Социальная защита населения и механизмы ее совершенствования в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Экономика неразрывно связана с людьми, человечеством. Без него ее существование невозможно и бессмысленно, т.к. именно человек - главный фактор, конечная цель экономики.

Но изменившиеся реалии современной жизни, глобальные обострения ряда жизненных проблем - экологических, социальных, проблем внешней и внутренней безопасности - требуют более взвешенного, современного подхода к таким выводам. Все яснее становится, что одной из доминантных целей социально-экономического развития должна стать социальная устойчивость. Без нее не может быть устойчивости экономической системы и общества в целом в современном мире.

Под социальной устойчивостью понимается такое состояние социальных групп и граждан общества, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности и развитию своей экономической активности.

Содержание

Введение:

1.Социальная защита, цели, объекты, субъекты

2.Принципы, формы, методы реализации социальной защиты населения

3.Политика социальной защиты в РБ, проблемы ее реализации, направления совершенствования.

Заключение:

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Другими отличительными чертами данной модели являются развитая система производственной демократии, регулирование трудовых отношений на общенациональном уровне, а не на уровне отдельных предприятий или отраслей, использование действенных средств, позволяющих минимизировать уровень безработицы.

     Наибольшую  известность получила шведская доктрина социального государства, которую часто называют эгалитарной. Она возводит заботу государства о своих гражданах в ранг национального культа, обещая обеспечивать им «безопасность, надежность и защиту в угрожающих ситуациях, а также организацию и руководство защитой. Шведам нет необходимости зависеть от родни или благотворительности, а тем более от рынка. От колыбели до могилы о них будет заботиться государство».

     Для реализации столь амбициозных целей  в 1977 году в Швеции произведена реорганизация социального ведомства и сформулированы задачи социальной службы — весьма широкие, но конкретные и понятные населению. Среди них можно выделить четыре генеральных направления: гарантии дохода, мероприятия в отношении окружающей среды и сервиса, уход (включая здравоохранение) и защиту трудовой среды. За каждое из направлений отвечает конкретный общественный институт:  

     Таблица 2.1 Направления социальной защиты в  развитых странах

Наименование  направления Ответственный институт
1 2
1. Гарантия  дохода  
1.1 Политика на рынке труда: в работе; переквалификация, трудовая адаптация и реабилитация Государство, независимые  страховые компании
1.2.Социальное  страхование: медицинское страхование,  родительское страхование, народная  пенсия, страхование от несчастных  случаев на работе Государство
1.3. Поддержка при военной службе Государство
1.4. Социальное  пособие Местные органы
2. Улучшение  окружающей среды  
2.1. Поддержка  окружающей природной среды Государство
2.2. Защита  здоровья: поддержка чистоты, контроль  качества продуктов и воды, исследование здоровья населения Местные органы
2.3. Жилищная  политика: субсидирование строительства,  поддержка семей с детьми, пенсионеров,  инвалидов Государство, местные  органы
2.4. Семейная  политика: детское пособие, школьные  обеды, помощь в семье и пр. Государство, местные органы
2.5. Регулирование  свободного времени: парки, спортивные  площадки, бассейны и пр. Местные органы
3. Уход (призрение)  
3.1. Уход  при болезнях: болезни тела, психические  заболевания, уход за инвалидами, реабилитация Региональные  органы
3.2. Социальные  службы: уход за детьми, молодежью, стариками Местные органы
4. Защита  трудовой среды  
4.1. Рабочая  экология: производственная санитария Государство
4.2. Трудовое  законодательство Государство
4.3. Регулирование  времени отдыха Государство
4.4. Защита  занятости Государство
 

     Деятельность  по каждому из отмеченных направлений  принесла довольно впечатляющие результаты. Наиболее ярким примером может служить «политика солидарной заработной платы», давшая свои ощутимые плоды. Ее оценка неоднозначна как внутри самого шведского общества, так и за его пределами. Поначалу острие этой политики, проводником которой являлись профсоюзы, было направлено на устранение различий в оплате труда работников одного уровня профессиональной подготовки, но занятых в разных секторах экономики—государственном и частном. Профсоюзы вели напряженные переговоры с союзом предпринимателей по вопросу о величине зарплаты. В роли арбитра выступало правительство, фактически утверждавшее окончательные ставки. Профсоюзы не удовлетворились достигнутым, решив двигаться к завоеванию новой высоты под лозунгом «равная оплата за любой труд». В итоге им удалось осуществить задуманное и добиться почти полной нивелировки уровня зарплат.

