Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:41, курсовая работа
Экономика неразрывно связана с людьми, человечеством. Без него ее существование невозможно и бессмысленно, т.к. именно человек - главный фактор, конечная цель экономики.
Но изменившиеся реалии современной жизни, глобальные обострения ряда жизненных проблем - экологических, социальных, проблем внешней и внутренней безопасности - требуют более взвешенного, современного подхода к таким выводам. Все яснее становится, что одной из доминантных целей социально-экономического развития должна стать социальная устойчивость. Без нее не может быть устойчивости экономической системы и общества в целом в современном мире.
Под социальной устойчивостью понимается такое состояние социальных групп и граждан общества, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности и развитию своей экономической активности.
Введение:
1.Социальная защита, цели, объекты, субъекты
2.Принципы, формы, методы реализации социальной защиты населения
3.Политика социальной защиты в РБ, проблемы ее реализации, направления совершенствования.
Заключение:
Список использованных источников
Современный этап развития системы социальной защиты можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями – программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.
Выполняется ряд государственных социальных программ, обеспечивающих укрепление реальных социальных гарантий и повышение качества жизни пожилых людей, ветеранов.
Мероприятия Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года позволяют более оперативно, комплексно и максимально эффективно предоставлять каждому одинокому пожилому человеку необходимую социальную поддержку.[7]
В
соответствии с мероприятиями
С целью предупреждения и снижения уровня инвалидности, а также создания и развития системы профессиональной, трудовой и социальной реабилитации с октября 2006 года начала выполняться Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы. Активизации мероприятий по созданию безбарьерной среды и обеспечению инвалидам свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры будет способствовать выполнение Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 424). В республике повсеместно внедрена система социальных стандартов по обслуживанию населения, которая охватывает всю социальную сферу и включает 44 норматива в области жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры, связи, транспорта, здравоохранения, социального обслуживания, торговли и бытового обслуживания.
Нормативом государственного социального стандарта в области социального обслуживания является обеспеченность населения территориальными центрами социального обслуживания населения – один центр на административный район. Стандарт обеспечивает оказание максимальной разносторонней и качественной помощи нуждающимся категориям граждан и семей, в том числе проживающим в отдаленных населенных пунктах, делает социальную поддержку адресной, своевременной и эффективной.
Постоянно предпринимаются меры по обеспечению эффективного функционирования социального стандарта, его расширению и переводу на более высокий качественный уровень путем укрепления материально-технической базы 156 территориальных центров, развития их внутренней структуры; увеличения охвата социальным обслуживанием сельских жителей, особенно в отдаленных малонаселенных пунктах.
С начала года количество подразделений в центрах увеличилось с 782 до 801. В среднем на один центр приходится 5,1 подразделений. По состоянию на 1 июля численность граждан, состоящих на учете, составляет 1544,7 тыс. человек, в т.ч. 152 тыс. одиноких и 530 тыс. одиноко проживающих пожилых граждан. Отделениями социальной помощи на дому центров обслуживается 77 тыс. нетрудоспособных граждан.
Деятельность
центров позволяет одиноким и
одиноко проживающим
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является социальная защита инвалидов. В республике численность инвалидов составляет более 508 тыс. человек, в том числе около 28 тысяч детей-инвалидов. Функционирует сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих мероприятия в рамках медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, в том числе Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр и Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов. Нуждающиеся инвалиды обеспечиваются протезно-ортопедическими изделиями, изделиями лечебного протезирования, техническими средствами реабилитации бесплатно или на льготных условиях. Осуществляемые мероприятия по социальной реабилитации и адаптации инвалидов позволили в I полугодии улучшить показатели обеспеченности нуждающихся граждан техническими средствами социальной реабилитации. В очереди на получение спецавтотранспорта по состоянию на 1 июля 2007 г. состояло 3867 инвалидов, в том числе 22 инвалида Великой Отечественной войны, что на 290 инвалидов меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Республиканским унитарным предприятием «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (РУП БПОВЦ) в I полугодии 2007 г. выпущено товарной продукции на сумму 8032,5 млн. рублей, что составляет 106,1 % к аналогичному периоду прошлого года.
Создана
и успешно функционирует
По состоянию на 1 июля 2007 г. численность участников ВОВ составила 47,3 тыс. человек, в т.ч. инвалидов ВОВ I и II групп - 14,4 тыс.; членов семей погибших в годы войны – 7,2 тыс.; лиц, награжденных орденами или медалями за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы войны – 13,9 тыс.; бывших узников фашизма – 54,8 тыс. человек.
Социальным обслуживанием на дому охвачено более 4,7 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны. Инвалиды из числа ветеранов войны полностью обеспечены инвалидными креслами-колясками, протезами и другими средствами реабилитации. Практически решены вопросы предоставления им жилья, телефонизации квартир. Одиноким гражданам пенсионного возраста за счет средств местных бюджетов устанавливаются индивидуальные пожарные извещатели, приборы учета расхода воды.
Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, и прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.
В республике действует система пособий семьям, воспитывающим детей, которая включает в себя 10 видов. В текущем году расходы на выплату (с учетом выплат из Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) ожидаются в сумме 495,5 млрд.рублей. На будущий год эти расходы запланированы в сумме 517,5 млрд.рублей. В прошлом году пособия выплачены на 663 тыс. детей, что составляет 32,4% от их общего количества, в том числе 245 тыс. детей в возрасте до 3 лет, или 91,3%о детей этого возраста, и 418 тыс. детей старше 3 лет, или 23,3%.
В 2004 году Президентом и Правительством приняты важные документы, направленные на усиление материальной поддержки семей при рождении детей. Это, прежде всего, Указ Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым с 1 января 2005 г. при рождении третьего и последующих детей единовременное пособие в связи с рождением ребенка выплачивается в размере трехкратного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату рождения ребенка. Таких детей у нас рождается около 10,5 тысяч. В настоящее время размер этого пособия составляет 405450 рублей.
14 февраля 2006 г. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ № 95 «Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет».
Указом устанавливается пособие по уходу за ребенком до трех лет в едином для всех матерей (как работающих, так и не работающих) размере, равном 65% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Предусматривается последующее его повышение пропорционально росту бюджета прожиточного минимума.[7]
Единый подход к установлению пособий, исключающий действующую разницу в размерах пособий по уходу за детьми до трех лет, отвечает целям государственной семейной политики, направленной на обеспечение полноценного физического, нравственного, интеллектуального и социального развития каждого ребенка независимо от социального статуса родителей.
Пенсионное обеспечение - важнейшая составная часть социальной защиты пожилых и нетрудоспособных лиц, поскольку для большинства из них пенсия - единственный источник средств существования. Сегодня в органах по труду и социальной защите пенсии получают свыше 2,4 млн. чел. (каждый четвертый житель республики).
Принимаемые в республике меры по обеспечению экономического роста, повышению оплаты труда работников (плательщиков страховых взносов), снижению инфляции позитивно влияют на состояние пенсионной системы в целом: она функционирует стабильно, пенсии выплачиваются своевременно.
С целью выравнивания доходов малообеспеченных граждан и установления их на уровне минимальной государственной гарантии с 2001 года функционирует система государственной адресной социальной помощи (ГАСП). Ее получателями стали более 500 тыс. человек. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2007 г. № 526 «О внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2004 г. № 951 и от 14 декабря 2005 г. № 1449» отменен категориальный подход при назначении государственной адресной социальной помощи: право на получение данного вида социальной поддержки получили все граждане (семьи), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, при условии не превышения их среднедушевого дохода над критерием нуждаемости.
К
2011 году предполагается довести критерий
нуждаемости до уровня основного
критерия признания граждан
Одной из задач текущего пятилетия является кардинальное улучшение уровня и качества жизни населения. Увеличение пенсий достигается путем их периодических перерасчетов, в среднем не менее двух раз в год. При этом величина повышения трудовых пенсий обусловлена ростом средней заработной платы в республике, а минимальных и социальных пенсий – ростом бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. В целом рост пенсий сопоставим с ростом доходов занятых в экономике.
В 2006 году по решениям Главы государства произведены три перерасчета трудовых пенсий, основанных на росте средней заработной платы (с 1 января, 1 мая и 1 ноября). Кроме того, в феврале, мае и августе в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума перерасчитаны минимальные трудовые и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям.[8]
В целом среднегодовая пенсия по возрасту за 2006 год (259,1 тыс. руб.) в сравнении с аналогичной величиной за 2005 год (201,7 тыс. руб.) увеличилась на 28,5 процента, а её реальный рост составил 120,1 процента. Соотношение среднемесячного размера минимальной пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера за двенадцать месяцев 2006 г. составило 105,7 процента.
В
будущем планируется сохранение
тенденции поступательного
Отметим, что в одном ряду с повышением благосостояния пенсионеров стоит задача совершенствования пенсионной системы. В соответствии с установками Главы государства выработаны предложения по совершенствованию пенсионной системы. Они включены в Программу социально-экономического развития республики на 2006 – 2010 годы. В частности, наиболее кардинальным из них видится предложение о постепенном переходе к исчислению пенсии исходя из объема взносов на пенсионное страхование, уплаченных работником (а не из заработка, как сегодня). Это позволит более объективно отражать степень участия работника в финансировании пенсионной системы. Предполагается также введение профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Финансирование профессиональных пенсий таким работникам предполагается вывести из общей пенсионной системы и осуществлять из нового источника, формируемого из целевых страховых взносов соответствующих работодателей, по накопительной схеме.
Информация о работе Социальная защита населения и механизмы ее совершенствования в рыночных условиях