Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:37, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение действующей в настоящее время в Республике Беларусь системы форм и методов социальной защиты населения.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты организации социальной защиты населения;
- провести анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.;
- рассмотреть направления развития социальной защиты населения в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………. 3
Теоретические аспекты организации социальной защиты населения.………………………………………………….. 6
1.1.Экономическая сущность и роль социальной защиты населения в социально-экономическом развитии государства…..………........................6
1.2. Финансовый механизм социальной защиты населения.……………….. 9
1.3.Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Республике Беларусь…………………………………………………………..11
2. Анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.………………………………182.1. Анализ динамики состава и структуры отчислений в Фонд социальной защиты населения………………….………………………………18
2.2. Анализ динамики состава и структуры социальных выплат из Фонда социальной защиты населения………………………………………………..23
3. Направление развития социальной защиты населения в Республике Беларусь...………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………… 34
Список использованных источников…………………………… 35
Основная роль в функционировании системы финансовых отношений государства с физическими лицами по вопросам о социальной защите принадлежит финансовым методам.
Государственное социальное обеспечение представляет собой систему финансовых отношений физических лиц и государства по поводу распределения фонда социальной защиты населения, и иных социальных фондов [6].
Социальное обеспечение представляет собой установленную государством систему финансовой поддержки граждан, которые оказались в тяжелом положении (по старости, потери кормильца, в результате частичной или полной утраты трудоспособности, по многодетности и другие). Социальное обеспечение является частью финансов, используемых государством в качестве экономического инструмента распределения средств для содержания или обслуживания нетрудоспособных граждан, процессом социальной защиты населения. Оно проявляется в формах социального страхования, попечительства, социальной помощи и социального обслуживания.
Таким образом, социальное обеспечение является процессом социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание в свою очередь его формы.
В любой стране присутствует определенный набор перечисленных ранее форм социальной защиты населения, а также регламентирующие их законы. Но социальное страхование остается доминирующим в странах с рыночной экономикой.
Сущностью
социального страхования
Социальная помощь оказывается только тем, кто не в состоянии зарабатывать сам, либо является нетрудоспособным или же имеет на иждивении детей. Помощь осуществляется в виде таких пособий адресного характера, которые финансируются за счет налогов сделанных независимо от ранних взносов. Однако при этом выплата пособий связана с обнаружением малообеспеченных (бедных) граждан на основании бюджета прожиточного минимума, а также определением величины пособий по нуждаемости.
Под определением
бедность, как правило, понимают постоянное
отсутствие средств, которые необходимы
для обеспечения
В отличие от социальной помощи попечительство направлено на индивидуальную потребность. Оно исполняется органами опеки за счет бюджетных ассигнований, спонсорской помощи и пожертвований.
Социальное обслуживание определяется деятельностью как юридических, так и физических лиц в оказании материальной помощи, социальной поддержки, предоставлению медицинских, бытовых, психолого-педагогических, правовых услуг, также созданию условий для реабилитации граждан и семей, их социальной адаптации, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации. Оно создано на принципах гуманизма, адресности, равенства и социальной справедливости, доступности, конфиденциальности, добровольности, всеобщей профилактической направленности.
В систему социального обслуживания включаются: государственные органы, которые осуществляют управление в этой области; центры социального обслуживания разнообразных категорий населения (семей, молодежи, детей, инвалидов, граждан пожилого возраста и т.д.); социально-реабилитационные приюты и центры; особые клиники для безнадежно больных людей; центры психолого-педиатрической помощи и социальной помощи на дому, а также временного нахождения и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания; геронтологические центры; организации, которые изготавливают средства реабилитации; реабилитационно-трудовые мастерские; юридические и физические лица, представляющие социальные услуги в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.
Социальные услуги могут оказываться в случаях малообеспеченности, сиротства, безработицы, бездомности, неспособности к самообслуживанию, инвалидности; алкоголизма, токсикомании, наркомании; семейного неблагополучия; стихийного экологического и техногенного бедствия; возвращения из мест лишения свободы; других случаях, если необходима социальная поддержка.
Социальное обслуживание реализовывается на безвозмездной и возмездной недоговорной и договорной основе за счет средств специальных фондов, бюджетов, а также из средств, приобретаемых от платы за предоставление социальных услуг, за счет спонсорства физических и юридических лиц и благотворительных взносов.
В Республике Беларусь социальное законодательство в настоящее время представляет собой обширный спектр юридических документов, формирующихся в духе международных правовых актов по правам человека обеспечивающих защиту граждан в разнообразных ситуациях, касающихся категории социального риска. Разнообразность таких нормативно-правовых актов определена, во-первых, более широким охватом правовой регламентацией условий социального риска и, во-вторых, улучшением механизма урегулирования социальной защиты в конкретных ситуациях.
В наше время в Республике Беларусь принято некоторое количество законов, а также указов Президента Республики Беларусь, которые определяют правовое поле для формирования системы социальной защиты населения: «О занятости населения Республики Беларусь», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О пенсионном обеспечении граждан», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета», «О государственном страховании», «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» и др.[13].
Практическое осуществление принятых указов и законов позволило начать построение в республике системы социальной защиты населения в условиях создания рыночных отношений. Впервые в законодательстве были определены экономические, правовые и организационные принципы помощи со стороны государства малообеспеченных семей и одиноких граждан, пенсионного обеспечения и т.д.
Особое место среди нормативных актов по социальной защите граждан занимает Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (с учетом изменений и дополнений). Согласно этому закону плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются:
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются:
Величина обязательных страховых взносов:
Освобождаются от уплаты обязательных страховых взносов в Фонд на пенсионное страхование работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы [10].
Согласно
Постановлению Министров
Такими выплатами являются:
которая оказывается согласно действующему законодательству Республики Беларусь, а также по причине постигшего их стихийного бедствия, хищением имущества, пожаром, тяжелой болезнью, увечьем, смертью их близких родственников, рождением ребенка, вступлением в брак;
которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.