Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:41, курсовая работа
Экономика неразрывно связана с людьми, человечеством. Без него ее существование невозможно и бессмысленно, т.к. именно человек - главный фактор, конечная цель экономики.
Но изменившиеся реалии современной жизни, глобальные обострения ряда жизненных проблем - экологических, социальных, проблем внешней и внутренней безопасности - требуют более взвешенного, современного подхода к таким выводам. Все яснее становится, что одной из доминантных целей социально-экономического развития должна стать социальная устойчивость. Без нее не может быть устойчивости экономической системы и общества в целом в современном мире.
Под социальной устойчивостью понимается такое состояние социальных групп и граждан общества, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности и развитию своей экономической активности.
Введение:
1.Социальная защита, цели, объекты, субъекты
2.Принципы, формы, методы реализации социальной защиты населения
3.Политика социальной защиты в РБ, проблемы ее реализации, направления совершенствования.
Заключение:
Список использованных источников
Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, то есть обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономичного, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.
На основе комплексного подхода удается увязать решение социальной защиты с реализацией целей социальной и экономической политики государства, наиболее эффективно защитить тех, кому угрожает переход за черту бедности, кто оказался в трудной жизненной ситуации, превратить социальную защиту в фактор стабилизации экономического и социального развития.
Огромное значение имеет принцип превентивных мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность – это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральной форме малообеспеченным группам населения при повышении цен или иных социальных потрясениях, а прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы.
Благодаря принципу адресно удается достичь главное – помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.
Принцип адаптивности системы социальной защиты населения означает, что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное развитие правовой базы организационных структур; обновление методов осуществления и другие.
Адаптивность системы социальной защиты населения означает ее способность к самосовершенствованию, развитию самозащитной активности и инициативы самих социальных субъектов, их способности к самопомощи, проявлению собственных средств социальной защиты. Это особенно важно, когда речь идет о социально-демократических, профессиональных и иных группах населения, региональных общностях.
Принципом социальной защиты является ее многосубъектность.
Современная концепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Ее суть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человеке чувство хозяина, формировать мотивы к высокопроизводственному труду и вовлекать его в такой труд; создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов. Вот почему важнейшим субъектом социальной защиты является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и интересы.
Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.[8]
Методы социальной защиты представляют на практике большое разнообразие, притом в связи с изменением социальной ситуации, особенно в переходных условиях, могут появляться все новые. Основными методами, используемыми в переходный период, являются следующие.
Социальное обеспечение - это часть финансов, используемых государством как экономический инструмент распределения средств, направляемых на содержание и обслуживание нетрудоспособных членов общества, обеспечивая реализацию процесса социальной защиты населения. Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материальной поддержки граждан, оказавшихся в трудном положении (по старости, в результате полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, по многодетности и т.д.).
Таким образом, социальное обеспечение представляет процесс социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, социальная поддержка, попечительство и социальное обслуживание – его формы.
Каждой из стран присущ определённый набор перечисленных форм социальной защиты населения, имеются и регламентирующие их законы. Однако социальное страхование является доминирующим в государствах с рыночной экономикой.
Социальное страхование – система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.
Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счёт аккумулируемых в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих. Причём в одних странах страхование носит накопительный, в других – солидарный, в третьих – смешанный характер. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой соотносится с величиной их прежней заработной платы с учётом уплаты предварительных взносов. Такой принцип построения социального обеспечения считается справедливым во многих странах. При солидарном характере страхования рабочие содержат нетрудоспособных.
Социальная помощь ( за рубежом её называют общественным вспомоществованием) оказывается тем, кто не может зарабатывать сам, является нетрудоспособным или имеет на иждивении детей. Она реализуется в виде пособий адресного характера, финансируемых за счёт налогов независимо от сделанных ранее взносов. При этом выплата пособий сопряжена с выявлением малообеспеченных граждан на основе бюджета прожиточного минимума и определением размеров пособий по нуждаемости.
Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы и т.п.).
Например, социальная помощь гражданам, пострадавшим от Чернобыльской аварии, в Республике Беларусь законодательно поставлена в зависимость от степени загрязнения зоны радионуклидами. При этом социальная помощь осуществляется в целом ряде форм: компенсации, льготы, пенсии, денежные пособия, пособия в натуральной форме, медицинская помощь.
