Социальная политика в современной рыночной экономике: теория, методология, практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Объект - социальная политика.
Предмет - особенности социальной политики, ее направления, основные механизмы реализации ее на практике в Республике Беларусь.
Цель - изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

    Особое  внимание в ближайшие годы будет  уделено развитию науки и инновационной деятельности. В прогнозируемом периоде предусматривается существенное увеличение финансовых затрат на исследования и разработки. Внутренние затраты на исследования и разработки в 2010 году будут увеличены не менее чем в 2,5-3 раза по сравнению с 2005 годом. Будет обеспечена концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научно-технической деятельности.

    Стратегической  целью в области здравоохранения Республики Беларусь является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью, создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения[6,гл.4.1.3]. Для конечного достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

    -совершенствование государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;

    -укрепление и обновление материально-технической базы, увеличение доли финансирования в ВВП на развитие здравоохранения, увеличение объемов финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развитие форм добровольного медицинского страхования;

    -повышение уровня и качества медицинских услуг и обеспечение их доступности;

    -создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;

    -совершенствование медицинской помощи пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения, медико-социальной реабилитации, охраны психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения.

         В сфере лекарственного обеспечения  упор будет сделан на совершенствование системы контроля качества и поддержку отечественных производителей медицинских препаратов. Количество выпускаемых медикаментов к 2010 году будет доведено до 700 наименований, что на 200 единиц больше, чем в 2005 году.

    Первостепенное  внимание будет уделено развитию медико-генетической помощи, профилактических и реабилитационных технологий. К 2010 году широкое развитие получит телемедицина. Расширится сеть государственных унитарных хозрасчетных учреждений для оказания платных медицинских услуг населению.

    Благодаря целенаправленной социальной политике государства по возрождению белорусской  культуры сохранен культурный потенциал Республики Беларусь. Дальнейшее развитие получило профессиональное искусство, поддерживается историко-культурное наследие, увеличилось число театров, музеев, выпуск книг и брошюр.

    Культура будет играть всевозрастающую роль в укреплении интеллектуального потенциала страны. Для этого предусматривается всемерно поддерживать, сохранять, укреплять и развивать сферу национальной культуры в интересах общества и формирования духовных потребностей человека[14,с.115-116].

    Мощным  фактором оздоровления нации выступают  физическая культура и спорт.

    Развитие  физической культуры и спорта является одним из ведущих направлений  в физическом и духовном оздоровлении народа, важным фактором формирования здорового образа жизни человека, совершенствования человеческого  капитала.

    В Республике Беларусь, которая является спортивной державой, проводится целенаправленная работа по повышению эффективности физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий во всех сферах жизнедеятельности. Пополняются фонды отрасли новыми спортивными объектами.

    Особое  внимание следует уделить совершенствованию  физического воспитания детей и  учащейся молодежи. Для этого предусматривается  развитие подростковых спортивных клубов, центров физкультурно-оздоровительной  работы по месту жительства, создание групп, секций, кружков по спортивным интересам в учреждениях образования[6,гл.4.1.4.].

    Главной целью развития национальной системы  физической культуры и спорта является укрепление здоровья и физическое совершенствование  населения путем повышения  уровня физкультурно-оздоровительной работы, формирования у населения интереса к занятиям физической культурой и спортом, расширения образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни, повышения конкурентоспособности системы подготовки белорусских спортсменов высокого класса, достижения высоких спортивных результатов на международной арене, развития международных связей.

    Беларусь  располагает богатыми природным  потенциалом и историко-культурными  ресурсами для развития различных  видов туризма.

    Реализация  Национальной программы развития туризма  на 2006-2010 гг. позволит создать конкурентоспособный туристский комплекс с предоставлением разнообразных и качественных услуг, повысит вклад туризма в экономику Беларуси. 

    Основные  направления развития туризма, механизмы их реализации определены в Национальной программе развития туризма Республики Беларусь на 2006–2010 гг. Приоритетным станет въездной туризм. Получат дальнейшее развитие познавательный, транзитный и трансграничный, деловой, агроэкотуризм, рекреационный, оздоровительный и другие виды туризма.  

    Основными задачами на 2007 – 2010 годы являются:

    -развитие физической культуры, спорта и туризма как важной составляющей социальной политики Республики Беларусь, направленной на укрепление здоровья нации, авторитета государства в мировом спортивном сообществе и Всемирной туристской организации[15];

    -дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы физической культуры, спорта и туризма, механизма государственного регулирования отрасли, повышение эффективности функционирования системы физического воспитания населения;

    -доведение к 2010 году числа занимающихся физической культурой по месту учебы, работы и месту жительства в оздоровительных группах, секциях и клубах по спортивным интересам, физкультурно-оздоровительных центрах до 17 % от общей численности населения;

    -увеличение объема платных услуг физической культуры и спорта к 2010 году до 129 – 130 %;

    -увеличение объема туристско-экскурсионных услуг к 2010 году до 5 % в общем объеме платных услуг;

    -прибыль от реализации Национальной программы развития туризма на 2006 – 2010 годы увеличить к 2010 году до 870141,2 млн. рублей, объем платных туристско-экскурсионных услуг в 3,2 раза по отношению к 2006 году;

    -выполнение государственного социального стандарта в области физической культуры и спорта в каждом районе и городе республики на уровне, установленном Правительством страны (не менее 0,25 базовой величины в районах и городах областей, 0,5 базовой величины в районах г. Минска);

    -сохранение за Республикой Беларусь места среди 20 сильнейших спортивных мировых держав[15].  