     Политика  уравнительного распределения, мало учитывающая степень образованности, квалификацию и личные качества работников, в последнее время подвергается острой критике.[5]

     Отмеченные  три модели нигде в мире не встречаются  в чистом виде, представляя собой  «идеальные типы» социального государства, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. На практике обычно можно наблюдать сочетание элементов либеральной, корпоративной и социал-демократической моделей при явном преобладании черт одной из них. В Канаде, например, наряду со страховой пенсией существует так называемая «народная» пенсия. Аналогичная пенсия введена и в Австралии. В США существует множество пособий, выплачиваемых помимо касс социального страхования. Там действует не менее 100 программ материальной помощи (многие из них кратковременные; по истечении срока им на смену приходят другие), различающихся по масштабам, избирательным критериям, источникам финансирования и целям. Большинство из них осуществляется под эгидой пяти федеральных министерств (здравоохранения и социальных служб, сельского хозяйства, труда, жилищного строительства и городского развития, внутренних дел), а также комитета по экономическим возможностям, Управления по делам ветеранов, Совета по пенсионному обеспечению железнодорожников и Комиссии гражданской службы. Причем многочисленные программы действуют обособленно, не составляя сбалансированной и организованной системы, вследствие чего не охватывают довольно большие группы нуждающихся в материальной помощи людей, включая желающих трудиться безработных, для которых установлен весьма скромный размер пособий и компенсаций. Вместе с тем такие программы в какой-то степени поощряют социальное иждивенчество в среде выходцев из афро-азиатского и латиноамериканского населения: сложились целые группы, практически ни дня не работавшие на общество на протяжении двух-трех поколений. Другой существенный изъян указанных программ заключается в отрицательном воздействии на семейные отношения: они нередко провоцируют разводы, раздельное проживание родителей, поскольку получение финансовой помощи зависит от семейного положения.

     Социальная  сфера постоянно находится в  поле зрения международных организаций, уделяющих первостепенное внимание вопросам международно-правового регулирования и координации в данной области.

     Принятый  в 1966 году Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах содержит несколько статей, посвященных правам в области социального обеспечения. Соблюдение пакта обязательно для ратифицировавших его стран.

     Важную  роль играет Международная организация  труда (МОТ), направляющая усилия на практическое воплощение общих принципов социальной справедливости в законодательство отдельных стран и обладающая одной из самых совершенных систем международного контроля за исполнением ратифицированных конвенций.

     В 1952 году МОТ принята конвенция № 102, содержащая целую концепцию социальной защиты. Она провозглашает право всех граждан на социальную помощь, вне зависимости от трудового стажа и размера выплаченных страховых взносов, и выделяет девять направлений, по которым эта помощь должна оказываться: медицинское обслуживание, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пенсии по производственному травматизму, пособия в связи с рождением ребенка, семейные пособия, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца. В конвенции зафиксирован базовый принцип равноправия при оказании социальной помощи: все государства, ратифицировавшие конвенцию, принимают на себя обязательства предоставлять на своей территории гражданам любого другого государства — члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые со своими гражданами права, касающиеся установленных конвенцией видов обеспечения. Странам, не достигшим необходимого уровня развития экономики и системы медицинского обслуживания населения, дана возможность ратифицировать конвенцию «с изъятиями» при обосновании причин изъятий в ежегодных докладах, предоставляемых в МОТ.

     Не  меньшее значение имеет Европейская  социальная хартия, принятая членами  Европейского Союза (ЕС) в 1989 году. Ее положения  были дополнены и развиты в новой редакции Хартии от 3 мая 1995 года. В этих документах, не имеющих статуса международных договоров, содержатся нормы рекомендательного характера об основных правах на социальную защиту как работающих граждан (в случае наступления социального риска и утраты заработка они обеспечиваются адекватными выплатами), так и неработающих, не имеющих средств существования (они обладают правом на социальную помощь в размере прожиточного минимума). Подписавшие Хартию стороны обязались путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений обеспечить равенство граждан каждой из сторон в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны в другую.

