Социальная защита населения в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение действующей в настоящее время в Республике Беларусь системы форм и методов социальной защиты населения.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты организации социальной защиты населения;
- провести анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.;
- рассмотреть направления развития социальной защиты населения в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Теоретические аспекты организации социальной защиты населения.………………………………………………….. 6
1.1.Экономическая сущность и роль социальной защиты населения в социально-экономическом развитии государства…..………........................6
1.2. Финансовый механизм социальной защиты населения.……………….. 9
1.3.Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Республике Беларусь…………………………………………………………..11
2. Анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.………………………………182.1. Анализ динамики состава и структуры отчислений в Фонд социальной защиты населения………………….………………………………18
2.2. Анализ динамики состава и структуры социальных выплат из Фонда социальной защиты населения………………………………………………..23
3. Направление развития социальной защиты населения в Республике Беларусь...………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………… 34
Список использованных источников…………………………… 35

Работа содержит 1 файл

соц.защ..docx

— 196.82 Кб (Скачать)
    1. Финансовый механизм социальной защиты населения

Основная  роль в функционировании системы  финансовых отношений государства  с физическими лицами по вопросам о социальной защите принадлежит  финансовым методам.

Государственное социальное обеспечение представляет собой систему финансовых отношений физических лиц и государства по поводу распределения фонда социальной защиты населения, и иных социальных фондов [6].

Социальное  обеспечение представляет собой  установленную государством систему  финансовой поддержки граждан, которые оказались в тяжелом положении (по старости, потери кормильца, в результате частичной или полной утраты трудоспособности, по многодетности и другие). Социальное обеспечение является частью финансов, используемых государством в качестве экономического инструмента распределения средств для содержания или обслуживания нетрудоспособных граждан, процессом социальной защиты населения. Оно проявляется в формах социального страхования, попечительства, социальной помощи и социального обслуживания.

Таким образом, социальное обеспечение является процессом  социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, попечительство и  социальное обслуживание в свою очередь его формы.

В любой  стране присутствует определенный набор  перечисленных ранее форм социальной защиты населения, а также регламентирующие их законы. Но социальное страхование остается доминирующим в странах с рыночной экономикой.

Сущностью социального страхования является то, что финансирование социальных выплат проводится за счет взносов аккумулируемых в специальном фонде из фонда оплаты труда работодателей, а также из заработной платы работающих. При этом в одних странах страхование носит накопительный, в других — солидарный, а в третьих — смешанный характер. В первом случае при утрате заработка страхуемым выплачивается компенсация, величина которая сопоставляется с размером их предыдущей заработной платы с учетом оплаты предварительных взносов. Подобный принцип строения системы социального обеспечения во многих странах считается справедливым. При солидарном характере страхования работающие обязаны содержать нетрудоспособных.

Социальная  помощь  оказывается только тем, кто не в состоянии зарабатывать сам, либо является нетрудоспособным или  же имеет на иждивении детей. Помощь осуществляется в виде таких пособий  адресного характера, которые финансируются  за счет налогов сделанных независимо от ранних взносов. Однако при этом выплата пособий связана с  обнаружением малообеспеченных (бедных) граждан на основании бюджета  прожиточного минимума, а также определением величины пособий по нуждаемости.

Под определением бедность, как правило, понимают постоянное отсутствие средств, которые необходимы для обеспечения удовлетворительного  образа жизни, приемлемого в определённом обществе на данном историческом этапе. В своем подходе всемирный  банк анализирует бедность в двух аспектах: 1) как производное из-за недостаточности доходов; 2) как отсутствие ряда важнейших возможностей: быть здоровым и хорошо питаться; вести  здоровую репродуктивную жизнь, также  получать знания и образование.

В отличие  от социальной помощи попечительство направлено на индивидуальную потребность. Оно исполняется органами опеки  за счет бюджетных ассигнований, спонсорской  помощи и пожертвований.