    Целями  жилищной политики, проводимой в нашей республике, являются повышение уровня обеспеченности граждан жильем, развитие жилищного строительства с преимущественным использованием средств внебюджетных источников финансирования и долгосрочных форм кредитования граждан на приобретение жилья, дальнейшее развитие рынка жилья и жилищных услуг, эффективное использование существующего жилищного фонда[6,гл.4.1.5.].

    Преимущество  в структуре жилищного строительства Республики Беларусь должно получить возведение жилых домов высоких потребительских качеств, где наряду с традиционными получат развитие новые системы благоустройства с низким уровнем энергопотребления, с использованием нетрадиционных источников энергии. Эти же направления, наряду с мероприятиями по усилению теплозащитных свойств домов, должны получить развитие при реконструкции и модернизации имеющегося жилищного фонда, особенно в сельской местности.

    Устойчивое  развитие жилищно-коммунального хозяйства определяется созданием эффективной и устойчивой инженерно-технической инфраструктуры населенных пунктов по производству и поставке услуг жизнеобеспечения населению и обеспечению жизнедеятельности производств, оказанию других видов коммунальных услуг, связанных с управлением жилищным фондом, его содержанием и ремонтом.

    Дальнейшее  реформирование жилищно-коммунального  хозяйства должно направляться на создание экономических, правовых и организационных  условий развития отрасли с целью  повышения эффективности и надежности ее функционирования, улучшения качества услуг и снижения их себестоимости.

    Реализация  этих направлений должна обеспечиваться решением следующих целевых задач:

    -внедрение высокоэффективных, надежных, экологически безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг жилищно-коммунального хозяйства, основанных на использовании достижений научно-технического прогресса, местных возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;

    -совершенствование организационной структуры управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды в этой системе;

    -совершенствование системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности выделяемых на эти цели средств[6,гл.4.1.5.].

    Для удовлетворения потребностей населения  и экономики в перевозках и  других услугах необходимо обеспечить устойчивое сбалансированное развитие транспорта и связи по следующим основным направлениям:

  • выработка стандартов безопасности транспортных процессов, воздействия транспорта на окружающую среду и обеспечение контроля за их выполнением;
  • повышение доступности транспортных услуг, обеспечение минимальных социальных стандартов транспортного обслуживания для всех слоев населения и регионов страны;
  • создание условий для привлечения инвестиций на развитие транспорта, реализация инвестиционных проектов по обновлению подвижного состава, реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры;
  • развитие экспорта транспортных услуг и создание благоприятных условий для осуществления международных перевозок.

    Приоритетными направлениями развития отрасли  «Связь» являются:

  • развитие национальной сети электросвязи Республики Беларусь посредством гармоничного развития сетей стационарной и подвижной электросвязи, технического перевооружения сетей электросвязи посредством замены аналогового оборудования на цифровое с использованием оборудования отечественного производства, внедрения новых перспективных технологий;
  • модернизация традиционных почтовых услуг и внедрение новых, в том числе на основе применения информационных технологий; развитие сегмента распространения печатных средств массовой информации, услуг ускоренной почты и нетрадиционного профиля;
  • создание благоприятных условий для развития информационных ресурсов белорусского сегмента Интернет, повышение доступности информационных ресурсов;
  • реализация мероприятий, предусмотренных Государственной программой информатизации Республики Беларусь на 2003–2005гг. и на перспективу до 2010г. «Электронная Беларусь», Программой развития стандартизации и технического нормирования в отрасли «Связь» на 2006–2010 гг.

    Главными  задачами в области телевидения и радиовещания являются увеличение территории приема сигналов государственного теле- и радиовещания, улучшение качества приема этих сигналов, расширение вещания на приграничные территории, создание опытной зоны цифрового телевидения и ее последующее расширение. 
 

    В заключение данной главы можно сказать, что для устойчивого развития страны прежде всего необходимо проводить сильную социальную политику, которая призвана реализовать гарантии граждан на медицинскую помощь, социальную защиту, образование, полноценное питание, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека.

    В Республике Беларусь предпринимаются все возможные меры для достижения поставленных целей, улучшения качества жизни населения. Государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных расходов на развитие в области культуры, образования, науки, здравоохранения, спорта и туризма, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, телевидения и радиовещания. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данной работе были рассмотрены такие  немаловажные вопросы социальной политики государства, как повышение уровня и качества жизни населения, перспективы развития в области образования, здравоохранения, спорта и туризма, жилищно-коммунального хозяйства.

Информация о работе Социальная политика в современной рыночной экономике: теория, методология, практика