     Во  многих странах с социально ориентированной  экономикой законодательство располагает законом о минимально гарантированном доходе (пособии). Дания приняла такой закон в 1933 году, Великобритания — в 1948 году, ФРГ — в 1961 году, Голландия — в 1963 году, Бельгия — в 1974 году, Ирландия — в 1977 году, Швеция — в 1982 году, Люксембург — в 1986 году, Франция — в 1988 году. В соответствии с международными нормами действие закона распространяется не только на коренное население, но и на иностранцев, проживших в данной стране определенное время. Пособие не имеет благотворительного характера. При соблюдении определенных условий оно может быть назначено на законных основаниях всем нуждающимся. Основное условие — сумма совокупного дохода должна быть меньше определенной величины. Повсеместно в совокупный доход не включаются пособия на детей, а в некоторых странах и пособия на жилье, алименты. В США учитываются только текущие доходы семьи. Установлены возрастные параметры: на пособие могут претендовать лица, перешагнувшие 30-летний рубеж (во Франции и Люксембурге — 25-летний); на женатых или имеющих детей возрастные ограничения не распространяются. Срок выплаты пособия не имеет фиксированных пределов и может периодически продлеваться по результатам регулярных проверок нуждаемости.[6]

     В США индикатором бедности служит показатель, выведенный федеральным правительственным Управлением социального обеспечения еще в 1964 году. Он учитывает доход семьи в соответствии с числом ее членов, возрастом главы семьи, количеством детей до 18 лет и призван соответствовать минимально необходимому уровню потребления. Совокупный семейный доход складывается из суммы зарплат, чистого дохода от самостоятельной деятельности, выплат по системе социального обеспечения, денежных пособий в рамках правительственных программ, денежных поступлений от собственности, дивидендов и чистого дохода от ренты, других видов получаемых денежных средств (пособий от частных предпринимателей, алиментов). Для окончательных расчетов требовалось учесть расходы семьи из четырех человек на «потребительскую корзину», составленную в соответствии с «экономным продовольственным планом» на основании данных Министерства сельского хозяйства. Полученная цифра умножалась на три, поскольку в соответствии с результатами обследований и общепринятыми стандартами лишь третья часть доходов граждан шла на удовлетворение потребностей в пище. Итоговая сумма определяла границу бедности, являясь прожиточным минимумом. В 1988 году он составил 12 091 доллар в год или 1 007,6 доллара в месяц. Численность населения, находившегося за чертой бедности, составила 32 миллиона человек (13,1 процента всего населения).  

     Таблица 2.2 Пособия, предоставляемые по национальным программам защиты дохода в некоторых странах ЕС

Страна Основные пособия  и услуги
Австрия Возмещение  стоимости оплаты жилья, медицинского страхования
Бельгия Возмещение  стоимости оплаты жилья, медицинского обслуживания
Дания Возмещение  стоимости оплаты жилья, стипендии студентам
Финляндия Возмещение  стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения, стоимости пребывания детей в  дошкольных учреждениях
Франция Возмещение  стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения
Германия Возмещение  стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения, пособие на образование
Ирландия Возмещение  стоимости оплаты жилья, бесплатное медицинское страхование
Люксембург Возмещение  стоимости оплаты жилья, бесплатное медицинское страхование
Нидерланды Возмещение  стоимости оплаты жилья, бесплатное медицинское страхование
Португалия Возмещение  стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения, пособие на образование
Испания Возмещение  стоимости оплаты жилья, помощь в приобретении предметов домашнего обихода
 

 

      Во многих странах защитным барьером для малообеспеченных граждан служит закон о минимальной заработной плате и ее периодической индексации в зависимости от роста потребительских цен. В Италии механизм индексации запускается при росте индекса цен на один процент, в Дании — на три процента, в Бельгии — на два процента, в Люксембурге — на два с половиной процента. В некоторых странах — США, Канаде, Франции, Швейцарии — индексация охватывает не все трудовое население, а лишь часть наемных работников.

     Итак, в настоящее время во многих странах ЕС достигли высокого уровня развития программы защиты семейного дохода, опускающегося ниже установленной планки, которые финансируются из бюджетных средств. В скандинавских странах, отличающихся наибольшей широтой охвата населения подобными программами, им придан общегосударственный статус. В центральноевропейских странах такие программы действуют на региональном и местном уровнях. В государствах на юге Европы они почти полностью отсутствуют.

Информация о работе Социальная защита населения и механизмы ее совершенствования в рыночных условиях