Социальное  обслуживание определяется деятельностью  как юридических, так и физических лиц в оказании материальной помощи, социальной поддержки, предоставлению медицинских, бытовых, психолого-педагогических, правовых услуг, также созданию условий  для реабилитации граждан и семей,  их социальной адаптации, которые оказались  в тяжелой жизненной ситуации. Оно создано на принципах гуманизма, адресности, равенства и социальной справедливости, доступности, конфиденциальности, добровольности, всеобщей профилактической направленности.

В систему  социального обслуживания включаются: государственные органы, которые  осуществляют управление в этой области; центры социального обслуживания разнообразных  категорий населения (семей, молодежи, детей, инвалидов, граждан пожилого возраста и т.д.); социально-реабилитационные приюты и центры; особые клиники  для безнадежно больных людей; центры психолого-педиатрической помощи и  социальной помощи на дому, а также  временного нахождения и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания; геронтологические центры; организации, которые изготавливают средства реабилитации; реабилитационно-трудовые мастерские; юридические и физические лица, представляющие социальные услуги в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.

Социальные  услуги могут оказываться в случаях  малообеспеченности, сиротства, безработицы, бездомности, неспособности к самообслуживанию, инвалидности; алкоголизма, токсикомании, наркомании; семейного неблагополучия; стихийного экологического и техногенного бедствия;  возвращения из мест лишения свободы; других случаях, если необходима социальная поддержка.

Социальное обслуживание реализовывается  на безвозмездной и возмездной недоговорной и договорной основе за счет средств специальных фондов, бюджетов, а также из средств, приобретаемых от платы за предоставление социальных услуг, за счет спонсорства физических и юридических лиц и благотворительных взносов.

    1. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в РБ

В Республике Беларусь социальное законодательство в настоящее время представляет собой обширный спектр юридических документов, формирующихся в духе международных правовых актов по правам человека обеспечивающих защиту граждан в разнообразных ситуациях, касающихся категории социального риска. Разнообразность таких нормативно-правовых актов определена, во-первых, более широким охватом правовой регламентацией условий социального риска и, во-вторых, улучшением механизма урегулирования социальной защиты в конкретных ситуациях.

В наше время в Республике Беларусь принято некоторое количество законов, а также указов Президента Республики Беларусь, которые определяют правовое поле для формирования системы социальной защиты населения: «О занятости населения Республики Беларусь», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О пенсионном обеспечении граждан», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета», «О государственном страховании», «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» и др.[13].

Практическое осуществление принятых указов и законов позволило начать построение в республике системы социальной защиты населения в условиях создания рыночных отношений. Впервые в законодательстве были определены экономические, правовые и организационные принципы помощи со стороны государства малообеспеченных семей и одиноких граждан, пенсионного обеспечения и т.д.

Особое  место среди нормативных актов  по социальной защите граждан занимает Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (с учетом изменений и дополнений). Согласно этому закону плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь  являются:

  • работающие граждане;
  • работодатели;
    • физические лица, которые самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы; [10].

Объектом  для начисления обязательных страховых  взносов в Фонд являются:

  1. для работающих граждан и работодателей - выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, которые начислены в пользу работающих граждан в отношении всех оснований независимо от источников финансирования, также включая в себя вознаграждения по гражданско-правовым договорам. Исключая предусмотренные перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше четырехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, последующий тому месяцу, за который платятся обязательные страховые взносы;
  2. для физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы, - определяемый ими доход;
  3. для Белгосстраха в отношении лиц, выплачиваемым ежемесячные страховые выплаты, - минимальную заработную плату, установленную законодательством и проиндексированную в месяце, за который подлежат уплате обязательные страховые взносы; в отношении лиц, которым совершается доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности, - начисленные указанные доплата или пособие [10].

Величина обязательных страховых взносов:

  • для работодателей - 28 процентов;
  • для работодателей, которые заняты в производстве сельскохозяйственной продукции, и объем которой составляет более 50 процентов от общего объема произведенной продукции, - 24 процента;
  • для потребительских кооперативов (не включая организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, и их союзов)); садоводческих товариществ; товариществ собственников; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров - 5 процентов;
  • для физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы, для Белгосстраха - 29 процентов;
  • для работающих граждан - 1 процент.

