Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 14:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ социальной политики и основных механизмов её реализации на практике в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………
Социальная политика: содержание, принципы, направления,
модели……………………………………………………………………
Анализ денежных доходов населения в странах с
трансформационной экономикой……………………………………..
Направления и пути реализации социальной политики в
Республики Беларусь…………………………………………………...
Заключение……………………………………………………..………..
Список использованных источников………………………………….
Данная модель социальной политики государства присуща США, Англии, Ирландии.
Вторая модель
социального государства –
Предприятие стимулирует работников к внесению максимального трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских услуг и образования. В данной модели ответственность за социальное благополучие в обществе несут государство, негосударственные организации и непосредственно личность, но более существенную роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвлённую социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды.
Классическими представителями корпоративной модели социальной политики являются Япония, Германия.
Следующая модель социальной политики государства – общественная. В её основе лежит принцип солидарности, т.е. ответственности всего общества за судьбу его членов.
Эту модель называют перераспределительной, при которой богатый платит за бедного, здоровый – за больного, молодой – за старого. Осуществляет это перераспределение государство. Именно оно берёт на себя ответственность за социальное благополучие своих граждан.
Финансовым механизмом перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных гарантий, выступающих для населения в большей части в бесплатной (безвозмездной) форме. Примером такой модели являются Швеция, Швейцария, Дания.
По характеру участия государства в решении социальных вопросов выделяют:
Таким образом, можно сделать вывод, что вышеперечисленные модели отличаются одна от другой ролью и степенью участия в реализации социальной политики основных субъектов экономики (государства, корпорации, личности) и других институтов гражданского общества. В основе каждой из моделей социального государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики её основных субъектов.
2. Анализ денежных доходов населения в странах трансформационной экономики
В системе макроэкономических показателей «доходы населения» являются одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и благосостояния людей. Доходы населения, являясь основой повышения жизненного уровня, выступают в тоже время и источником совершенствования и развития производства, что сопровождается повышением жизненного уровня людей.
Процесс трансформации в постсоциалистических странах повлек за собой коренные преобразования в системе общественных отношений, переход к рыночной экономике был обусловлен снижением роли государства в регулировании социально-экономических процессов, что в дальнейшем повлекло за собой дерегулирование социальной сферы, усиление неравенства в доходах населения, его социальное расслоение, что приходит в противоречие с программными целями построения социально-ориентированного государства в этих странах.
Изучению проблем, связанных с распределением, дифференциацией доходов населения посвящены работы как классиков экономической теории - Ф. Кенэ, А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс и др., так и современных зарубежных и отечественных ученых, - Э. Аткинсон, К. Браун, Э. Либанова, Л. Ржаницына, Н. Римашевская, А. Суринов, и др.
В то же время действующие
Анализ денежных доходов в России и Украине
Сравнительный анализ структуры денежных доходов населения России и Украины (табл. 1.2) свидетельствует о достаточно неидентичной структуре по основным видам доходов, - в частности, удельный вес оплаты труда в России за последнее десятилетие на 9,0% выше, чем в Украине [7, 10]. При этом необходимо отметить, что превышение доли оплаты труда в России определено, на наш взгляд, другой вычислительной основой, - в ее состав в отличие от Украины включен % теневой экономики, т.е. включена «скрытая» или официально неучтенная заработная плата.
Таблица 1.2 - Сравнительный анализ состава денежных доходов населения России и Украины
Показатели |
Россия |
Украина | ||||
2000 |
2005 |
2010 |
2001 |
2005 |
2010 | |
1. Структура денежных доходов, % в т.ч. |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- оплата труда |
62,8 |
63,6 |
65,2 |
53,9 |
53,2 |
56,1 |
- доходы от предпринимательской деятельности |
15,4 |
11,4 |
9,7 |
4,1 |
5,3 |
6,0 |
- доходы от собственности |
6,8 |
10,3 |
8,2 |
9,8 |
7,5 |
5,2 |
- социальные выплаты |
13,8 |
12,7 |
14,9 |
23,7 |
25,8 |
26,4 |
- другие доходы |
1,2 |
2 |
2 |
8,5 |
7 |
6,3 |
2. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного мин., % |
29,0 |
17,7 |
13,2 |
87,9 |
64,0 |
25,6 |
3. Средний прожиточный минимум, дол. |
43 |
105 |
70 |
50 |
84 |
80 |
Источник: http://ukrstat.gov.ua (основные социально-экономические показатели Украины), http://www.gks.ru (основные социально-экономические показатели России)
В Украине гораздо ниже и доля доходов от предпринимательской деятельности. Однако, несмотря на то, что в России доля данного вида дохода и существенно выше, чем в Украине, но наблюдается тенденция к снижению (на протяжении 10 лет с 2000г. сократился в 1,5 раза). В то же время при незначительном отличии удельного веса доходов от собственности, в странах сложилась противоположная тенденция, - если в России этот показатель растет, то в Украине, наоборот, снижается. Необходимо отметить существенное превышение доли социальных выплат в Украине по сравнению с Россией, - при практически одинаковой возрастной структуре населения в Украине данный показатель превышает российский в 2 раза и составляет 26,4%, что свидетельствует о патерналистских особенностях социальной политики в стране.
