Социальная защита и помощь безработным

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы являются безработные.
Предмет исследования – изучение существующей социальной системы защиты безработных.
При написании данной работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия безработицы;
- определить основные направления политики занятости и социальной защиты безработных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие безработицы 5
1.1. Типы безработицы 6
1.2. Понятие «безработный» в Эстонии 8
ГЛАВА 2. Социальная защита и помощь безработным 11
2.1. Социальные пособия по безработице 11
2.1.1. Страховое возмещение по безработице 11
2.1.2. Пособие рынка труда для безработного 14
2.2. Услуги рынка труда 16
2.2.1. Поиск подходящей работы 17
2.2.2. Карта обучения 18
2.3. Практическая помощь безработным органами местного самоуправления 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

БЕЗРАБОТИЦА, I курс.doc

— 149.00 Кб (Скачать)
 

                                                                          ____________

                                                                                  (подпись) 
 
 
 

Таллинн

2010 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

В рыночной экономике защита от безработицы является неотъемлемым элементом государственной политики, направленной на решение важных социально экономических задач, в том числе на снижение социальной напряженности, связанной с наличием в обществе групп, утративших доход и социальный статус. Эта политика предполагает содействие занятости, материальную поддержку соответствующих групп населения, т. е. компенсацию определенной доли потерянного дохода, а также вывод с рынка труда отдельных категорий безработных. Степень и формы участия государства в решении указанных проблем, набор применяемых инструментов и методов в разных странах неодинаковы, однако в развитых рыночных экономиках это направление политики является важнейшей составляющей деятельности государства.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Регулирующая  роль государства должна состоять в  постоянном поддержании  балансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Безработица - не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное разрушительное влияние на людей.

Объектом  данной работы являются безработные.

Предмет исследования – изучение существующей социальной системы защиты безработных. 
При написании данной работы были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия безработицы;

- определить  основные направления политики занятости и социальной защиты безработных.

 
В основе написания курсовой работы лежат Закон о страховании от безработицы и Закон об услугах и пособиях рынка труда, которые регулируют условия и порядок назначения и выплаты компенсаций в случаях потери работы, сокращения численности работников и неплатежеспособности работодателя. Также в этих законах определены принципы организации страхования от безработицы и порядок работы Эстонской Страховой кассы по безработице, которая выполняет обязанности, вытекающие из вышеперечисленных законов, а также из других правовых актов.

 

ГЛАВА 1. Понятие безработицы

Безработица – это социально-экономическое  явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

В экономической  теории используется два показателя, которые могут охарактеризовать картину экономической нестабильности на рынке труда - это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.

Существует  много неточностей при определении  уровня безработицы. Официально используемое определение нормы безработицы можно критиковать как за то, что оно преуменьшает истинное число безработных, так и за то, что оно его преувеличивает. Один из способов преодоления этих неясностей состоит в том, чтобы сопоставить официальное определение безработного с двумя понятиями, значение которых известно на уровне обыденного сознания. Это понятия «неработающий» и «неспособный найти работу».

Формальные  определения занятого и безработного существенно отличаются от простых понятий «работающий» и «неработающий». С одной стороны, многие работающие, согласно формальному определению, не попадают в категорию занятых. Наиболее значительную часть этой группы составляют люди, занимающиеся ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми. Они учитываются в качестве занятых только в том случае если получают денежное вознаграждение за свой труд.

Также множество работающих нелегально, т.е. без оформления на предприятии и соответственно без занесения в список занятого населения, влияют на показатель безработицы т.к. не являются занятыми. А если они ещё при этом не зарегистрированы на рынке труда как безработные, то они приравниваются к людям, которые не предпринимают никаких усилий в поисках работы (отчаявшиеся) и они не учитываются при определении численности рабочей силы, что уже само по себе влечет неправильное вычисление уровня безработицы.

Ещё одно, хорошо понятное с точки зрения обыденного сознания, определение безработицы - это «неспособность найти работу». Есть случаи, когда численность безработных согласно формальному определению превышает количество людей, которые не могут найти работу. Так в число безработных попадают люди, которые лишь временно уволены со своего места службы и деятельность, которых в прежней должности будет возобновлена. Люди уже нашедшие место работы, но предполагающие занять его в течение 30 дней также учитываются в качестве безработных. Помимо этого безработными считают и тех, кто легко бы мог найти ту или иную работу, но продолжает поиски в надежде на лучший вариант.

Однако  в некоторых случаях формальное определение численности безработных преуменьшает количество людей, которые не могут найти работу. Например, в категорию безработных не попадают так называемые «отчаявшиеся» работники — люди, которые прекратили всякие поиски работы, потеряв надежду на то, что их рабочая сила будет востребована. Статистика официально учитывает в качестве «отчаявшихся» активно искавших работу в течение последних 6 месяцев, но в настоящее время прекративших поиски. К «неспособным найти работу» вполне можно причислить и категорию частично занятых, т.е. тех кто вынужден работать неполный рабочий или неполную рабочую неделю так как не сумел найти места работы с полной нагрузкой.

Несоответствия  статистических данных и фактической  ситуации с безработицей подтверждает также и эксперт по экономическим вопросам Индрек Нейвельт. Он констатирует, что ситуация на рынке труда Эстонии весьма запутанная, так как отсутствует статистика касающаяся того, что умеют делать безработные и каковы их ожидания. «Если бы инвестор начал узнавать, что безработные хотят и умеют делать и за какие деньги они согласны это делать, то такой информации он бы не нашел», – утверждает эксперт.

