2.3 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения.

Инвалиды во всем мире относятся к категории  населения, которая особо остро  ощущает проявления неравенства  в экономическом, социальном, моральном  и политическом аспектах, вследствие имеющихся у них нарушений  и ограничений жизнедеятельности. Решению проблем инвалидности посвящена  специальная задача Европейской  стратегии по достижению здоровья для  всех, которая является рамочной основой  для выработки национальных планов действий. Эта задача направлена на обеспечение инвалидам равных возможностей, улучшение положения инвалидов в обществе, создание для людей с инвалидностью возможности повышения качества жизни и укрепления здоровья.

В первоочередном порядке в социальной защите в  Российской Федерации нуждаются:

- граждане пожилого  возраста, особенно одинокие и  одиноко проживающие, в том  числе и одинокие супружеские  пары

- инвалиды Великой  Отечественной войны и семьи  погибших военнослужащих;

- инвалиды, в  том числе инвалиды с детства,  и дети-инвалиды;

- инвалиды из  числа воинов-интернационалистов;

- граждане, пострадавшие  от последствий аварии на Чернобыльской  АЭС и радиоактивных выбросов  в других местах;

- безработные;

- вынужденные  беженцы и переселенцы;

- дети - круглые  сироты;

- дети с девиантным  поведением;

- семьи, в  которых проживают дети-инвалиды, дети - круглые сироты;

- малообеспеченные  семьи;

- многодетные  семьи;

- одинокие матери;

- лица с ограниченными  возможностями.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную  систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку  семьи, пожилых людей, ветеранов  и инвалидов, лиц, уволенных с  военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения  и трудовых отношений.17

Необходимость решения указанной проблемы заставила  пересмотреть традиционные подходы  к понятиям «инвалид» и «инвалидность» и привести их в соответствие с  нормами международного права. Все это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

Федеральный закон  «О социальной защите инвалидов в  Российской Федерации" определил  государственную политику, целью  которой является обеспечение инвалидам  равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Был принят ряд  нормативных правовых актов, имеющих  социальную направленность, направленных на упрощение процедуры освидетельствования  и обеспечения техническими средствами реабилитации, протезами и протезными изделиями инвалидов и ветеранов, это Указы Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых  мерах социальной поддержки инвалидов»,18 и от 13 мая 2008 г. № 744 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами»,19 постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» 20 и постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». Последнее постановление вступило в силу с 01.10.2008.

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. № 744 решение предусматривает повышение  компенсационных выплат лицам в  трудоспособном возрасте, осуществляющим уход за 580 тысячами инвалидов (преимущественно I группы и детьми-инвалидами) на дому, с 500 до 1 200 рублей в месяц. 21

Согласно данным статистического наблюдения структура  инвалидности взрослого населения  по классам болезней в Российской Федерации в 2010 г. представлена следующим  образом:

1-е ранговое  место занимают инвалиды вследствие  болезней системы кровообращения, удельный вес которых составил 51.2%, т.е. более половины всех  впервые признанных инвалидами. Обращает внимание, что в этом  классе больше всего инвалидов  вследствие ишемической болезни  сердца (ИБС), удельный вес которых  составил 20,7% от общего числа впервые  признанных инвалидами. Удельный  вес инвалидов вследствие цереброваскулярных  болезней несколько меньше –  составил 17,6%.

2-е ранговое  место занимают инвалиды вследствие  злокачественных новообразований,  удельный вес которых составлял  13%.

3-е ранговое  место занимают инвалиды вследствие  болезней костно-мышечной системы  – их удельный вес составлял  до 8%.

4-е ранговое  место занимают инвалиды вследствие  травм, отравлений и других  внешних воздействий, удельный  вес которых составлял 4,7%.

Далее ранговые места занимают инвалиды вследствие болезней глаза, органов дыхания, психических  расстройств, болезней нервной системы.22

Изменения, внесенные  в постановление Правительства  Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания  лица инвалидом» конкретизировали условия, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока  переосвидетельствования, а категория  «ребенок-инвалид» устанавливается  гражданину до достижения им возраста 18 лет. Специалисты в области образования, медицины, жизнеобеспечения и других важных сфер жизни решают одну из актуальных проблем нашего округа: беспрепятственный  доступ инвалидов ко всем объектам социальной инфраструктуры. На сегодняшний  день в округе около 13 тысяч людей  с ограниченными возможностями. Из них более 500 – дети. Условий  для нормальной жизни не создано. Из-за отсутствия свободного выхода на улицу им приходиться сидеть дома.

2.4 Социальной защиты  семей с детьми

Современная семья  переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.

Возрастает число  разводов (распадается каждый второй-третий брак); снижается рождаемость при  одновременном увеличении детей, рожденных  вне брака; ежегодно около 1 млн. детей  остаются без одного из родителей; доля неполных семей достигает 15% по стране; обострилась проблема детской инвалидности: около 1 млн. детей-инвалидов нуждаются  в материальной и психологической  помощи; и т.д.

В Государственном  докладе 2010 г. «О положении детей  в Российской Федерации» указано, что  численность детей в возрасте до 18 лет составила на 1 января 2009 г. 27,3 млн. чел. – это пятая часть  населения России. За 2005–2009 гг. численность  детей уменьшилась на 4,1 млн. чел.

Все это требует  принятия неотложных мер по укреплению развития социального института  – семьи.

Одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы является семья. 23

К настоящему времени  сложились и действуют следующие  основные формы государственной  помощи семьям, имеющих детей:

- денежные выплаты  семье на детей в связи с  их рождением, содержанием, воспитанием  (пенсии, пособия);

- трудовые, налоговые,  жилищные, медицинские, кредитные  и льготы родителям и детям;

- социальное  обслуживание семьи (оказание  социальных услуг и консультативной  помощи) и т.д.

Современное обеспечение  жизнедеятельности свыше 40 млн. семей  и 38 млн. детей нуждаются в эффективной  реализации государственной семейной политики и одного из ее основных направлений  – системы социального обслуживания семьи и детей, создании его правовой и материальной основы.

Социальное обслуживание семьи и детей в настоящее  время – это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им комплекса социальных услуг  и осуществление их социальной адаптации  и реабилитации.

Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей – обеспечение  реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем  посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и  консультаций.

В настоящее  время в Российской Федерации  сложилось и действует несколько  моделей социального обслуживания семьи и детей. Используя критерий государственной поддержки и  финансирования, их можно классифицировать следующим образом:

- государственные  социальные службы;

- смешанные службы;

- коммерческие  службы, работающие самостоятельно  или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях. 24

Вопросы поддержки  материнства, отцовства и детства, укрепления семьи в качестве одного из направлений решения демографической  проблемы обозначены Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2006 г. Предложенная программа  содержит целый комплекс мер, направленных на государственную поддержку семей  с детьми. С января 2007 г. вступили в действие нормативные правовые акты, предусматривающие значительное увеличение пособия по уходу за ребенком, стоимости родовых сертификатов, компенсацию затрат на дошкольное воспитание.

Информация о работе Социальная защита населения