Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 14:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ социальной политики и основных механизмов её реализации на практике в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………
Социальная политика: содержание, принципы, направления,
модели……………………………………………………………………
Анализ денежных доходов населения в странах с
трансформационной экономикой……………………………………..
Направления и пути реализации социальной политики в
Республики Беларусь…………………………………………………...
Заключение……………………………………………………..………..
Список использованных источников………………………………….
Что касается общей суммы доходов домашних хозяйств, рассчитанной в среднем на семью в месяц, то она составила 165,1 тыс. руб. (139,9$) на одного члена семьи в 2010г. и 262,5 тыс. руб. (196,7$) – в 2011г.
Одним из главных факторов, влияющих на рост денежных доходов населения, является оплата труда. Доля оплаты труда в структуре денежных доходов населения составила: в 2009г. – 51,9%, в 2010г. – 50,4% (по НСУР-97 (Национальной стратегии устойчивого развития) – 57%), в 2011г. – 51,8%. Доля социальных трансфертов (пенсии, пособия, стипендии) увеличилась на 1% в 2010г. по сравнению с 2009г., снизилась в 2011г. на 0,4% по сравнению с 2010г. Доля доходов от собственности в 2009г. составляла 1,8%, в 2010г. – 1,7%, в 2011г. – 1,9%. Доля доходов от предпринимательской деятельности: в 2009г. – 28,4%, в 2010г. – 29%, в 2011г. – 27,8%, что говорит о росте числа предпринимателей в Республике Беларусь, несмотря на введение повышенного налога с доходов [8, 9].
Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения, и заработной платы последних лет (в 2009г. – 58,9 тыс. руб., в 2010г. – 123 тыс. руб., в 2011г. – 191,6 тыс. руб.), уровень жизни населения остается крайне низким и сопровождается широкомасштабной бедностью.
Согласно Закону Республики Беларусь «О прожиточном минимуме», принятом в 1999 году, критерием малообеспеченности у нас в стране является бюджет прожиточного минимума (БПМ). БПМ – это минимальный уровень жизни в области индивидуального потребления.
БПМ в Республике Беларусь в 2009г. составлял – 30,1 тыс. руб., в 2010г. – 50 тыс. руб., в 2011г. – 81,3 тыс. руб., но почти половина работающих получает заработную плату ниже МПБ.
Условное разделение населения по отношению доходов к величине БПМ, МПБ и РПБ (рационального потребительского бюджета) позволяют по методике Всероссийского центра уровня жизни населения (ВЦУЖ) выделить среди населения 5 групп с разным уровнем материальной обеспеченности:
1. «Бедные» семьи – с душевым доходом не выше БПМ;
Структура общества в Республике Беларусь в зависимости от уровня доходов в 2011г. характеризовалась следующим образом:
Такая статистика
говорит о том, что подавляющая
часть населения республики относится
к категории бедных и малообеспеченных,
а также о том, что фактически
отсутствует средний класс как
Распределение доходов малообеспеченных по источникам дает представление о причинах бедности и ее социально-демографическом составе – это низкий уровень жизни отдельных категорий наемных работников в сочетании с иждивенческой нагрузкой (семьи с детьми от 0 до 17 лет), недостаточная социальная поддержка. Средняя заработная плата незначительно превышает МПБ.
В 2011г. на одну среднемесячную заработную плату можно было приобрести 1,3 набора МПБ (для сравнения в 1990г. – 2,5 набора).
В соответствии
с действующим
Одним из наиболее важных индикаторов социальной стабильности общества является коэффициент дифференциации доходов населения. В Республике Беларусь с не когда относительно однородным составом идут процессы дифференциации населения по доходам. Пока не удается изменить тенденцию чрезмерной дифференциации оплаты труда, основанной на обесценении интеллектуального и высококвалифицированного труда. Сегодня наименее оплачиваемыми по-прежнему остаются высококвалифицированные работники образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, а также сельского хозяйства. Имеет место и тенденция различия в оплате труда и по отраслям экономики. Пороговое значение для дифференциации доходов (отношение ресурсов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) – 10 раз. Для Республики Беларусь фактическое соотношение, исходя из статистических данных, в 2009г. составляло 5,8 раз, в 2010г. – 6,1 раз, в 2011г. – 4,7 раз. Для сравнения: наибольшая дифференциация доходов наблюдалась в 1998г. – 6,2 раза. Снижение этого показателя в 2011г. практически связано с уменьшением доходов в высшей квинтильной группе.
Соответствует невысокой дифференциации доходов и коэффициент концентрации доходов Джини, который в 2009г. составил – 0,270, в 2010г. – 0,278 (при пороговом значении 0,3 – 0,5).
