Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

В России на сегодняшний день идут широкие дискуссии относительно того, по каким моделям должно строиться и функционировать общество в условиях рыночной экономики.
Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ.

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 49.86 Кб (Скачать)

В России уровень дохода и потребления этой группы населения  не соответствует представлениям о  достойном существовании и социальной справедливости. Именно поэтому, одной  из главных задач ставиться повышение  заработной платы работников, занятых  в вышеперечисленных отраслях.

1.3 Направления социальной политики

Социальная политика государства  в социально ориентированной рыночной экономике, призвана частично смягчать социальную напряженность, неизбежную при радикальных хозяйственных переменах, тем самым способствовать проведению либеральных реформ экономических и политических структур.

Деятельность государства  по обеспечению относительной социальной справедливости проводится в следующих  направлениях:

    • помощь обездоленным, беднейшим и неспособным материально себя обеспечивать людям и борьба с бедностью как с острейшей социальной проблемой.
    • материальная поддержка временно безработных граждан и оказание им содействия в устройстве на работу, в повышении их профессионального уровня и переквалификации, обеспечение по возможности полной занятости трудоспособного населения.
    • выплата пособий на детей, оплата отпусков по беременности и родам и больничных листов.
    • создание целостной системы социальной защиты всех граждан на основе более справедливого распределения национального дохода.
    • организация медицинского страхования граждан и финансирование всеобщего бесплатного здравоохранения.
    • содержание системы бесплатного начального и среднего образования и предоставление льгот при получении профессионального и высшего образования.
    • создание государственной системы пенсионного обеспечения в сочетании с деятельностью частных пенсионных фондов.
    • решение социальных проблем в жилищно-коммунальной сфере.
    • гарантирование государством сбережений населения в частных банках, пенсионных фондах и страховых компаниях.

При реализации тех или  иных направлений социальной политики государство сталкивается со многими  проблемами. При становлении рыночной экономики в нашей стране преодолеваются серьезные противоречия, связанные  с бесплатностью распределения  некоторых благ и услуг из общественных фондов потребления. Наряду с бесспорными  достижениями такое распределение  дает и отрицательные побочные последствия. Унифицированный набор бесплатных благ в определенной степени лишает человека свободного выбора, а все общество – многообразия.

Уровень потребления благ не зависит от индивидуальных и коллективных результатов труда. Человек лишен  возможности влиять на качество обслуживания в медицинских и других учреждениях.

В этой связи, формирование качественно новой модели социальной политики государства представляется одной из ключевых задач экономической  и политической стабилизации. Социальная политика призвана минимизировать социальные издержки глубоких экономических реформ, облегчить адаптацию населения  к рыночным условиям, обеспечить ему  возможности для нормального  существования и развития.

В России отставание в развитии социальной сферы, недооценка всего  комплекса социальных проблем, низкая эффективность социальной политики негативно сказались как на материальном положении населения, политической стабильности, так и на процессе экономических преобразований. В  ходе выполнения задачи по созданию качественно  новой модели социальной политики нужно  обратить внимание на уже имеющийся  мировой опыт в решении социальных проблем в странах с различным  состоянием рыночной экономики и  различным уровнем жизни населения. Необходимо проанализировать успехи и  проблемы при реализации тех или  иных задач социальной политики в  государствах с развитой рыночной экономикой.

 

 

 

 

Глава 2. Использование опыта Западных стран в экономике России

В условиях становления социально  – ориентированной рыночной экономики  в России необходимо выявить наиболее приемлемые схемы развития социальной политики. Мы оказались перед лицом  множества реформ: экономических, административных, социальных. Перед страной стоит  задача выполнения национальных проектов, самым тесным образом связанных  с социальной сферой, которая признана приоритетной. В этой связи для  российского общества особо должен быть полезен европейский опыт и  изучение европейских социальных моделей. Принципы, на которых они основаны, объективно неоспоримы. Они на деле доказали свою жизнеспособность и притягательность. Однако они исторически закладывались  и развивались в условиях, которых  в России нет.