1.1. Типы безработицы

Изменение нормы безработицы отражает движение потоков рабочей силы, которое ведет к изменению общей численности безработных. Если численность рабочей силы остаётся постоянной, то норма безработицы возрастает, когда скорость пополнения численности безработных превышает скорость оттока людей из числа безработных. И снижается, когда скорость оттока превышает скорость пополнения численности безработных. Разность между скоростью пополнения и скоростью оттока определяет продолжительность срока, в течение которого безработный пребывает в состоянии незанятости.

В связи с различной продолжительностью периода незанятости выделяют безработицу трёх разных типов: фрикционную, структурную и циклическую безработицу.

Понятие фрикционной безработицы используется для обозначения кратких периодов незанятости, необходимых для поиска места службы, соответствующего квалификации работника. Как правило, эти непродолжительные периоды безработицы являются добровольными. Данный тип безработицы объединяет людей, которые либо являются незанятыми в связи с переходом с одного места на другое, либо уже нашли работу и в течение недели предполагают приступить к деятельности на новом месте, а также работники таких отраслей, где временные увольнения являются обычным явлением, например строительные рабочие. Экономисты полагают что некоторый уровень фрикционной безработицы является неизбежным, поскольку не вся информация о состоянии рынка труда доступна и издержки, связанные с поиском нового места, зачастую достигают высокого уровня.

Термин  «структурная безработица» служит для обозначения ситуации, при которой работник пребывает в состоянии незанятости в течение длительных периодов, имея зачастую лишь призрачные надежды найти место соответствующее его квалификации. Столь продолжительные периоды незанятости отчасти объясняются структурными сдвигами в экономике, которые обесценивают уровень квалификации некоторых категорий рабочей силы. Кроме того структурными безработными считаются рабочие, имеющие низкую квалификацию и небольшой производственный опыт. В частности безработице данного типа особенно подвержены такие социальные группы населения как молодежь в возрасте до 20 лет и представители некоторых национальных меньшинств.

Безработица фрикционного и структурного типов существует как в благополучные, так и в неблагополучные периоды экономического развития.

Общее число безработных обоих  типов  часто называют естественным уровнем безработицы. Этот термин можно определить как уровень безработицы соответствующий ситуации макроэкономического равновесия. Считается, что значение естественной нормы безработицы лежит в интервале от 5,5 до 6,0%.

В экономических  реалиях сегодняшнего дня норма безработицы не всегда остаётся на уровне своего «естественного» значения. В силу того что в процессе развития экономическая система проходит этапы расширения (экспансии) и сжатия (рецессии), меняется и уровень безработицы.

В результате мощного подъема экономической  активности норма безработицы может упасть ниже своего естественного уровня. В такие периоды ситуация на рынке труда становится настолько напряженной, что продолжительность среднего периода безработицы уменьшится по сравнению с нормальным значением, сократив тем самым численность фрикционных безработных. Находят работу даже многие из тех, кто составляет наименее гибкую часть структурных безработных. Напротив, в периоды спада деловой активности норма безработицы превышает свой естественный уровень. Тогда, даже наиболее квалифицированные рабочие могут оказаться временно уволенными. Продолжительность их среднего срока незанятости выходит за границы того интервала в пределах которого безработица считается фрикционной.

Разность  между фактической величиной  нормы безработицы, зарегистрированной в данный момент времени, и величиной естественной нормы безработицы называется циклической безработицей. Когда происходит спад экономической активности, циклической безработица прибавляется к фрикционной и структурной. В периоды наивысшего подъема деловой активности циклической безработица имеет отрицательное значение.

Несомненно, наступивший финансовый кризис оказал влияние и на рынок труда Эстонии. Резкий спад экономики подтверждается данными департамента статистики, согласно которым уровень безработицы  в Эстонии на конец I квартала 2010 года составил 19,8%.

1.2. Понятие «безработный» в Эстонии

В Эстонии  понятие безработного определено в  Законе об услугах и пособиях рынка труда, принятом 28 сентября 2005 года.

Целью закона является достижение максимально  высокой трудовой занятости и предупреждение долговременной безработицы и отторжения с рынка труда населения трудоспособного возраста, путем оказания услуг рынка труда и выплаты пособий рынка труда. Законом регулируется порядок ведения учета безработных и лиц, ищущих работу, оказания услуг, выплаты пособий рынка труда, решение споров, возникающих при применении настоящего закона, и ответственность за нарушение настоящего закона.

В соответствии со статьей 2 Закона об услугах и  пособиях рынка труда, безработным  является лицо, которое не работает, в качестве безработного поставлено на учет в региональном структурном подразделении Департамента рынка труда и ищет работу. Безработный ищет работу, если он заполнит индивидуальный план поиска работы и готов принять подходящую работу и незамедлительно приступить к работе. При этом считается, что лицо ищет работу, если оно, по меньшей мере, один раз в течение 30 дней обращается в региональное структурное подразделение Департамента рынка труда для получения посреднической услуги по труду.

Закон также устанавливает круг лиц, имеющих право на услуги и пособия рынка труда. К ним относятся:

  • постоянные жители Эстонии;
  • иностранцы, пребывающие в Эстонии на основании срочного вида на жительство;
  • граждане Европейского Союза, государств-членов Европейского Экономического сообщества и Швейцарской конфедерации, пребывающие в Эстонии;
  • беженцы, пребывающие в Эстонии;
  • находящееся в Эстонии лицо, получающее международную защиту или находящееся в Эстонии лицо, ходатайствующее об убежище, при условиях, установленных в Законе о предоставлении международной защиты иностранцам;
  • работодатели.

Информация о работе Социальная защита и помощь безработным