Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:52, контрольная работа
В России на сегодняшний день идут широкие дискуссии относительно того, по каким моделям должно строиться и функционировать общество в условиях рыночной экономики.
Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ.
В России уровень дохода
и потребления этой группы населения
не соответствует представлениям о
достойном существовании и
1.3 Направления социальной политики
Социальная политика государства в социально ориентированной рыночной экономике, призвана частично смягчать социальную напряженность, неизбежную при радикальных хозяйственных переменах, тем самым способствовать проведению либеральных реформ экономических и политических структур.
Деятельность государства
по обеспечению относительной
При реализации тех или иных направлений социальной политики государство сталкивается со многими проблемами. При становлении рыночной экономики в нашей стране преодолеваются серьезные противоречия, связанные с бесплатностью распределения некоторых благ и услуг из общественных фондов потребления. Наряду с бесспорными достижениями такое распределение дает и отрицательные побочные последствия. Унифицированный набор бесплатных благ в определенной степени лишает человека свободного выбора, а все общество – многообразия.
Уровень потребления благ не зависит от индивидуальных и коллективных результатов труда. Человек лишен возможности влиять на качество обслуживания в медицинских и других учреждениях.
В этой связи, формирование качественно новой модели социальной политики государства представляется одной из ключевых задач экономической и политической стабилизации. Социальная политика призвана минимизировать социальные издержки глубоких экономических реформ, облегчить адаптацию населения к рыночным условиям, обеспечить ему возможности для нормального существования и развития.
В России отставание в развитии
социальной сферы, недооценка всего
комплекса социальных проблем, низкая
эффективность социальной политики
негативно сказались как на материальном
положении населения, политической
стабильности, так и на процессе
экономических преобразований. В
ходе выполнения задачи по созданию качественно
новой модели социальной политики нужно
обратить внимание на уже имеющийся
мировой опыт в решении социальных
проблем в странах с различным
состоянием рыночной экономики и
различным уровнем жизни
Глава 2. Использование опыта Западных стран в экономике России
В условиях становления социально – ориентированной рыночной экономики в России необходимо выявить наиболее приемлемые схемы развития социальной политики. Мы оказались перед лицом множества реформ: экономических, административных, социальных. Перед страной стоит задача выполнения национальных проектов, самым тесным образом связанных с социальной сферой, которая признана приоритетной. В этой связи для российского общества особо должен быть полезен европейский опыт и изучение европейских социальных моделей. Принципы, на которых они основаны, объективно неоспоримы. Они на деле доказали свою жизнеспособность и притягательность. Однако они исторически закладывались и развивались в условиях, которых в России нет.
При использовании хозяйственного
опыта других стран в стратегии
построения развитой рыночной экономики
в России, абсолютное копирование
чужого опыта хозяйствования не приемлемо,
т.к. в каждой стране своя специфическая
социально-экономическая
В то же время появилась возможность использовать преимущества ХХI века. Так новые информационные технологии, доступ к Интернету позволяют наглядно увидеть преимущества и недостатки социальных моделей других стран, а так же выявить сложные моменты, просчеты и ошибки, допущенные европейцами при решении жизненно важных социальных проблем, оценить их и проанализировать.
Опыт Европы свидетельствует о том, что социальная стабильность в обществе нарушается, когда встает вопрос о доверии к государственной политике. Непонимание и, как следствие, протест населения против планов правительства, хотя бы и объективно необходимых, может привести к самым серьезным последствиям. Россия имеет возможность извлекать уроки из европейского опыта. Достижение социального контракта между государством, бизнес-сообществом и гражданским обществом – задача, зафиксированная в социальной модели Европейских стран, актуальна и для России. Только через взаимодействие и договоренность между социальными партнерами может быть обеспечено устойчивое социально-экономическое развитие общества. Инструменты политики социального партнерства, апробированные в рамках Европейской социальной модели, могут и должны сыграть существенную роль в этом плане.
