Социальная защита населения в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение действующей в настоящее время в Республике Беларусь системы форм и методов социальной защиты населения.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты организации социальной защиты населения;
- провести анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.;
- рассмотреть направления развития социальной защиты населения в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Теоретические аспекты организации социальной защиты населения.………………………………………………….. 6
1.1.Экономическая сущность и роль социальной защиты населения в социально-экономическом развитии государства…..………........................6
1.2. Финансовый механизм социальной защиты населения.……………….. 9
1.3.Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Республике Беларусь…………………………………………………………..11
2. Анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.………………………………182.1. Анализ динамики состава и структуры отчислений в Фонд социальной защиты населения………………….………………………………18
2.2. Анализ динамики состава и структуры социальных выплат из Фонда социальной защиты населения………………………………………………..23
3. Направление развития социальной защиты населения в Республике Беларусь...………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………… 34
Список использованных источников…………………………… 35

Работа содержит 1 файл

соц.защ..docx

— 196.82 Кб (Скачать)

В Законе Республики Беларусь от 31 января 1995 г. «Об основах государственного социального  страхования» (с учетом изменений  и дополнений) даны основные положения  о государственном социальном страховании.

Государственное социальное страхование включает в себя систему пособий, пенсий и иных выплат гражданам Республики Беларусь из средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в таких случаях, которые предусмотрены настоящим Законом.

Законодательство  о государственном социальном страховании  состоит из настоящего Закона, а  также иных актов законодательства, которые регулируют определённые условия, порядок и размеры организации государственного социального страхования в каждом страховом случае.

Правила международного договора применяются, если международным договором предусмотрены прочие правила, в отличии от тех, которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь о государственном социальном страховании.

Размеры взносов на государственное социальное страхование устанавливаются законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Размеры взносов на государственное социальное страхование определяются зависимо от страхового случая, они могут дифференцироваться по категориям работников и условиям труда.

Право на выплаты по государственному социальному страхованию приобретается зависимо от оплаты взносов на государственное социальное страхование на соответственные страховые случаи [12].

К случаям, при  которых у застрахованных граждан появляется право на выплаты по государственному социальному страхованию, можно отнести:

- временная нетрудоспособность и болезнь;

-беременность, роды;

-рождение  ребенка;

-уход за ребенком в возрасте до трех лет;

-достижение  пенсионного возраста;

-инвалидность;

-потеря  работы;

-потеря  кормильца;

-смерть  застрахованного или члена его  семьи.

Размеры, условия,  порядок осуществления и назначения выплат по государственному социальному страхованию определяются согласно законодательству, которое регулирует вопросы государственного социального страхования по определённому страховому случаю [12].

Согласно  указу президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты», Фонд социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного правления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.

            Фонд представляет собой департамент с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, также имеет самостоятельную печать, баланс и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также другие штампы и печати.

            Финансирование деятельности Фонда исполняется на основании сметы в границах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования [13].

Положением  « Об уплате обязательных страховых  взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения» устанавливается порядок уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и прочих платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты [11].

Таким образом, социальная защита населения, как органическая составная социальной политики основывается на системе законодательных, экономических, социальных и других гарантий населению, которые обеспечивают социальную справедливость разным его категориям с учетом их социального положения и социокультурных особенностей. Основная роль для обеспечения функционирования системы финансовых взаимоотношений физических лиц и государства по вопросам, касающимся социальной защиты, относится финансовым методам. В Республике Беларусь социальное законодательство в настоящее временя представляет собой обширный спектр юридических документов, которые развиваются в духе международных правовых актов по правам человека обеспечивающих защиту граждан в разнообразных ситуациях, относящихся к категории социального риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2009-2011 ГГ.

2.1 Анализ динамики состава и структуры отчислений в Фонд социальной защиты населения

Средства  Фонда формируются за счет: взносов на профессиональное пенсионное страхование; обязательных страховых взносов; ассигнований из республиканского бюджета; доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования; доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование; поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, которые ответственны за причиненный вред в соответствии с законодательством, в размере суммы пенсий и пособий, которые выплачены в связи с увечьем или другим повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие показанных причин; сумм недоимок, административных штрафов и пеней; других поступлений [8].

Проанализируем  состав и структуру отчислений поступающих  в ФСЗН. Данные за 2009-2011 гг. отразим  в таблице 2.1. Для исключения влияния инфляционного фактора и обеспечения возможности анализа, данные за 2009 год и 2010 год приведем в сопоставимый вид в сравнении  с данными за 2011 год. Для этого используем индекс потребительских цен ИПЦ2010/2009= 1,099 и ИПЦ2011/2010= 2,087. Таким образом, для обеспечения сопоставимости данных, показатели за 2009 год умножим на 1,099, а затем на 2,087, а показатели за 2010 год умножим на 2,087. После этого данные могут быть использованы для их анализа.

Таблица 2.1 – Доходы ФСЗН за 2009-2011 гг.

Доходы

2009г.*

(млрд. рублей)

2010г.*

(млрд. рублей)

2011г.