Социальная поддержка – способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.
Социальное попечительство – метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей). Попечительство в отличие от социальной помощи ориентировано на индивидуальную нуждаемость. Оно осуществляется органами опеки за счёт бюджетных ассигнований, пожертвований и спонсорской помощи.
Социальное обслуживание - это деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки и материальной помощи, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических и правовых услуг, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Оно основано на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости и равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности. Социальное обслуживание – система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально–медицинских услуг на дому, и социально–бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.[2 с.193-194]
Однако
условия и особенности
Представление о наиболее заметных различиях в подходах к социальной защите, существующих в мире, дает получившая в настоящее время широкое признание классификация Г. Эспинг-Андерсена. Им выделены три основные модели социальных государств: либеральная, консервативная (корпоративная) и социал-демократическая.
Формирование либеральной модели, присущей таким странам, как США, Канада, Австралия, Великобритания, происходило при господстве частной собственности, преобладании рыночных отношений и под влиянием либеральной трудовой этики. Основными условиями функционирования данной модели являются минимальная вовлеченность государства в рыночные отношения и ограниченное применение мер государственного регулирования, не выходящее за рамки выработки макроэкономической политики; во внутреннем валовом продукте (ВВП) государственному сектору экономики принадлежит лишь небольшая доля. Социальная поддержка граждан осуществляется за счет развитых систем страхования и при минимальном вмешательстве государства, являющегося регулятором определенных гарантий. Размеры страховых выплат, как правило, невелики. Незначительны и трансфертные платежи, т. е. переводимые со счетов госбюджета финансовые средства, полученные от налогов, непосредственно различным группам населения в виде пособий и субсидий. Материальная помощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости.
В
сфере производственных отношений
созданы максимальные условия для
развития предпринимательской
Данная модель вполне удовлетворяет своему основному назначению в условиях экономической стабильности или подъема, но при спаде и вынужденном сокращении производства, сопровождаемом неизбежным урезанием социальных программ, в уязвимом положении оказываются многие социальные группы, прежде всего женщины, молодежь, пожилые люди.
Консервативная (корпоративная) модель характерна для стран с социальноориентированной рыночной экономикой. В их числе — страны континентальной Европы, такие как Австрия, Германия, Италия, Франция. Позиции государства здесь значительно сильнее: бюджетные отчисления на социальные мероприятия примерно равны страховым взносам работников и работодателей, основные каналы перераспределения находятся либо в руках государства, либо под его контролем. Вместе с тем государство стремится уступать материальную поддержку граждан системе страховой защиты. Благодаря этому величина социальных пособий находится в пропорциональной зависимости от трудовых доходов и, соответственно, от размеров отчислений на страховые платежи. Отличительной особенностью является «самоуправляемость» страховых касс, находящихся в совместном ведении владельцев предприятий и влиятельных профсоюзов, представляющих интересы наемных работников. Размер гарантированных выплат в случае безработицы зависит от трудового стажа, а сроки выплат — от продолжительности уплаты страховых взносов, их величины и возраста работника. Во многих странах период выплат пособия по безработице увеличен для лиц старше 50 лет.[6]
Социал-демократическая модель (ее иногда называют солидарной) подразумевает ведущую роль государства в защите населения. Причем приоритетными задачами государственной социальной политики считаются выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость. Данная модель нашла практическое воплощение в странах северной Европы — Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, а также в Нидерландах и Швейцарии. Основой финансирования социальной сферы служит развитый государственный сектор экономики, упрочению которого не в последнюю очередь способствует очень высокий уровень налогообложения. Доля государственных расходов в ВВП составляет в Швеции 66 процентов, в Дании — 61 процент, в Финляндии — 56 процентов. Основная часть этих расходов идёт на удовлетворение потребностей объектов социального назначения. Весьма значительную часть среди них составляют и трансфертные платежи, благодаря которым происходит перераспределение национального продукта в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
Информация о работе Социальная защита населения и механизмы ее совершенствования в рыночных условиях