Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ социальной политики и основных механизмов её реализации на практике в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
Социальная политика: содержание, принципы, направления,
модели……………………………………………………………………
Анализ денежных доходов населения в странах с
трансформационной экономикой……………………………………..
Направления и пути реализации социальной политики в
Республики Беларусь…………………………………………………...
Заключение……………………………………………………..………..
Список использованных источников………………………………….

Работа содержит 1 файл

Социальная политика.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Что касается общей  суммы доходов домашних хозяйств, рассчитанной в среднем на семью в месяц, то она составила 165,1 тыс. руб. (139,9$) на одного члена семьи в 2010г. и 262,5 тыс. руб. (196,7$) – в 2011г.

Одним из главных  факторов, влияющих на рост денежных доходов  населения, является оплата труда. Доля оплаты труда в структуре денежных доходов населения составила: в 2009г. – 51,9%, в 2010г. – 50,4% (по НСУР-97 (Национальной стратегии устойчивого развития) – 57%), в 2011г. – 51,8%. Доля социальных трансфертов (пенсии, пособия, стипендии) увеличилась на 1% в 2010г. по сравнению с 2009г., снизилась в 2011г. на 0,4% по сравнению с 2010г. Доля доходов от собственности в 2009г. составляла 1,8%, в 2010г. – 1,7%, в 2011г. – 1,9%. Доля доходов от предпринимательской деятельности: в 2009г. – 28,4%, в 2010г. – 29%, в 2011г. – 27,8%, что говорит о росте числа предпринимателей в Республике Беларусь, несмотря на введение повышенного налога с доходов [8, 9].

Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения, и заработной платы последних лет (в 2009г. – 58,9 тыс. руб., в 2010г. – 123 тыс. руб., в 2011г. – 191,6 тыс. руб.), уровень жизни населения остается крайне низким и сопровождается широкомасштабной бедностью.

Согласно Закону Республики Беларусь «О прожиточном  минимуме», принятом в 1999 году, критерием  малообеспеченности у нас в стране является бюджет прожиточного минимума (БПМ). БПМ – это минимальный уровень жизни в области индивидуального потребления.

БПМ в Республике Беларусь в 2009г. составлял – 30,1 тыс. руб., в 2010г. – 50 тыс. руб., в 2011г. – 81,3 тыс. руб., но почти половина работающих получает заработную плату ниже МПБ.

Условное разделение населения  по отношению доходов к величине БПМ, МПБ и РПБ (рационального  потребительского бюджета) позволяют  по методике Всероссийского центра уровня жизни населения (ВЦУЖ) выделить среди  населения 5 групп с разным уровнем материальной обеспеченности:

1. «Бедные» семьи  – с душевым доходом не выше  БПМ;

  1. «Малообеспеченные семьи» – со среднедушевым денежным доходом выше БПМ, но ниже МПБ;
  2. «Обеспеченные» семьи – с душевым доходом от 1 до 2 МПБ;
  3. «Состоятельные семьи» – с душевым доходом в интервале между 2 МПБ (или средним бюджетом) и уровнем душевого дохода на уровне РПБ;
  4. «Богатые» семьи – с душевым доходом РПБ.

Структура общества в Республике Беларусь в зависимости от уровня доходов в 2011г. характеризовалась следующим образом:

    • группа бедных (28,9%) – располагаемые ресурсы ниже БПМ;
  • группа малообеспеченных (47,2%) – располагаемые ресурсы от БПМ до минимального потребительского бюджета (МПБ);
    • среднеобеспеченная часть населения (15,2%) – свыше 1,5 МПБ;
    • наиболее обеспеченная часть населения (4,4%) – свыше 2 МПБ.

Такая статистика говорит о том, что подавляющая  часть населения республики относится  к категории бедных и малообеспеченных, а также о том, что фактически отсутствует средний класс как слой, адаптированный к новым условиям и составляющий основу стабильности общества.