(млрд. рублей)

ПЕРЕХОДЯЩИЙ  ОСТАТОК  СРЕДСТВ

9 578

11 850

6 978

Поступление средств фонда-всего

37 147

41 066

29 594

Обязательные страховые взносы  работодателей, Белгосстраха, работающих физических лиц и граждан, которые уплачивают эти взносы самостоятельно

35 771

43 618

28 460


Окончание таблицы 2.1

Обязательные страховые взносы, которые уплачивают граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность

160

144

119

Поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, которые заняты на работах с тяжелыми и вредными условиями труда

25

-

-

Доходы от капитализации средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты

772

614

475

Поступления на профессиональное пенсионное страхование

303

403

331

Другие поступления

115

217

208

Итого средств фонда

46 725

52 916

36 572


Примечание * - данные, приведенные  в сопоставимый вид.

Источник: собственная разработка на основе отчетных данных о формировании бюджетов Фонда  за 2009-2011 гг.

Рассмотрев таблицу, следует отметить, что в 2010-2011 гг. в ФСЗН не поступали  средства от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, занятым на работах с вредными и тяжёлыми условиями труда.

Ссылаясь  на рисунок 2.1, заметим, что в 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается положительная, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. отрицательная динамика поступающих в Фонд средств. Средства Фонда в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 6 191  млрд. рублей (12 %). В 2011 г. по сравнению с 2010 г. средства уменьшились на 16 344  млрд. рублей (44 %).

   

 

Рисунок  2.1 – Динамика отчислений в ФСЗН за 2009 – 2011 гг.

Источник: собственная разработка.

 

Рассматривая  рисунок 2.2, отметим, что большую  часть поступлений за 2009 год составляют страховые взносы юридических лиц  независимо от форм собственности (96,3%), далее идут доходы от капитализации  средств (2,08%), поступления на профессиональное страхование (0,82%), возмещение расходов по выплате пенсий работникам, занятых  на работах с вредными и тяжёлыми условиями труда (0,07%), страховые  взносы индивидуальных предпринимателей (0,43%), наименьшую долю составляют прочие доходы (0,3%).

        

      

Рисунок 2.2 – Доходы Фонда за 2009 год,  %

Источник: собственная разработка.

 

Ссылаясь  на рисунок 2.3, рассмотрим структуру доходов фонда на 2010 год. Большую долю, как и в 2009 году, составляют страховые взносы юридических лиц независимо от форм собственности (96,64%), далее идут доходы от капитализации временно свободных средств (1,5%), поступления на профессиональное страхование (0,98%), страховые взносы индивидуальных предпринимателей (0,35%), наименьшую долю, как и в предыдущем году составляют  прочие доходы (0,53%).

 

            

Рисунок 2.3 - Доходы Фонда за 2010год, %

Источник: собственная разработка.

 

Структура доходов фонда за 2011 год отражена на рисунке 2.4. Как и за предыдущие годы, наибольшую часть доходов составляют страховые взносы юридических лиц  независимо от форм собственности (96,2%), далее идут доходы от капитализации  свободных средств (1,6%), поступления  на профессиональное страхование (1,1%), страховые взносы индивидуальных предпринимателей (0,4%), наименьшую долю составляют прочие доходы (0,7%).

 

Рисунок 2.4 – Доходы Фонда за 2011год, %

Источник: собственная разработка.

    1. Анализ динамики состава и структуры социальных выплат из Фонда социальной защиты населения

 Средства  Фонда имеют целевое назначение  и направляются на:

  • выплату трудовых пенсий, включая государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим нормам и условиям пенсионного законодательства;
  • за особые заслуги перед республикой в части, соответствующей размеру пенсии по инвалидности, возрасту, за выслугу лет;
  • выплату профессиональных пенсий;
  • ежемесячного денежного содержания в части, соответствующей размеру пенсии, которая исчисляется по общим нормам и условиям пенсионного законодательства;
  • выплату пособий по государственному социальному страхованию (по беременности и родам, временной нетрудоспособности, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);
  • оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, попечителя, опекуна), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;
  • финансирование выплат взыскателям в виде компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или прочими обстоятельствами, которые имели место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;
  • финансирование деятельности Фонда, включая его материально-технического обеспечения;
  • финансирование выплат на оздоровление и санаторно-курортное лечение;
  • финансирование прочих расходов согласно  законодательству о государственном социальном страховании.

Данные  средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств  государственного социального страхования [7].

Рассмотрим  расходы фонда за 2009-2011 гг. Данные представим в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Расходы ФСЗН за 2009- 2011 гг.

РАСХОДЫ

2009 г.*

(млрд. рублей)

2010 г.*

(млрд. рублей)

2011 г.

(млрд. рублей)

На выплату:

     

пенсий и пособий пенсионерам

26 328

30 163

21 431

пенсий военнослужащим срочной службы сержантского, рядового и старшинского состава и их семьям, социальных пенсий, доплат за особые заслуги и доплат за выслугу лет госслужащим (вкл.   почтовые расходы)

408

432

328

пенсий гражданам, которые выехали  за пределы страны и прибыли из пределов страны

64

114

152

пособий на погребение

273

294

202

пособий на детей в возрасте до 3 лет

1 544

2 001

1 562

Информация о работе Социальная защита населения в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития