Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:37, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение действующей в настоящее время в Республике Беларусь системы форм и методов социальной защиты населения.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты организации социальной защиты населения;
- провести анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.;
- рассмотреть направления развития социальной защиты населения в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………. 3
Теоретические аспекты организации социальной защиты населения.………………………………………………….. 6
1.1.Экономическая сущность и роль социальной защиты населения в социально-экономическом развитии государства…..………........................6
1.2. Финансовый механизм социальной защиты населения.……………….. 9
1.3.Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Республике Беларусь…………………………………………………………..11
2. Анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.………………………………182.1. Анализ динамики состава и структуры отчислений в Фонд социальной защиты населения………………….………………………………18
2.2. Анализ динамики состава и структуры социальных выплат из Фонда социальной защиты населения………………………………………………..23
3. Направление развития социальной защиты населения в Республике Беларусь...………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………… 34
Список использованных источников…………………………… 35
Министерство образования
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«»
Факультет «финансово-экономический»_____
Кафедра «финансов
»_____________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Теория финансов______________________
Тема: «Социальная защита населения
в Республике Беларусь: состояние и перспективы
развития»_____________________
Исполнитель: студент (факультет, курс, группа)
______________________________
Руководитель проекта
______________________________
(ФИО, ученое звание, ученая степень, должность)
2012
Содержание
С. | |
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
6 |
1.1.Экономическая сущность и роль социальной
защиты населения в социально-экономическом
развитии государства…..………............. |
6 |
1.2. Финансовый механизм социальной защиты населения.……………….. |
9 |
1.3.Нормативно-правовое регулирование социальной
защиты населения в Республике Беларусь………………………………………………………… |
11 |
2. Анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.……………………………… |
18 |
2.1. Анализ динамики состава и структуры отчислений в Фонд социальной защиты населения………………….……………………………… |
18 |
2.2. Анализ динамики состава и структуры социальных выплат из Фонда социальной защиты населения……………………………………………….. |
23 |
3. Направление развития социальной защиты
населения в Республике Беларусь...………………………………………………. |
31 |
Заключение…………………………………………………… |
34 |
Список использованных источников…………………………… |
35 |
ВВЕДЕНИЕ
Социальная защита, как часть социальной политики, являясь одной из самых важных составляющих деятельность государства, ослабляет негативные социальные явления, помогает населению приспособиться к иным условиям, также обеспечивает социальную направленность развития.
Приоритетность социальной политики свидетельствуется тем, что от решения ее проблем полностью зависит стабильность всего общества. Ее главными показателями являются: эффективная занятость, оплаты труда, достойный уровень жизни, развитая система социальной защиты, пенсионного обеспечения и др.
Именно благодаря этому, тема социальной защиты населения очень актуальна в настоящее время.
Предметом исследования являются такие отношения, которые связанны с использованием финансовых методов системы социальной защиты населения в Республике Беларусь.
Целью работы является рассмотрение действующей в настоящее время в Республике Беларусь системы форм и методов социальной защиты населения.
Задачи исследования:
- изучить
теоретические аспекты
- провести анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.;
- рассмотреть
направления развития
Социальная защита населения, как органическая составная социальной политики базируется на системе законодательных, экономических, социальных и других гарантий населению, которые обеспечивают социальную справедливость разнообразным его категориям с учетом их социального положения и социокультурных особенностей.
Важнейшая из ролей в обеспечении функционирования системы финансовых взаимоотношений государства и физических лиц по вопросам социальной защиты принадлежит финансовым методам.
В Республике Беларусь социальное законодательство в настоящее время представляет собой широкий спектр юридических документов, которые развиваются в духе международных правовых актов по правам человека обеспечивающих защиту граждан в разных ситуациях, которые относятся к категории социального риска.
Органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Основными задачами Фонда являются разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.
Основным направлением социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения.
Источниками информации для написания работы явились: учебники, журналы, методические указания. Нормативно-правовой базой настоящего исследования являются электронные ресурсы, содержащие законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, касающиеся вопросов социальной защиты.