Освобождаются от уплаты обязательных страховых взносов в Фонд на пенсионное страхование работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы [10].

Согласно  Постановлению Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 «Об утверждению  перечня выплат, на которые не начисляются  взносы по государственному социальному  страхованию, в том числе по профессиональному  пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское  унитарное страхование предприятие  «Белгосстрах»» утверждается  перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах".

Такими  выплатами являются:

  1. Выходное пособие при прекращении трудового договора.
  2. Государственные пособия, которые выплачиваются за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования.
  3. Такие суммы, которые выплачиваются соответственно законодательству Республики Беларусь в возмещение морального вреда, которое причинено работникам.
  4. Компенсации, которые предусмотрело законодательство Республики Беларусь (исключая компенсации, выплачиваемые: вместо предупреждения о будущем высвобождении; за неиспользованный трудовой отпуск; за особые условия труда); суммы, которые выплачиваются в возмещение дополнительных расходов, которые связанны с выполнением работниками своих трудовых обязанностей.
  5. Стоимость выдаваемых в соответствии с нормами, которые установило законодательство Республики Беларусь, специальной обуви, специальной одежды, иных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезжиривающих средств, мыла, молока или прочих равнозначных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания или в должных законодательству случаях сумма денежных затрат по их получению; обмундирования и форменной одежды, которые выдаются работникам в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  6. Стоимость наград в натуральном или денежном выражении, присуждаемых за призовые места на республиканских, областных,  районных соревнованиях, конкурсах, смотрах и иных схожих соревнованиях.
  7. Стоимость подарков и единовременные выплаты работникам в связи с юбилейными датами их рождения (40, 50, 60 лет и следующие юбилейные даты), а также при увольнении в связи с уходом на пенсию.
  8. Суммы средств, которые выдаются работникам, необходимые в соответствии с законодательством Республики Беларусь для улучшения жилищных условий, на строительство, приобретение жилых помещений, а также на частичное или полное погашение кредитов (ссуд), которые были получены на указанные цели.
  9. Материальная помощь работникам:

которая оказывается согласно действующему законодательству Республики Беларусь, а также по причине постигшего их стихийного бедствия, хищением имущества, пожаром, тяжелой болезнью, увечьем, смертью их близких родственников, рождением ребенка, вступлением в брак;

которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

  1. Стоимость приобретенных с помощью средств нанимателя путевок в детские оздоровительные учреждения, билетов на детские представления, которые бесплатно выдаются работникам и (или) кондитерских наборов их детям в связи с праздником Нового года.
  2. Доходы по акциям и иные доходы, которые получают от участия работников в управлении собственностью предприятия (проценты, дивиденды).
  3. Суммы страховых платежей (взносов), которые уплачивают   наниматели соответственно законодательству Республики Беларусь в сторону отдельных категорий работников по договорам обязательного государственного личного страхования.
  4. Заработная плата, которую начисляют за работу в день проведения республиканского субботника.
  5. Суммы, которые выплачивают физическим лицам за выполнение общественных обязанностей в комиссиях по референдуму, избирательных комиссиях и комиссиях по проведению голосования об отзыве депутата.
  6. Оплата труда в иностранной валюте, которую получают работники, направленные в соответствии с законодательством Республики Беларусь на работу за границей.
  7. Суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования дополнительной пенсии, договорам добровольного страхования жизни и договорам добровольного страхования медицинских расходов, которые включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров в размерах и порядке, которые установлены законодательными актами Республики Беларусь.
  8. Суммы доплат до среднемесячного заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на ниже оплачиваемую, более легкую работу из-за повреждения здоровья в результате несчастного случая на производстве, а также профессионального заболевания. Также пособие по временной нетрудоспособности из-за  повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания согласно с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  9. Суммы средств, затраченные нанимателем в связи с участием работников в спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятиях [9].

Информация о работе Социальная защита населения в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития