Социальная политика в РБ: основные направления и механизм реализации

Автор: t**********@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целями настоящей курсовой работы является изучение социальной политики как предмета, обзор социальной политики в различных экономических системах, состояние действующей системы социальной политики в Республике Беларусь.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический аспект понятия социальной политики, определить ее объект действия и субъектов, определить типы социальной политики;
- изучить общие положения, на основании которых построена социальная политика в различных экономических системах. В качестве изучаемых систем избраны следующие страны: США, Швеция, Германия, Япония.
- изучить состояние социальной политики в Республике Беларусь и перспективы ее развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………….3
1. Сущность, цели и направления социальной политики………………………....5
2. Основные показатели результативности социальной политики……………...10
2.1. Уровень жизни, качество жизни……………………………………………...10
2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет……………………...11
2.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца……………………………...12
3. Социальная политика и ее особенности в зарубежных странах (Швеция, Япония, Германия, США)………………………………………………………….16
4. Состояние социальной политики Республики Беларусь, перспективы ее развития……………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………….…………27
Список литературы…………………………………………………..……………..29
Приложения……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая САВЧУК ФМ дку, 2 курс.doc

— 537.50 Кб (Скачать)

     Социальная  политика в Республике Беларусь построена  по принципу – все для народа. Она является приоритетом социально-экономического развития страны и важнейшим компонентом при переходе к устойчивому развитию экономики. Образование, здравоохранение, молодежная политика, пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, туризм, физкультура и спорт – в единственной стране на постсоветском пространстве развиваются динамично все составляющие социальной политики. Всебелорусским народным собранием, состоявшимся в феврале 2006 года, определены основные направления социально-экономического развития. И главное внимание уделяется именно человеку, с его социальными потребностями. Лозунг пятилетки 2006 – 2010 гг. – «Государство для народа».

     Национальная  стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года подтверждает этот лозунг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     1. Макроэкономика: социально ориентированный подход; Учеб. пособие / Э.А. Лутохиной. – Мн.: «Тесей», 2003. – 351 с.

     2. Социальная политика.; Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2004. – 736 с.

     3. Макроэкономика : учебное пособие для студ. экон. спец. вузов / А.В. Бондарь и др. - Минск : БГЭУ, 2007. - 415 с.

     4. Вагнер У., Гутник В. Регулирование рынка труда: опыт Германии и российские проблемы. // «Проблемы теории и практики управления», 2003, №1, с. 70 – 73.

     5. Волков А. Швеция на пути к выздоровлению. // «Мировая экономика и международные отношения», 1997, №6, с.132 – 135.

     6. Гутник В. Германия: дорога к подъему. //«Мировая экономика и международные отношения», 2000, №8

     7. Динкевич А.И. Особенности экономического развития Японии 90-х гг. // «Деньги и кредит», 2000, №6, с. 62 – 74.

     8. Ерофеева О.Н. Социальные нормативы: разработка и использование (опыт Республики Беларусь). // «Вестник БГЭУ», 2005, №5, с. 70 – 77.

     9. Полоник С.С. Социальное развитие //Беларуская думка, 2007, №7, с.5-13.

     10. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб.пособие/ В.Н. Шимов, Я.М. Александрович и др.; под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – С. 727 – 758.

     11. Ламеко П. Шведская модель экономической реформы. // «Белорусский банковский бюллетень», 2001, №2, с. 46 – 52.

     12. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. // «Белорусский экономический журнал», 2004, №3, с. 4 – 18.

     13. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. // «Рэспублiка», 24 лютага 2006.

     14. Рамзес В. Тернистый путь к материальному благополучию. Япония: реальность и перспективы. //«Мировая экономика и международные отношения», 2004, №9.

      15.    Экономика США / В.Б.Супяна. – Москва, 2003.– 650 с. 

      16. Национальный интернет портал РБ [Электронный ресурс]/ Министерство труда и социальной защиты. - Режим доступа: http://mintrud.gov.by

      17. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа -   http://belstat.gov.by

     18. Газета Совета Министров РБ  «РЕСПУБЛИКА» [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.respublika.info/5066/official/article41614/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОСНОВНЫЕ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПОКАЗАТЕЛИ

     РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ ЗА ЯНВАРЬ-ОКТЯБРЬ 2010 ГОДА 

 

Объемы производства валового внутреннего продукта, продукции  промышленности, инвестиций в основной капитал, продукции сельского хозяйства, розничного товарооборота и платных услуг приведены в текущих ценах, индексы – в сопоставимых ценах. 