Особенно важен для
России вопрос о роли современного
социального государства. Ведь в
нашей стране государство традиционно
играло особую роль, многие десятилетия,
являясь фактическим
Как подчеркнул в Послании
президента РФ Д.А. Медведев, «Государство
будет выполнять все свои обязательства
перед людьми. Денежные сбережения
граждан, уровень пенсионного
Для развития социального
партнерства в его современных
формах, определения доли социальной
ответственности, лежащей на государстве,
бизнесе и гражданском
Конечно, каждая страна имеет свои особенности развития, традиции, свои национальные интересы. Но все живут по объективным историческим законам и оказываются перед необходимостью решать сходные проблемы. Поэтому полезно изучать, критически осмысливать, оценивать и по возможности использовать опыт друг друга.
В свете вышеизложенного европейского опыта создания социальной модели представляется возможным сделать следующие предложения, которые могли бы быть использованы при проведении социальных реформ в России.
Опыт Европейских стран
убедительно свидетельствует о
необходимости выработки
Пример Европы говорит о том, что успешное проведение реформ в социальной области возможно только при активном участии в них гражданского общества – организаций трудящихся, предпринимателей, экспертного и научного сообщества. В силу неразвитости в России социального партнёрства, представляется, что налаживание диалога представителей гражданского общества с различными уровнями государственной власти является приоритетной задачей.
Разработка социальной стратегии России и её реализация невозможны без возрастания роли науки, её тесной связи с практикой. Социальные модели Европейских стран на современном этапе наиболее адекватны современным представлениям мирового сообщества об устойчивом развитии, гармонично сочетающем его экономические и социальные параметры.
Центральное место в социальной
политике государства должна занять
не компенсаторная, но конструктивная
концепция благосостояния. Где прямое
обеспечение материальной поддержки
в случае нужды сохраняется, но первостепенное
значение приобретают инвестиции в
человеческий капитал, т.е. от экономической
помощи человеку к созданию условий
для его развития, обеспечению
доступа к труду, обеспечение
«равных возможностей» для
«Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек. Как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированны равные возможности. А жизненный успех, которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности. От его способности к новаторству и творческому труду» - из Послания президента РФ Д.А. Медведева к Федеральному Собранию.
Опыт активной политики на рынке труда – важнейшей части Шведской политики, может быть использован и в России: лучше проводить переподготовку безработных и возвращать их к труду, в частности путем предоставления субсидий для переезда к вакантному рабочему месту, чем тратить огромные средства на пособия безработным в качестве компенсации за потерянные доходы. Значительная часть издержек на политику на рынке труда в Швеции возвращаются государству в виде налогов и взносов на социальное страхование.
Инвестиции в рабочую силу предполагают финансирование образования и профессиональной подготовки, поддержку сферы социальных услуг и многое другое, что связано с модернизацией и структурной перестройкой производства. Социальные инвестиции начинают рассматриваться не как дополнительные расходы и социальные издержки, но как вклад в будущее.
На сегодняшний день в России вводятся такие новые направления деятельности на рынке труда для безработных, вставших на учет в Службе занятости населения:
Так же отдельно можно отметить активную государственную поддержку при создании малых предприятий. Ее сущность заключается в консультации граждан по вопросам создания собственного бизнеса, организационно-правовой помощи, разработке бизнес-плана. При Службе занятости населения проводятся семинары для безработных, желающих начать собственное дело. Реализация проекта «Малый бизнес» поможет создать дополнительные рабочие места и увеличить долю налоговых поступлений.
Несмотря на проводимые меры в области занятости населения, в период мирового финансового кризиса в России, как и во всем мире, наблюдается рост числа безработных.
Особое внимание при рассмотрении
моделей социальной политики европейских
стран следует обратить на социальную
инфраструктуру. В западных странах
в составе социальной инфраструктуры
сложились и функционируют, как
правило, три системы государственного
обеспечения: социальное страхование,
государственное