Распределение доходов малообеспеченных по источникам дает представление о причинах бедности и ее социально-демографическом  составе – это низкий уровень  жизни отдельных категорий наемных работников в сочетании с иждивенческой нагрузкой (семьи с детьми от 0 до 17 лет), недостаточная социальная поддержка. Средняя заработная плата незначительно превышает МПБ.

В 2011г. на одну среднемесячную заработную плату можно было приобрести 1,3 набора МПБ (для сравнения в 1990г. – 2,5 набора).

В соответствии с действующим законодательством  Республики Беларусь основной государственной  гарантией в области оплаты труда  работников является минимальная заработная плата (МЗП). Соотношение МЗП с  МПБ в 2011г. составило 18%, а соотношение МЗП и средней заработной платы – 8,2% (при пороговом значении 30%). Это позволяет сделать вывод: МЗП утратила основную свою функцию – обеспечивать существование работника хотя бы на уровне МПБ. МЗП в республике составляет всего 4,6% от средней заработной платы, тогда как в сравнимых по уровню экономического развития постсоциалистических странах (Румыния, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) – 38–46% от среднемесячной заработной платы.[9,10]

Одним из наиболее важных индикаторов социальной стабильности общества является коэффициент дифференциации доходов населения. В Республике Беларусь с не когда относительно однородным составом идут процессы дифференциации населения по доходам. Пока не удается изменить тенденцию чрезмерной дифференциации оплаты труда, основанной на обесценении интеллектуального и высококвалифицированного труда. Сегодня наименее оплачиваемыми по-прежнему остаются высококвалифицированные работники образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, а также сельского хозяйства. Имеет место и тенденция различия в оплате труда и по отраслям экономики. Пороговое значение для дифференциации доходов (отношение ресурсов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) – 10 раз. Для Республики Беларусь фактическое соотношение, исходя из статистических данных, в 2009г. составляло 5,8 раз, в 2010г. – 6,1 раз, в 2011г. – 4,7 раз. Для сравнения: наибольшая дифференциация доходов наблюдалась в 1998г. – 6,2 раза. Снижение этого показателя в 2011г. практически связано с уменьшением доходов в высшей квинтильной группе.

Соответствует невысокой дифференциации доходов  и коэффициент концентрации доходов  Джини, который в 2009г. составил – 0,270, в 2010г. – 0,278 (при пороговом значении 0,3 – 0,5).

По данным выборочных обследований ДХ, в 2011г. 30,5% от общей численности населения республики имела доходы ниже БПМ (при пороговом значении 10%). В то же время в отчете за 2011г. экспертов Европейского банка реконструкции и развития за национальной чертой бедности в Республике Беларусь находится всего порядка 10,4% населения (для сравнения – в России – 29%, в Украине – 27%).

По мере роста  средних доходов и заработной платы процессы дифференциации будут  нарастать.

Согласно Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) – 97, в 2010г. среднедушевые доходы должны были превысить положительный минимум в 3 раза (фактически в 2009г. – в 1,8 раза, в 2010г. – в 2 раза).

При росте доходов  до намеченных параметров предполагается значительное уменьшение доли населения  с доходом ниже БПМ.

В 2012г. предельный уровень индексации доходов населения предполагается повысить до 75% БПМ, намечается увеличить тарифную ставку 1 разряда до уровня 80% БПМ, установить МЗП в размере 50% БПМ и размер ее индексировать с учетом инфляции. К 2005г. планируется повысить долю заработной платы в денежных доходах населения до 60%.

Беларусь переживает сегодня процесс трансформации  социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы Расходы Беларуси на образование и здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития.

В настоящее  время в республике формируется  переходный смешанный рынок труда, включающий в себя как старые, так и новые механизмы определения стоимости рабочей силы, регулирования занятости населения и возникновение безработицы в ходе структурной перестройки экономики. Характерными чертами этого рынка являются: низкая стоимость и низкая мобильность рабочей силы; неразвитость системы социального партнерства в результате недостаточного в экономическом, организационном и политическом плане оформления и отделения друг от друга основных субъектов рынка труда — наемных работников, нанимателей (предпринимателей) и государства; одновременное существование скрытой безработицы и неполной занятости; несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, признаку пола, территориальному размещению свободных мести безработных; низкие темпы обновления рабочих мест; снижение численности занятых в сфере частного предпринимательства; преимущественно пассивный характер политики государственной службы занятости; отсутствие реального страхования по безработице; невысокий уровень пособия по безработице.

