Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 01:56, курсовая работа
Объект - социальная политика.
Предмет - особенности социальной политики, ее направления, основные механизмы реализации ее на практике в Республике Беларусь.
Цель - изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике в Республике Беларусь.
-рост реальных денежных доходов населения – 149 – 156 %;
-повышение уровня реальной заработной платы как основного источника формирования доходов населения и важного стимула трудовой активности работников – 152 – 158 %;
-поэтапное повышение уровня минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий – до величины бюджета прожиточного минимума;
-предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов (не более 1:6);
-социальная поддержка малообеспеченных категорий населения, дальнейшее совершенствование государственной адресной социальной помощи;
-совершенствование системы пенсионного обеспечения (повышение реального значения пенсии по возрасту в 1,52 раза).
Важнейшим направлением политики доходов является снижение уровня малообеспеченности на основе роста среднедушевых доходов, повышения всех видов гарантированных минимальных доходов. Выполнение прогнозных параметров роста денежных доходов населения при более быстрых темпах роста доходов малообеспеченных групп позволит в 2006 – 2010 годах обеспечить сокращение уровня малообеспеченности населения в два раза к предыдущему периоду. Для этой категории населения будут предусмотрены социальные гарантии.
Реализация намеченных мер по росту ВВП и реальным возможностям его использования позволит обеспечить в прогнозируемом периоде прирост реальных денежных доходов населения на 49–56%. Существенное повышение уровня денежных доходов будет способствовать расширению платежеспособного спроса, росту сбережений населения и их инвестированию в экономику, развитию сферы услуг.
Основной целью государственной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в надежный источник доходов и повышение ее роли как стимула трудовой активности работников[9,с.37].
Политика оплаты труда будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использовании в реальном секторе экономики в большей степени рыночных механизмов регулирования.
Важнейшей
функцией государства остается обеспечение
государственных минимальных
В
предстоящем пятилетии
В
целях недопущения
В бюджетном секторе необходимо сохранить государственное регулирование оплаты труда, которое будет осуществляться на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. При этом необходимо перераспределить полномочия по оплате труда между Правительством, отраслевыми министерствами и непосредственно организациями за счет расширения прав отраслевых министерств, руководителей организаций в установлении надтарифных выплат, учитывающих отраслевую специфику.
В реальном секторе экономики политика государства по повышению заработной платы должна реализовываться путем повышения государственных минимальных гарантий оплаты труда, совершенствования налоговой системы, повышения эффективности социального партнерства.
Предусматривается
восстановление воспроизводственной
и стимулирующей функций заработной платы,
повышение реальной заработной платы
в 1,52 – 1,58 раза. Номинальная начисленная
среднемесячная заработная плата к концу
2010 года должна составить в долларовом
эквиваленте около 500 долларов США[9,с.38].
2.3 Основные показатели социально-экономического развития РБ
Социально-экономическое развитие республики в январе-октябре 2009 года характеризуется следующей динамикой основных макроэкономических показателей.
Индекс объема ВВП в январе-октябре 2009 г. составил 99% к уровню соответствующего периода 2008 года[12].
Индекс физического объема производства промышленной продукции по набору товаров-представителей за январь-октябрь 2009 г. к январю-октябрю 2008 г., по данным Белстата, составил 95,5%, не изменившись по сравнению с январем-сентябрем т.г.
Положительная динамика производства продукции промышленности по итогам января-октября 2009 г. к уровню соответствующего периода 2008 г. обеспечена Минсельхозпродом (104,6%), концернами «Белнефтехим»(111,8 %), «Белгоспищепром» (105%), «Белбиофарм» (104,4%), а также Витебской и Гомельской областями соответственно 103,7 и 100,2%.
Индекс производства потребительских товаров за десять месяцев 2009 года сложился на уровне 99,1% к аналогичному периоду 2008 года.
По итогам января-сентября продолжает прослеживаться дальнейшее поступательное повышение рентабельности реализованной продукции как в целом в промышленности республики, так и в системах большинства министерств и концернов. Данный параметр в промышленности за январь-сентябрь т. г. составил 9,9% против 9,7% в январе-августе т.г.
Энергоемкость ВВП за январь-сентябрь 2009 г., по данным Белстата, снизилась на 5,1% при годовом прогнозе минус 8%.
Темп роста валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за январь-октябрь 2009 года к уровню соответствующего периода 2008 года составил 101,1%[12].
В январе-октябре 2009 года темп роста инвестиций в основной капитал к уровню соответствующего периода 2008 года составил 113,1%.
За десять месяцев строительно-монтажных работ выполнено на 23,8% больше, чем за январь-октябрь 2008 г.
По объектам производственного назначения в январе-октябре 2009 г. использовано инвестиций в основной капитал на 14,1% больше по сравнению с январем-октябрем 2008г. При этом удельный вес инвестиций производственного назначения в общем объеме инвестиций составил 64,1 %, что соответствует уровню января-октября 2008 г.
Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в январе-октябре 2009 г. составили 104,2% к уровню января-октября 2008 г.
Достаточно успешно реализуется жилищная программа.
На строительство жилых домов в январе-октябре т.г. использован 21% от общего объема инвестиций.
В январе-октябре 2009 г. введено в эксплуатацию 4728,7 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов, что составляет 78,8% к предусмотренному заданию на год. По сравнению с январем-октябрем 2008г. ввод в действие жилья увеличился на 637,8 тыс. квадратных метров, или на 15,6 %[12].
Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в действие 2733,5 тыс. квадратных метров общей площади, из них в многоквартирных жилых домах в городах – 2019,1 тыс. квадратных метров. Удельный вес жилья, построенного для этой категории граждан в многоквартирных жилых домах в городах, составил 84,1% от объема введенного жилья в таких домах при задании на год – 78%.
В то время как задание на 2009 год по вводу в эксплуатацию общей площади жилья в январе-октябре в целом по республике выполнено на 78,8 %, в разрезе областей выполнение составило от 90,5% в Брестской области до 76,2 % в Витебской. В г. Минске указанное задание выполнено лишь на 57 %.
В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 1296 тыс. кв. метров общей площади жилья, что составило 27,4% от их общего ввода по республике (в январе-октябре 2008 г. – 30,8%).
В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях в январе-октябре 2009 г. построено 1928,7 тыс. кв. метров жилья, или 115,6% к уровню соответствующего периода 2008 года[12].
По данным платежного баланса, индекс объема экспорта товаров и услуг в январе-сентябре 2009 года к уровню аналогичного периода 2008 года составил 58,8%. Индекс объема импорта товаров и услуг составил 65,7% по итогам января-сентября т.г. В результате сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами в сумме 3772,7 млн. долларов США (при прогнозе на 2009 год отрицательного сальдо в диапазоне 1470-1500 млн. долл. США).
Причинами формирования такой неблагоприятной ситуации во внешней торговле, по-прежнему, остаются резкое ухудшение конъюнктуры рынка, спад деловой активности, падение внешнего платежеспособного спроса на основные виды белорусской экспортной продукции, что приводит к сокращению как физических объемов экспорта, так и падению средних цен на реализуемую продукцию.
Что касается внешней торговли товарами, то при снижении импорта товаров в страну в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 34,8%(его объем составил 20 млрд. долларов), темпы экспортных поставок уменьшились на 43,3% (их объем составил 15 млрд. долларов). В результате опережающего падения экспорта над темпами сокращения импорта на 9,5%-ого пункта отрицательное сальдо внешней торговли товарами (по данным торгового баланса) сложилось в размере 5021,3 млн. долларов, увеличившись по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. на 776,2 млн. долларов[12].
Необходимо отметить, что, начиная с марта 2009 года, наметились некоторые положительные сдвиги. Так, индексы объема экспорта постепенно прирастают (в январе-марте – 51,1; в январе-апреле – 51,6; в январе-мае – 52; в январе-июне – 52,5%, январе-июле - 53,8%, в январе-августе – 55,5%, в январе-сентябре – 56,7%), а индексы объема импорта снижаются (68,4; 67,4; 66,8; 66,6; 65,1; 65,3; 65,2 % соответственно).
Вопросы сбалансированности внешней торговли, оптимизации импорта, наращивания и диверсификации экспортных поставок находятся на постоянном контроле Правительства.
Социальная сфера является наиболее уязвимой к воздействию негативных тенденций в реальном секторе экономики. В этой связи основной задачей государственной политики в области оплаты труда является сохранение уровня заработной платы, обеспечивающего удовлетворение основных потребностей населения.
Темп роста реальных денежных доходов населения в январе-сентябре 2009 г. составил 102,8% к уровню соответствующего периода 2008 года (прогноз на год – 114-115%).
В январе-сентябре 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в республике увеличилась на 14,6% (прогноз на 2009 год – на 31%) и составила 983,1 тыс. рублей или 349,2 долл. США в долларовом эквиваленте.
В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с январем-сентябрем 2008 года увеличилась на 11,7% (по прогнозу – на 29,4 %) и составила 767,5 тыс. рублей или 272,6 долл. США[12].
Реальная заработная плата в целом в республике за девять месяцев текущего года к соответствующему периоду 2008 года увеличилась на 0,6% (прогноз на 2009 г. – на 17%).
В сфере занятости населения на 2009 год поставлена задача по удержанию уровня регистрируемой безработицы в интервале 1,1-1,2% от численности экономически активного населения и обеспечению численности занятых в экономике к концу 2009 года в пределах 4580 – 4650 тыс. человек.
На достижение поставленных целей нацелена реализация мероприятий Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009 – 2010 годы.
В январе-сентябре текущего года численность занятых в экономике республики составила 4594,3 тыс. человек, что на 0,1% больше, чем в январе-сентябре 2008г.