Социальная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - оценка тенденций и приоритетов социальной политики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть содержание и инструменты социальной политики государства;
- рассмотреть концепции социальной политики западных стран;
- охарактеризовать направления социальной политики России на современном этапе;
- дать оценку социальной политики Российской Федерации.
Объект исследовании: социальная политика РФ.

Работа содержит 1 файл

Экономика. Социальная политика в России в периходный период.(контрольная).doc

— 221.00 Кб (Скачать)
ign="justify">      криминогенная обстановка;

      падение уровня рождаемости;

      распад  института семьи и брака.

      Уровень жизни населения в начале 90-х  годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижение доходов населения. По отношению к 1990 г. платные услуги населения составили в 1993 г. 39 %, а покупательная способность денежных сбережений – 97 %. С 1990 по 1993 гг. дефлятор валового внутреннего продукта вырос в 410 раз. В январе-июле 1992 г. Федеральная служба занятости зафиксировала 1281,7 тыс. неработающих граждан, из них 71 % составляли женщины. По оценке других экспертов, численность безработных составляла: в 1992 г. – 3594 тыс. человек, в 1993 г. – 4120 тыс., в 1994 г. – 5300 тыс. Несмотря на существенное расхождение в цифрах, налицо динамика роста безработицы. Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Так, если в 1986 г. в России зарегистрировано 1 338 424 преступления, то в 1991 г. эта цифра составила 2 173 074 (по другим источникам, в 1991 г. – 2173,1 тыс. преступлений, в 1992 г. – 2760,7 тыс., в 1993 г. – 2799,6).

      В конце 80-х гг. в России появляются беженцы – лица, которые вынуждены покинуть места постоянного проживания вследствие совершенного в отношении них насилия или преследования по признаку национальной принадлежности, вероисповедания, политических убеждений. На территории России в 1989 г. появляются беженцы из Узбекистана – более 20 тыс. турок-месхетинцев. К 1992 г. в Российской Федерации зарегистрировано 222 тыс. беженцев из стран Закавказья, Средней Азии, Балтии. Вынужденная миграция населения привела к осложнению социально-экономической и политической обстановки в регионах.

      Сложная социально-экономическая ситуация не могла не отразиться на институте  брака и семьи. По сравнению с 1991 г. сокращается число браков и  увеличивается число разводов. Так, если в 1991 г. на 1277,2 тыс. браков было 597,9 тыс. разводов, то в 1994 г. – на 1080,6 тыс. – 680,5 тыс. соответственно. Такая тенденция сохраняется и в настоящее время.

      Стихийные процессы и процессы, связанные с  попытками стабилизировать социально-экономическую  ситуацию, выдвинули на первый план задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения, необходимость выделить приоритетные группы населения, которым в первую очередь должна оказываться всесторонняя поддержка. К ним относились дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие (уволенные в запас). Поэтому в декабре 1991 г. президентским указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

      Для формирования финансовых источников предполагалось создать Республиканский и территориальные  фонды социальной поддержки населения, которые бы образовывались за «счет средств остатков продукции и товаров, части доходов от приватизации, а также от деятельности предприятий, организуемых ими денежно-вещевых лотерей, аукционов, добровольных взносов предприятий, учреждений и организаций, иностранных юридических и физических лиц, гуманитарной помощи, других поступлений…».

      Правительству Российской Федерации предложено определить порядок адресного направления  гуманитарной помощи, а Министерству социальной защиты населения (ныне Министерство труда и социального развития) определить размеры бюджетных и внебюджетных средств в Республиканский и территориальные фонды.

      В 1993 г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений в  области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального  обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования.

      В условиях массового высвобождения работников в связи с частичной или полной ликвидацией некоторых предприятий, учреждений, организаций предлагалась определенная программа по содействию занятости. Среди важнейших мероприятий – сокращение рабочего времени без сокращения численности рабочих, льготы и компенсации высвобожденным работникам, переквалификация до наступления срока расторжения трудового договора, временное приостановление найма новых работников и др.

      С принятием Концепции развития социального  обслуживания населения в Российской Федерации (август 1993 г.), по сути, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию». Устранению причин и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб.

      Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных  институтов помощи. Основными формами  деятельности этих служб являлись:

      материальная  помощь;

      помощь  на дому;

      обслуживание  в условиях стационара;

      предоставление  временного приюта;

      организация дневного пребывания в учреждениях  социального обслуживания;

      консультативная помощь;

      социальный  патронаж;

      социальная  реабилитация и адаптация нуждающихся;

      социальная  помощь.

      «Важная особенность Концепции заключалась  в том, что в ней предусматривалось  создание корпуса профессиональных служащих, социальных работников, тем  самым конструировалась профессия, истоки и традиции которой заложены в России еще в начале ХХ в.».22

      Изменяется не только идеология государственной помощи населению, но и механизм финансирования системы социальной защиты. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

      Уже несколько последних лет концепция  распределения федерального бюджета  РФ носит социальный характер.