При использовании хозяйственного опыта других стран в стратегии  построения развитой рыночной экономики  в России, абсолютное копирование  чужого опыта хозяйствования не приемлемо, т.к. в каждой стране своя специфическая  социально-экономическая модель. Поэтому  возможно и целесообразно использование  в российской социальной политике лишь определенных сторон и элементов  других моделей. Учитывая остроту современных  проблем в экономике, в российской модели масштабы и значение государственного регулирования воспроизводственных  процессов могут быть более значительными, чем в большинстве известных  моделей.

В то же время появилась  возможность использовать преимущества ХХI века. Так новые информационные технологии, доступ к Интернету позволяют наглядно увидеть преимущества и недостатки социальных моделей других стран, а так же выявить сложные моменты, просчеты и ошибки, допущенные европейцами при решении жизненно важных социальных проблем, оценить их и проанализировать.

Опыт Европы свидетельствует  о том, что социальная стабильность в обществе нарушается, когда встает вопрос о доверии к государственной  политике. Непонимание и, как следствие, протест населения против планов правительства, хотя бы и объективно необходимых, может привести к самым  серьезным последствиям. Россия имеет  возможность извлекать уроки  из европейского опыта. Достижение социального  контракта между государством, бизнес-сообществом и гражданским обществом – задача, зафиксированная в социальной модели Европейских стран, актуальна и для России. Только через взаимодействие и договоренность между социальными партнерами может быть обеспечено устойчивое социально-экономическое развитие общества. Инструменты политики социального партнерства, апробированные в рамках Европейской социальной модели, могут и должны сыграть существенную роль в этом плане.

Особенно важен для  России вопрос о роли современного социального государства. Ведь в  нашей стране государство традиционно  играло особую роль, многие десятилетия, являясь фактическим монополистом в области социальной политики.

Как подчеркнул в Послании президента РФ Д.А. Медведев, «Государство будет выполнять все свои обязательства  перед людьми. Денежные сбережения граждан, уровень пенсионного обеспечения, все социальные гарантии должны быть предметом самого пристального внимания, повседневной и безусловной ответственности  Правительства России. Согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация  – это социальное государство, которое  обеспечивает свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной защиты».

Для развития социального  партнерства в его современных  формах, определения доли социальной ответственности, лежащей на государстве, бизнесе и гражданском обществе, для достижения социального контракта, на основе которого успешнее реализуется любая политика, европейский опыт может быть использован весьма плодотворно.

Конечно, каждая страна имеет  свои особенности развития, традиции, свои национальные интересы. Но все  живут по объективным историческим законам и оказываются перед  необходимостью решать сходные проблемы. Поэтому полезно изучать, критически осмысливать, оценивать и по возможности  использовать опыт друг друга.

В свете вышеизложенного  европейского опыта создания социальной модели представляется возможным сделать  следующие предложения, которые  могли бы быть использованы при проведении социальных реформ в России.

Опыт Европейских стран  убедительно свидетельствует о  необходимости выработки стратегии  социальной политики для поступательного  развития общества. Россия нуждается  в такой стратегии, ей следует  переходить от практики «латания дыр» в социальной сфере или принятия «пожарных решений» для предотвращения социальных конфликтов к продуманной, комплексной и долговременной социальной стратегии развития общества. Выработка  такой стратегии невозможна как  без опоры на науку, так и без  её тесной связи с практикой.

Пример Европы говорит  о том, что успешное проведение реформ в социальной области возможно только при активном участии в них  гражданского общества – организаций  трудящихся, предпринимателей, экспертного  и научного сообщества. В силу неразвитости в России социального партнёрства, представляется, что налаживание  диалога представителей гражданского общества с различными уровнями государственной  власти является приоритетной задачей.

