Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

В России на сегодняшний день идут широкие дискуссии относительно того, по каким моделям должно строиться и функционировать общество в условиях рыночной экономики.
Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ.

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 49.86 Кб (Скачать)

В Европе наиболее распространена система социального страхования, по которой страховые взносы обязательно  удерживаются из заработной платы работников, а право на пенсию или пособие (при наличии необходимого страхового стажа, возраста) предоставляются независимо от материального положения семьи  застрахованного. Главным видом  социального страхования являются пенсии по старости и, как правило, составляют 25-40% заработка. В России пенсионная система так же требует к себе особо пристального внимания. Необходимо предоставить достойные пенсии для  людей старшего возраста – ведь для них это практически единственная форма дохода. Для трудящихся на сегодняшний день так же необходимо поднять ставки по страхованию. Если сегодня предприятие платит за сотрудника 2% в накопительную часть и 12% в  страховую часть пенсионного фонда, то говорить в будущем о размере пенсии 25-40% от заработка не приходится.

Пенсионный фонд РФ ввел новую программу для трудящихся граждан: при добровольном внесении на накопительную часть денежных средств застрахованным, государство  вдвое удваивает эту сумму. Данная программа призвана привлечь дополнительные средства в Пенсионный фонд РФ, а  так же повысить интерес трудоспособного  населения к будущим пенсионным начислениям. Как недостаток, можно  отметить, недостаток информации в  СМИ о проводимой программе.

В этой связи можно выделить и такую проблему, связанную с  пенсионным обеспечением, - как недоверие  населения к пенсионным фондам. Реформы  начала 90-х годов прошлого столетия, обесценивание накоплений старшего поколения отложили негативный отпечаток  в сознании большинства людей. Трудящиеся опасаются, что уплаченные страховые  взносы сегодня в будущем будут  иметь ту же денежную ценность. Отсюда и возникает проблема «зарплаты  в конвертах» - считается лучше  получить зарплату без учета налогов  и вложить в какую-либо собственность. Государству необходимо провести ряд  реформ в пенсионной системе, которые  гарантируют в будущем сохранность  сбережений, проводить агитационные мероприятия, социальную рекламу с  разъяснением необходимости легализации  доходов.

Важной проблемой в  России является рост неравенства полов. Один из самых драматичных знаков растущей дискриминации женщин –  их выход из общественной жизни и  процесса принятия политических и экономических  решений. На сегодняшний день сложилась такая тенденция, что в вакансиях на руководящие посты (директора, управленцы) требуются именно мужчины.

Одиноким женщинам и матерям-одиночкам  трудно или вообще невозможно получить кредиты на приобретение жилья, так  как ставиться под сомнение платежеспособность женщины на случай родов или болезни ребенка. Так же можно отметить неравенство между заработной платой у мужчин и женщин за одну и ту же работу. В связи с этим существует насущная необходимость в обширной информации для выявления степени неравенства в социальной, экономической и политической сферах. Используя эту информацию, государство должно играть активную роль в обеспечении для всех граждан, независимо от пола, этнического происхождения, религии и других признаков, равных возможностей для развития. Использование опыта европейских стран в решении вопросов, связанных с различного вида дискриминациями, позволит принять специальные меры, направленные на поддержку женщин.

Особый интерес вызывает такая малоразвитая в России практика как поддержка семьи. Обеспечение государством выражается только в предоставлении пособий по беременности и родам, налоговым льготам (вычетам) по подоходному налогу, а так же предоставление помощи многодетным семьям и семьям с приемными детьми. Конечно, в России, с ее огромной территорией и большим различием уровня жизни населения, делением регионов на так называемые «бедные» и «богатые», трудно разработать точные и одинаковые для всех размеры денежных субсидий, необходимых для поддержания достойного уровня жизни детей и семьи в целом, независимо от состава семьи и количества детей в ней. Например, в сельской местности этот показатель будет меньше, чем в мегаполисе. Поэтому планомерное улучшение социальной политики по поддержке семьи необходимо начать с самых социально незащищенных семей или малообеспеченных (неполные семьи, семьи студентов и т.п.). Такая помощь может быть выражена как в денежном выражении, так и в конкретно-целевом назначении (приобретение техники, товаров длительного потребления) и носить не единовременный характер.

В России с 1 января 2007 вступил  в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки  семей, имеющих детей», в соответствии с которым при появлении второго  и последующего ребенка семья  получает право на получение материнского (семейного) капитала. В 2012 году размер материнского капитала составил 387 640 рублей 30 копеек.

Данная мера государственной  поддержки уже благотворно отразилась на повышении рождаемости в стране. Таким образом, если государство  и дальше будет проводить и  совершенствовать систему поддержки  семьи, это положительно скажется на общем социальном настроении и развитии общества.

Европейский опыт свидетельствует  о том, что могут быть созданы  эффективные механизмы поддержки  социальных отраслей, деятельность которых  не может определяться рыночными  отношениями.

В этой связи, отдельно можно  выделить проведение в России национальных проектов, направленных на развитие многих социальных отраслей. На сегодняшний  день реализуются такие как, национальный проект «Здоровье», национальный проект «Образование». Открытие новых медицинских  и учебных заведений, приобретение или переоснащение новейшим оборудованием, повышение заработной платы работников данных отраслей – главные задачи, которые призваны решать проекты.

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие заключения: регулирование социальной дифференциации – одна из сложнейших проблем социального  управления в современном обществе. Конечно, нет ничего плохого в  опережающем росте доходов отдельных  слоев общества, но экономические  преобразования должны стать выгодны  всем социальным субъектам, содержать  в себе реализацию общих интересов. Наличие хорошо продуманной социальной политики государства позволяет  избежать многих социальных проблем, вызванных  экономическими реформами в стране.

Поэтому можно так обозначить главную задачу социального государства  – обеспечить стабильность в стране и социальную защиту граждан. Его  предназначение – строить свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество, а также  создать условия для воспроизводства  отвечающей новым требованиям рабочей  силы, способной обеспечить необходимую  материальную базу страны. Каждый гражданин  должен чувствовать себя под правовой защитой государства. Заботу с его стороны должны ощущать не только бедные, но и вполне благополучные группы населения – так называемый «средний класс», тем более что роль последних в экономическом развитии страны определяющая.

Только имея поддержку  и доверие общества, государство  может успешно реализовывать  свою политику, как экономическую, так  и социальную, и иметь право  называться социальным государством. Социальное государство стоит как  бы на трех китах: социальная справедливость, социальная ответственность и социальное партнерство. Внедрение этих идей и  их реализация во многом зависят от наличия гражданского общества в  стране и уровня его развития. Социальная ответственность государства – это выработка и реализация социального законодательства, обеспечивающего надежную социальную защиту граждан.

Реализация программ по основным направлениям социальной политики –  развитие образования, охрана здоровья, проведение активной политики на рынке  труда, обеспечение достойного уровня жизни малообеспеченных слоев общества – приоритетное направление в социально ориентированном государстве.

Именно новая социальная модель, спроектированная с учетом опыта самых развитых стран и  учитывающая специфику России, способна обеспечить поступательный экономический  рост и постоянное улучшение условий  граждан жизни и труда. Это  предполагает полную занятость, создание качественных рабочих мест, равенство  шансов, социальную защиту для каждого, участие граждан в принятии всех решений, которые их касаются. Социальный диалог, коллективные переговоры и  защиты трудящихся являются решающими  факторами для продвижения инноваций, повышения производительности труда  и повышения конкурентоспособности  экономики.

Важным звеном социальной защиты на рынке труда являются программы  трудоустройства и переквалификации. Политика эффективной занятости  является более рациональной и социально  направленной. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости  должна играть государственная служба занятости. Она должна прогнозировать процессы, которые происходят в сфере  спроса и предложения труда, разрабатывать  программы подготовки и переподготовки рабочих кадров, с целью создания более квалифицированной и мобильной  рабочей силы.

Для обеспечения защиты населения  государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации. Европейский опыт подтверждает, что система социального страхования – один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики. Он призван обеспечить материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности. Размер выплат по социальному страхованию зависит от объема индивидуальных взносов, т.е. от предварительного вклада застрахованного. Тем самым принцип страхования в западных странах в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности.

В России на сегодняшний  день продолжаются поиски путей совершенствования  механизмов рыночного хозяйствования и социального регулирования, проводятся налоговые реформы. Становление  рыночной экономики – очень сложный  и длительный процесс. В этой связи  особо важно глубоко анализировать  имеющийся мировой опыт, изучать  уже полученные в России результаты реформирования социальной сферы, корректировать слабые или наращивать позитивные сдвиги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Юрайт-М, 2000. – 384 с.
  2. Видяпин, В.И. Экономическая теория (политэкономия) [Текст]: Учебник/ Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – 4-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2004. – 640 с.
  3. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики [Текст] / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004.- 216 с.
  4. Дынкин, А.А. Мировая экономика: прогноз до 2020 года [Текст] / под ред. акад. А.А. Дынкина // ИМЭМО РАН.- М.: Магистр, 2007. – 429 с.
  5. Каргалова М.В., Канунников А.А., Федоров С.М., Чалова И.Д.- М.: Институт Европы РАН, 2007. – 81 с.
  6. Колодко, Г. Вопросы справедливости и экономическая политика в постсоциалистических странах [Текст] / Колодко Г. // Вопросы экономики. – 1999.- №1. – С.63-69.
  7. Люблинский, В. Социальная политика в условиях глобализации: опыт развитых стран [Текст] / В.В. Люблинский // Полис. –2008. - №6. – С.130-146.
  8. Панкова, Л.Н. Система государственного и муниципального управления [Текст]: Учебное пособие. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
  9. Медведев, Д. Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию от 05.11.2008г. [электронный ресурс] / Д.А.Медведев // http: // www.kreml.org /
  10. Госкомстат РФ [электронный ресурс] / http://www.gks.ru

 


Информация о работе Социальная политика