1)  По организациям, учитываемым в текущем порядке. 

2) Данные приведены на конец периода в процентах к декабрю предыдущего года. 
 
 

 

1) Объемы внешней торговли товарами и их индексы приведены в фактических ценах. 

2) Данные приведены с учетом итогов переписи населения 2009 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2  

       

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 3 
 

       Начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь по отраслям экономики  

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 

     Бюджет  прожиточного минимума  

     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь № 1360 от 20 октября 2009 г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2009 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2009 г. по 31 января 2010 г.:   

в среднем  на душу населения  250070 руб.
для трудоспособного населения 266330 руб.
для пенсионеров  223250 руб.
для студентов  267030 руб.
для детей  в возрасте от 3 до 16 лет  305910 руб.
для детей  в возрасте до 3 лет  223060 руб.
 

 

     Структура бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения в ценах сентября 2010 года по статьям расходов: 

      

продукты  питания 54,0 %
плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги 16,0 %
предметы  гардероба 17,4 %
бытовые и транспортные услуги 6,6 %
товары  бытового и хозяйственного назначения 3,3 %
взносы  и платежи 3,3 %
предметы  первой необходимости, санитарии и лекарства 0,5 %
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 5 

     Минимальный потребительский  бюджет 

     Постановление Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 147 «О минимальных потребительских  бюджетах для разных социально–демографических групп населения» 

     Постановлением  утверждены среднедушевые минимальные  потребительские бюджеты в средних  ценах сентября 2010 г. в расчете  на месяц на период с 1 ноября 2010 г. по 31 января 2011 г. в следующих размерах для: 

     семьи из четырех человек — 459 620 руб.; 

     молодой семьи из трех человек — 473 920 руб.; 

     трудоспособного населения — 575 960 руб.; 

     пенсионеров — 478 250 руб.; 

     студентов — 437 430 руб.; 

     детей в возрасте до трех лет — 364 120 руб.; 

     детей в возрасте от трех до шести лет — 443 910 руб.; 

     детей в возрасте от шести до восемнадцати лет — 514 890 руб. 

     Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах сентября 2010 года по статьям расходов:   

продукты  питания 54,0 %
одежда, белье, обувь 19,0 %
пользование жилым помещением и коммунальные услуги 9,8 %
бытовые услуги, транспорт, связь 6,1 %
предметы  культурно-бытового и хозяйственного назначения 7,0 %
культурно-просветительные  мероприятия и отдых 1,9 %
взносы  и платежи 0,3 %
предметы  санитарии, гигиены, лекарства 1,9 %
 

     В настоящее время среднедушевой  минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права  граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.  
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 6 

     На  основании статьи 33 Закона Республики Беларусь от 30 октября 1992 года «О государственных  пособиях семьям, воспитывающим детей» в редакции Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2007 года, подпункта 6.35 пункта 6 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь постановляет:

     1. С 1 августа 2010 г. по 31 октября  2010 г. выплату государственных  пособий семьям, воспитывающим детей,  производить в следующих размерах:

     1.1. пособие в связи с рождением  ребенка:

     при рождении первого ребенка – 1 372 550 рублей;

     при рождении второго и последующих  детей – 1 921 570 рублей;

     1.2. пособие женщинам, ставшим на  учет в государственных организациях  здравоохранения до 12-недельного  срока беременности, — 274 510 рублей;

     1.3. пособие по уходу за ребенком  в возрасте до 3 лет – 274 510 рублей;

     1.3.1. пособие с учетом надбавки  в размере 75 процентов пособия  – 480 390 рублей – на детей  до исполнения полутора лет:

     рожденных женщинами вне брака, если сведения об отце ребенка в книге регистрации актов о рождении произведены по указанию матери;

     усыновленных (удочеренных) одинокими лицами;

     воспитываемых одним родителем, расторгнувшим  брак и не вступившим в новый брак, в случаях, когда другой родитель уклоняется от уплаты алиментов, детей, находящихся под опекой или попечительством, в случаях, когда родители уклоняются от уплаты алиментов;

     1.3.2. пособие с учетом надбавки  в размере 40 процентов пособия  – 384 310 рублей – на детей  в возрасте от полутора до 3 лет:

Информация о работе Социальная политика в РБ: основные направления и механизм реализации