Анализ существующих проблем и обобщение опыта  разнообразных моделей рынка труда в странах с рыночной экономикой позволяют сформулировать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости в следующих направлениях: разработка программ создания и сохранения эффективных рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки экономики; формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и занятости безработных, включая финансирование создания рабочих мест в сфере малого бизнеса; обеспечение мобильности рабочей силы, прежде всего, через развитие рынка жилья и ликвидации института прописки; внедрение гибких нестандартных форм занятости; переход к реальному страхованию по безработице; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, как с высшим, так и со средним специальным образованием.

Несмотря на принимаемые меры, общемировые кризисные  тенденции замедлили темпы роста  денежных доходов белорусских граждан. В 2010 г. денежные доходы населения составили 33,9 трлн. руб. и по сравнению с 2009 г. увеличились на 21,2%, реальные денежные доходы выросли на 5,5% при годовом прогнозе 11 5%. Денежные доходы в расчете на душу населения составили 702,1 тыс. руб. в месяц и повысились по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. в реальном выражении на 5,6% [6, стр. 5].

Продолжилась  тенденция снижения доли оплаты труда  в структуре доходов в 2009 г. – 58,7%, в 2010 г. – 56,5%. Незначительно сократилась также доля социальных трансфертов в общей сумме доходов в 2009 г. – 21,6%, в аналогичном периоде 2010 г. – 20,7%.Одновременно происходил стабильный рост доходов от собственности, от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, от продажи продукции в 2010 г. составило более 2 п.п. по сравнению с 2009 г.

Население Беларуси в соответствии с классификацией ООН считается старым. Доля лиц  старше 65 лет достигла 12,4%. Четвертая  часть населения (26 %) — лица пенсионного  возраста.

Большинство пенсионеров республики являются получателями трудовых пенсий. Источником финансирования этих пенсий с 1991 года являются страховые взносы нанимателей (в основном — 35 % фонда оплаты труда) и работников (1 % индивидуальной заработной платы). До 80 % общей суммы этих отчислений направляется на финансирование выплаты трудовых пенсий, а остальные средства — на выплату пособий по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с рождением ребенка, при наступлении других страховых случаев, предусмотренных законодательством, и на финансировании расходов, связанных с оздоровлением населения.

Пенсионное  обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственных служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, получающих социальные пенсии, производится (полностью или частично) за счет средств государственного бюджета.

В последнее  время наметился ряд негативных тенденций, которые отрицательно сказываются  на стабильном финансировании пенсий. Это свидетельствует, что пенсионная система уже сегодня не в состоянии в полной мере обеспечить взятые на себя обязательства перед получателями пенсий. При этом необходимо учитывать, что если в 2001 году пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) достигли 83,8 тысячи человек, то в 2005 году численность таких лиц увеличилась до 105,3 тысячи, а в 2010 увеличилось до 136,2 тысячи. Это приведет к тому, что страховые средства необходимо будет распределять между большим числом получателей, что может привести к снижению уровня пенсий. Поэтому нужно искать резервы внутри самой пенсионной системы. Достижению этой цели должна способствовать Программа реформирования пенсионного законодательства Республики Беларусь о построении многоуровневой пенсионной системы, которая будет органично сочетать государственные (обязательные) и негосударственные (дополнительные) формы пенсионного обеспечения граждан.

На основании  анализа можно сделать следующие  выводы: расходы Беларуси на образование и здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития. Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов, значительно снизила уровень бедности и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости. Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи.

Сегодня наиболее важными социальными  проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.

Информация о работе Социальная политика