Разработка социальной стратегии  России и её реализация невозможны без возрастания роли науки, её тесной связи с практикой. Социальные модели Европейских стран на современном этапе наиболее адекватны современным представлениям мирового сообщества об устойчивом развитии, гармонично сочетающем его экономические и социальные параметры.

Центральное место в социальной политике государства должна занять не компенсаторная, но конструктивная концепция благосостояния. Где прямое обеспечение материальной поддержки  в случае нужды сохраняется, но первостепенное значение приобретают инвестиции в  человеческий капитал, т.е. от экономической  помощи человеку к созданию условий  для его развития, обеспечению  доступа к труду, обеспечение  «равных возможностей» для представителей всех слоев населения. В результате меняется содержание социального государства  – это уже не столько государство  благосостояния, сколько государство  национальных инвестиций.

«Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой  – человек. Как личность и как  гражданин, которому от рождения гарантированны равные возможности. А жизненный  успех, которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности. От его способности к новаторству и творческому труду» - из Послания президента РФ Д.А. Медведева к Федеральному Собранию.

Опыт активной политики на рынке труда – важнейшей части  Шведской политики, может быть использован  и в России: лучше проводить  переподготовку безработных и возвращать их к труду, в частности путем  предоставления субсидий для переезда к вакантному рабочему месту, чем  тратить огромные средства на пособия  безработным в качестве компенсации  за потерянные доходы. Значительная часть  издержек на политику на рынке труда  в Швеции возвращаются государству  в виде налогов и взносов на социальное страхование.

Инвестиции в рабочую  силу предполагают финансирование образования  и профессиональной подготовки, поддержку  сферы социальных услуг и многое другое, что связано с модернизацией и структурной перестройкой производства. Социальные инвестиции начинают рассматриваться не как дополнительные расходы и социальные издержки, но как вклад в будущее.

На сегодняшний день в  России вводятся такие новые направления  деятельности на рынке труда для  безработных, вставших на учет в Службе занятости населения:

    • различные курсы по переквалификации, финансируемые за счет средств государственной службы занятости населения;
    • проведение так называемой «Ярмарки вакансий», специальных акций для молодых специалистов - выпускников техникумов и ВУЗов с привлечением потенциальных работодателей;
    • широкое применение СМИ в целях оповещения об имеющихся вакансиях и соискателях, проводимых акциях;
    • применяется практика оплаты за счет средств фонда первых трех месяцев после приема на работу заработной платы нанятого, так же предоставляется и финансируется оплата занятых на общественных работах (уборка территории от листьев, снега, покраска объектов общего пользования и т.п.) граждан, зарегистрированных в Службе занятости населения.

Так же отдельно можно отметить активную государственную поддержку  при создании малых предприятий. Ее сущность заключается в консультации граждан по вопросам создания собственного бизнеса, организационно-правовой помощи, разработке бизнес-плана. При Службе занятости населения проводятся семинары для безработных, желающих начать собственное дело. Реализация проекта «Малый бизнес» поможет  создать дополнительные рабочие  места и увеличить долю налоговых  поступлений.

Несмотря на проводимые меры в области занятости населения, в период мирового финансового кризиса  в России, как и во всем мире, наблюдается  рост числа безработных.

Особое внимание при рассмотрении моделей социальной политики европейских  стран следует обратить на социальную инфраструктуру. В западных странах  в составе социальной инфраструктуры сложились и функционируют, как  правило, три системы государственного обеспечения: социальное страхование, государственное вспомоществование  и система «универсального обеспечения». Они создаются главным образом  за счет различного рода налогов и  выплат из заработной платы (сами работники  через налоги уплачивают, например, до 50% сумм страховых фондов). В России же на сегодняшний день из заработной платы трудящихся удерживается лишь подоходный налог в размере 13%. Основное бремя налогов (Единый социальный налог) и страховых взносов от несчастных случаев на производстве ложится  на предприятия в размере 26-30% от фонда оплаты труда. Реформа налоговой  системы Российской федерации позволила  бы более справедливое перераспределение  доходов.

Информация о работе Социальная политика