Уровень бедности населения можно оценить на основе использования косвенного показателя - численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Сопоставление показателей свидетельствует о следующих двух закономерностях, во-первых, в Украине в 2010г. удельный вес лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума почти в 2 раза выше, чем в России, при этом в 2000-2001гг. это превышение составляло более чем 3 раза. Но в то же время и размер среднего прожиточного минимума в Украине по состоянию на 2010г. в долларовом эквиваленте более чем в половину меньше российского. Данные соотношения свидетельствуют о том, что украинское общество на порядок беднее и уровень жизни существенно ниже.
При анализе распределения
Таблица 2.2 - Сравнительный анализ критериев дифференциации населения по доходам
Годы |
Россия |
Украина (официальные данные / с учетом теневого сектора) | ||||
коэф-т Джини |
дец.коэф-т диф-ии денежных доходов населения, раз |
Дец коэф-т фондов, раз |
коэф-т Джини |
дец.коэф-т диф-ии денежных доходов населения, раз |
децильный коэффициент фондов, раз | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2006 |
0,41 |
7,0 |
15,2 |
0,32 / 0,37 |
4,5 / 8,2 |
8,7 / 9,6 |
2008 |
0,42 |
7,5 |
16,0 |
0,28 / 0,44 |
4,3 / 10,6 |
7,2 / 13,0 |
2010 |
0,42 |
7,5 |
16,8 |
0,28 / 0,43 |
4,1 / 7,4 |
6,4 / 14,7 |
Источник: http://ukrstat.gov.ua (основные социально-экономические показатели Украины), http://www.gks.ru (основные социально-экономические показатели России)
При сравнительном анализе
Анализ денежных доходов в Республике Беларусь
Социальная политика государства в период 2009–2011гг. была направлена на стабилизацию и повышение уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост денежных доходов населения и повысить их реальное содержание; значительно сократить отставание минимальных социальных гарантий от бюджета прожиточного минимума; уменьшить дифференциацию денежных доходов различных групп населения и масштабы бедности.
Реализация мер в области социальной политики позволила не только остановить падение уровня жизни, но и обеспечить рост реальных денежных доходов, значительно превысив их параметры, которые были намечены правительством. Значительным ростом увеличения денежных доходов характеризуются: в 2009г. – реальные денежные дохды выросли на 20%., в 2010г. – на 25%; реальная заработная плата – на 12 и 30% соответственно.
В 2011г. денежные доходы населения составили 19,2 трлн. руб. В номинальном выражении в 2011г. они увеличились, по сравнению с 2010г., на 7,7%. Реальные располагаемые денежные доходы (расходы за минусом обязательных платежей и добровольных взносов) возросли на 8,3% (в 2010г. – на 26,4%) (табл. 3.2) [8, 9].
Таблица 3.2 - Основные социально-экономические показатели за 2009–2011гг. по Республике Беларусь
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
1. Всего денежные доходы (ДД) населения (трлн. руб.) |
Нет данных |
17,7 |
19,2 |
2. Общая сумма доходов домашних хозяйств (ДХ) в среднем на семью (тыс. руб.) |
Нет данных |
165,1 (139,9) |
262,5 (196,7) |
3. Среднемесячная заработная плата (тыс. руб.) |
58,9 |
123 |
191,6 |
4. Индекс среднемесячной заработной платы (%) |
112 |
130 |
118,1 |
Среднемесячная заработная плата населения (в % к минимальному потребительскому бюджету (МПБ)) |
126 |
151 |
141,3 |
5. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) (тыс. руб.) |
30,1 |
50 |
81,3 |
6. Доля населения, имеющего доходы ниже БПМ (%) |
53,2 |
37,8 |
41,7 |
7. Дифференциация доходов населения (раз) |
5,8 |
6,1 |
4,7 |
8. Коэффициент Джини |
0,270 |
0,278 |
Нет данных |
ИИИсточник: http://www.belstat.gov. by (основные социально-экономические показатели РБ),, http://www.mintrud.gov. by. (основные социально-экономические показатели министерства труда и социальной защиты населения РБ) (((осаатооооонежный доход статистический население
По данным Министерства статистики и анализа РБ, индекс среднемесячной реальной заработной платы в 2009г. составлял 112%, в 2010г.– 130%, в 2011г. – 118,1%, что так же, как и рост денежных доходов населения указывает на укрепление материальных основ экономической безопасности домашних хозяйств (ДХ) Республики Беларусь.
По отношению к нашим ближайшим соседям доходы белорусов в 2010г. составляли 76,8% от доходов россиян (91,3$ в и 118,9$ в месяц соответственно), в 2011г. они практически сравнялись, достигнув уровня 102,05$. По отношению к Украине доходы наших граждан в 2011г. составляли 144,5%. Однако, если сравнивать доходы со среднемировым уровнем, который выступает как критерий безопасности для высокоразвитых в экономическом отношении стран, то придется констатировать, что этот уровень достигнут только на 26 – 30% (в зависимости от принятого при пересчете валютного курса).