1.1 Экономическая сущность и
роль социальной защиты
Социальная
защита населения, в общем виде, представляет
собой составную часть
Как составная социальной политики, социальная защита населения, строится на системе экономических, законодательных, социальных и иных гарантий населению, которые обеспечивают социальную справедливость разным его категориям с учетом их социального положения и социокультурных особенностей.
Переход
всей экономики страны на рыночные
отношения способствовал
В таких условиях появилась острая необходимость увеличения социальной направленности политики государства, также создания эффективной системы социальной защиты населения.
Содержание
социальной защиты зависит от национальных
и исторических условий создания
социально-экономической
Исходя из уровня социальных услуг, которые предоставляются в той или другой стране населению, комиссия Европейского сообщества разделила системы социальной защиты на две группы: систему Бисмарка (основоположник — немецкий канцлер О. Бисмарк) и систему Бевериджа (У.Г. Беверидж — государственный деятель, английский экономист).
По системе Бисмарка величина участия в общественном производстве (длительность и качество профессиональной деятельности) устанавливает уровень социальной защищенности гражданина. Это означает, что величина социальных выплат прямо пропорциональна страховым взносам, уплачиваемым человеком на протяжении всей своей активной жизни. Принцип социальной защищенности имеет накопительный характер. Однако в системе Бисмарка действует и защита солидарного характера, которая означает, что работающий содержит неработающего. Такая система распространяется на семьи, у которых недостаточный уровень трудового участия в производственной деятельности и реализуется в виде помощи, которая оказывается через социальные муниципальные службы [1].
Социальная защита по системе Бевериджа предоставляет право на получение минимальной защищенности любому человеку, который по ряду причин потерял свой доход. При этом для предоставления помощи в случае болезни определено обязательное страхование, а всем престарелым выплачиваются социальные пенсии (при этом уровень отчислений от заработной платы в рамках минимального дохода роли не играет). Такая система основывается на принципе солидарности и концепции социальной справедливости.
В мировой
практике такие системы реализуются
в разных вариантах социально-
Социальная защита представляет собой систему мер, которые осуществляет общество в целом и его звенья по обеспечению устойчивости общественно нормального социального и материального положения граждан. Социальная защита определяется как система мер по защите каждого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, болезни, безработицы, старости, инвалидности.
Объектами социальной защиты
являются основные составные
уровня жизни человека: доходы, образование,
жилье, здравоохранение,
• пособия по безработице;
• пособия по болезни, инвалидности;
• пенсии;
• жилищные пособия;
• медицинская помощь;
• пособия на получение образования;
• гарантирование
Социальная защита человека
Главными
направлениями формирования
Социальная политика – это система мер, которые направляются на достижение социальных результатов и целей, связанных с увеличением благосостояния, улучшением качества жизни населения, а также обеспечением социального партнерства в обществе, социально-политической стабильности [3].
В литературе выделяют несколько задач социальной политики, которые обеспечивают нормальное развитие всего общества:
1. социальная защита человека, а также его основные социально-экономические права;
2. обеспечение условий, при которых повышается благосостояние каждого человека и всего общества в целом;
3. поддержание установленного статуса различных социальных групп, а также отношений между ними, воспроизводство и формирование оптимальной социальной структуры общества;
4. развитие социальной инфраструктуры (здравоохранение, жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, информация);
5. формирование различных экономических стимулов участия в общественном производстве;
6. создание условий для всестороннего развития человека, также удовлетворения его потребностей, возможности реализации в свободном труде [4].
Одной из главных целей социальной политики в стране является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим предприимчивостью и трудом создавать свое семейное благосостояние, а для нуждающихся и нетрудоспособных граждан - обеспечение надежной социальной защиты. Однако при этом социальная защита обязана быть исключительно адресной, а так же направленной на конкретные, самые незащищенные слои и группы населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает то, что эффективные системы адресной социальной помощи могут обеспечивать поддержку всего 10-15% населения [5].