По данным выборочных обследований ДХ, в 2011г. 30,5% от общей численности населения республики имела доходы ниже БПМ (при пороговом значении 10%). В то же время в отчете за 2011г. экспертов Европейского банка реконструкции и развития за национальной чертой бедности в Республике Беларусь находится всего порядка 10,4% населения (для сравнения – в России – 29%, в Украине – 27%).
По мере роста средних доходов и заработной платы процессы дифференциации будут нарастать.
Согласно Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) – 97, в 2010г. среднедушевые доходы должны были превысить положительный минимум в 3 раза (фактически в 2009г. – в 1,8 раза, в 2010г. – в 2 раза).
При росте доходов до намеченных параметров предполагается значительное уменьшение доли населения с доходом ниже БПМ.
В 2012г. предельный уровень индексации доходов населения предполагается повысить до 75% БПМ, намечается увеличить тарифную ставку 1 разряда до уровня 80% БПМ, установить МЗП в размере 50% БПМ и размер ее индексировать с учетом инфляции. К 2005г. планируется повысить долю заработной платы в денежных доходах населения до 60%.
Беларусь переживает
сегодня процесс трансформации
социально-экономических и
В настоящее
время в республике формируется
переходный смешанный рынок труда, включающий в себя как старые,
так и новые механизмы определения стоимости
рабочей силы, регулирования занятости
населения и возникновение безработицы
в ходе структурной перестройки экономики.
Характерными чертами этого рынка являются:
низкая стоимость и низкая мобильность
рабочей силы; неразвитость системы социального
партнерства в результате недостаточного
в экономическом, организационном и политическом
плане оформления и отделения друг от
друга основных субъектов рынка труда
— наемных работников, нанимателей (предпринимателей)
и государства; одновременное существование
скрытой безработицы и неполной занятости;
несоответствие спроса и предложения
рабочей силы по профессионально-
Анализ существующих проблем и обобщение опыта разнообразных моделей рынка труда в странах с рыночной экономикой позволяют сформулировать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости в следующих направлениях: разработка программ создания и сохранения эффективных рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки экономики; формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и занятости безработных, включая финансирование создания рабочих мест в сфере малого бизнеса; обеспечение мобильности рабочей силы, прежде всего, через развитие рынка жилья и ликвидации института прописки; внедрение гибких нестандартных форм занятости; переход к реальному страхованию по безработице; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, как с высшим, так и со средним специальным образованием.
Несмотря на
принимаемые меры, общемировые кризисные
тенденции замедлили темпы
Продолжилась тенденция снижения доли оплаты труда в структуре доходов в 2009 г. – 58,7%, в 2010 г. – 56,5%. Незначительно сократилась также доля социальных трансфертов в общей сумме доходов в 2009 г. – 21,6%, в аналогичном периоде 2010 г. – 20,7%.Одновременно происходил стабильный рост доходов от собственности, от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, от продажи продукции в 2010 г. составило более 2 п.п. по сравнению с 2009 г.
Население Беларуси в соответствии с классификацией ООН считается старым. Доля лиц старше 65 лет достигла 12,4%. Четвертая часть населения (26 %) — лица пенсионного возраста.
Большинство пенсионеров республики являются получателями трудовых пенсий. Источником финансирования этих пенсий с 1991 года являются страховые взносы нанимателей (в основном — 35 % фонда оплаты труда) и работников (1 % индивидуальной заработной платы). До 80 % общей суммы этих отчислений направляется на финансирование выплаты трудовых пенсий, а остальные средства — на выплату пособий по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с рождением ребенка, при наступлении других страховых случаев, предусмотренных законодательством, и на финансировании расходов, связанных с оздоровлением населения.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственных служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, получающих социальные пенсии, производится (полностью или частично) за счет средств государственного бюджета.
В последнее время наметился ряд негативных тенденций, которые отрицательно сказываются на стабильном финансировании пенсий. Это свидетельствует, что пенсионная система уже сегодня не в состоянии в полной мере обеспечить взятые на себя обязательства перед получателями пенсий. При этом необходимо учитывать, что если в 2001 году пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) достигли 83,8 тысячи человек, то в 2005 году численность таких лиц увеличилась до 105,3 тысячи, а в 2010 увеличилось до 136,2 тысячи. Это приведет к тому, что страховые средства необходимо будет распределять между большим числом получателей, что может привести к снижению уровня пенсий. Поэтому нужно искать резервы внутри самой пенсионной системы. Достижению этой цели должна способствовать Программа реформирования пенсионного законодательства Республики Беларусь о построении многоуровневой пенсионной системы, которая будет органично сочетать государственные (обязательные) и негосударственные (дополнительные) формы пенсионного обеспечения граждан.
На основании
анализа можно сделать
Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.