      В целом концепция федерального бюджета на 2008 год направлена на обеспечение перехода к экономической политике, основанной на стратегии устойчивого социально-экономического роста, повышения благосостояния населения и развития инвестиционной активности

      Расходы бюджета РФ на 2008 год увеличились более чем на 25%, по сравнению с 2007 и составят 4,27 трлн. руб.

      Наибольшее  увеличение наблюдается по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» –  на 213,2%, «Здравоохранение и спорт» –  на 66%, «Национальная экономика» –  на 33,6%, «Охрана окружающей среды» –  на 32,5%, «Общегосударственные вопросы» – на 31,7% и «Образование» – на 26,4%. В 2008 году продолжилось поэтапное увеличение зарплаты бюджетников. В целом фонд оплаты труда работников бюджетной сферы возрос на 43,3 млрд. руб., по сравнению с 2007 годом, и составит 242,1 млрд. руб.

      Расходы федерального бюджета-2008 по разделу "Образование" составили более 206 миллиардов рублей, что на 32,6% больше, чем в 2007 году. Так, расходы на начальное профессиональное образование в 2008 году составили 6,7 миллиарда рублей, на среднее профессиональное образование - 21,8 миллиарда рублей, на высшее профессиональное образование - 158,9 миллиарда рублей.

      В 2008 году будут выделены средства на открытие 127 объектов образования федерального уровня, 358 образовательных учреждений будут реконструированы. Кроме того, в 2008 году будет выделено 1,5 миллиарда рублей на пополнение библиотечного фонда. На реализацию федеральной целевой программы "Русский язык" будет выделено 200 миллионов рублей, на программу "Дети России" - 220 миллионов рублей.

      1,5 миллиарда рублей выделено 20 тысячам  школ на реализацию мероприятий по обеспечению доступа в Интернет.

      На  оплату труда работающих в сфере  образования с учетом начислений планируется направить 98 миллиардов 853,5 миллиона рублей.

      На  образование гражданского назначения предусматривается 162 миллиарда 767,3 миллиона рублей, что превышает расходы предыдущего года на 36 миллиардов 771,6 миллиона рублей или 29,2%.

      На  обеспечение деятельности образовательных  учреждений, предоставляющих образовательные  услуги в сфере национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности предусматривается 43 миллиарда 250,2 миллиона рублей.

      Господдержка  талантливой молодежи, обучающейся  в системе образования, составила 200 миллионов рублей. В бюджете также заложены средства на премирование 10 тысяч лучших учителей страны.

      В настоящее время с министерством  финансов согласовывается вопрос о  выплате ежемесячно по одной тысяче рублей руководителям классов, которых  в России насчитывается около  миллиона.

      В федеральном бюджете на 2008 год были предусмотрены расходы на проведение прикладных научных исследований в сумме 107 337,1 млн. рублей, что на 16,7 и 15,5 процентных пункта выше расходов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете и расходов по уточненной росписи расходов федерального бюджета 2007 года.

 

      Заключение

 

      В данной работе рассмотрены модели развития социальной политики стран Северной Европы, которые считаются наиболее передовыми в данной области.

      К сожалению, опыт дынных стран не может  быть полностью использован Россией  в силу социо- культурных особенностей.

      Тем не мене некоторые направления из концепций развитых стран мы развиваем. В частности это касается развития социальной работы.

      В России на фоне резкого изменения  характера и форм социальных отношений, ломки привычных стереотипов жизненного опыта, утраты многими людьми социального статуса и перспектив развития как для общества в целом, так и для себя лично, возникли серьезные трудности, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Возросла социальная напряженность. Все это повышает значимость развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, а также необходимость подготовки социальных работников разных специализаций, для различных категорий клиентов.

      Положительным моментом в сфере государственного регулирования стало осознание приоритетов социальной политики. Это подтверждается социально ориентированными бюджетами РФ, принимаемыми в последние 2 года.

 

       Список литературы

 
      
  1. Актуальные  проблемы социальной политики в условиях перестройки. – М., 2008
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория — М.: Финансы 2007. — 260 с.
  3. Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории –М.: Юрист 2006. - 358с.
  4. Николаева-Чёрная А.В. Экономическая теория –М.: Инфра-М 2006.
  5. Алексеев А.А., Государство и право, М, 2005 
  6. Алексеев С.С., Россия у критической черты, М, 2005 
  7. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.
  8. Венгеров А.Б., Теория государства и права, М, 2008 
  9. Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. М., 1968.
  10. Коваленко А.И., Теория государства и права, М, 2007 
  11. Коваленко А.И.,  Правовое государство:  концепции  и реальность, М, 2006 
  12. Хропанюк В.Н., Теория государства и права, М, 2004
  13. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства М., 1997
  14. Кутафин О.Е., Основы государства и права: Учебное пособие, М, 1994. Общая теория государства и права Л., 2000

Информация о работе Социальная политика в России