Социальная политика в РБ: основные направления и механизм реализации

Автор: t**********@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целями настоящей курсовой работы является изучение социальной политики как предмета, обзор социальной политики в различных экономических системах, состояние действующей системы социальной политики в Республике Беларусь.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический аспект понятия социальной политики, определить ее объект действия и субъектов, определить типы социальной политики;
- изучить общие положения, на основании которых построена социальная политика в различных экономических системах. В качестве изучаемых систем избраны следующие страны: США, Швеция, Германия, Япония.
- изучить состояние социальной политики в Республике Беларусь и перспективы ее развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………….3
1. Сущность, цели и направления социальной политики………………………....5
2. Основные показатели результативности социальной политики……………...10
2.1. Уровень жизни, качество жизни……………………………………………...10
2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет……………………...11
2.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца……………………………...12
3. Социальная политика и ее особенности в зарубежных странах (Швеция, Япония, Германия, США)………………………………………………………….16
4. Состояние социальной политики Республики Беларусь, перспективы ее развития……………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………….…………27
Список литературы…………………………………………………..……………..29
Приложения……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая САВЧУК ФМ дку, 2 курс.doc

— 537.50 Кб (Скачать)

     Дифференциация  населения на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

• бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума ему или равен;

•  малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;

• обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;

•  богатые  семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.

     Крайним проявлением бедности является нищета. Семьи (индивида, домохозяйства) признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупных доходов. 

2.3 Социальная справедливость и кривая Лоренца 

     Денежные  доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение: 80/20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.

     Как было сказано выше, на величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

     В странах, на чьих территориях имеют  место различные климатические  условия, существенное значение приобретают географические факторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона, и соответственно предполагает различные уровни доходов.

     Для Беларуси можно выделить и экологический  фактор, связанный с последствиями  аварии на ЧАЭС и необходимостью дополнительных средств существования для жителей  пострадавших районов.

     Говоря  о дифференциации доходов, следует учитывать и такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут различаться в довольно значительной степени. Не обделенные в этом плане природой индивиды, обладая более высокой производительностью, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать «интеллектуальную ренту». Не последнее значение при этом имеет и работоспособность человека, его стремление добиться значительных результатов в своей деятельности.

     Известно, что величина доходов зависит от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться индивидам по наследство, вследствие чего неравенство доходов воспроизводится, способствуя данной категории лиц в получении лучшего образования и более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в получении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечение обстоятельств.

     Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.

     Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов, (Кд) — это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения и 10 % наименее обеспеченного.

     Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень  дифференциации населения.

     Различают также децильный, квинтильный и квартильный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно 10, 20, и 25 % самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25 % самого бедного.

     Более наглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между гражданами (семьями) можно, построив кривую распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат — кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящей на наименее обеспеченную часть семей.

     

     Если  бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения — 15 % доходов, то кривая Лоренца совпала бы с пунктирной прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45° и превратилась в прямую.

     Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрихпунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества [3, с.288].

     В современном мире наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини составляет 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини — 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.

     С проблемой неравномерного распределения  доходов связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она квалифицируется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению.

     Вопрос  борьбы с бедностью связан с проблемой  перераспределения доходов и  обеспечения социальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов вызывает сокращение численности среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет его стимулирующее воздействие на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе и усиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже экономическое благосостояние. Чтобы его повысить, необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

     Перераспределением  называется процесс изменения существующего в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако стремление к равенству на определенном этапе приводит к снижению производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей и стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным может повлечь снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех и других и общему уменьшению благосостояния общества.

     Кроме того, издержки, связанные с реализацией  перераспределительных программ, могут превысить выгоду от их осуществления. Передача доходов от богатых бедным осуществляется, по выражению известного экономиста А. Оукена, в «дырявом ведре», ухудшая положение богатых и не улучшая при этом положения бедных. Утечка из «дырявого ведра» такова: из каждых 350 дол, взятых у состоятельных людей, 250 теряются в процессе передачи бедным. В результате подобной перераспределительной политики люди могут менять свое рыночное поведение. Возникает проблема искажений: в результате борьбы с бедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковыми и, не работая, получать пособие. В свою очередь, более состоятельные люди начинают уклоняться от уплаты налогов, в результате чего государству не поступают средства, необходимые для помощи бедным [3, с.293].

     Итак, неоправданное неравенство подрывает  социальную стабильность, однако чрезмерные перераспределительные процессы снижают  эффективность экономической системы и могут уменьшить общественное благосостояние.

    1. Социальная политика и ее особенности в зарубежных странах (Швеция, Япония, Германия, США)
 

     Швеция 

     Каждая  социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.

     В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового демократического общества на базе государственного благосостояния[5, c.132].

     Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире.

     Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция всегда сохраняла исключительно  низкую безработицу: в послевоенный период, в середине 70-х годов, когда  серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых стран мира, в настоящее время.

     Есть  определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость  сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.

     Социальное  страхование составляет основной элемент  шведской социальной политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения в Швеции - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными). Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными, известное как страховая помощь [11, c .48].

     Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она дает возможность людям с  низкими доходами, нуждающимся в  интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционирует как финансовый инструмент и инструмент государственного управления.

     Система социального страхования финансируется  из государственных и местных  налогов, налогов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала из различных фондов. Главный источник (свыше 40%) – взносы с предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда заработной плат. Распределение средств ведется через Конторы Социального Страхования. 

Информация о работе Социальная политика в РБ: основные направления и механизм реализации